116 лет назад на воду спустили легендарный крейсер аврора

24 мая 1900 в Санкт-Петербурге спущен на воду легендарный крейсер «Аврора»

фото: tour-petersburg.com

116 лет назад под залпы салюта на верфи Нового Адмиралтейства Николаем II был спущен на воду крейсер «Аврора». Бронепалубное двумачтовое судно с водоизмещением 6,7 тонн, длинной 127 метров и шириной около 17 метров было оснащено 8 орудиями калибра 152 мм, 24 орудиями калибра 77 мм, 8 орудиями  калибра 37мм, 2 орудиями калибра 63,5 мм и тремя 381-мм торпедными аппаратами.

Крейсер получил свое название в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в времена Крымской войны: в 1854 году 44-пушечный фрегат «Аврора» отбил город от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.

Кстати, во время спуска на верхней палубе судна в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на той самой «Авроре».

16 июня 1903 года корабль официально вошел в состав Российского императорского флота.

Свое первое боевое крещение корабль получил уже через несколько лет в  Цусимском сражении в годы Русско-японской войны, однако был серьезно поврежден перекрестным огнем японских кораблей.

 В результате одного одного из попаданий начался пожар в близости от бомбового погреба. Лишь благодаря героической самоотверженности моряков «Авроры» удалось предотвратить угрозу взрыва и уничтожения корабля.

В том сражении погиб командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получив смертельное ранение в голову от осколков снаряда.  Скончались 14 матросов, 8 офицеров и 74 нижних чина получили ранения.

Судну удалось вырваться из окружения противника и взять курс на юго-запад.  21 мая выжившие корабли «Аврора», «Жемчуг» и «Олег» бросили якорь в филиппинском порту Манила, находящимся под контролем США. Согласно директиве, полученной американским командованием из Вашингтона, русские корабли должны были либо снять все вооружение, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Так, 26 мая 1905 года с крейсера были сняты все замки орудий и сданы в американский арсенал. На этой ноте война для «Авроры» закончилась.

В 1906 году «Аврора»  вернулась в Балтику и после ремонта переведена в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, в Африку, Таиланд и Индонезию

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота. Перед бригадой поставили задачу несения дозорной службы в устье Финского залива с целью своевременного обнаружения германских дредноутов.

11 октября 1914 года «Аврора», можно сказать, во второй раз избежала уничтожения —  на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» обнаружила два русских крейсера «Палладу» и «Аврору.

Оценив обстановку и сделав вывод, что новый отечественный крейсер представляет собой более ценную добычу, нежели ветеран русско-японской войны, командир германской подлодки принял решение торпедировать именно «Палладу».

 В результате попадания снаряда, на судне произошел взрыв в погребе боезапаса и крейсер затонул вместе со всем экипажем. «Авроре»  же удалось развернуться и укрыться.

В последствие «Аврора» отправилась в Петроград на ремонт.

7 ноября 1917 , согласно легенде, произошло знаковое событие — из пушки холостым выстрелом был отдан сигнал к штурму Зимнего дворца и начале Октябрьской революции.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. К 1922 году «Аврора» в очередной раз становится учебным судном, а в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы и использовались для защиты Ленинграда от фашистов.

30 сентября 1941 года «Аврора» была обстреляна и потоплена в порту Ораниенбаума. Уже после войны судно подняли, отреставрировали и поставили в Санкт-Петербурге на вечную стоянку.

Крейсер «Аврора» — филиал Центрального военно-морского музея. / фото: planetadorog.ru

В 1992 году на флагштоке «Авроры» появилось полотно Андреевского военно-морского корпуса.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Кстати, корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации.

А в сентябре 2014 года корабль был отправлен в Кронштадт на прохождение очередной ремонт работ. Планируется, что крейсер вернётся в состав флота 16 июля 2016 года.

Источник: http://ocean-media.su/24-maya-1900-v-sankt-peterburge-spushhen-na-vodu-legendarny-j-krejser-avrora/

Литературно-исторические заметки юного техника

Персонаж романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» инженер Птибурдуков.По данным первоисточника:

  • Имя: Сашук (очевидно — Александр);
  • Профессия: инженер. Судя по наличию в его библиотеке двух томов сопромата — инженер с приличным дореволюционным образованием;
  • Ближайшие родственники: брат-военврач;
  • Семейное положение: в гражданском браке с Варварой Птибурдуковой (бывш. Лоханкина);
  • Хобби: выпиливание лобзиком по дереву;
  • Возраст: немолодой;
  • Особые приметы: носит усы, на службе — фуражку, дома — синюю пижаму с шнурками.
Птибурдуков — персонаж, объеди­няющий в себе интерес авторов этого сайта к литературе, истории и технике. Несмотря на всю скудность и комичность сведений о нем, предоставленных нам Ильфом и Петровым, мы все же рискнем предположить основные вехи его биографии:Александр Прибурдуков родился и получил техническое образование в России. Если бы революция не прервала его карьеру, он служил бы техническому прогрессу своей страны. Но — случилось то, что случилось: империя рухнула, а Птибурдуков не уехал в эмиграцию и стал на службу новой власти. В период НЭПа он был достаточно высоко­опла­чиваемым специалистом, и мы можем предположить, что и индус­триализа­ция лишь увеличила бы его вос­требо­ванность.Однако не за горами 1937 год: специалист «из бывших» имел все шансы «встать к стенке» за «шпионаж в пользу Антанты», погибнуть «заключенным каналоармейцем», или пропасть на валке леса. Однако, при некотором везении, он мог и выжить, продолжив работу на благо страны инженером в «шарашке» — закрытом КБ, подведомственном НКВД.Его семейная жизнь с Варварой, вероятнее всего, завершилась бы в годы первых пятилеток: стране нужны были кадры, свободные от личных привязанностей, и эти привязанности безжалостно рубились. Хоть Варвара, не первый взгляд, совершенно не похожа на «жену декабриста», однако русские женщины не раз ломали общепринятые стереотипы. Сайт — о человеке на переломе истории. Нас интересуют люди, волею истории лишенные привычной жизни, вырванные из обжитых гнезд и брошенные на произвол судьбы, но не сломавшиеся, сумевшие приспособиться, укорениться на новом месте и выжить.Такая судьба настигала в нашей стране людей каждого поколения: кому-то на долю досталась Гражданская война и кол­лек­ти­ви­за­ция, их детям — Великая Оте­чес­твен­ная, внукам — пе­ре­строй­ка. А как назовут то, что переживут более молодые — покажет История. « — Была у нас Россия, великая держава…— И будет. Ну как тебе объяснить… Взять вот этот ломберный стол: он как есть стол, так и будет стол. И что бы ты с ним ни делал, все равно он будет стол. Ты можешь его перевернуть, опрокинуть вверх ножками, и все равно он будет стол. И более того: настанет время, и он встанет в свое нормальное положение, потому что стоять вверх ножками ему несвойственно. Вот так же и Россия: ее, вон, переверни вверх ножками, а настанет время, и она встанет в свое нормальное положение. Обязательно встанет!»Спектакль театра им. Моссовета «Белая гвардия»по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных»
Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!» Так!.. Но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавый!.. Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был — И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил! Федор Тютчев, «Цицерон»

   «…А не кажется ли вам иногда, Князь, что мы сейчас живем на переломе истории? Никогда не появляется у вас это ощущение? На переломе истории ужасно неуютно: сквозит, пахнет, тревожно, страшно, ненадежно, но с другой стороны — счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…

   …В самом деле, каково это — жить на переломе истории? Надо подумать. Что это такое, собственно, — перелом истории? Когда на перекрестках стоят броневики и чадят костры, на которых догорают старые истины, — это уже не перелом истории, это уже началась новая история.

А перелом — это производная по времени. Говорят, сердечники реагируют не на плохую погоду, а на изменение хорошей. Вокруг еще солнышко сияет, тепло благорастворение воздухов, но давление начало меняться, и сердечник хватается за сердце. Может быть, и с историей так же?…

»

Борис & Аркадий Стругацкие, «Отягощённые злом или Сорок лет спустя»

«…Будь я мыслителем, я бы не сидел всю жизнь согнувшись.»Геннадий Малкин

   «… Человек каменного века был значительнее, несомненно… Бесплатно, только из внутренней потребности, разрисовывал пещеры, думал, сидя у огня, о мамонтах, о грозах, о странном вращении жизни и смерти и о самом себе. Черт знает, как это было почтенно!.. Мозг еще маленький, череп толстый, но духовная энергия молниями лучилась из его головы…

А эти, нынешние, на кой черт им летательные машины? Посадить бы какого-нибудь франта с бульвара в пещеру напротив палеолитического человека. Тот бы, волосатый дядя, его спросил: «Рассказывай, сын больной суки, до чего ты додумался за эти сто тысяч лет?.. — «Ах, ах, — завертелся бы франт, — я, знаете ли, не столько думаю, сколько наслаждаюсь плодами цивилизации, господин пращур…

Если бы не опасность революций со стороны черни, то наш мир был бы поистине прекрасен. Женщины, рестораны, немножко волнения за картами в казино, немножко спорта… Но, вот беда, — эти постоянные кризисы и революции — это становится утомительным…

» — «Ух ты, — сказал бы на это пращур, впиваясь в франта горящими глазами, — а мне вот нравится ду-у-у-умать, я вот сижу и уважаю мой гениальный мозг… Мне бы хотелось проткнуть им вселенную…» »

Алексей Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина»

Источник: http://ptiburdukov.ru/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD_%D0%BD%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80_%C2%AB%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0%C2%BB

История легендарного революционного крейсера «Аврора»

Дремлет притихший северный город,Низкое небо над головой.Что тебе снится крейсер Аврора

В час, когда утро встает над Невой?

В этот день был спущен на воду крейсер «Аврора» — будущий символ Октябрьской революции.

Он был спущен на воду  в С-Петербурге при личном участии императора Николая II. Для понимания, что же снится крейсеру Аврора, предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой  и жизненный путь…

История «Авроры»

Бронепалубный крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Крейсер получил свое имя от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.Постройка новой Авроры заняла более шести лет — «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.Основное предназначение корабля — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог по причине слабой брони и недостаточной огневой мощи. Зато Аврора обладала солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер «Адмирал Нахимов» называл «Идиотом», броненосец «Сисой Великий» — «Инвалидным убежищем», яхту «Светлана» звал «Горничной», а «Аврора» удостоилась «почетного» титула «Проститутка подзаборная»))))2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев( «Аврора» отправилась к Цусиме.в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа — до ста человек убитыми и ранеными.Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, — в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля — число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали — размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин — минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на «Авроре» установили новинку — зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить…Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце «Паллада» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер «Аврора» сумел под шумок укрыться в шхерах.О судьбоносной роли «Авроры» в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.В 1918 году «Аврора» стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.Затем в течение десяти лет — с 1923 по 1933 год — крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу.Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер «Киров»), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти — подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, — четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.В 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла конороль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж — с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день — к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

Читайте также:  Танковый ас лавриненко: «погибать не собираюсь»

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль.

Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру.

Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А заново рожденный крейсер Франкинштейн «Аврора» был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы.

Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости.

Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие )))1 декабря 2010 года «Аврора» лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа «Аврора» окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили.

Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революционными:

России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы.

Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.Ныне «Аврора» опять покинула свое место у Нахимовского училища.На судоремонтном заводе в Кронштадте прошел ремонт судна.

Фото (С) Оксана КрайняяК 16 июля 2016 года планируется завершение ремонта и скорее всего, к августу он уже будет на своем историческом месте.Аврору на Кронштадтском морском заводе ремонтировали 2 года. Корабль вернулся к месту вечной стоянки в ночь с 15 на 16 июля.

Читайте также:  Абвер третьего рейха и его секреты

Срок эксплуатации «Авроры» продлен еще на 10 лет и в 2026 году кораблю снова потребуется новый ремонт.

Мой репортаж о возвращении Авроры

После этого ремонта Авроре окончательно отрезали ноги и теперь она никогда не сможет ходить сама. В 2014 году была идея поставить «Аврору» на ход, но теперь окончательно демонтировали системы, позволяющие поставить на нее двигатели.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

Источник: https://pantv.livejournal.com/1046645.html

24 мая 1900 г. — был спущен на воду крейсер «Аврора», будущий символ Октябрьской революции

В Санкт-Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства (11) 24 мая 1900 года лично императором Николаем II был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора» – водоизмещением 6 731 тонна, длиной 127 и шириной 16,8 метра, вооруженный четырнадцатью 152-миллиметровыми орудиями и шестью 76-миллиметровыми зенитными пушками. 

Заказ крейсеров типа «Диана» был вызван внешнеполитической обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившиеся противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать дипломатическим путём, сменились постоянно возрастающей «германской угрозой» на Балтике.

Новый виток гонки военно-морских вооружений на фоне напряжённой политической ситуации привёл в 1895 году к очередной корректировке двадцатилетней судостроительной программы России, принятой в 1881 году.

В рамках дополнений, внесённых в программу, были заказаны три «карапасных крейсера», ставших впоследствии крейсерами типа «Диана».

Исполнителем заказа был выбран Балтийский завод, специалисты которого в течение месяца представили на рассмотрение Морского технического комитета четыре эскизных варианта крейсеров различного водоизмещения. Основой для дальнейшей разработки был выбран созданный по инициативе С. К.

Ратника проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлся новейший в то время английский крейсер «Тэлбот».

Вплоть до ноября 1896 года происходило согласование тактико-технических характеристик будущих кораблей, а до этого (в начале июня) было принято решение о постройке серии — уже не из двух, как предполагалось изначально, а из трёх крейсеров.

Третий крейсер (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе. Работы по строительству «Паллады» и «Дианы» осуществлялись фактически одновременно, «Аврора» же отставала от графика на протяжении всей постройки и может считаться дополнительно строившимся кораблём проекта.

24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду.

Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду, «без перегиби и течи», как докладывал впоследствии К. М. Токаревский. «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества».

Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора». Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер прославленного парусника, а теперь вице-адмирал К. П. Пилкин.

На следующий день новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки главных машин. Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну.

Крейсер свое имя получил от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса. Новый крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. 

Боевое крещение корабль получил через 5 лет в Цусимском сражении во время Русско-японской войны, где был серьезно поврежден и потерял 15 членов экипажа. Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны. В Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

В 1906 году корабль возвратился на Балтику. После ремонта крейсер вошел в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии. 

В годы Первой мировой войны корабль нес дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл в Петроград на ремонт.

А 7 ноября 1917 года крейсер «Аврора» холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего двора и началу Великой Октябрьской революции.

Участвовал он и в сражениях Гражданской и Великой Отечественной войн, а в 1948 году легендарный крейсер был поставлен на вечную стоянку в Санкт-Петербурге. 

Источник: https://defence.ru/article/11057/

115 лет назад на воду был спущен крейсер «Аврора» | Серов. Новости. Газета Глобус

В 1900 году на воду был впервые спущен крейсер, которому суждено стать легендарным, — «Аврора». Вспомним основные вехи истории судна.

Приказ о строительстве крейсера 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана» был отдан 11 июня 1896 года. Непосредственные работы по формированию корпуса корабля начались в сентябре-октябре 1896 года под руководством корабельного инженера Э. Р. де Грофе.

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь богини зари у римлян. Это название было выбрано из 11 предложенных вариантов.

Спуск крейсера на воду состоялся утром 11 мая 1900 года (по старому стилю) в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона. Далее крейсер ждала череда испытаний, которая, вероятно, продлилась бы и дольше, если бы в 1903 году не встал остро вопрос о пополнении Тихоокеанской эскадры.

Общая стоимость крейсера «Аврора» составила примерно 6,4 млн рублей

14 июня состоялись итоговые испытания крейсера. После череды опытов 16 июня 1903 «Аврора» вошла в состав Российского императорского флота. На испытаниях были выявлены некоторые особенности нового крейсера: в частности, стала очевидна сложность управления кораблём при плавании в узостях из-за расположения гребных валов бортовых машин.

После начала русско-японской войны «Аврора» была включена в состав формировавшейся Второй Тихоокеанской эскадры. 26 и 27 сентября происходил Высочайший смотр эскадры, во время которого Николай II побывал на многих кораблях, произнося напутственные слова и благодаря экипажи за службу. 28 сентября эскадра направилась на Дальний Восток.

Во время стоянки на Мадагаскаре на Второй Тихоокеанской эскадре ожидали присоединения к главным силам дополнительных отрядов, шедших через Суэцкий канал. Здесь же до эскадры дошли известия о падении Порт-Артура и гибели Первой Тихоокеанской эскадры.

После того, как судна пришли во Владивосток, вечером 13 мая был получен приказ «с рассветом иметь пары во всех котлах и быть готовым к бою». В ночь на 14 мая эскадра вошла в пролив.

В Цусимском сражении экипаж потерял 15 человек убитыми и более 80-ти ранеными.

Как выяснилось, в этом историческом сражении «Аврора» выпустила по японским кораблям 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

Повреждения, полученные в Цусимском бою

В отличие от большинства остальных русских кораблей, прошедших Цусимский бой, крейсер «Аврора» избежал уничтожения и вместе с двумя другими крейсерами умудрился прорваться в нейтральный порт Манилу, где и был интернирован 25 мая 1905 года. В 1906 году крейсер своим ходом вернулся на Балтику, где стал учебным судном морского корпуса.
Выдержав Цусимское сражение, «Аврора» смогла своим ходом вернуться в Россию

«Аврора» приняла участие и в Первой мировой войне. Перейдя в середине июля 1916 году в Рижский залив через Моонзундский канал, крейсер принял активное участие в содействии сухопутным войскам, поддерживая их артиллерийским огнём. Несколько раз «Аврора» подвергалась атакам гидроавиации противника, но ни разу не пострадала.

6 сентября крейсер вернулся в Кронштадт и начал подготовку к капитальному ремонту, который должен был окончиться только к апрелю 1917 года. Однако его прервала революция.

Считается, что холостой залп с «Авроры» дал сигнал к штурму Зимнего дворца

Считается, что 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведенный по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца.

Однако, по мнению некоторых историков, которые изучали документы, относящиеся к Октябрьской революции, выстрел был сделан из Петропавловской крепости — на самой «Авроре» якобы вообще не было боеприпасов, ни боевых, ни холостых по причине нахождения ее в ремонте.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. С 1922 года «Аврора» снова становится учебным судном. С началом Великой Отечественной войны с «Авроры» списали курсантов, а сам корабль, находившийся в Ораниенбауме, включили в систему противовоздушной обороны Кронштадта.

В Ораниенбауме на грунте, 1944

В сентябре 1941 года после обстрела немецкими бомбардировщиками крейсер сел на грунт с креном 3° на правый борт. Продолжавшиеся обстрелы «Авроры» прекратились лишь со снятием блокады Ленинграда.
С начала Великой Отечественной и до снятия блокады Ленинграда немцы обстреливали «Аврору»

В августе 1944 года исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного экспоната Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

17 ноября 1948 года «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки на Большую Невку. Созданный на крейсере музей в 1956 году расширили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея.

В 1960 году, после кратковременного докового ремонта, постановлением Совета Министров СССР «Аврора» была включена в число памятников, охраняемых государством.

К этому времени крейсер перестал быть базой Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. На ордене изображён сам крейсер.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. В 1984 году крейсер был вновь отправлен на капитальную реставрацию, которая продолжалась до 1987 года. При реставрации часть корабля ниже ватерлинии вследствие невозможности восстановления была заменена на новую сварную: по сути, ему отрезали нижнюю половину и приварили новое днище.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. В 2012 году петербургские депутаты предложили вернуть крейсеру статус корабля № 1 в составе ВМФ с сохранением военного экипажа. Было решено отремонтировать крейсер. Сегодня на «Авроре» каждый день поднимают Андреевский флаг.

Источник: http://old.serovglobus.ru/115-let-nazad-na-vodu-byl-spushhen-krejser-avrora/

Этот день в истории: 24 мая 1900 года на Неве был спущен на воду крейсер «Аврора»

24 мая 2016
10:25

24 мая 1900 года император Николай II под залпы салюта спустил на воду один из самых легендарных кораблей российского флота — крейсер «Аврора».

Заказ крейсеров типа «Диана» был вызван внешнеполитической обстановкой, создавшейся в конце XIX века. Обострившиеся противоречия с Англией, которые удалось вскоре урегулировать дипломатическим путём, сменились постоянно возрастающей «германской угрозой» на Балтике.

Новый виток гонки военно-морских вооружений на фоне напряжённой политической ситуации привёл в 1895 году к очередной корректировке двадцатилетней судостроительной программы России, принятой в 1881 году.

В рамках дополнений, внесённых в программу, были заказаны три «карапасных крейсера», ставших впоследствии крейсерами типа «Диана».

23 июня 1896 года начальник Главного управления кораблестроения и снабжения (ГУКиС) вице-адмирал В.П. Верховский предписал приступить к работам по постройке в Новом Адмиралтействе «крейсера водоизмещением 6630 т.» типа «Диана». Такое название нового корабля сохранялось в официальных документах в течение почти года, до того момента, как Николай II принял решение об именовании крейсера.

Непосредственные работы по формированию корпуса корабля начались в Новом Адмиралтействе заводе в сентябре — октябре 1896 года. Однако к этому моменту всех необходимых для постройки материалов не было, так как Адмиралтейский Ижорский завод был перегружен заказами и не сумел справиться с изготовлением ряда ключевых элементов.

Читайте также:  Карибский кризис: ядерная точка

В связи с этим администрация завода стала настаивать на увеличении сроков работ. В результате часть заказа по распоряжению начальника ГУКиС разместили на Александровском чугунолитейном заводе. Название рождающемуся крейсеру дал лично император Николай II в апреле 1897 года.

Он повелел именовать строящийся крейсер «Авророй» в честь богини зари у римлян.

▼ читать продолжение новости ▼

В 11:15 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и обеих императриц состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно сошёл на воду.

«По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества» — так описал событие журнал «Нева».

Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора» — том самом 44-пушечном паруснике, который в период Крымской войны защищал Петропавловск от английской эскадры. Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер прославленного фрегата, а теперь вице-адмирал К.П. Пилкин.

«Аврора» без преувеличения являлась одним из самых передовых боевых кораблей своего времени. Новый бронепалубный двухмачтовый крейсер имел водоизмещение 6 731 тонны, его длина составляла 127 и ширина 16,8 метра.

Он имел хорошее артиллеристское вооружение в виде четырнадцати 152-миллиметровых орудий, а кроме того, обладал совершенно инновационной на тот момент системой ПВО в виде шести 76-миллиметровых зенитных пушек.

Крейсер «Аврора» вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. Боевое крещение корабль получил через 5 лет в Цусимском сражении во время Русско-японской войны, где был серьезно поврежден и потерял 15 членов экипажа. Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1906 году корабль возвратился на Балтику. После ремонта крейсер вошел в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии.

В годы Первой мировой войны корабль нес дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл в Петроград на ремонт.

А 7 ноября 1917 года крейсер «Аврора» холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего двора и началу октябрьского переворота.

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2016/05/24/etot-den-v-istorii-24-maya-1900-goda-na-neve-byl-spushchen-na-vodu-kreyser-avrora

Ровно 120 лет назад был заложен легендарный крейсер «Аврора»

Источник: Газета.ru

Ровно 120 лет назад — 4 июня 1897 года был заложен легендарный крейсер «Аврора». Это произошло на судоверфи «Новое адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейские верфи» Санкт-Петербурга).

Тогда никто не мог предположить, что корабль сыграет одну из важнейших ролей в российской истории, дав сигнал в октябре 1917 года началу штурма Зимнего дворца.

Однако помимо этого «Аврора» стала уникальным кораблем еще и тем, что принимала участие в трех войнах XX века — Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

В конце XIX века российское руководство приняло решение построить три крейсера нового типа, которые получили название «Проект «Диана». Русский императорский флот в те годы было необходимо модернизировать. Кроме того, усилилась военная угроза — как со стороны Англии, так и со стороны активно развивающейся Германии.

Строительство сильно затянулось, так как предприятия, производившие ряд комплектующих, были перегружены заказами и не успевали поставить их в срок. Корме того, в Российской империи не хватало мощностей и специалистов для создания корабельных двигателей нового типа, а потому машины для «Авроры» заказали у Франции.

Были и другие импортные комплектующие: рефрижераторную машину для корабля заказали в Великобритании. Вооружить корабль решили восемью 152-мм пушками Канэ, 24 пушками в 24 мм, восемью легкими пушками в 37 мм и четырьмя пулеметами «Максим». Общая стоимость работ составила порядка 6,4 млн рублей.

Название для нового крейсера выбирал лично император Николай II. Ему предложили список из возможных названий. Среди них были: «Аврора», «Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Аскольд», «Варяг», «Богатырь», «Боярин», «Полкан», «Нептун». Император написал на полях записки слово «Аврора».

Спущен на воду корабль был 11 мая 1900 года в присутствии Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые наблюдали за происходящим из Императорского павильона. В ходе испытаний на военном судне было выявлено множество недостатков.

В частности, компасы «Авроры» функционировали с серьезной девиацией, а машины не набирали полную мощность.

Лишь в 1903 году крейсер зачислили в состав Русского императорского флота.

Вскоре началась Русско-японская война. «Аврора» попала в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, ей предстояло, вместе с другими кораблями, предпринять переход с Балтийского в Тихий океан и вступить в схватку с противником.

«Несмотря на то, что корабль был зачислен в состав флота в 1903 году, к моменту войны это был уже далеко не новый корабль. Крейсера «Жемчуг», «Изумруд», а также броненосцы класса «Бородино» были новее. А крейсер «Олег» и вовсе превосходил «Аврору» по всем параметрам. В целом же конструкция «Авроры» была неудачной.

Сами офицеры говорили, что корабли типа «Диана» отличаются от трансатлантического пакетбота (судно для перевозки почты) лишь некоторым количеством шестидюймовых орудий.

Для своего времени «Аврора» был достаточно тихоходным и не очень хорошо вооруженным кораблем», — рассказал «Газете.Ru» военный историк Борис Юлин.

По его словам «Аврора» уцелела в крайне неудачной для России войне с Японией лишь благодаря умелым действиям экипажа и грамотному руководству командира крейсера Евгения Егорьева.

Поход к японским берегам не обошелся и без забавных курьезов. В африканском порту офицеры «Авроры» взяли на борт двух крокодилов в качестве домашних питомцев.

Через какое-то время их выпустили погулять на палубу, и одна из рептилий убежала от моряков и прыгнула за борт. Увы, в соленой воде океана крокодил погиб.

Кроме того, на корабле был организован любительский театр, посмотреть на актеров которого приходили даже моряки с других кораблей.

В составе 2-й Тихоокеанской эскадры «Аврора» вступила в Цусимское сражение, которое окончилось для российского флота полной катастрофой. Из 30 военных кораблей в том бою уцелело лишь шесть. Сам крейсер в ходе сражения прикрывал транспортные корабли эскадры. А затем пытался прикрыть огнем получившие тяжелые повреждения броненосцы.

При этом «Аврора» дважды оказывалась под перекрестным огнем противника и дважды выходила из огневой засады. Также в крейсер была выпущена торпеда, однако благодаря умелому маневру «Аврора» вовремя увернулась от нее.

Тем не менее японцам удалось нанести кораблю 18 серьезных повреждений, вывести из строя многие орудия, а также повредить все четыре трубы.

Несколько раз огнем противника с корабля был сбит флаг. Но всякий раз моряки с риском для жизни возвращали его на место. «Аврора» же выпустила по врагу порядка 2 тысяч снарядов из пушек всех калибров.

В бою погибли 16 матросов и офицеров крейсера, в их числе — командир Егорьев. Крейсеру удалось избежать пленения и дойти до Манилы на Филиппинах. Там он ремонтировался по соглашению между Россией и США до осени 1905 года.

На следующий год корабль прибыл в Российскую империю.

После Русско-японской войны «Аврора» несла службу в составе Балтийского флота, совершив несколько учебных и плановых выходов в море и длительных заграничных походов. В июле 1914 года крейсер вступил в Первую мировую войну после получения соответствующей команды от вышестоящего начальства.

«Аврора» в качестве сторожевого корабля патрулировала Финский залив, а также охраняла севший на мель немецкий крейсер «Магденбург», который позже был захвачен русскими моряками в качестве трофея. В 1916 году «Аврора» принимала участие в десантной операции русской армии в Рижском заливе, активно поддерживала пехоту артиллерийским огнем.

За это время противник несколько раз атаковал крейсер с помощью авиации, однако ни одного повреждения нанести ему не смог. Осенью 1916 года крейсер отвели в Кронштадт для капитального ремонта. С началом Февральской революции на «Авроре», команда которой до поры до времени сохраняла верность режиму, были размещены арестованные матросы с других кораблей.

Командир крейсера Михаил Никольский, опасаясь их влияния на команду, распорядился вывести арестантов с крейсера. Однако во время их конвоирования на берег команда взбунтовалась.

И Никольский вместе со старшим офицером Павлом Ограновичем лично открыли огонь по восставшим, убили одного из бунтовщиков.

Тогда выступления матросов были подавлены, однако на следующий день, 28 февраля, команда поддалась на агитацию рабочих с окрестных предприятий и поддержала революцию. Никольский и Огранович были убиты матросами.

Судьбоносный выстрел в октябре

К октябрю 1917 года «Аврору» возглавлял выборный судовой комитет, который избрал на пост командира лейтенанта Николая Эриксона. Ремонт крейсера завершился, вскоре он должен был выйти в море для испытания машин. Но входившие в комитет большевики не дали этого сделать.

Вместо этого «Аврору» пригнали на Неву, где в ночь на 15 октября по распоряжению большевистского руководства ее команда помогла свести Николаевский мост, разведенный юнкерами. А утром на борт крейсера прибыл начальник штаба восстания большевиков Владимир Антонов-Овсеенко, где отдал распоряжение об участии команды «Авроры» в штурме Зимнего дворца.

Командир Эриксон пытался сопротивляться, но угрозами его заставили подчиниться большевикам. В 21.40 командир бокового орудия Евдоким Огнев сделал выстрел в строну дворца, где размещалось Временное правительство.

После этого его взяли штурмом отряды Красной гвардии. По одной из версий, выстрел был холостым.

Однако очевидец событий американский журналист Джон Рид утверждает, что с крейсера стреляли боевым снарядом, из-за чего Зимний получил незначительное повреждение.

Во время Гражданской войны устаревшую «Аврору» отправили на стоянку в Кронштадт. В 1919 году его планировали затопить в Финском заливе чтобы не дать возможности кораблям интервентов приблизиться к Петрограду. Однако позже от этой идеи отказались.

В 1922 году по решению военной комиссии «Аврора» была переоборудована в учебный корабль. В этом своем качестве в 1923 — 1927 годах она совершила два похода вокруг Скандинавских стран, а также по маршруту Кронштадт — Архангельск. В 1941 году крейсер планировали исключить из списков флота, но осуществлению этого помешала Великая Отечественная война.

После начала боевых действий значительная часть команды «Авроры» добровольцами отправилась на фронт. А уже осенью 1941 года немецкая авиация начала бомбить крейсер.

16 сентября курсантам и немногочисленным офицерам удалось сбить немецкий бомбардировщик.

Но 27—30 сентября крейсер получил несколько попаданий уже из пушек немецкой дальнобойной артиллерии, в результате которых сел на грунт с креном 3° на правый борт.

Обстрелы корабля не прекращались до конца блокады Ленинграда. Кроме того, в июле 1941-го из 14 орудий «Авроры» создали батарею «А», которая располагалась в районе Дудергофа Ленинградской области. Служили на этой батарее моряки с крейсера, а также военнослужащие из других частей.

Эта батарея активно с 3 по 7 сентября вела огонь по скоплением сил немецких войск, которые располагались в окрестных населенных пунктах. Однако к 10 сентября немцы вошли в Дудергоф и оказались в тылу у батареи. На следующий день она была атакована с двух сторон неприятелем. Моряки отстреливались до полного израсходования боеприпасов.

После этого они либо взрывали орудие, либо портили на нем приборы наводки.

К 13 сентября эта батарея перестала существовать, из 165 тех, кто проходил на ней службу, к своим из окружения смогли вырваться лишь 26 человек.

«Эта батарея, несмотря на скоротечность своего участия в войне, внесла важный вклад в оборону Ораниенбаумовского плацдарма. Бои под Ленинградом в 1941 году отличались крайней ожесточенностью и были очень кровопролитными.

Общая обстановка для советских войск складывалась крайне неблагоприятно. В этих условиях моряки и солдаты батареи делали что могли и как могли.

Упрекать их в том, что они воевали хуже, чем другие, неправильно», — считает историк Борис Юлин.

Схожего мнения придерживается и петербургский краевед и журналист Лев Лурье. «Пушки батареи стреляли до тех пор, пока могли это делать, а ни один ее моряк или солдат не попал в плен. Для той ситуации, в которой они оказались, это было уже немало», — отметил он.

В августе 1944 года, когда Ленинград уже не был блокирован, комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота. С этого момента и началась вечная стоянка крейсера в Малой Невке. В экспозиции хранится более 500 уникальных экспонатов, среди которых документальные фотографии, корабельные предметы и документы, представляющие культурную и историческую ценность.

Уже в новейшей истории «Аврора» неоднократно попадала в топы новостных сводок. В ночь на 6 июня 2009 года во время Петербургского экономического форума на ее борту прошла вечеринка журнала «Русский пионер». Ведущими были журналисты Тина Канделаки и Андрей Колесников. Развлекал гостей своими песнями Сергей Шнуров.

Среди гостей вечера оказался полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, скандально известный олигарх Сергей Полонский.

После этого корабль для подобных празднеств закрыли, изредка устраивая на его борту благотворительные концерты. 6 октября 2011 года трое человек забрались на мачту крейсера и подняли пиратский флаг. Ответственность за акцию взяли на себя петербургские организации «Народная доля» и «Еда вместо бомб».

В сентябре 2014 года «Аврору» отбуксировали в Кронштадт для ремонта, который продлился два года. После этого судно вернули на место вечной стоянки в Санкт-Петербург.

Источник: https://news.mail.ru/society/29973710/

Ссылка на основную публикацию