Киев 1967 года в цвете

Блог историка: 1967 год. Катастрофа, о которой приказали молчать

Станислав Цалик Писатель, краевед

Image caption 25 апреля 1967 года в аварии на мосту им. Патона погиб выдающийся баскетбольный тренер Украины Наполеон Каракашьян

50 лет назад — 25 апреля 1967 года — в Киеве произошла трагедия: с моста им. Патона в Днепр упал автобус. Среди десятков погибших был выдающийся баскетбольный тренер Украины Наполеон Каракашьян.

Об этой автокатастрофе в советские времена велено было молчать — как, впрочем, и о других катастрофах в СССР. Официальных сообщений не было. Власти делали вид, что ничего не произошло.

Даже теперь, когда прошло полвека, о ней не все известно.

Разночтения начинаются с датировки этой трагедии. По одним источникам, она произошла 24 апреля, по другим — 25-го.

Википедия подает последний вариант, но без ссылок на источники.

В то же время тогдашний руководитель Украины Петр Шелест вспоминает в дневнике о катастрофе на мосту Патона в блоке записей, помеченных им «13-28 апреля». Уточняет, что произошла она в тот же день, когда погиб советский космонавт Владимир Комаров. Космическая ракета «Союз-1», как известно, потерпела крушение во время приземления 24 апреля.

Копірайт зображення СТАНИСЛАВ ЦАЛИКImage caption Наполеон Каракашьян стал первым украинским баскетболистом, который получил звание мастера спорта СССР

Дело мог бы прояснить некролог известного тренера. Его напечатала «Спортивная газета» в номере за 27 апреля.

Но там вообще нет даты: «Преждевременная и неожиданная смерть вырвала из наших рядов выдающегося специалиста физического воспитания, мастера спорта СССР, заслуженного тренера УССР и СССР Наполеона Карловича Каракашьяна». И дальше — краткая биография покойного.

И все же, есть основания утверждать: трагедия на киевском мосту им. Патона произошла 25 апреля. Именно ее подают архивные документы транспортного предприятия АП-7, к которому принадлежал тот злосчастный автобус.

Дата подтверждается и другим источником — грамотой «за проявленную решительность и мужество при спасении людей в реке Днепр после аварии автобуса 25 апреля 1967», которой наградили работника Дарницкой госавтоинспекции Николая Прохоровича Онупко.

Что произошло на мосту

Новенький автобус марки ЛАЗ должен был вот-вот уехать с автостанции «Бровары». Над лобовым стеклом виднелся номер пригородного маршрута — 41, а прямоугольная табличка ниже указывала конечные остановки: «Бровары — Дворец спорта».

Копірайт зображення СТАНИСЛАВ ЦАЛИКImage caption Водитель автобуса решил совершить обгон — на скорости зацепился за бампер трамвая, вылетел на встречную полосу, сбил перила моста и упал в Днепр

Кондуктор взяла плату с пассажиров, выдала билеты. Водитель Опанасенко сел за руль. Автобус с государственным номером 93-36 КИГ выехал на Броварской проспект.

По дарницким улочкам добрались до Ленинградской площади, проехали проспект Воссоединения и выехали на мост им. Патона. Часы показывали 15:20.

Через несколько минут водитель автобуса решил обогнать рефрижератор «Молдова-плодоовощ», который очень медленно плелся впереди. Это было нарушением правил — он не должен был этого делать. Во время обгона ЛАЗ, набрав скорость, зацепился за бампер трамвая, который двигался в том же направлении, вылетел на встречную полосу, сбил перила моста и упал в Днепр.

Данные о количестве жертв разнятся.

В одних источниках упоминают о 27 погибших, в том числе водителе и кондукторе. Пять пассажиров удалось спасти — им оказали медицинскую помощь.

Сын упомянутого Николая Онупко, в то время младенец, запомнил из более поздних семейных разговоров, что на самом деле спасли шесть человек — пять женщин и мужчину. Но последний умер на берегу.

В других источниках можно найти сведения о 37 погибших или о 54 погибших.

Главе УССР Петру Шелесту правоохранители доложили, что «погибли 45 человек … Два человека спаслись чудом — выпрыгнули из окна автобуса».

При отсутствии официальных сообщений, Киев быстро полнился самыми разнообразными слухами.

Поговаривали, будто в автобусе погибли 20 спортсменов. Из других рассказов следовало, что их было уже более 30.

На самом деле в роковом ЛАЗе ехал только один спортсмен — 47-летний баскетбольный тренер Наполеон Каракашьян.

Его звали Напа

Напа, как называли Каракашьяна, родился в 1919 году в Донецкой области. Киевлянином стал в 1937-м, когда поступил в Киевский медицинский институт.

Копірайт зображення СТАНИСЛАВ ЦАЛИКImage caption Напа Каракашьян тренировал сборные Киевского военного округа, Вооруженных сил СССР

Осенью 1941 года третьекурсника Каракашьяна оставили в оккупированном немцами Киеве в составе группы советских подпольщиков.

И когда оккупанты начали массовое уничтожение евреев в Бабьем Яру — а Напа внешне был похож на еврея, — его пребывание в Киеве становилось опасным.

Подпольщики переправили его в Одессу, где в местном партизанском отряде им. Сталина он выполнял функции врача и связного.

В сентябре 1945-го бывший партизан выступил в составе сборной Одесской области по баскетболу на Спартакиаде народов УССР и получил «золото».

Именно Каракашьян стал первым украинским баскетболистом, который получил звание мастера спорта СССР.

Его пригласили в Киев — создать баскетбольную команду Окружного дома офицеров. Он стал ее играющим тренером. Чуть позже восстановился в Киевском мединституте, который окончил в 1951 году.

Делом его жизни стала тренерская работа. Команда Спортивного клуба армии, которую он возглавлял, получила право играть в высшей лиге. Напа тренировал сборные Киевского военного округа, Вооруженных сил СССР.

Фотография в кармане

25 апреля 1967 года Каракашьян сел в роковой ЛАЗ на остановке «Ленинградская площадь». Он жил рядом в двухкомнатной «хрущевке».

Копірайт зображення СТАНИСЛАВ ЦАЛИКImage caption Тренер жил в Киеве возле Ленинградской площади в двухкомнатной «хрущевке»

Ехал на матч своей команды с одесситами в рамках чемпионата Украины. Игра должна была состояться в зале, который находился на месте современного планетария.

Баскетболисты удивлялись: осталось несколько минут до начала матча, а тренера нет. Начали играть без него.

В перерыве матча Напа тоже не появился. До игроков долетели первые слухи о каком-то автобусе, который якобы сорвался с моста им. Патона.

Все выяснилось ночью, когда водолазы подняли со дна реки тело мужчины. В его пиджаке обнаружили фотографию молодой женщины. Одна из врачей скорой, которая там дежурила, узнала на фото свою однокурсницу Анжелу Каракашьян, дочь известного тренера…

«Каракашьян был идеальным тренером, — позже скажет один из его подопечных Николай Сушак, чемпион Европы. — высокоинтеллектуальный, интеллигентный, к тому же прекрасный врач, за помощью к которому обращались не только баскетболисты. Многие из нас привозил на лечение к Наполеону Карловичу своих матерей и братьев. Он никому не отказывал».

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/blog-history-russian-39702078

20 век в цвете. Чем жил мир полвека назад (Очень много фото)

Сегодня в нашем проекте 20 век в цвете 1967 год за пределами СССР.

Название обязывает! Этот культовый снимок Марка Рибу почти 50 лет был известен в черно-белом варианте и лишь недавно нашёлся цветной оригинал.

Семнадцатилетняя Ян Роуз Касмир дарит цветок солдату во время антивоенного протеста в 1967 году:

В беспокойном, бунтошном 67 году апокалиптическая война во Вьетнаме была одной из центральных тем.

Невероятно, но 50 лет назад в США и других западных странах было настоящее гражданское общество, способное к самостоятельному суждению, несмотря на потоки официозной пропаганды. Там жили внутренне свободные люди, способные на массовый протест против внешней политики своего правительства. Миллионы людей были готовы идти под дубинки и даже на штыки, чтобы сказать своё «нет» очередной военной авантюре. Наверное, это была такая защитная реакция здорового организма, которой больше нет. В современном неототалитарном обществе на такой открытый протест решаются уже не многие.

Нельзя объять необъятное, но мы, как всегда, попробуем выбрать какие-то яркие моменты и образы 1967 года, запечатлённые на фотографии.

Сухопутные баталии Вьетнамской войны разворачивались в южной части страны, где коммунистические партизаны (Вьетконг) противостояли армии США и войскам проамериканского сайгонского правительства.

Поскольку силы были неравны, вьетконговцы перешли к подземной войне, прорыв сотни километров туннелей. Там они жили месяцами, прятали свои семьи, лечили раненных, производили оружие.
Американские рейнджеры использовали все способы борьбы с туннелями, но ни один из них не сработал. Ядовитые газы упирались в водяные фильтры, специальные собаки-убийцы гибли от рассыпанной отравы, взамен обрушенных сверхмощными бомбами ходов быстро вырывались новые. Самые отчаянные из рейнджеров даже пытались сами лезть в эти нормы, но они были непроходимо узкими для среднего американского телосложения.

Читайте также:  Особенности секса в ссср

На этом снимке мы как раз видим попытку американских спецназовцев проникнуть во вьетконговский туннель:

Чистой воды постановочный кадр, конечно.

А вот накал вечернего боя с Вьетконгом, который запечатлел в 1967 г. американский фотожурналист Jacobus Willem Rentmeester aka «Co» Rentmeester, вполне реален:

В это время Северный Вьетнам подвергался нещадным воздушным налётам американских ВВС.

Вьетнамские бойцы отражают американскую воздушную атаку в Ханое, фотограф Lee Lockwood, 1967:

Конечно, американские бомбовозы чаще валили советскими зенитными ракетами, но суровые правила игры требовали заявлять, что очередной Б-52 был сбит из винтовки простым колхозным сторожем.

Вьетнамка конвоирует сбитого американского лётчика, фотограф Thomas Billhardt, 1967 год:

Пока Вьетнам корчился под ковровыми бомбардировками, в соседнем Китае приближалась к своему апогею «Культурная революция».

По чистой случайности такое милое название закрепилось за великой Смутой — пятилетней вакханалией погромов, линчеваний, чисток, массовых самообличений, лево-радикального психоза и прочих безумств, которые в отдельные моменты принимали формы гражданской войны с применением танков и артиллерии.

Ещё в начале 1965 года Китай был в целом обычной социалистической страной с более-менее нормальной гражданской жизнью. Через два года всё население поголовно ходило во френчах и синих робах, причём преимущественно строем.

Новый облик Китая — площадь Тяньаньмэнь в Пекине в мае 67-го:

Внешне это выглядело как настоящий зомби-апокалипсис, но для китайской молодёжи побегать с палками и знамёнами было весьма драйвово.

Юная китаянка радостно встречает первомай 67-го:

Малолетние хунвейбины осаждают французское посольство в Пекине в феврале 1967, фото Solange Brand:

Заодно маоисты в 1967 году ставили на уши британский Гонконг — белые воротнички с красными цитатниками:

Но там им, конечно, ничего не светило.

В 1967 году случился один из крупнейших бунтов в истории США — Детройтский.

Беспорядки вспыхнули на расовой почве:

Были разграблены и сожжены сотни домов:

Только привлечение войск Национальной гвардии позволило взять ситуацию под контроль:

9 октября 1967 года в Боливии был убит легендарный революционер Эрнесто Че Гевара. Его посмертный снимок сделал фотограф Marc Hutten:

На Ближнем Востоке 5 июня 1967 г. вспыхнула Шестидневная война, в ходе которой Израиль в считанные дни достиг победы, захватив Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

У «стены плача» в Иерусалиме летом 1967 года:

Подбитый египетский танк в синайской пустыне, 1967:

Главным героем победоносной для израильтян кампании стал начальник Генерального Штаба Ицхак Рабин, будущий премьер-министр. Вот каким он был тогда, в 67-м:

Тем временем другая ближневосточная страна, Иран, поразила весь мир размахом и роскошью коронации шаха Пехлеви:

Красавица шахиня Фарах Пехлеви на фото Carlo Bavagnoli, 1967:

В 1967 году во время визита во франкофонную провинцию Канады Квебек президент Франции Шарль де Голль, завершая свою речь при огромном стечении народа, воскликнул: «Да здравствует Квебек!», а потом добавил моментально ставшие знаменитыми слова: «Да здравствует свободный Квебек!» Разразился скандал.

Шарль де Голль во время поездки в Квебек:

Ещё не совсем дряхлый испанский диктатор Франко принимал от нового американского посла заверения в дружбе и почтении:

А в Западной Германии похоронили другого политического «динозавра» — Конрада Аденауэра:

1967 — эпоха хиппи.

Характерные типажи на улицах Сан-Франциско 67-го:

Молодёжь свингующего Лондона 67-го:

Британкам надоело быть консервативными:

Яркая эпоха рождала незабываемо яркую моду.

Французская модель Simone D'Aillencourt на страницах журнала Vogue, №2 за 1967:

А вот Бриджит Бардо в не менее оригинальном прикиде:

Во Флоренции свои вечерние платья представлял Cesare Guidi:

Культовая английская манекенщица Твигги (Lesley Hornby) в 1967 году достигла пика своей модельной карьеры, в возрасте всего лишь 18 лет!:

В нашем кратком обзоре невозможно остановится на всех заметных событиях в мире кино 1967 года, поэтому дадим лишь пару штрихов.

Французский кинофильм «Дневная красавица» 1967 года режиссёра Луиса Бунюэля, экранизация одноименного романа Жозефа Кесселя, получил в том же году «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

Главную роль сыграла Катрин Денев:

Фрэнк Синатра в фильме «Tony Rome», 1967:

Как всегда, мы не можем пройти мимо автомобильной темы. Автомобилизация на Западе развивалась бешеными темпами, но Атлантический океан разделял два разных автомобильных мира. Американцы ездили на огромных тачках, а европейцы предпочитали (могли позволить себе) малолитражки.

Американская мечта — Daytona Beach, Florida, 1967:

И мечта простого финского парня — финская автомобильная реклама студии Pietis, 1967:

КОМУ ОГРОМНЫЙ ПОСТЕР?

Автосалон 1967 года в Амстердаме:

Пожалуй, главным событием в автомобильном мире стало признание Fiat 124 европейским автомобилем года:

Автомобиль-эпоха!

Полвека прошло, а мы его по-прежнему ежедневно видим на улицах наших городов.

По сравнению с Фиатом французский Renault 8 Gordini 1300 выглядел откровенным уродцем:

Mercedes-Benz 250C образца 1967 года смотрелся, как положено, солидно:

Японцы также старались осваивать нишу солидных автомобилей.

Toyota Crown S50, 1967 год:

А для тех, кому претила утилитарная классика, итальянская компания Bertone в том же создала коцепт-кар Lamborghini Marzal:

Так полвека назад представляли себе автомобиль недалёкого будущего.

Социалистический автопром представил в 67-м новый венгерский «Икарус»:

Наш обзор был бы неполным, если бы мы не показали, как выглядел компьютер полвека назад:

А вот ещё стильный компактный телек из пивной рекламы 67-го:

Кстати, по поводу цветного телевизора. Если для Штатов это не было новинкой, то в Европе регулярное цветное телевещание появилось именно в 1967 году, когда его начали в Англии и ФРГ (PAL), а также во Франции и СССР (SECAM). Однако многие, как сейчас принято говорить «развитые европейские страны» дождались цветного телевидения только к 70-м годам.

Чуть-чуть из новостей мира архитектуры.

В Восточном Берлине не месте израненных войной старых кварталов началось возведение нового социалистического города. Его символом стала вертикаль телебашни:

Весь район вокруг Александер-плац превратился в огромную строительную площадку:

В Монреале на выставке «Экспо-67», темой которой были дома и жилое строительство, был представлен «Хабитат 67» — жилой комплекс, спроектированный архитектором Моше Сафди в 1966—1967 годах:

Куб является основой этого строения. 354 куба, наращенных друг на друга, позволили создать это серое по цвету здание со 146 квартирами. Большинство квартир имеет личный сад на крыше соседа снизу. Стиль постройки — брутализм[.

В Сиднее продолжалось строительство здания Оперы, которое затянулось на 14 лет и сопровождалось громкими скандалами из-за перерасхода средств.

Вид в 1967 году:

Что ещё можно отметить из интересных событий 1967 года?

В 1967 году Арнольд стал самым молодым в истории «Мистером Вселенная»:

Попавшая в зону затопления Асуанской плотины статуя Рамсеса Великого в Большом храме Абу-Симбела была распилена на блоки и опять собрана после переноса на новое место:

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире:

20 октября 1967 года Роджер Паттерсон и Боб Гимлин — участники ковбойских скачек — прогуливались верхом по лесистому ущелью Блаф-Крик в Калифорнии, снимали друг друга на любительскую камеру. И тут им несказанно повезло. Из леса вышел «снежный человек». Конкретно самка, как потом выяснилось.

Камера в этот момент находилась в руках Паттерсона. Естественно, он начал снимать. Так появились кадры, которые ныне называют не иначе как «знаменитый фильм Паттерсона — Гимлина».

Читайте также:  Заслуги ленина в истории украины

Фильм вот уже 45 лет остается единственным в мире, на котором «снежный человек» предстает в пристойном качестве — живым существом, а не размытым пятном или смутной тенью (источник):

Вот как-то так нам представляется яркий и беспокойный 1967 год.

Отсюда

Источник: https://aloban75.livejournal.com/3758333.html

1967 год в цвете: весь мир в фотографиях

Предлагаем совершить увлекательное путешествие на 50 лет назад, в 1967 год, с помощью интересных старых фотографий.

Этот культовый снимок Марка Рибу почти 50 лет был известен в черно-белом варианте и лишь недавно нашёлся цветной оригинал. Семнадцатилетняя Ян Роуз Касмир дарит цветок солдату во время антивоенного протеста в 1967 году:

В беспокойном, бунтошном 67 году апокалиптическая война во Вьетнаме была одной из центральных тем.
Невероятно, но 50 лет назад в США и других западных странах было настоящее гражданское общество, способное к самостоятельному суждению, несмотря на потоки официозной пропаганды.

Там жили внутренне свободные люди, способные на массовый протест против внешней политики своего правительства. Миллионы людей были готовы идти под дубинки и даже на штыки, чтобы сказать своё «нет» очередной военной авантюре. Наверное, это была такая защитная реакция здорового организма, которой больше нет.

В современном неототалитарном обществе на такой открытый протест решаются уже не многие.

Нельзя объять необъятное, но мы, как всегда, попробуем выбрать какие-то яркие моменты и образы 1967 года, запечатлённые на фотографии.

Сухопутные баталии Вьетнамской войны разворачивались в южной части страны, где коммунистические партизаны (Вьетконг) противостояли армии США и войскам проамериканского сайгонского правительства. Поскольку силы были неравны, вьетконговцы перешли к подземной войне, прорыв сотни километров туннелей. Там они жили месяцами, прятали свои семьи, лечили раненных, производили оружие.

Американские рейнджеры использовали все способы борьбы с туннелями, но ни один из них не сработал.

Ядовитые газы упирались в водяные фильтры, специальные собаки-убийцы гибли от рассыпанной отравы, взамен обрушенных сверхмощными бомбами ходов быстро вырывались новые.

Самые отчаянные из рейнджеров даже пытались сами лезть в эти нормы, но они были непроходимо узкими для среднего американского телосложения.

На этом снимке мы как раз видим попытку американских спецназовцев проникнуть во вьетконговский туннель:

Чистой воды постановочный кадр, конечно.

А вот накал вечернего боя с Вьетконгом, который запечатлел в 1967 г. американский фотожурналист Jacobus Willem Rentmeester aka «Co» Rentmeester, вполне реален:

В это время Северный Вьетнам подвергался нещадным воздушным налётам американских ВВС.

Вьетнамские бойцы отражают американскую воздушную атаку в Ханое, фотограф Lee Lockwood, 1967:

Конечно, американские бомбовозы чаще валили советскими зенитными ракетами, но суровые правила игры требовали заявлять, что очередной Б-52 был сбит из винтовки простым колхозным сторожем.

Вьетнамка конвоирует сбитого американского лётчика, фотограф Thomas Billhardt, 1967 год:

Пока Вьетнам корчился под ковровыми бомбардировками, в соседнем Китае приближалась к своему апогею «Культурная революция».

По чистой случайности такое милое название закрепилось за великой Смутой — пятилетней вакханалией погромов, линчеваний, чисток, массовых самообличений, лево-радикального психоза и прочих безумств, которые в отдельные моменты принимали формы гражданской войны с применением танков и артиллерии.

Ещё в начале 1965 года Китай был в целом обычной социалистической страной с более-менее нормальной гражданской жизнью. Через два года всё население поголовно ходило во френчах и синих робах, причём преимущественно строем.

Новый облик Китая — площадь Тяньаньмэнь в Пекине в мае 67-го:

Внешне это выглядело как настоящий зомби-апокалипсис, но для китайской молодёжи побегать с палками и знамёнами было весьма драйвово.

Юная китаянка радостно встречает первомай 67-го:

Малолетние хунвейбины осаждают французское посольство в Пекине в феврале 1967, фото Solange Brand:

Заодно маоисты в 1967 году ставили на уши британский Гонконг — белые воротнички с красными цитатниками:

Но там им, конечно, ничего не светило.

В 1967 году случился один из крупнейших бунтов в истории США — Детройтский. Беспорядки вспыхнули на расовой почве:

Были разграблены и сожжены сотни домов:

Только привлечение войск Национальной гвардии позволило взять ситуацию под контроль:

9 октября 1967 года в Боливии был убит легендарный революционер Эрнесто Че Гевара. Его посмертный снимок сделал фотограф Marc Hutten:

На Ближнем Востоке 5 июня 1967 г. вспыхнула Шестидневная война, в ходе которой Израиль в считанные дни достиг победы, захватив Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.

У «стены плача» в Иерусалиме летом 1967 года:

Подбитый египетский танк в синайской пустыне, 1967:

Главным героем победоносной для израильтян кампании стал начальник Генерального Штаба Ицхак Рабин, будущий премьер-министр. Вот каким он был тогда, в 67-м:

Тем временем другая ближневосточная страна, Иран, поразила весь мир размахом и роскошью коронации шаха Пехлеви:

Красавица шахиня Фарах Пехлеви на фото Carlo Bavagnoli, 1967:

В 1967 году во время визита во франкофонную провинцию Канады Квебек президент Франции Шарль де Голль, завершая свою речь при огромном стечении народа, воскликнул: «Да здравствует Квебек!», а потом добавил моментально ставшие знаменитыми слова: «Да здравствует свободный Квебек!» Разразился скандал. Шарль де Голль во время поездки в Квебек:

Ещё не совсем дряхлый испанский диктатор Франко принимал от нового американского посла заверения в дружбе и почтении:

А в Западной Германии похоронили другого политического «динозавра» — Конрада Аденауэра:

1967 — эпоха хиппи. Характерные типажи на улицах Сан-Франциско 67-го:

Молодёжь свингующего Лондона 67-го:

Британкам надоело быть консервативными:

Яркая эпоха рождала незабываемо яркую моду.

Французская модель Simone D’Aillencourt на страницах журнала Vogue, №2 за 1967:

А вот Бриджит Бардо в не менее оригинальном прикиде:

Во Флоренции свои вечерние платья представлял Cesare Guidi:

Культовая английская манекенщица Твигги (Lesley Hornby) в 1967 году достигла пика своей модельной карьеры, в возрасте всего лишь 18 лет!:

В нашем кратком обзоре невозможно остановится на всех заметных событиях в мире кино 1967 года, поэтому дадим лишь пару штрихов.

Французский кинофильм «Дневная красавица» 1967 года режиссёра Луиса Бунюэля, экранизация одноименного романа Жозефа Кесселя, получил в том же году «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Главную роль сыграла Катрин Денев:

Фрэнк Синатра в фильме «Tony Rome», 1967:

Как всегда, мы не можем пройти мимо автомобильной темы. Автомобилизация на Западе развивалась бешеными темпами, но Атлантический океан разделял два разных автомобильных мира. Американцы ездили на огромных тачках, а европейцы предпочитали (могли позволить себе) малолитражки.

Американская мечта — Daytona Beach, Florida, 1967:

И мечта простого финского парня — финская автомобильная реклама студии Pietis, 1967:

Автосалон 1967 года в Амстердаме:

Пожалуй, главным событием в автомобильном мире стало признание Fiat 124 европейским автомобилем года:

Автомобиль-эпоха!
Полвека прошло, а мы его по-прежнему ежедневно видим на улицах наших городов.

По сравнению с Фиатом французский Renault 8 Gordini 1300 выглядел откровенным уродцем:

Mercedes-Benz 250C образца 1967 года смотрелся, как положено, солидно:

Японцы также старались осваивать нишу солидных автомобилей. Toyota Crown S50, 1967 год:

А для тех, кому претила утилитарная классика, итальянская компания Bertone в том же создала коцепт-кар Lamborghini Marzal:

Так полвека назад представляли себе автомобиль недалёкого будущего.

Социалистический автопром представил в 67-м новый венгерский «Икарус»:

Наш обзор был бы неполным, если бы мы не показали, как выглядел компьютер полвека назад:

А вот ещё стильный компактный телек из пивной рекламы 67-го:

Кстати, по поводу цветного телевизора. Если для Штатов это не было новинкой, то в Европе регулярное цветное телевещание появилось именно в 1967 году, когда его начали в Англии и ФРГ (PAL), а также во Франции и СССР (SECAM). Однако многие, как сейчас принято говорить «развитые европейские страны» дождались цветного телевидения только к 70-м годам.

Чуть-чуть из новостей мира архитектуры. В Восточном Берлине не месте израненных войной старых кварталов началось возведение нового социалистического города. Его символом стала вертикаль телебашни:

Читайте также:  История советской кухни

Весь район вокруг Александер-плац превратился в огромную строительную площадку:

В Монреале на выставке «Экспо-67», темой которой были дома и жилое строительство, был представлен «Хабитат 67» — жилой комплекс, спроектированный архитектором Моше Сафди в 1966—1967 годах:

Куб является основой этого строения. 354 куба, наращенных друг на друга, позволили создать это серое по цвету здание со 146 квартирами. Большинство квартир имеет личный сад на крыше соседа снизу. Стиль постройки — брутализм.

В Сиднее продолжалось строительство здания Оперы, которое затянулось на 14 лет и сопровождалось громкими скандалами из-за перерасхода средств. Вид в 1967 году:

Что ещё можно отметить из интересных событий 1967 года?

В 1967 году Арнольд стал самым молодым в истории «Мистером Вселенная»:

Попавшая в зону затопления Асуанской плотины статуя Рамсеса Великого в Большом храме Абу-Симбела была распилена на блоки и опять собрана после переноса на новое место:

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций в мире:

20 октября 1967 года Роджер Паттерсон и Боб Гимлин — участники ковбойских скачек — прогуливались верхом по лесистому ущелью Блаф-Крик в Калифорнии, снимали друг друга на любительскую камеру. И тут им несказанно повезло. Из леса вышел «снежный человек». Конкретно самка, как потом выяснилось.

Камера в этот момент находилась в руках Паттерсона. Естественно, он начал снимать. Так появились кадры, которые ныне называют не иначе как «знаменитый фильм Паттерсона — Гимлина».

Фильм вот уже 45 лет остается единственным в мире, на котором «снежный человек» предстает в пристойном качестве — живым существом, а не размытым пятном или смутной тенью :

Вот как-то так нам представляется яркий и беспокойный 1967 год.

Источник: http://chert-poberi.ru/interestnoe/1967-god-v-tsvete-ves-mir-v-fotografiyah.html

Аведонова длань. Волгоград 1967 года на снимках шведского фотографа Георга Одднера

— Георг Одднер (Georg Mirskij Oddner ) родился в Стокгольме 17 октября 1923 года. Свою трудовую деятельность начал как трубач в секстете Путти   Викмана.

В 27 лет он забросил джаз и отправился работать в Соединенные  Штаты, среди других работ, была работа ассистентом фешн фотографа Ричарда Аведона в Нью Йорке.
Когда он вернулся в Швецию в 1952 году, то осел в Мальмё, занявшись в основном репортажной и фэшн фотографией.

Вскоре заработал репутацию и  занимаемые им должности позволили ему путешествовать по миру. В 1958 он стал основным членом фото группы «Tio fotografer» (Десять Фотографов) в Стокгольме. В 2003-м году о Георге Одднере снят документальный фильм режиссёра Яна  Труэлля «Присутствие» («Narvarande»).

В своем фильме Ян Труэлль (Jan Troell) попытался раскрыть зрителям уникальное творческое видение Георга Одднера с помощью музыки Дюка Эллингтона, Майлза Дэвиса и Дэйва Брубека.

В поездку 67-го года будущий классик шведского фотоискусства завернул  и в Волгоград. Благодаря ему мы можем увидеть в цвете, как выглядил наш город полвека назад, в период, судя по всему,  примерно с мая по июнь.

Виден транспарант, посвященный 9 мая. Но сколько он мог провисеть после праздника, одному богу известно. Лента в орнаменте, судя по всему, «георгиевская».

А вот и еще одна временная примета налицо. Паводок на Волге ниже Волжской ГЭС, построенной в 1961 году, в полноводные годы заканчивается в мае-июне. На фото разлив еще заметен. Подготовка  плавсредств в полном разгаре:

Видно, что вода уже отступила от берега:

На транспаранте видна дата «1967»:

Продолжая тему дебаркадеров:

Ну и необходимо добавить фото водной базы ( На стяге видна ромбовидная эмблема. «Спартак»?):

Народ купается. Не вовсю, конечно. Но в начале, да и в конце мая, даже на широте Волгограда температура воды в Волге больше подходит для закаливания.

Честно говоря, раньше июля окунаться в воды великой русской реки не приходилось. Холодно!  С другой стороны, внутреннее пространство базы представляло собой огороженный от реки бассейн.

Может, в нем вода лучше прогревалась? В общем, датировку, думается, лучше перенести ближе к июню.

Весна-лето 1967 г — самый канун открытия мемориального комплекса на Мамаевом Кургане, официальное открытие которого состоялось в октябре того же года. Как видим, все готово к открытию.  Последние штрихи — культивирование газонов:

Ну и посетители уже посещают:

К слову, о синкопированном ритме. Ветераны у него словно пританцовывают, энергично убегая за край кадра:

А тут даже  парами. И похоже на джазменов-приятелей на джем-сейшне. Отыграли и ждут апплодисментов:

Ритмичная перекличка планов, жестов, масштабов:

Женские монументы у него как живые. А живые женщины — монументальны.

Бытоописатель моды и гламура он  не смог равнодушно пройти мимо головных уборов из газет. Столь обычных для советских людей.  Но для шведа, видимо, экзотика.

Немного будничной жизни города, в котором история как нигде являлась частью современности:

— на фоне танковой башни Мемориала «Передний край обороны»:  Планетарий, застраивающийся проспект имени Ленина; справа — виден дворовый фасад дома по ул. Гагарина, 16. Башня, судя по всему, та, что сегодня окружена комплексом зданий Политеха.

Трамвая, кстати, много.

Как репортера, Одднера, конечно, интересовала изнанка  парадных сталинградских проспектов. Кто, кстати,  угадает здание?

Чтоб вы долго не мучались приведу снимок со двора по Советской, 36,- послевоенном «обрамлении» Дома солдатской славы.  Отсняв бывшее кольцо трамвая у Мельницы, Одднер видимо, решил ознакомиться с оборотной стороной главного дома Сталинграда:

Красивый вазон. На размытом заднем угадывается мемориальная доска:

Загадочное фото. Вроде бы видим, своеобразные фасадные «колонны» строящегося здания НИПИ Морнефть (ул. Советская 10, напротив входа в Гордуму, или как там щас ее).

Но почему-то тротуар и забор под углом к стене — поворот вполне прямой как стрела улицы, но куда? Сначала было решил, что Главпочтамт, но там первый этаж весь в агроменных окнах-витринах, с полукруглым верхом, кажется он называется люнетом:

Следы войны еще заметны. Улица Островского, что за Универмагом.

Остаток здания, в котором до войны  находилось управление зрелищных мероприятий, после войны — мастерские института «Гражданпроект», по чертежам которого и был отстроен послевоенный город.

Ныне гостиница с названием «Старый Сталинград», слегка нелепым, если учитывать, что топоним «Сталинград» покинул город в цветущем возрасте, чуть больше 35-ти от роду:

Не иначе негритянское гетто. Щас остальные с плантаций подтянутся и затянут спиричуэлз. К слову, все та же ул. Советская, 36:

Ну и расслабляющие джазовые ноктюрны. Не иначе с саксофоном, как водится.

В заключение я не могу не отметить редкостный ракурс на одном из вполне рядовых фото. Собственно ради этого кусочка сталинградской натуры и затевался пост:

Итак, на заднем плане — овраг Долгий, ныне засыпанный, вошедший в историю через карты, донесения, воспоминания о боях в Сталинграде. Строящиеся здания  над оврагом — сложносочиненный комплекс строений, известный в частности тем, что в нем располагался бывший ДК. им. Ленина ( Яндекс карты показывает Дымченко, 6а, хотя мне лично всегда казалось, что адрес значился по пр. Ленина). Сравните:

Что касается фото, то мы с коллегами смогли отыскать всего 4 черно-белых кадра с незасыпанным оврагом (аэрофото не в счет). Ну и отмечу, что фотограф стоит в районе другого небызвестного ныне строения —  «танцующего» моста через Волгу.

«Россия по-прежнему является страной, полный тайн, и стоит одной ногой в прошлом, а другой в будущем. А между ними — странный вакуум», — писал Одднер. Заполнить этот вакуум на свой лад и попытался бывший ассистент Аведона, за что ему огромное спасибо.

Остается добавить, что полную подборку почти в полторы тысячи фото, сделанных Георгом Одднером в СССР, можно найти через портал Europeanа. Удачи!

Источник: https://gorodgeroy.livejournal.com/21486.html

Ссылка на основную публикацию