Как «беззаветный» таранил американцев

Позорному бегству крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» (6-й флот ВМС США) 12 февраля 1988 посвящается..

12 февраля 1988 года на Чёрном море произошли события, которые получили грандиозный резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошёл серьёзный инцидент с участием боевых кораблей 6-го Флота США – крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца УРО «Кэрон», пожаловавших в Чёрное море и нарушивших государственную границу СССР.

Многие источники пишут, что это просто провокация. Некоторые американские источники утверждают, что это была спецоперация двух американских кораблей «Caron» и «Yorktown», нашпигованных сложной аппаратурой. Эта система на их борту была способна записывать все данные с советских радаров и сигналы оборонной связи. Но!.. 

В этот день советский флот как следует дал американцам по морде, am жёстко прекратив провокацию: два боевых корабля США нагло попытались войти в территориальные воды СССР, но были протаранены сторожевыми кораблями Черноморского Флота СССР.

Трусливо поджав свои куцые хвосты и показав всему миру своё истинное «лицо», храбрые пожиратели гамбургеров быстро убрались восвояси – побитые корабли «доблестного» 6-го Флота ВМС США с позором покинули негостеприимное для них Чёрное море.

Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. ag Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству. 

«Никто в отличие от американцев не сдрейфил! Ни одного нарушения, все чётко. Мичман у меня был Шморгунов – просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с верёвкой: «Ещё бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!»

«Янки не агрессивны, когда им дадут в лоб!..»

Четверть века назад русские моряки наглядно продемонстрировали обнаглевшим генетическим носителям демократии, что такое на самом деле – защищать свою Родину от нахалов. Нам есть кем гордиться и с кого брать пример.

СКР-6 наваливается на корму эсминца «Кэрон» (фото с борта СКР «Беззаветный»)

Второй, самый мощный, таран «Беззаветного» (справа), снят с СКР-6

Американцы стояли на палубе и ржали, показывая советским морякам непристойные жесты, но уже через минуту их буквально смыло с палубы, а на всех записях слышны только ругань, ахи и охи – это «Беззаветный» прошёлся по левому борту «Йорктауна».

Сломана пусковая установка ракет «Гарпун». Снесены все леера, вдребезги разбит командирский катер, местами порваны борт и боковая обшивка носовой надстройки. Американцы тут же сыграли аварийную тревогу.

Как рассказывает Владимир Богдашин (см. видео), командир сторожевика «Беззаветный», на палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда негры увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались, и в ближайшие 15 минут не появлялись. ag

А тем временем на крейсере начался пожар – СКР-6 прошёлся носом и якорем по вертолётной палубе, круша всё на своём пути.

«Беззаветный» и «Кэрон»

И это при том, что наши СКР в 2-4 раза меньше «американцев». Зато куда решительнее – когда янки попытались поднять в воздух вертолёты, над ними появилась пара наших вертушек с полными подкрыльевыми пилонами. Вертолёты американцы шустро закатили в ангар, потушили пожар и наперегонки кинулись к Босфору. 

– Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит… Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их. Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мёртвый – настолько в шоке они были...

– Какие политические последствия имел навал?

– Для СССР очень даже неплохие. Командира «Йорктауна» сняли. Американский сенат на полгода заморозил финансирование всех разведпоходов 6-го флота США в районах Средиземного и Чёрного морей. После этого натовские корабли ближе, чем на 120 миль, к нашим берегам не подходили.

– Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, – сказал начальник факультета. – Но здесь написано «за освоение новой техники». 

Командир «Беззаветного», ныне контр-адмирал, Владимир Богдашин: «И тут мы стали крушить все подряд…» Выше – отрывки из его интервью. Ниже – полностью:

– Владимир Иванович, зачем это было нужно американцам? Железный занавес рухнул, холодная война закончена, в Союзе начало перестройки…

– И беспорядка. Понимаете, в 1986 году, когда американцы зашли в наши территориальные воды впервые, с советской стороны, кроме протеста, никаких видимых действий не последовало. Но Министерство обороны разработало специальную программу: перед военно-морским флотом была поставлена задача не допустить больше подобных вторжений.

– Насколько я знаю, американцы тогда заявили, что они имеют право мирного прохода через территориальные воды других государств.

– Нагло врали. Да, во всём мире существует подобная практика с целью сокращения пути. Но тогда надо уведомить страну, чью границу вы собираетесь пересечь.

Без предупреждения военный корабль другого государства может войти только в том случае, если терпит бедствие или есть угроза жизни членам экипажа. Ничего подобного с американцами не случилось.

Они около двух суток провели у берегов Турции, позже проводили учения в открытом море, а потом подошли к нашей границе.

– Вы их сразу обнаружили?

– Понимаете, мы всегда встречали военные корабли иностранных государств у Босфора и «вели» их, постоянно были с ними на связи. Американцы же сразу повели себя некорректно. Они зашли в Чёрное море в полном радиомолчании, мы не могли их обнаружить.

Их даже самолёты-разведчики не видели – в тот день был сплошной туман. Тогда здорово помог паром из Ильичёвска. Мы вышли на связь с капитаном и попросили передать нам сигнал, если они встретят суда с определёнными бортовыми номерами. Как только мы этот сигнал получили, успокоились, а вот американцы заметались.

Они в течение нескольких часов пытались от нас «отцепиться».

– Вы хотите сказать, что вас спасла случайность?

– Со стороны американцев эта провокация была подготовлена очень серьёзно. Они предусмотрели всё. Кроме парома (смеётся). Их корабли были оснащены новейшей техникой и оружием, на крейсере «Йорктаун» даже вращающихся антенн не было – вместо них специальные фазированные решётки. Но ведь и мы тоже не на шлюпках вышли.

– Что же тогда помешало?

– Рустовские амбиции. Ведь когда немецкий пилот-спортсмен Руст посадил на Красную площадь свой самолёт, на всех военных без исключения легло такое пятно! Обвинили всех – авиацию, ПВО, флот. Нами был получен приказ от генерала армии Третьяка о том, что как только взлетит вертолёт с их корабля – сбивать.

Представляете себе этот накал страстей? Мы прекрасно понимали, что сбивать нельзя. Потому что вертолёт мог летать над открытым морем, не нарушая границу. И тогда наши действия будут расценены как нападение, нарушение всех международных правил. Поэтому, когда мы их обнаружили, нам не оставалось ничего другого, кроме как ждать.

Но когда они подошли к нашим терводам в районе Севастополя и легли на курс 90 градусов, стало ясно – через час они будут у нас.

– Как далеко зашли американцы в советские территориальные воды?

– «Йорктаун» на пять миль, «Кэрон» – на семь. Это как раз случилось в районе мыса Сарыч – самой южной точки Крымского полуострова.

– Когда вы поняли, что нарушение границы неизбежно, какая первая мысль была?

– Я сразу передал командованию, что через час американские корабли пересекут нашу границу.

– Но что это было – страх, паника?

– Злость. Такая злость! А паниковать причин не было. В тот момент я действовал на автомате, потому что все действия в подобной ситуации были отработаны до мелочей. В 1988 году командиром «Беззаветного» я был уже пять лет.

Это один из лучших наших кораблей, у меня 192 человека сильнейшего в Союзе экипажа, за плечами колоссальный опыт. Мы два с половиной года провели на боевой службе в Атлантическом океане и в Средиземном море, выполняли боевые и отрабатывали курсовые задачи.

И за это время видели всё – и горели, и тонули, и выполняли политические миссии. «Беззаветный» был одним из самых мощных кораблей в мире по количеству вооружения на объём водоизмещения.

Модернизированный ракетный ударный комплекс, два зенитно-ракетных комплекса самообороны, артиллерийская автоматическая двуствольная установка, два четырёхтрубных торпедных аппарата, реактивные бомбомётные установки. И это далеко не всё.

– Если бы не такая серьёзная подготовка, какими могли бы быть результаты?

– Катастрофическими. Когда мы начали сближаться с «Йорктауном», на корабле была объявлена боевая тревога. Зарядили оружие, бомбомёты, торпедные аппараты привели в действие, в баллоны высокого давления набит воздух (для пуска торпед), артиллерийский запас был на линии заряжания.

– А американцы?

– Они не готовились. У них было очень лёгкое, очень интересное настроение. Они высыпали на палубу поглазеть: что будет делать этот русский мелкий кораблик, который в три раза меньше их махины? Они махали руками, показывали на нас пальцами, посмеивались. Среди них были участники предыдущего похода, они никак не ожидали от нас активных действий.

– Экипаж вашего корабля как реагировал?

– Мы были в напряжении, потому что понимали – на этот раз протестами, выраженными флагами на борту, не обойдётся.

Всё происходило так стремительно, что не шло даже речи о том, чтобы элементарно почистить зубы и побриться.

Я сам не видел, но нам рассказывали, что, когда американцы демонстрировали видеоплёнку, наш экипаж был похож на полярников, которые вышли на отлов тюленя, – небритые, злые, в канадках (смеётся).

– То есть тарана противник не ожидал?

– Нет. Да сначала о таране и речи не шло. Мы приняли решение оттеснить лёгким касательным ударом. Но скорость была огромной. И при 18 узлах очень сильное притяжение, воздушный поток. Когда мы первый раз ударили, то нос стал отходить, а корма приближаться к его корме.

На корме у них ракетные установки «Гарпун», у нас на борту – торпедные установки. Если бы «Гарпуны» американцев сорвали нам торпедные аппараты, была бы катастрофа. Температура горения ампульной батареи более 1000 градусов, она бы, как сварка, расплавила всё под собой. Пожар, детонация, объёмный взрыв.

От нас обоих только бы дым остался! Вот тогда американцы и испугались!

– Говорят, пожар всё-таки начался?

– На кораблях – нет. Но от первого удара посыпались искры и загорелась краска. Она вспыхнула, пошло огромное дымовое облако. Пограничные корабли передали на берег, что произошёл взрыв и на корабле пожар. Это вызвало шок. Мы-то видели, что нам оборвало леера (ограждение на борту судна. – Прим.

автора), оборвался якорь – не самое страшное. Но чтобы предотвратить срыв ракетных установок, принять решение надо было за несколько секунд. Команда – полный вперёд, руль заложили вправо, второй удар, скорость – 26 узлов, 17-градусный крен, поднялась наша корма и… «Беззаветный» днищем залез на американский корабль.

На днище у нас была титановая бульба, в ней антенны гидроакустической станции. И вот эта бульба на «Йорктауне» смела всё. Мы смели с левого борта ограждение вертолётной площадки, командирский катер, торпедный аппарат, сломали четыре ракетные установки. У американцев началась паника. К ним подтянулся их второй корабль.

Так и шли: «Беззаветный» по центру, справа – «Йорктаун», слева – «Кэрон», довели их до границы, потом мы увеличили ход, развернулись и вернулись на базу. А американцы то, что мы недоломали, срезали сваркой и выбросили за борт, чтобы не опозориться перед миром.

Наши ещё шутили: «В результате проведённых действий могу доложить: на кораблях американцев имеется много сварки, варят днём и ночью».

– Как оценили ваши действия на берегу?

– Назвали преступником. За то, что якорь потерял. На флоте это считается позором. У нас ведь как? На всякий случай надо отругать. Как потом сложится – время покажет, но в целях перестраховки надо наехать. За несколько часов я написал массу объяснительных, потом вызвали в Москву. Там особо не хвалили, но не посадили — и то хорошо.

– Могло быть и так?

– Легко. Понимаете, Советский Союз ведь тогда заигрывал с американцами, наши международники не хотели портить отношения. Поэтому меня могли бы им сдать – отдать под суд и посадить.

– За что?

– Формально я нарушил правила. На море ведь они тоже есть. Я должен был уступить ему «дорогу». На манёвры у меня времени не было, но кто бы это учитывал?

– Владимир Иванович, вы хотите сказать, что вас не только не наградили, но ещё и обвинить хотели?

– Меня наградили. Через год, когда я учился в Военно-морской академии в Ленинграде, мне вручили орден Красной Звезды. Мол, ты-то знаешь за что, но мы об этом говорить не будем. Отсюда и формулировка – «За освоение новой техники».

Читайте также:  Редкие электронные игрушки ссср

– Вам не обидно?

– Знаете, самое главное в жизни моряка – верить в свою фортуну. Я всегда верил. И всегда любил свою тяжелейшую службу. Время показало: тогда я был абсолютно прав.

Этот случай описан в американских учебниках, психологи изучали наши действия, чтобы преподавать американским военным правила поведения в аналогичных ситуациях. А у нас всё постарались забыть.

Даже не забыть, а вытереть из истории. Вроде как и не было ничего.

– Вы поэтому ушли с флота?

– Я ушёл только год назад, отдал морю 37 лет своей жизни. И даже сейчас я без моря не могу.

– А вам важно, какое это море?

– Только Чёрное. Оно самое лучшее. Никакие Египты, Кипры, Турции… Поверьте, я это точно знаю.

– Владимир Иванович, что бы вы пожелали нашей молодёжи?

– Меня назвали в честь моего дяди. Ему был 21 год, он командовал взводом разведки и погиб под Сумами. Нас воспитало поколение, выигравшее самую страшную войну. Низкий им за это поклон. И с праздником Победы! Но беда в том, что нас не научили помнить.

Мы ведь 9 Мая плачем, обнимаемся, поздравляем всех, а уже 12-го плачут ветераны оттого, что их забывают. Мы живём от праздника до праздника, от мая к маю. Поэтому мне хотелось бы, чтобы, во-первых, наши дети ничего не забывали. А во-вторых, были счастливыми.

Потому что только счастливый человек может понять, как тяжело досталось ему это счастье…

Уникальная съёмка с американского крейсера УРО «Йорктаун» беспрецедентного факта боевого тарана американского крейсера советским сторожевиком «Беззаветный».

В 1990 году об этих событиях режиссёром Евгением Шерстобитовым был снят художественный фильм «Проект «Альфа».

источник

Источник: https://cont.ws/post/584508

Беззаветный удар по печени ВМС США

Прочел о том как Российский крейсер вел себя агрессивно у берегов Шотландии,смеялся долго,до чего же у страха глаза велики.
Искал историю которая случилась в 80-х и нашел,вот из-за таких историй боялись СССР и боятся Россию.

Во второй половине 80-х годов прошлого столетия в истории советского военно-морского флота произошел необычный случай, связанный с физическим противоборством двух боевых кораблей СССР и США у берегов Крыма. Ко всеобщему удовлетворению инцидент завершился мирным исходом, хотя военного конфликта казалось не избежать.

Известно, Чёрное море, в северной части которого базируется и действует Черноморский флот Советского Союза не имеет ничего общего с Мексиканским заливом, где хозяйничают американские корабли.

Однако в 1986 году американский крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон», пройдя через проливы Босфор и Дарданеллы решительно направились к берегам Крыма. Зайдя со стороны Феодосии, американские корабли беспрепятственно проследовали вдоль южного берега Крыма и удалились в сторону пролива Босфор.

Проверка бдительности и готовности Черноморского флота оказать своевременное противодействие завершилась без конфликтов.
В 1988 году старые знакомые повторно зашли в Черное море, но в этот раз контркурсом – уже со стороны Севастополя.

Американский дуэт кораблей двигался по циферблату Чёрного моря в направлении обратном – как бы по часовой стрелке, вжимаясь в наши территориальные воды настолько демонстративно, что всякие сомнения в благих намерениях заокеанских визитёров отпадали.

Необходимо отметить, что Международная конвенция по судоходству, подписанная СССР в середине восьмидесятых годов, оговаривала возможный мирный проход боевых кораблей с оружием на борту через «аппендиксы» территориальных вод прибрежных государств.

Но только в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным выполнением ряда требований.

Не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения и не доставлять головную боль прибрежному государству.

Эту конвенцию Советский Союз не ратифицировал, о чём американские моряки, несомненно, знали. Американский демарш у наших берегов двумя современными боевыми кораблями носил явно выраженный разведывательный характер. Американцы прокладывали курс по нашим территориальным водам сознательно, не имея цели сократить себе путь.

Советский сторожевой корабль Черноморского флота СКР пр. 1135 «Беззаветный» только что вернулся из полугодового плавания в Средиземном море. Экипаж был хорошо подготовлен, имел опыт плавания в прибрежных водах ряда иностранных государств. Месяцы, проведённые в море, не прошли даром, они дали морякам хорошую морскую практику.

Командование ЧФ поставило задачу перед «Беззаветным» проследить за действиями двух американских кораблей, выяснить их намерения. Находясь на параллельных курсах несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев: «Вы нарушаете государственную границу СССР». Эти же предупреждения дублировались флажным семафором.

В ответ американцы отвечали что-то типа «О’кей», продолжая следовать своим курсом.

Тогда командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ: вытеснить американские корабли из советских территориальных вод. Легко сказать, вытеснить! Но как это сделать, не применяя оружия и учитывая, что водоизмещение СКР в два с лишним раза меньше, чем американского крейсера.

Решение в данной ситуации могло быть одно – осуществить навал советского сторожевого корабля на нарушителя, или, вернее, нанести ряд ударов по корпусу американского корабля. В авиации этот маневр называется «таранить» врага.

Получив в очередной раз с «Йорктауна» – «Мы ничего не нарушаем!» и руководствуясь Законом о государственной границе СССР, экипаж «Беззаветного» приступил к решительным действиям. Острота ситуации требовала от командира капитана 2 ранга В.Богдашина принятия исключительного решения. И оно было принято.

История современного флота ничего подобного не знала. На сознательный жёсткий контакт шли корабли, лишённые брони и вооружённые довольно нежным ракетным и торпедным оружием.

Сначала корабли шли параллельными курсами. «Йорктаун» давал большую волну, мешавшему сближению. «Беззаветный» увеличил скорость и стал быстро настигать американский ракетоносец с его левого борта.

Громадный корпус «Йорктауна» казался неестественно большим и неприступным, заслонял своими надстройками половину горизонта.

По внутрикорабельной трансляции личному составу «Беззаветного» было объявлено, что корабль идёт на физическое соприкосновение с американцем. На СКРе загерметизировали отсеки.

«Беззаветный» взял вправо и приспустил правый якорь, лапы которого, как шипы ежа, ощетинились наружу.

Несомненно, командование американского крейсера не понимало действий советского сторожевого корабля. Свободные от вахты моряки столпились на верхних мостиках надстроек, фотографировали, что-то кричали. Беспечный вид американских моряков, их самоуверенность и надменное спокойствие подчёркивали безразличие к советскому сторожевому кораблю.
Противостояние достигло кульминации.

«Беззаветный» достиг «Йорктаун», СКР-6 подходил к правому борту «Кэрона». Рядом находились пограничные корабли и суда вспомогательного флота. Для пущей убедительности в воздух были подняты два ТУ-95 и противолодочные самолёты БЕ-12 с подвешенными ракетами.

На «Йорктауне» непрерывно работали навигационная РЛС и станция наблюдения за воздушным противником, сообщая обстановку командиру крейсера.

Первый удар «Беззаветного» пришёлся «Йорктауну» в среднюю часть, в район трапа. Смялись леерные ограждения, оглушив оторопевших «йорктаунцев» скрежетом стали. Приспущенный трёхтонный якорь, пройдясь по борту крейсера, нанёс ему несколько ударов и вмятин. В следующую секунду он оборвался и упал в море.

Как будто ветром сдуло с мостика американских моряков. Было слышно, как на «Йорктауне» объявили аварийную тревогу, и все разбежались по боевым постам.

После первого удара форштевень «Беззаветного» ушёл влево, а, его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами «Гарпун», смяв четыре контейнера. Возникла опасность повреждения наших торпедных аппаратов.

Резко переложив руль в положение «право на борт», «Беззаветный» вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку. Второй удар по американцу оказался очень сильным.
«Йорктаун» вздрогнул, а «Беззаветный» на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов, обнажив титановую бульбу. Дифферент на корму достиг четырёх градусов.

Так что корма оказалась на срезе уровня воды. В следующий миг форштевень «Беззаветного» пошёл сметать на «Йорктауне» всё, что попадалось по пути леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая всё это в металлолом. Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций.

Были видны ошмётки отлетающей краски, дым от сильного трения – пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз.

После этого навал-тарана командир американского крейсера оценил, наконец, опасность момента. «Йорктаун» переложил руль вправо. Через считанные минуты он вышел из советских территориальных вод в нейтральные. Вся акция «вытеснения» заняла не больше пятнадцати минут. «Йорктаун» вошёл в наши воды примерно на 2,5 мили, «Кэрон» – почти на 7 миль.

Пока «Беззаветный» боролся с «Йорктауном», сторожевой корабль СКР-6 наносил аналогичные пугающие удары форштевнем по «Кэрону», правда, из-за своего малого водоизмещения с меньшим успехом.

Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.

Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.

На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.

«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.

Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.

Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.

Владимир Богдашин,командир сторожевика «Беззаветный»:-»Никто в отличие от американских не сдрейфил! Ни одного нарушения, все четко.

Мичман у меня был Шморгунов — просто нечеловеческой силы! И, когда эти «Гарпуны» подходили к нашему борту, он стоял там с веревкой: «Еще бы немного, я бы их ракету зацепил и вытащил!» Я его знаю: он наши 120-килограммовые ракеты вручную грузил!
На палубу выскочила кормовая аварийная группа, состоящая в основном из чернокожих матросов, и с пожарными шлангами в руках бросилась вниз. Но когда негры увидели ещё и сломанные висящие головки ракетных комплексов, то взялись за головы и разбежались. И в ближайшие 15 минут не появлялись. А тем временем на крейсере начался пожар. СКР-6 прошелся носом и якорем по вертолетной палубе, круша все на своем пути. И это при том, что наши СКР в 2-4 раз меньше американцев.Зато куда решительнее. Когда янки попытались поднять в воздух вертолеты, над ними появилась пара наших вертушек с полными подкрыльевыми пилонами. Вертолеты американцы шустро закатили в ангар, потушили пожар и наперегонки кинулись к Босфору.

Журналист:- А американцы?

В.Б.- Они хороши как мореплаватели. Но психологически слабее. Погибать за родину в их планы не входит… Они были ошарашены: легенда о том, что они самые лучшие, разрушилась. Получили-то они от группы кораблей, которые меньше их.

Они же, когда я им помощь предложил (так положено), по каютам сидели. Крейсер был словно мертвый — настолько в шоке они были…
….- Через год, когда я учился в Военно-морской академии, мне вручили орден Красной Звезды. «Мы знаем, за что, — сказал начальник факультета.

— Но здесь написано «за освоение новой техники».»

Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.

Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик. Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции.

Американский крейсер УРО Йорктаун, USS Yorktown (CG 48).

СКР «Беззаветный» таранит американца

Снимок сделан с борта американского корабля, во время удара.

USS Yorktown (CG 48)

Параметры:

Длина: 172 м Ширина: 16 м Водоизмещение: 9600 тонн Запас хода: 6000 миль

Скорость: 32 узлов

Вооружение:

Орудия: 2 MK.45 Торпедные аппараты: 2 Ракетные установки: 2 MK41 Противо-корабельные комплексы: 8 Гарпун Зенитные установки: 2 Вулкан MK.15; 2 Стандарт Противолодочные комплексы: 2 АСРОК-ВЛА Вертолеты: 1

Системы управления огнем: Иджис

Серия: «Тикондерога» — 27 кораблей

БПК «Беззаветный»

Параметры:

Длина: 123,1 м Ширина: 14,2 м Водоизмещение: 3200 тонн Запас хода: 4600 миль Экипаж: 180

Скорость: 32 узлов

Вооружение:

Орудия: 2 АК-726 Торпедные аппараты: 8 533 мм Зенитные установки: 2 Оса/Oca-M Противолодочные комплексы: 2 РБУ-6000; 2 Метель/Раструб-Б Мины: 20

Вертолеты: 1

Беззаветный удар по печени ВМС США

  • 5.00 / 5 5

Источник: http://www.krasfun.ru/2014/01/bezzavetnyj-udar-po-pecheni-vms-ssha/

«Дружеский» навал: как советские моряки выгнали американцев из Черного моря

Не было в истории нашей страны более дружелюбного периода по отношению к США, чем конец 80-х.

Перестройка и «новое мышление», казалось, навсегда похоронили Холодную войну, американцы из врагов превратились в благодетелей и мудрых советчиков, перед которыми были открыты настежь буквально все двери.

Читайте также:  Штирлиц - народный герой

Еще чуть-чуть — и человечество войдет в новую эпоху всеобщего мира и согласия, добра и процветания. Но при случае «другу Горбачеву» не забывали напоминать, кто хозяин мира, проверяя советского руководителя на прочность.

30 лет назад очередная провокация вынудила СССР дать мощный отпор — корабли ВМС США были вытеснены из советских территориальных вод Черного моря. Владимир Тихомиров напоминает о том, как проходила одна из самых ярких операций времен Холодной войны. 

Все было обставлено самым благопристойным образом. Дело в том, что Международная конвенция по судоходству, подписанная СССР в 1982 году, оговаривала возможный мирный проход боевых кораблей с оружием на борту через «аппендиксы» территориальных вод прибрежных государств. Но только в исключительных случаях с целью сокращения пути.

При этом надо было выполнить ряд требований. В частности, моряки обязались не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения и не доставлять головную боль прибрежному государству.

Правда, эту конвенцию Советский Союз так и не ратифицировал, более того, в принятом в том же 1982 году новом законе о государственной границе СССР были введены ограничения на свободный проход иностранных военных кораблей (ст.

17 — «В территориальных водах СССР, внутренних водах СССР решением советских компетентных органов могут устанавливаться районы, в которых запрещается плавание и пребывание советских и иностранных невоенных судов и военных кораблей). Черное море относилось к таким зонам. 

Ракетный крейсер «Йорктаун»

Но американцам до законов СССР не было никакого дела – в конце концов, всем было понятно, что свободный проход американских военных кораблей через советские территориальные воды является ничем иным, как знаком превосходства.

Излюбленным же местом для такой демонстрации могущества и безнаказанности США стали прибрежные воды Крыма.

Так, еще в марте 1986 года ракетный крейсер «Йорктаун» (USS CG 48 Yorktown) и эсминец «Кэрон» (USS DD-970 Caron) из 6-го флота США вошли в наши территориальные воды.

При этом радары, включая средства радиотехнической разведки, работали на всю свою мощь — корабли находились в полной боеготовности.

После этого случая Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин и решил составить план активного противодействия подобным провокациям. Вскоре маршал Соколов сделал и специальный доклад ЦК КПСС, предложив «активно сковывать действия кораблей-нарушителей вплоть до навала бортом на них и вытеснения из территориальных вод страны». План одобрили.

Эсминец «Кэрон»

Когда крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» в феврале 1988 года решили вновь прорваться к берегам Крыма, советские моряки уже знали, что делать. 

Командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло принял американский поход как личный вызов и приказал пресечь провокацию самым решительным образом. На перехват кораблей 6-го флота США вышли два судна — небольшие по размерам сторожевые корабли «Беззаветный» и СКР-6, которыми командовали капитан 2 ранга Владимир Богдашин и капитан 3 ранга Анатолий Петров.

В этот момент американцы как раз прошли территориальные воды Болгарии, затем они свернули на восток и пошли прямым курсом на Севастополь.

Сторожевой корабль «Беззаветный»

Советские моряки передали американцам радиосообщение: «Ваш курс ведет в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана«.

Первым на сближение с «Кэроном» пошел СКР-6, который был по размерам раз в шесть меньше американского эсминца. «Беззаветный» же догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную, словно присматриваясь и притираясь друг к другу.

После первого удара моряки получили команду отойти и, не вступая в контакт, перестроиться для второго навала. Но тут выяснилось, что повторное столкновение корабля может привести к непредсказуемым последствиям. По всем законам физики, когда оба корабля столкнулись носами, их немного развернуло – так, что корабли стукнулись кормами.

Но приказ есть приказ.

И капитан Богдашин, матерясь так, что покраснели даже боцман и старпом, приказал приспустить якорь и вновь повел свой корабль на таран таким образом, чтобы не дать столкнуться кормовым частям.

В итоге «Йорктаун» понес сокрушительные потери – «Беззаветный» своим якорем снес и часть вертолетной площадки, и часть палубы, и четыре установки ракет «Гарпун» — хорошо, что ни одна из них не сдетонировала.

Столкновение не прошло даром и для «Беззаветного» — лопнул корпус в носовой части, образовалась пробоина выше ватерлинии, порвали в клочья гидроакустический комплекс в носовой части.

Совсем иначе обстояли дела у пары СКР-6 и «Кэрона». Советский корабль лишь ткнулся носом в огромную тушу эсминца и, как мячик, отлетел в строну. После этого «Кэрон» дал максимальный ход и пошел на таран «Беззаветного», но капитан Богдашин вовремя увернулся и приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000.

Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлету палубные вертолеты. Тогда из Севастополя американцам была передана радиограмма от самого адмирала Михаила Хронопуло: 

В подтверждение своих слов адмирал приказал направить в район инцидента два ударных вертолета Ми-24, которые американцы окрестили «Крокодилами».

Пролет «Крокодилов» над американскими вертолетами тут же произвел успокоительный эффект: вертолеты американцы закатили обратно в ангар, корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф.

На следующий день капитанов Богдашина и Петрова вызвали в Москву. Причем, никто и не знал зачем именно – то ли хотели под трибунал отдать, то ли наградить. В Генштабе их тут же встретили как героев: «Ну спасибо, флот!»

Контр-адмирал Владимир Богдашин

Как позже выяснилось, моряков буквально спас председатель КГБ Виктор Чебриков, который убедил Горбачева в том, что флот все сделал правильно. В итоге оба капитана получили по ордену Красной Звезды, правда, с формулировкой «За освоение новой техники». Ну что ж, навал — это тоже новая техника морского боя. 

А вот американского капитана «Йорктауна» уволили из флота – «За пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота», а американский Сенат на полгода заморозил финансирование всех разведывательных походов 6-го флота США в районах Средиземного и Черного морей. После этого натовские корабли к берегам Крыма старались уже не приближаться.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать Ruposters в ленте «Яндекса» https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

Источник: https://ruposters.ru/news/13-02-2018/sovetskie-moryaki-vignali-amerikantsev

Плата за наглость

История о том, как сторожевик «Беззаветный» вытолкал из советских территориальных вод американский крейсер «Йорктаун». Удивительно, но эту историю, произошедшую 12 февраля 1988 года в Черном море, наши кинорежиссеры и сценаристы до сих пор обходят стороной. Хотя и сочинять ничего не надо — сценарий написала сама жизнь.

В нем есть все признаки остросюжетного фильма: и динамичная погоня, и накал страстей. И главное — подвиг советских моряков со сторожевиков «Беззаветный» и СКР-6, которые в тот день отвесили смачную оплеуху двум кораблям ВМС США, нагло нарушившим госграницу СССР. Отвесили так, что янки еще долго с опаской заходили в Черное море!

О некоторых неизвестных подробностях инцидента «Звезде» рассказал контр-адмирал Владимир Богдашин. В 1988 году он командовал «Беззаветным».

Старые счеты

За сутки до описываемых событий «Беззаветный» под командованием тогда еще капитана 2 ранга Владимира Богдашина вернулся в Севастополь из Средиземного моря, где почти полгода нес боевую службу. Выгрузили часть боезапаса, треть экипажа отправилась в отпуск. Сам Богдашин собирался встретиться с ветеранами… Приказ из штаба флота выйти в 6 утра в море стал для всех полной неожиданностью.

Необходимо было встретить у Босфора два американских корабля: крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». С ними у моряков-черноморцев были старые счеты…

«Дело в том, что за два года до того эти корабли уже входили в Черное море, — вспоминает Владимир Иванович. — И повели себя достаточно нагло.

Политики тогда говорили о сближении США и СССР, а в это время американские военные изо всех сил старались показать, кто в доме новый хозяин. В первый раз они на несколько миль вторглись в наши территориальные воды. И ничего им за это не было.

Никто ведь не понимал, как вести себя в отношении тех, кого Горбачев только что назвал нашими новыми «партнерами»»…

Продемонстрировав флаг, американцы тогда гордо ушли. Но осадочек остался, прощать подобное советские моряки больше не собирались…

Помогли «Герои Шипки»

«Мы вышли в море неполным экипажем, — продолжает Богдашин. — Даже без части офицеров, все инструкции я получал уже в море. К вечеру подошли к Турции и стали ждать.

Еще один сторожевик — СКР-6 вышел из Болгарии и присоединился к нам. Было понятно, что американцы снова затевают провокацию: они шли в полном радиомолчании.

Попробуй пойми, какие из сотен точек на локаторе наши «клиенты»? К тому же их прикрывал густой туман»…

Обнаружить корабли США помогли гражданские моряки с советского парома «Герои Шипки». Они как раз проходили Босфор, их и попросили поглядеть за американцами. Они просьбу выполнили и дали точные координаты. Дальнейшее было делом техники: «Беззаветный» и СКР-6 встретили «Йорктаун» и «Кэрон» и начали сопровождение. Корабли, как и два года назад, шли прямо на Севастополь…

Таран в американских кораблей Чёрном море. 1988 г.

«Первый удар был легким…»

«Когда подошли ближе к нашим водам, мы их стали предупреждать: «Ваш курс ведет в советские территориальные воды! Измените курс», — продолжает Владимир Богдашин. — Но слушать нас они и не думали. Все время отвечали: «Мы ничего не нарушаем». До определенной черты так и было.

А в советских водах американцев поджидало еще вспомогательное судно «Донбасс», оно в случае нарушения тоже должно было навалиться на незваных гостей. «Донбасс» выбирали не случайно — у него был мощный ледовый пояс корпуса. Мы надеялись, что подчиненные дяди Сэма одумаются.

Но они шли, не сбавляя хода».

Первым госграницу СССР пересек «Кэрон». На его перехват пошел СКР-6. Он должен был совершить «навал» — идя параллельным курсом, оттирать, теснить соперника, навалиться на его борт массой своего корабля и вынудить сменить курс. Однако навал СКР-6 оказался как слону дробина: американский крейсер был раз в пять больше, наш сторожевик просто отбросило.

Следом в советские воды вошел «Йорк таун». «Донбасс» тоже было приготовился к навалу, однако отстал. И тогда капитан 2 ранга Богдашин ускорил ход «Беззаветного» и пошел на стремительное сближение с крейсером… Он понимал: обстоятельства требуют самых решительных действий.

«Первый удар был относительно легким, — вспоминает Богдашин. — Своим правым бортом мы на скорости соприкоснулись с левым бортом «Йорктауна». Это был скользящий удар, мы снесли американцам трап в районе ходового мостика. С берега нам приказали отойти и продолжить наблюдение, однако сделать я этого уже не мог…

«Снесли вертолетную площадку, ракеты…»

Владимир Иванович подходит к картине, на которой народный художник Крыма Андрей Лубянов изобразил тот самый легендарный «навал Богдашина», и показывает, почему второй удар был неотвратимым: «После соприкосновения корабль стало разворачивать влево.

Была опасность удариться своей кормой о корму «Йорктауна». А на нашем «Беззаветном» в кормовой части расположены и приготовлены к стрельбе четыре торпедных аппарата. Торпеды от удара могли сдетонировать.

У крейсера торчали тоже готовые к бою четыре установки «Гарпун»»…

И Богдашин в той ситуации принимает единственно верное решение: объявляет экипажу, что корабль идет на таран, берет руль резко вправо и снова бьет «Йорктаун». На этот раз удар был весомее: «Беззаветный» своим носом «запрыгнул» на гостя и пошел крушить все, что находилось у того на корме: те самые «Гарпуны», вертолетную площадку, леерные заграждения…

«Правый якорь (а он 3 тонны весит) у меня был спущен, и он тоже кувыркался по их палубе, — улыбается Владимир Иванович. — В какой-то момент он вошел им в борт, оторвался и улетел в море.

После этого нас отбросило друг от друга. Как потом выяснилось, у сторожевика от удара сорвало титановую бульбу (это выпуклая выступающая часть на носу ниже ватерлинии. — Ред.

), а двигатели сдвинулись на несколько сантиметров».

«Мичман хотел стащить ракету!»

Захватывающий «бой» продолжался. Эсминец «Кэрон» попробовал прийти на помощь и взять «Беззаветный» в клещи с левого борта. Даже вертолет выкатили на площадку.

Однако тут появились еще четыре наших корабля и вертушки, которые, зависнув над морем, четко дали понять: не стоит этого делать.

«Гости» намек оценили правильно: свой вертолет загнали обратно, быстро выскочили в нейтральные воды и легли в дрейф. «Беззаветный» последовал за ними.

«Всю ночь с «Йорктауна» летели снопы искр, — вспоминает Владимир Богдашин. — Они срезали покореженный металл и сбрасывали в море. Им же еще Босфор перед турками проходить: очень, видно, не хотелось выглядеть побитыми собаками! У моих ребят глаза просто светились от гордости.

Никто из моих ребят не сдрейфил. В отличие от американцев: они, увидев, что я иду на таран, рванули кто куда.

А у нас мичман Шморгунов весь «бой» стоял у борта с веревкой — хотел накинуть петлю на один из «Гарпунов» и стащить их ракету! Приказа такого не было, но… Эх, чуть-чуть ему не хватило…».

Читайте также:  История советской кухни

Схема маневров.

Казнить или миловать?

На том русские и американские моряки расстались: покореженный «Йорк таун» в сопровождении «Кэрона» и группы советских кораблей двинулся обратно к Босфору. А героический «Беззаветный» взял курс на Севастополь. Правда, хеппи-энд выглядел не совсем так, как в кино. Владимира Ивановича за тот подвиг… чуть не наказали!

«Первые слова, которые я услышал от комдива: «Ну, вы даете…» — снова вспоминает Богдашин. — Это было сказано с восхищением… А командующий флотом отругал меня за потерянный якорь.

Да и главный штурман всучил пачку документов: изучай, мол, где ты прав.

Намекали, что я нарушил Международные правила предупреждения столкновения судов в море… Как будто мы на отдыхе были и яхтами столкнулись… Я же выполнял приказ!».

По телевизору по-прежнему шли кадры встреч советского и американского президентов. Оба улыбались и рассказывали о «новом векторе отношений». Тогдашнее флотское руководство не понимало, как реагировать на подвиг Богдашина: то ли казнить, то ли миловать… А через пару дней командира «Беззаветного» вызвали в Москву.

«Уже в лифте встретился с заместителем начальника Генштаба, который при двух генералах-летчиках поблагодарил за службу, — говорит Богдашин. —
«А то тут у нас авиация всяких на Красную площадь пропускает», — заметил он.

Некоторые деятели настаивали на том, чтобы меня отдали под суд. Уже позже узнал, что мою судьбу окончательно решил председатель КГБ СССР Чебриков. Это он доложил Горбачеву, что я сделал все правильно.

Тот возражать не стал… А через год, когда я учился в Военно-морской академии имени Гречко, начальник факультета при всем курсе вручил мне орден Красной Звезды. «За освоение новой боевой техники», — прочитал он формулировку указа о награждении.

И добавил: «Хотя все мы знаем, за что эта награда. Никто из экипажа больше награжден не был. Хотя все ребята достойны наград!».

Источник: https://amarok-man.livejournal.com/361462.html

«Красный таран» — как американцев «вежливо попросили» из Черного моря

В прошлый раз такая повышенная активность наших западных «партнеров» в черноморском бассейне пришлась на конец 80-х, когда неспокойно было в СССР. Тогда советские моряки поставили американцев «на место», совершив маневр, который в историю вошел как «Красный таран». Увы, эта история имеет, пусть и опосредованное, отношение и к современной Украине.

С приходом к власти Горбачева Советский Союз встал на путь Перестройки, но вышло, как известно, «полугласность полутак, полуясность, полумрак». Почувствовав слабость Красной державы, страны Запада начали прощупывать советское руководство «на вшивость», регулярно устраивая всевозможные провокации. Достаточно вспомнить беспрецедентное приземление Матиаса Руста на Красной площади.

Но, то было в небе, а на море американские корабли стали регулярно невзначай нарушать территориальные воды СССР. Все это дело надоело морякам, которые составили план действий на случай очередной провокации. И она не заставила себя ждать.

В феврале 1988 года новенький американский ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron вошли в Черное море.

Советские моряки знали об этом заблаговременно, поэтому уже в районе Босфора гостей встретили сторожевые корабли «Беззаветный» и «СКР-6».

В дружеском приветствии на русском и английском языках, американцам сообщили, что будут сопровождать их в «нашем Черном море», дабы избежать недоразумений. Те от конвоя отказались, но деваться было некуда.

Провокация ожидалась в районе мыса Сарыч на южном берегу Крыма. Так оно в итоге и вышло — район у мыса был единственным местом для демонстративного нарушения территориальных вод СССР.

Тут и должна была разыграться основная фаза операции по недопущению кораблей ВМС США в терводы Советского Союза.

Против громадного Yorktown водоизмещением 9200 тонн был выдвинут сторожевик «Беззаветный» водоизмещением 3000 тонн, а против эсминца Caron водоизмещением 7800 тонн — «СКР-6» водоизмещением всего 1300 тонн.

Как и ожидалось, при приближении к нашим водам, американцы на предупреждения советских моряков не реагировали, отвечая по рации, что «ничего не нарушают». В пяти кабельтовых от тервод советские корабли заняли позицию для «навала».

«Что такое „навал“? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к бортувытесняемого объекта и „вежливое“ его „отталкивание“, с отворотом от выдерживаемого им курса. Ну, а „вежливость“ — уж как получится…», — позже вспоминал в то время начальник Черноморского флота вице-адмирал Валентин Селиванов.

Предупрежденные о последствиях американцы продолжали идти своим курсом, веселясь, улюлюкая и показывая с палубы своего большого ракетного крейсера похабные жесты советским морякам, которые невозмутимо взирали на них с «Беззаветного». Американцы, хохоча, снимали происходящее на фото и видео пленку, что в итоге лишь увековечило подвиг советских кораблей.

Наши-то моряки были в курсе, что на предварительном инструктаже было предусмотрено, что «навал» должен быть максимально жестким, чтобы причинить наиболее существенные повреждения кораблю противника.

Правые якоря были вытравлены и держались в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзом правого борта — высокий полубак «Беззаветного» и болтающийся якорь должны были основательно порвать борт свежеспущенного на воду американского крейсера. Началось сближение… в штабе ждали доклада о результатах.

Между тем, «СКР-6» прошел вдоль левого борта эсминца, срубил леера, разбил шлюпку и прорвал обшивку борта. Американцы однако продолжили курс на прежней скорости. Тогда в штабе дали приказ повторить «навал», мысленно прощаясь с погонами — от перестроечного Минобороны ждали репрессий.

Американские моряки, однако, тоже времени не теряли: Caron сменил курс и вместе с крейсером начал зажимать «Беззаветного» в клещи. В такой ситуации Николай Михеев приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.

Американцы это видели, но не знали, что обе установки РБУ действуют только синхронно. Клещи начали разжиматься, но на крейсере Yorktown началась подготовка к поднятию в воздух вертолетов. Предупреждение о том, что в случае подъема летательных аппаратов с палубы они будут сбиты, не подействовали. Военные США были настроены серьезно.

На помощь советским морякам пришла пара Ми-26, которая в это время отрабатывала задачи как раз в районе мыса Сарыч. «Вертушки» зависли над крейсером, и американцы были вынуждены оставить свои вертолеты на месте.

К этому времени о происшествии стало известно руководству Минобороны. Моряки ждали разноса… но были представлены к наградам.

Видео:

Из воспоминаний участников инцидента:

Советский сторожевой корабль Черноморского флота СКР пр. 1135 «Беззаветный» только что вернулся из полугодового плавания в Средиземном море. Экипаж был хорошо подготовлен, имел опыт плавания в прибрежных водах ряда иностранных государств. Месяцы, проведённые в море, не прошли даром, они дали морякам хорошую морскую практику.

Проект 1135.2 «Буревестник» (в иллюминаторе ходового торчит рожа

mu_rena)

Командование ЧФ поставило задачу перед «Беззаветным» проследить за действиями двух американских кораблей, выяснить их намерения.

Находясь на параллельных курсах несколько раз наши корабли по международному каналу связи предупреждали американцев: «Вы нарушаете государственную границу СССР». Эти же предупреждения дублировались флажным семафором.

В ответ американцы отвечали что-то типа «О’кей», продолжая следовать своим курсом.

Во время учения на американском корабле

Тогда командир «Беззаветного» капитан 2 ранга Владимир Богдашин получил приказ: вытеснить американские корабли из советских территориальных вод. Легко сказать, вытеснить! Но как это сделать, не применяя оружия и учитывая, что водоизмещение СКР в два с лишним раза меньше, чем американского крейсера.

Решение в данной ситуации могло быть одно – осуществить навал советского сторожевого корабля на нарушителя, или, вернее, нанести ряд ударов по корпусу американского корабля. В авиации этот маневр называется «таранить» врага.

Получив в очередной раз с «Йорктауна» – «Мы ничего не нарушаем!» и руководствуясь Законом о государственной границе СССР, экипаж «Беззаветного» приступил к решительным действиям. Острота ситуации требовала от командира капитана 2 ранга В.Богдашина принятия исключительного решения. И оно было принято.История современного флота ничего подобного не знала.

На сознательный жёсткий контакт шли корабли, лишённые брони и вооружённые довольно нежным ракетным и торпедным оружием.Сначала корабли шли параллельными курсами. «Йорктаун» давал большую волну, мешавшему сближению. «Беззаветный» увеличил скорость и стал быстро настигать американский ракетоносец с его левого борта.

Громадный корпус «Йорктауна» казался неестественно большим и неприступным, заслонял своими надстройками половину горизонта. По внутрикорабельной трансляции личному составу «Беззаветного» было объявлено, что корабль идёт на физическое соприкосновение с американцем. На СКРе загерметизировали отсеки.

«Беззаветный» взял вправо и приспустил правый якорь, лапы которого, как шипы ежа, ощетинились наружу.

Несомненно, командование американского крейсера не понимало действий советского сторожевого корабля. Свободные от вахты моряки столпились на верхних мостиках надстроек, фотографировали, что-то кричали. Беспечный вид американских моряков, их самоуверенность и надменное спокойствие подчёркивали безразличие к советскому сторожевому кораблю.

СКР «Беззаветный» таранит американца

Противостояние достигло кульминации. «Беззаветный» достиг «Йорктаун», СКР-6 подходил к правому борту «Кэрона». Рядом находились пограничные корабли и суда вспомогательного флота. Для пущей убедительности в воздух были подняты два ТУ-95 и противолодочные самолёты БЕ-12 с подвешенными ракетами.

На «Йорктауне» непрерывно работали навигационная РЛС и станция наблюдения за воздушным противником, сообщая обстановку командиру крейсера.Первый удар «Беззаветного» пришёлся «Йорктауну» в среднюю часть, в район трапа. Смялись леерные ограждения, оглушив оторопевших «йорктаунцев» скрежетом стали.

Приспущенный трёхтонный якорь, пройдясь по борту крейсера, нанёс ему несколько ударов и вмятин. В следующую секунду он оборвался и упал в море.Как будто ветром сдуло с мостика американских моряков. Было слышно, как на «Йорктауне» объявили аварийную тревогу, и все разбежались по боевым постам.

После первого удара форштевень «Беззаветного» ушёл влево, а, его корма навалилась на крейсер в районе установки контейнеров с противокорабельными ракетами «Гарпун», смяв четыре контейнера. Возникла опасность повреждения наших торпедных аппаратов.

Резко переложив руль в положение «право на борт», «Беззаветный» вновь развернулся атакующим носом в боевую стойку. Второй удар по американцу оказался очень сильным.

Снимок сделан с борта американского корабля, во время удара.

«Йорктаун» вздрогнул, а «Беззаветный» на какое-то мгновение получил крен в 13 градусов, обнажив титановую бульбу. Дифферент на корму достиг четырёх градусов. Так что корма оказалась на срезе уровня воды. В следующий миг форштевень «Беззаветного» пошёл сметать на «Йорктауне» всё, что попадалось по пути леерные стойки, кнехты, горловины, листы надстроек и прочие выступающие части, превращая всё это в металлолом. Под фейерверк искр несколько секунд слышался леденящий душу треск разрушаемых конструкций. Были видны ошмётки отлетающей краски, дым от сильного трения – пока нос сторожевого корабля не соскользнул вниз.После этого навал-тарана командир американского крейсера оценил, наконец, опасность момента. «Йорктаун» переложил руль вправо. Через считанные минуты он вышел из советских территориальных вод в нейтральные. Вся акция «вытеснения» заняла не больше пятнадцати минут. «Йорктаун» вошёл в наши воды примерно на 2,5 мили, «Кэрон» – почти на 7 миль.Пока «Беззаветный» боролся с «Йорктауном», сторожевой корабль СКР-6 наносил аналогичные пугающие удары форштевнем по «Кэрону», правда, из-за своего малого водоизмещения с меньшим успехом.Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.

Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.

пр. 1135 во время учений

Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.

Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик.

Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции.

Валерий Борисович Иванов, «Тайны Севастополя».

обзор по материалам из интернета

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://7lostworlds.ru/blog/43096394111/next

Ссылка на основную публикацию