Средний танк т-34

Танк Т-34 85 средний, экипаж, история создания и появления, устройство двигателя и технические характеристики ТТХ — размеры, вес и броня

Советский танк Т-34 по праву считается оружием Победы.

История появления Т-34

Появление советского Т-34 было вызвано необходимостью танка, оснащенного противоснарядной броней, мощным двигателем и вооружением — что прекрасно осознавало руководство советской страны в конце 30-х годов прошлого века. История рождения на свет Т-34 интересна и сложна, о ней написано немало книг. Если говорить коротко, то танк, известный всему миру как Т-34, был принят на вооружение 19 декабря 1939 года.

В 1940 году началось серийное производство этой машины. К началу войны с гитлеровской Германией СССР имел 1225 Т-34, из них более девятисот — в западных округах. Т-34 изначально задумывался как средний танк с противоснарядным бронированием и мощным орудием, способным пробить броню любого танка.

Сказать, что появление Т-34 стало для гитлеровцев большим сюрпризом – это значит не сказать ничего. Русский танк превосходил все, что имел на тот время Вермахт.

Ни одно из немецких противотанковых орудий не пробивало лобовую броню русского танка, для борьбы с ним приходилось использовать зенитную 88-миллиметровую пушку.

Не могли пробить броню «тридцатьчетверки» и немецкие танки, а 76-мм пушка советского танка крушила броню любой немецкой бронированной машины.

Тем не менее, еще в ноябре-декабре 1940 года во время испытаний первых серийных машин Т-34 было отмечено множество недостатков этого танка. В первую очередь отмечали тесноту и неудобство боевого отделения. Танк Т-34 страдал также «слепотой», то есть, имел очень плохой обзор. Приборы наблюдения и прицелы танка были низкого качества и неудобно расположены.

В начале 1941 года была создана новая модификация Т-34 М, в которой удалось избавиться от большинства недостатков Т-34, но после начала войны все работы по Т-34 М были свернуты. Перед заводами-производителями поставили единственную задачу – максимально увеличить выпуск танков для фронта и не отвлекаться на доработки.

Причины модернизации

К вопросу модернизации Т-34 вернулись уже в 1942 году, имея за плечами опыт практического использования танка. Тем более что немцы доработали свой основной танк Pz.

IV — на него была установлена 75-мм длинноствольная пушка и серьезно усилена броневая защита. Кроме того, в 1943 году Германия начала серийно выпускать средние и тяжелые танки Pz. VI «Тигр» и Pz.

V «Пантера», имевшие серьезное бронирование, значительную огневую мощь и во многом превосходившие советский танк.

Советские танки должны были приблизиться на минимальное расстояние к немецким машинам и только в этом случае пушка «тридцатьчетверки» имела шанс пробить броню «пантеры» или «тигра». Стало очевидным, что Т-34 срочно нуждается в модернизации — причем довольно глубокой.

Модификация Т-34-85

Именно таким модернизированным вариантом стала модель Т-34-85, в которой был применен целый ряд новшеств, существенно повысивших ТТХ машины.

В первую очередь был устранен главный недостаток Т-34 предыдущих модификаций – теснота башни.

Из-за этого экипаж предыдущих моделей Т-34 состоял из четырех человек, и командир танка выполнял и функции стрелка-наводчика. Был улучшен обзор изнутри машины.

Т-34-85 получил новую башню, внутри которой смогли поместиться уже три танкиста. Ее эргономика стала более удобной.

Башня танка Т-34-85 была увеличена в том числе и за счет расширения башенного погона, но при этом ни в корпус, ни в саму компоновку танка существенных изменений внесено не было. Вес танка увеличился до 32 тонн.

На него была установлена пушка С-53, калибром 85 мм, что позволило модернизированной «тридцатьчетверке» успешно сражаться с новыми немецкими танками.

После того как на вооружение был принят Т-34-85, все более ранние модели этого танка получили обозначение Т-34-76. Компоновка новой машины не имела принципиальных отличий от предшественников.

Было усиленно бронирование, что увеличило вес танка. На крыше башни появилась командирская башенка цилиндрической формы. Экипаж получил более совершенные приборы наблюдения, которые давали улучшенный обзор.

Однако в условиях войны пойти на полную модернизацию танка с глубоким изменением его компоновки не решились. Не изменилось устройство подвески, не стали менять положение двигателя, что позволило бы увеличить боевое отделение танка и сдвинуть башню назад.

Погон башни стал максимальным, то есть, установить на него еще более крупную башню для более мощной пушки стало невозможным. Иными словами, в плане вооружения этот танк достиг своего предела.

Основные ТТХ танка Т-34-85

Общие данные

  • Вес танка, т – 32,2
  • Компоновка – классическая
  • Экипаж, чел. – 5
  • Время производства – 1943-1958
  • Общее количество выпущенных танков – 35 000 шт.

Размеры танка

  • Длина корпуса – 8600 мм
  • Ширина корпуса – 3000 мм
  • Высота корпуса – 2700 мм
  • Клиренс – 400 мм

Видео: Т-34 85 в действии

Вооружение

Пушка ЗИС-С-53
Калибр, мм 85
Длина ствола, мм (калибров) 4641 (54,6)
Углы наведения орудия, град:
по горизонтали 360
по вертикали -5…+22
Начальная скорость/вес бронебойного снаряда, м/с/кг 792/9,2
Боекомплект, шт 56
Пулемёт ДТ
Количество, шт 2
Калибр, мм 7,62

Броня

Лобовая броня (толщина/угол наклона), мм/град:
Верх 45/60
Низ 45/60
Борт (толщина/угол наклона), мм/град:
Верх 45/40
Низ 45/0
Корма (толщина/угол наклона), мм/град:
Верх 45/48
Низ 45/45
Крыша, мм 20
Днище, мм 20
Башня (толщина/угол наклона), мм/град:
Лоб 90/0 (литая)
Борт 75/20 (литая)

Скорость движения

Максимальная 55
средняя по пересеченной местности 25
Препятствия:
подъём, град 35
спуск, град 40
крен, град 25
стенка, м 0,73
брод, м 1,3
ров, м 2,5
Среднее удельное давление на грунт, кгс/м3 0,84
Запас хода, км:
по просёлку 250
по шоссе 300

Двигатель

Марка В-2-34
Тип дизельный, жидкостного охлаждения
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-образное, 60°
Диаметр цилиндров, мм 150
Ход поршня, мм 180, 186,7
Максимальная мощность, л.с. (кВт) 500 (367,6)
Частота вращения, об/мин 1800
Рабочий объём, л 38,88

Ходовая часть

Подвеска пружинная
Гусеницы Металл.
Ширина гусеницы, мм 500
Шаг зацепления, мм 172
Число опорных катков на борт, шт 5
Диаметр опорного катка, мм 830

Т 34 85 появился на фронте в начале 1944 года. Машина прошла все крупные сражения 1944-1945 гг. и принимала участие в войне с Японией.

Несмотря на некоторые недостатки, танк Т-34-85 является наиболее совершенной модификацией прославленной «тридцатьчетверки». Именно этот танк стал символом победы. Он имел отличную маневренность, достойную броневую защиту, а его мощная пушка позволяла постоять за себя в бою. Кроме того, танк отличался несложной конструкцией, был дешев в изготовлении и обладал отличной ремонтопригодностью.

Видео: история Т-34 85

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/t-34-85/

Был ли Т-34 лучшим танком?

Дух танкиста — крепче стали! Остальное все — фигня! Нас учил товарищ Сталин,
Что — крепка у нас броня!
Бронированные гусеничные машины всегда занимали в советском обществе особое место. Танки в СССР делать умели, и ими гордились.

Юркие и проворные «быстроходные телеги» БТ, гонявшие самураев при Халхин-Голе, мобильные крепости КВ и ИС, «зверобои» СУ/ИСУ-152, бескрайние арсеналы послевоенных Т-54/55, один из лучших танков ХХ века Т-72 «Урал»… Про танки слагали песни и снимали фильмы, они стояли на пьедесталах в каждом русском городе, и каждый гражданин Страны Советов знал, что «броня крепка, и танки наши быстры». Среди множества конструкций, рожденных советскими танкостроителями, особое место занимает «танк Победы» Т-34, чей приоритет безоговорочно признавали даже зарубежные специалисты:«Исключительно высокие боевые качества. Мы ничего подобного не имели», — писал после первых встреч с Т-34 генерал-майор фон Мелентин. «Самый лучший танк в мире», — озвучил свое мнение генерал-фельдмаршал фон Клейст. «Получены тревожные донесения о качестве русских танков. Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было потеряно и перешло к противнику», — так отзывался о результатах танковых боев на Восточном фронте создатель танковых войск, генерал-полковник Гейнц Гудериан.Не менее высокая оценка была дана Т-34 британскими специалистами: «Конструкция танка свидетельствует о четком понимании важнейших боевых качеств бронетехники и требований войны… Создание и серийное производство таких совершенных танков в столь огромном количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого уровня…»

Кубок конструкторов

После всесторонних испытаний Т-34 на Абердинском полигоне американские военные не спешили рассыпаться в комплиментах и сделали вполне предсказуемые выводы, которые легли в основу феерического доклада начальника 2-го управления Главразведуправления Красной Армии генерал-майора В.

Хлопова:
Средний танк T-34, после пробега в 343 км, полностью вышел из строя, его дальнейший ремонт невозможен…Химический анализ брони показал, что броневые плиты советского танка имеют поверхностную закалку, основная масса броневой плиты представляет собой мягкую сталь.

Американцы считают, что, качество брони можно улучшить, увеличив глубину закалки… Неприятным открытием стала для них [американцев] водопроницаемость корпуса Т-34. В сильные дожди в танк через щели натекает много воды, что ведет к выходу из строя электрооборудования…Тесное боевое отделение.

Много претензий вызвал механизм поворота башни: электромотор слаб, перегружен и страшно искрит. Американцы рекомендуют заменить механизм поворота башни на гидравлическую систему или вообще на ручной привод…Подвеска «Кристи» признана неудачной.

Подвеска свечного типа была испытана в США еще в 30-е годы, и американская армия от нее отказалась…Танк, с американской точки зрения, признан тихоходным (!) — Т-34 преодолевает препятствия хуже, чем любой из американских танков. Всему виной – неоптимальная трансмиссия.

Несмотря на большую тяговооруженность танка, ходовая часть не позволяет реализовать весь заложенный потенциал.

Сварка бронеплит корпуса Т-34 грубая и небрежная. Мехобработка деталей, за редким исключением, очень плохая. Особенно американцев возмутила безобразная конструкция кулисы передач — после долгих мучений они заменили оригинальную конструкцию на собственную деталь. Было отмечено, что все механизмы танка требуют слишком много настроек и регулировок.

Гонки по непроходимой грязи. Вперед вырвались «Шерман» и «Першинг» с более соврешенной трансмиссией.В это же время, янки педантично отметили все положительные стороны танка Т-34, среди которых оказалось несколько неожиданных моментов:Выбор углов наклона броневых листов корпуса и башни указывает на превосходную снарядостойкость…Замечательные прицелы. Смотровые приборы не отделаны, но весьма удовлетворительные. Общие пределы обзорности хорошие.Пушка Ф-34 очень понравилась, надежна, очень простой конструкции, легко устанавливается и удобна в обслуживании.

Алюминиевый дизель В-2 очень легок для своих размеров [еще бы! В-2 разработывался как авиационный двигатель]. Чувствуется стремление к компактности. Единственной проблемой двигателя назван преступно плохой воздухоочиститель — американцы назвали конструктора саботажником.

В США была отправлена машина из «особой серии» — один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34, но американцы пришли в ужас от низкого качества деталей танка, обилия «детских болезней» и совершенного нелепых, на первый взгляд, конструкторских ошибок. Чтож, это был продукт крупносерийного производства.

В трудное военное время, в условиях эвакуации и всеобщего бардака, нехватки рабочих рук, оборудования и материалов. Настоящим достижением было не качество брони, а ее количество. Пятьдесят тысяч Т-34 – примерно столько танков наштамповали заводы СССР к моменту окончания Великой отечественной войны.

Читайте также:  Абвер третьего рейха и его секреты

Все достоинства и недостатки Т-34 были хорошо известны в СССР задолго до испытаний в США. Именно потому госприемка так долго отказывалась принимать «сырой» танк на вооружение, а на протяжении всей войны разрабатывались детальные проекты нового среднего танка: Т-34М, Т-43, Т-44, в которых шаг за шагом исправлялись недостатки оригинальной «тридцатьчетверки».

Сам Т-34 в процессе производства тоже непрерывно модернизировался – в 1943 году появилась новая трехместная башня-«гайка», четырехступенчатую КПП заменили на пятиступенчатую – танк стал развивать на шоссе более 50 км/ч. Увы, сдвинутая вперед башня не позволяла усилить лобовую броню, передние катки и так были перегружены.

В результате Т-34-85 так и пробегали до конца войны с 45 мм лбом. Недостаток удалось исправить только в послевоенном Т-44: двигатель развернули поперек корпуса, боевое отделение сместилось ближе к центру, толщина лобовой брони сразу возросла до 100 мм.

В то же время, для 1941 года Т-34 был революционной машиной: — длинноствольное 76 мм орудие (по сравнению с зарубежными образцами танкового вооружения)- рациональные углы наклона брони- тяговитый дизель мощностью 500 л.с.- широкие гусеницы и отличная проходимостьНи у одной армии мира тогда не было на вооружении столь совершенных боевых машин.

Боевой зачет

Средний танк T-III. Выпущено 5000 единиц.Средний танк T-IV, самый массовый танк Вермахта. Выпущено 8600 единиц.Средний танк Pz.Kpfw.38(t) производства Чехословакии. На вооружении Вермахта поступило 1400 единиц.Танк «Пантера». Выпущено 6000 единиц.Великий и ужасный «Тигр». Выпущено 1350 единиц.

Cчет «Королевских Тигров» шел на сотни: немцы успели выпустить всего 492 машины.С точки зрения арифметики, на вооружении Вермахта находилось около 23 000 «настоящих» танков (я нарочно не учел танкетку Т-I, легкий танк Т-II с противопульной броней и 20 мм орудием и сверхтяжелый танк «Маус»).
А на войне, как на войне…

С точки зрения обывателя, стальная лавина из 50 000 лучших в мире танков Т-34 должна была смести весь этот немецкий хлам и победоносно завершить войну 9 мая 1942 года (к слову, только в 1942 году советская промышленность произвела для фронта 15 тысяч Т-34).

Увы, реальность оказалась обескураживающей – война продолжалась долгих четыре года и унесла миллионы жизней советских граждан. Что касается потерь нашей бронетехники, то историки приводят цифры от 70 до 95 тысяч танков и САУ.

Получается…Т-34 незаслуженно присвоено звание «лучшего танка»? Факты красноречиво свидетельствуют, что Т-34 не был «рабочей лошадкой» Красной Армии, Т-34 был «пушечным мясом»…Что происходит, товарищи?

Погрешность в расчетах

Танки редко воюют с танками. Несмотря на красочные описания дуэлей «Т-34 vs Пантера» или «Тигр vs ИС-2», половина потерь бронетехники стали результатом работы противотанковой артиллерии. Легендарные советские«сорокопятки», 37 мм немецкие «колотушки», грозные 88 мм зенитки, с надписью на лафете «Стрелять только по КВ!» — вот они, настоящие истребители танков.

Именно с этой позиции нужно смотреть на применение Т-34.
Выстрелы к советскому 57 мм противотанковому орудию ЗИС-2. На все случаи жизни.К концу войны положение танкистов стало катастрофическим – немцам удалось создать простое и дешевое противотанковое средство, идеальное для боя в городских условиях.

Темп выпуска «Фаустпатронов» доходил до 1 миллиона в месяц!«Фаустпатрон» не являлся таким грозным оружием для нашего непревзойденного танка Т-34.

Во время наступления я очень серьёзно разговаривал с личным составом и выяснил, что фаустпатрон являлся жупелом, которого отдельные танки боялись, но повторяю, что в Берлинской операции фаустпатрон не являлся таким страшным оружием, как представляют некоторые.»Ценой хвастливым словам командующего 2-й гвардейской танковой армией маршала бронетанковых войск С.И.

Богданова стали тысячи сгоревших танкистов, не доживших до Победы всего несколько дней.

В наше время реактивный противотанковый гранатомет продолжает оставься одним из самых страшных противников бронетехники – чрезвычайно скрытное, мобильное и неуловимое оружие, которое, как показывает практика, способно уничтожить любой танк, несмотря на хитроумную многослойную защиту.Второй злейший враг танков – мины. На них подорвались 25% бронированных гусеничных машин. Часть машин были уничтожены огнем с воздуха. При знакомстве с цифрами статистики становится понятно, что танковое побоище под Прохоровкой всего лишь редкое стечение обстоятельств.

Фердинанд

Дискуссии о количестве немецкой бронетехники часто обходят стороной самоходные артиллерийские установки на шасси немецких танков. На самом деле, немцам удалось создать в этой области ряд эффективных противотанковых средств. Например, малоизвестный для широкой публики «Насхорн» (нем. носорог) – 88 мм пушка «Насхорна» пробивала любой советский танк на дистанции 1,5 километра.

500 САУ этого типа доставили немало бед Красной Армии – известны случаи, когда «Носорог» сжигал роту Т-34.Вот выползает из укрытия одиозный «Фердинанд» — чудо немецкого гения, тяжелый истребитель танков массой 70 тонн. Огромная бронированная коробка с экипажем из шести человек не могла развернуться на тяжелом бездорожье и ползла на противника по прямой.

Несмотря на насмешливое отношение к «Фердинанду», до конца войны так и не был решен вопрос с его 200 мм лбом – «Федя» не пробивался никакими обычными средствами. 90 машин превратились в настоящее пугало, каждая уничтоженная немецкая САУ отражалась в отчетах как «Фердинанд».Все знают про 1400 чешских танков Pz.Kpfw.38(t).

А многие ли знают об истребителе «Хетцер» на шасси этого танка? Ведь их было выпущено более 2000! Легкая, проворная машина, при массе 15 тонн обладала приемлемой защищенностью, подвижностью и огневой мощью. «Хетцер» был настолько крут, что его производство продолжалось после войны, и он стоял на вооружении Швейцарской армии до 1972 года.

Среди многочисленных конструкций немецких САУ, самой совершенной и сбалансированной была «Ягдпантера». Несмотря на малое количество – всего 415 машин – «Ягдпантеры» задали жару и Красной Армии, и союзникам.В итоге мы видим, что немцам для ведения боевых действий тоже требовалось огромное количество бронетехники, потери наших танкистов уже не кажутся столь невероятны.

И с той, и с другой стороны для танков и САУ было достаточно задач: укрепления, техника, артиллерийские позиции, оборонительные рубежи, живая сила… Все это нужно было уничтожать, давить, разрушать, преодолевать, защищать, контратаковать и прикрывать.

Средние танки были чрезвычайно популярным видом боевой техники – они выгодно отличались умеренной массой и рациональным сочетанием боевых качеств. Аналогами «тридцатьчетверки» чаще всего называют немецкие танки Т-IV и Т-V «Пантера», а также американский М4 «Шерман». С него, пожалуй, и начнем.

Универсальный солдат

По характеристикам «Шерман» очень близок Т-34-85 – до сих пор не утихают жаркие споры о том, кто был лучше. Силуэт Т-34-85 ниже на 23 сантиметра. Зато у «Шермана» верхняя лобовая деталь корпуса толще на 6 мм… Стоп! Мы так ничего не добьемся, нужно подходить к делу аналитически.

Серьезные исследования говорят, что 76 мм пушка «Шермана» благодаря использованию БПС обладала большей бронепробиваемостью, но уступала 85 мм орудию Т-34 по фугасному воздействию. Паритет!У Т-34 толще бортовая броня, бронелисты имеют рациональный угол наклона.

С другой стороны, наклон бронелистов имеет смысл, когда калибр снаряда равен толщине брони. Потому 75 мм пушка «Пантеры» пробивала как фольгу и наклонный 45 мм борт нашего танка, и 38 мм прямой борт «американца».

Я уже не говорю о «фаустпатронах»…О боевых возможностях «Шерманов» ярче всего говорит тот факт, что ленд-лизовские «иномарки» поступали на вооружение только Гвардейских дивизий.

Кроме комфортного боевого отделения, «Шерман» обладал менее известными достоинствами: например, в отличии от других средних танков, он был вооружен крупнокалиберным пулеметом. Танкистам нравился точный и удобный гидравлический привод башни – их выстрел всегда был первым.

А еще «Шерман» был более тихим (Т-34 гремел так, что было слышно за километры).Кроме 49 тысяч танков, выпущенных во множестве модификаций (каждая — под конкретную задачу), на базе «Шерманов» было создано 2 типа реактивных систем залпового огня, 6 самоходных артиллерийских установок и 7 типов мостоукладчиков, тягачей и ремонтно-эвакуационных машин.

Т-34 тоже не прост: на шасси советского танка были созданы убойный истребитель танков СУ-100, мощное штурмовое орудие СУ-122, три вида тягачей, мостоукладчик ТМ-34 и самоходный кран СПК-5. Паритет!Как мы видим, различия минимальны, каждый танк хорош по-своему. Единственное, чего нет у «Шермана» — той яркой и трагической боевой истории: африканская песочница, зимние забавы в Арденнах и ограниченное появление на Восточном фронте не могут сравниться с четырехлетней кровавой кашей, что выпала на долю сурового Т-34.

Рядовой Панцерваффе

Летом 1941 года у немецкого Т-IV все складывалось скверно – советские снаряды прошивали его 30-мм борта, как кусок картона. В то же время, «обрубок» его короткоствольного 75 мм орудия KwK.37 не мог пробить советский танк даже в упор.

Радиостанция и оптика Carl Zeiss это конечно хорошо, но что будет, если на Т-IV, например, грохнется трансмиссия? О, это будет вторая часть Марлезонского балета! Коробку передач будут вытаскивать через погон снятой башни. А вы говорите, у вас на работе проблемы…У Т-34 таких фокусов не возникало – задняя часть танка разбиралась, открывая доступ в МТО.

Справедливо будет отметить, что уже к 1942 г. техническое превосходство снова вернулось к немцам. С новой 75 мм пушкой KwK.40 и усиленной броней Т-IV превратился в грозного противника.Увы, Т-IV совсем не подходит на звание лучшего.

Какой лучший танк может быть без победоносной истории?! Да и собрали их слишком мало: супер-промышленность Третьего Рейха кое-как осилила 8686 танков за 7 лет серийного производства. Может быть, и правильно сделали…еще Суворов учил, что воевать нужно не числом, а умением.

Проект-катастрофа

Ну и напоследок, легендарная «Пантера». Скажем прямо: немецкая попытка создать новый средний танк в разгар войны полностью провалилась. «Пантера» получилось громоздкой и сложной, вследствие чего она потеряла главное качество Среднего танка – массовость.

5976 машин оказалось слишком мало для войны на два фронта.С технической точки зрения, «Пантера» на голову превосходила Т-34, но это было куплено слишком дорогой ценой – 45 тонн массы покоя и вечные эксплуатационные проблемы.

При этом, по странному стечению обстоятельств, «Пантера» оказалась недовооружена: тощий ствол 75 мм орудия кажется явным диссонансом на фоне массивного корпуса танка. (Недостаток обещали исправить на «Пантере-II», установив нормальную 88 мм пушку).

Да, «Пантера» была сильна и опасна, но ее стоимость и трудоемкость производства приближались к параметрам танка «Тигр». При этом возможности остались на уровне обычного среднего танка.

Итоги

Лучшего танка, как вы уже поняли, не существует. Слишком много параметров и условий в этой задаче.

Конструкция Т-34 безусловно несла в себе новизну, при этом, еще один Кубок конструкторов стоит вручить труженикам уральских заводов – они совершили подвиг, начав массовое (правильнее — сверхмассовое) производство танков в самые тяжелые времена для нашей Родины.

Читайте также:  Чем кормили солдат в советской армии

Что касается боевой эффективности — тут Т-34 вряд ли попадет даже в десятку лучших. Любой «Насхорн» заткнет «тридцатьчетверку» за пояс по количеству нанесенного ущерба в расчете на один танк. Здесь безусловный лидер – непобедимый «Тигр».

Однако существует еще один, самый важный — стратегический зачет.

Согласно этому конкурсу, каждый танк нужно рассматривать как элемент содействия успехам армии в геополитическом масштабе. И здесь Т-34 стремительно возносится на вершину – благодаря своим танкам Советский Союз победил фашизм, что определило дальнейшую историю всего мира.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/20559-byl-li-t-34-luchshim-tankom.html

Танк Т-34

Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть.

Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34.

Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах.

В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней.

Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения.

Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

История создания танка Т-34

13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20.

Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20.

В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.

В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.

По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни.

Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2.

Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.

Совместные испытания обоих машин проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических.

Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались.

По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.

В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение.

Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода.

Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.

В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600.

Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ), который должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 году.

Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона.

Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет.

Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.

Маска пушки Л-11 Маска пушки Ф-34

Второй опытный образец А-34

Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.

Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки.

К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома).

При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.

Таким образом осенью 1941 года единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде.

Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Таким образом, в городе был организован практически полный цикл производства.

Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле.

Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.

Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Существует таблица производства Т-34, которая несколько отличается по количеству выпущенных танков:

Производство Т-34

Завод 1940 год
ХПЗ № 183 (Харьков) 117
№ 183 (Нижний Тагил)
№ 112 «Красное Сормово» (Горький)
СТЗ (Сталинград)
ЧТЗ (Челябинск)
УЗТМ (Свердловск)
№ 174 (Омск)
Всего 117

Источник: http://pro-tank.ru/teh-dok/109-t-34

Средний танк Т-34

12 июля на орловском направлении перешли в наступление войска Брянского фронта. 18 июля в бой была введена свежая танковая группировка — 3 гв.ТА (475 Т-34, 224 Т-70).

На белгородско-харьковском направлении к 23 июля наши войска вышли на позиции, которые занимали до начала немецкого наступления. 3 августа началось контрнаступление Воронежского и Степного фронтов. К этому времени танковые соединения были пополнены боевой техникой. Так, 1-я танковая армия имела в своем составе 549 танков (из них 412 Т-34).

В целом же в Курской битве и последовавших за ней в 1943 году операциях на Украине танки Т-34, вооруженные 76-мм пушкой, использовались в наиболее массовых количествах. Следует, однако, отметить, что основным их противником были вовсе не танки, по причине малочисленности последних, а немецкая противотанковая артиллерия.

Именно на огонь противотанковых и танковых пушек приходилось в 1943-1945 годах около 90% потерь наших танков. К сожалению, многие современные «любители» танков это начисто игнорируют и продолжают тупо сравнивать Т-34 с Пантерами и Тиграми по общим числам потерь (понесенным неизвестно от чего и в каких обстоятельствах).

ТАБЛИЦА 6. Потери Т-34 в зависимости от калибра немецких орудий.

ПериодПотери, %20 мм37 мм50 мм L4250 мм L6075 мм88 мм105 мм128 ммНеизвестно
До сентября 1942 4,7 10 7,5 54,3 10,1 3,4 2,9 7,1
Сталинградская операция 1942-1943 25,6 26,5 12,1 7,8 28
Курская битва, Центральный фронт, 1943 10,5 23 40,5 26

Из данных, приведенных в таблице 5, видно, что в 1943 году 66,5% танков Т-34 было подбито огнем 75- и 88-мм танковых (танки Pz.lV, Pz.V и Pz.VI) и противотанковых пушек.

В начале войны Т-34 имел преимущество перед танками противника в дистанции огневого боя, поскольку его пушка могла поразить любой немецкий танк на дальности до 1000 м. Дистанция же обстрела наших танков, как правило, не превышала 300 м.

В 1943 году с ростом толщины брони немецких танков дальность эффективной стрельбы по ним резко сократилась и не превышала 500 м даже для подкалиберного снаряда. В это же время 75- и 88-мм длинноствольные немецкие пушки могли поражать Т-34 на дистанциях до 900 и 1500 м соответственно.

Таким образом, к концу 1943 года танк Т-34 уже не соответствовал ставившимся перед ним задачам. Требовалась кардинальная модернизация. Было признано, что «Т-34 стал проницаем для немецких орудий на всех дистанциях действительного огня». В итоге был создан танк Т-34-85.

Что же касается Т-34, то, начиная с 1944 года их количество в действующей армии неуклонно сокращалось. Сохранившиеся машины еще принимали участие во всех операциях, проводившихся Красной Армией в 1944 — 1945 годах, включая Берлинскую, но, в основном, были уже выведены из первой линии, а также использовались в тыловых частях в качестве учебных.

Читайте также:  Возможная причина развала ссср

В частях Советской Армии танки Т-34 встречались вплоть до начала 50-х годов.

Помимо Красной Армии в период Второй мировой войны танки Т-34 состояли на вооружении Народного Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) и Чехословацкого корпуса.

С июля 1943 года по январь 1945-го Войско Польское получило 118 танков Т-34, главным образом с завода «Красное Сормово» и ремонтных предприятий.

На момент окончания боевых действий в Европе в различных польских воинских частях (1-й танковой бригаде. Офицерской танковой школе, 3-м учебном танковом полку и др.) имелось 62 танка этого типа.

Некоторое количество этих машин переоборудовали в БРЭМ и эксплуатировали еще в 50-х годах.

Указать точное количество танков, полученных НОАЮ и Чехословацким корпусом, не представляется возможным. По-видимому, речь может идти о нескольких десятках единиц.

Трофейные танки Т-34 в ограниченном количестве использовались в вермахте. В частности, во время наступления под Курском летом 1943 года в моторизованной дивизии СС «Рейх» имелось 25 «тридцатьчетверок». На части из них немцы установили свои командирские башенки. Помимо этого, некоторые Т-34 были переделаны немцами в ЗСУ и эвакуационные машины.

В финской армии число танков Т-34 не превышало 9 единиц, 7 из которых эксплуатировались до 1960 года.

Незначительное количество Т-34 использовалось в частях венгерской и румынской армий, а также в Русской освободительной армии генерала А.А.Власова.

Источники: «Танк T-34. Руководство службы», Воениздат, 1941; «Танк T-34. Руководство», Воениздат, 1944;»Средний танк T-34. Альбом конструкций», НКТП, 1941; «О производстве танков Т-34 в 1940 году» АП РФ. Ф.93. Коллекция документов;М.Павлов, И.Павлов, И.

Желтов «Советские средние танки довоенного периода», Экспринт, 2000; И.Желтов и др. «Неизвестный Т-34», Экспринт 2000; Бронеколлекция №3, 1999; И.Шмелев «Танк T-34», Техника и вооружение №11-12, 1998;Thomas I.Jentz «Panzer Truppen», Shiffer Military History, Atglen, PA; J.

Magnuski «Wozy bojowe», LWP, Warsawa, 1985; «Soviet tanks in combat 1941-1945. The T-28, T-34, T-34-85 and T-44», Concord publ. company;

S.Zaloga, J.Grandsen «T-34 in action»

Литература по теме:

Экспериментальный танк А-20

Схема бронирования А-20

Совместные учения Т-34 и Тетра…

t34_135

Экспериментальный танк А-32

t34_134

t34_94

Экспериментальный танк А-20 на…

ot34_2

t34_70

Экспериментальный танк А-32 на…

t34_68

t34_67

ot34_3

Второй опытный образец танка А…

Второй опытный образец танка А…

Экспериментальный танк А-32 на…

t34_65

t34_64

pt34_1

Пара тракторов СТЗ-65 вытаскив…

pt34_2

Экспериментальный танк А-34. П…

Экспериментальный танк А-34. П…

t34_60

t34_61

T-34-76 образца 1941 г. Юго-За…

pt34_3

T-34 образца 1942. Юго-западны…

Экспериментальный танк А-34. В…

Экспериментальный танк А-34. В…

pt34_4

T-34-76 образца 1940 года с пу…

Экспериментальный танк А-34. В…

Т-34 готовятся к стрельбе по в…

БРЭМ лейтенанта Щукина (слева)…

t34_42

Поврежденный (вероятно) танк Т…

Серийный танк Т-34 образца 194…

Экспериментальный танк А-34. В…

T-34 с пушкой Ф-34 на испытани…

Экспериментальный танк А-20 на…

Поврежденный и застрявший в гр…

Завязший на лугу Т-34 довоенно…

Завязший на лугу T-34-76 образ…

Экспериментальный танк А-20 на…

t34_04

t34_31

t34_25

t34_66

T-34 образца 1942 майора П.Я.Р…

Испытания танка А-20 на колесн…

Экспериментальный танк А-20

t34_05

Экспериментальный танк А-32 на…

t34_06

Самый первый Т-34, еще без воо…

Экспериментальный танк А-20 на…

t34_107

Хорошо замаскированный Т-34 в …

t34_11

t34_106

t34_13

Поле боя у поселка Ахтырка. Ку…

Т-34 перед атакой. Сталинградс…

БРЭМ, переделанная из обычного…

Этот T-34 образца 1942, снабже…

t34_16

t34_17

t34_102

Т-34 с дополнительным брониров…

T-34 образца 1941. 1-я Гвардей…

t34_132

Танковая часть в лесу. Вероятн…

t34_20

t34_133

Новенький Т-34 образца 1942 по…

t34_128

t34_22

t34_23

 Оцените этот материал:

79

Источник: http://www.battlefield.ru/t34/stranitsa-12.html

Средний танк Т-34-85

Год выпуска 1943 год
Всего произведено 22609
Масса 32 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 2,72 м
Ширина 3 м
Длина 6,1 м
Вооружение
Пушечное 85-мм ЗИС-С-53 (55 снарядов)
Пулеметное 2×7,62-мм ДТ (1890 патронов)
Бронирование
Лоб 90 мм 
Борт 60 мм 
Корма 47 мм 
Крыша 23 мм
Днище 22 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2-34
Мощность 520 л.с.
Тип дизельный
Скорость по дороге — 55 км/ч;по бездорожью — 30,5 км/ч
Запас хода по дороге — 360 км;по бездорожью — 313 км
Давление на грунт 0,718 кг/см2

Описание

Танк Т-34-85 был поставлен на производство зимой 1943-1944 гг.

Он вооружался 85-мм пушкой, установленной в литой башне, первоначально разрабатывавшейся для тяжелого танка КВ-85. База танка почти не изменилась по сравнению с Т-34-76.

Увеличенная башня вмещала трех членов экипажа, так что командир наконец был освобожден от посторонних функций и мог полностью сосредоточиться на своих основных обязанностях по руководству действиями экипажа.

Широкие гусеницы позволяли машине двигаться по любому грунту, включая раскисшую грязь и снег, допуская действия в условиях, непроходимых для германских танков.

Уже в 1944 г. Т-34-85 применялся не только как танк, но и как транспортер пехоты. Поручни на корпусе позволяли пехотному «танковому десанту» передвигаться по полю боя на броне.

В январе 1945 года двухстворчатую крышку люка командирской башенки заменили на одностворчатую. На танках послевоенного выпуска (завод «Красное Сормово») один из двух вентиляторов, установленных в кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало лучшей вентиляции боевого отделения

Модификации включали огнеметный танк с установкой огнемета вместо лобового пулемета, самоходные артиллерийские установки СУ, танк-тральщик с Катковым минным тралом, мостовой танк.

С поврежденных в бою танков снимали башни и использовали их в качестве ремонтно-эвакуационных машин, хотя реально они редко представляли собой что-либо большее, чем просто танковые тягачи.

Немцы назвали Т-34-85 «лучшим танком в мире».

В конце войны была предпринята попытка усилить вооружение танка. В 1945 году прошли полигонные испытания опытных образцов средних танков T-34-100 с башенным погоном, уширенным до 1700 мм, вооруженных 100-мм пушками ЛБ-1 и Д-10Т. Работа эта имела мало смысла, поскольку на вооружение уже был принят новый средний танк Т-54 со 100-мм пушкой Д-10Т.

В сентябре 1944 года для перевооружения Т-34-85 КБ завода № 92 предложил новое 85-мм орудие повышенной мощности ЗИС-85-ПМ с начальной скрорстью бронебойного снаряда 980 м/с. Орудие прошло заводские испытания, но по результатам госиспытаний на Гороховецком полигоне было признано неудачным.

Еще одну попытку усилить вооружение Т-34-85 предприняли в 1945 году, когда ЦАКБ разработала модификацию ЗИС-С-53, снабженную одноплоскостным гироскопическим стабилизатором — ЗИС-С-54. Однако в серию эта артсистема не пошла.

Тогда же весной 1945 года, все работы по 85-мм танковым орудиям были прекращены за неперспективностью: калибр 100 мм казался более перспективным.

После войны он широко экспортировался и продолжал использоваться в боевых частях в Африке по крайней мере в 1980-е годы.

Серийное производство Т-34-85 в Советском Союзе прекратили в 1946 году.

Боевое применение

В феврале — марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. Вот что по этому поводу писал в своих воспоминаниях М. Е. Катуков, в апрельские дни 1944-го командовавший 1-й танковой армией, которая вела тяжелые бои на Украине:

«Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких — приход танкового пополнения. Получила армия, правда в небольшом количестве, новые „тридцатьчетверки“, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой.

Экипажам, получившим новые „тридцатьчетверки“, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли.

Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».

В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 «тридцатьчетверок», принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии.

Помимо Красной Армии танки Т-34-85 поступили на вооружение армий нескольких стран-участниц антигитлеровской коалиции.

Незначительное количество Т-34-85 захватили немецкие войска, а также войска союзных с Германией государств. Этих танков, использовавшихся вермахтом, были единицы, что и понятно — в 1944-1945 годах поле боя в большинстве случаев оставалось за Красной Армией.

Достоверно известны факты применения отдельных Т-34-85 5-й танковой дивизией СС «Викинг», 252-й пехотной дивизией и некоторыми другими частями.

Что касается союзников Германии, то в 1944 году финны, например, захватили девять Т-34-85, шесть из которых эксплуатировались в финской армии до 1960 года.

Источник: http://bdsa.ru/%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/992-34-85

Игровой портал — Лучшие онлайн MMORPG и Free-to-play игры, бесплатные игры онлайн. Обзоры, рецензии, коды к играм, квесты, прохождения, патчи, описание игр, прохождение квестов MMORPG и Free-to-play игр!

Издательство Koch Media, которое владеет лейблом Deep Silver, подтвердило, что разработка шутера Homefront: The Revolution…

 

Авторы независимого дополнения к Wolfenstein: The New Order под названием Wolfenstein: The Old Blood продемонстрировали…

 

С выходом версии 9.7 в World of Tanks появится возможность создать постоянную (статическую) команду для…

 

С 13 по 16 марта игроков ожидает утроенный опыт за первую победу в день, а…

 

World of Warships переходит на совершенно новый этап своего развития: сегодня, 12 марта, в 11:00…

 

В ноябре серия The Witcher пополнилась карточной игрой The Witcher Adventure Game (и её настольным…

 

После успеха игры на PlayStation 4, разработчики решили выпустить Oddworld: New ‘n’ Tasty на остальные платформы….

 

Вы так долго ждали этого момента, и вот он настал! Каждый желающий может оформить предзаказ…

 

Наступил 2015 год, и мы хотим поделиться с вами первыми скриншотами из ПК-версии игры Grand…

 

Evolving анонсировала 4 загружаемых дополнения к Resident Evil: Revelations 2 которые будут доступны по цене…

 

Сегодня Ubisoft объявили, что дополнение к Assassin’s Creed: Unity – Dead Kings, продолжающая историю Арно после событий восстания,…

 

Заключительный в уходящем году выпуск программы «Пока все в танке» погрузит вас в события этого года, давайте…

 

С 1 февраля 2015 года корпорация Microsoft повысит цены на свои продукты от 15 до 30%, об…

 

Blizzard поздравляет вас с наступающими праздниками и желает вам радости, счастья и удачи в новом…

 

Настало время для второй главы нашего рассказа о грядущем обновлении. На этот раз вы узнаете…

 

Что ждёт вас в новом режиме, приуроченном к праздникам? Правда ли, что он похож на…

 

Новый год уже не за горами, а значит все жители Сарнаута готовятся к традиционным развлечениям…

 

Panther mit 8,8 cm L/71 представляет собой премиум аналог Panther II с улучшенным орудием, которое позволяет без…

 

22 декабря игровые серверы были недоступны с 3:00 до 11:00 (МСК), так как в указанное время проходили работы по выпуску обновления 9.5. В этот…

 

Ограбления появятся в GTA Online уже в начале 2015 года. Представляем вашему вниманию трейлер нового…

 

Новое большое обновление пришло в War Thunder, лязгая траками американской наземной техники. Именно танки США…

 

В Лос-Сантосе наступает самое волшебное время года. В эти зимние праздники в Grand Theft Auto Online…

 

Разработчики Ведьмак 3: Дикая Охота поделились некоторыми подробностями относительно второго игрового персонажа — Цири. Переключаться между…

 

Начинается месяц новогодних праздников, а значит, и традиционных приятных сюрпризов. Кроме всего прочего, вас ожидают…

 

Начинаем праздновать Новый год уже сейчас: в течение месяца (с 15 декабря по 19 января)…

 

Square Enix поделились большим количеством новых скриншотов action-adventure Just Cause 3. Судя по разнообразию представленному на скриншотах,…

 

В интернете появилось новое видео геймплея экшена The Order: 1886, правда снято оно на камеру с…

 

Ubisoft анонсировала релиз культовой пошаговой стратегии Heroes of Might & Magic 3 в HD. Релиз игры…

 

Представляем первую часть передачи «В командирской рубке», посвящённой советскому тяжёлому танку ИС-7. Как устроена эта…

 

Источник: http://GamePortalRF.ru/wot/sredniy-tank-t-34/

Ссылка на основную публикацию