Актуальные вещи из ссср, которые активно завоевывают внимание дизайнеров в современности

Кого из русских дизайнеров носят в Голливуде

Долгие годы российские дизайнеры искали признания за рубежом. И вот, наконец, победа! Звезды первой величины все чаще выбирают вещи made in Russia для появления на красных дорожках и учатся произносить эти «сложныерусские фамилии» с той же непринужденностью, что и «водка», «СССР», «Путин». Так, кто они – русские дизайнеры, покорившие Запад?

УЛЬЯНА СЕРГЕЕНКО

Платья Ульяны Сергеенко (33) не раз выбирали знаменитости для выхода в свет. Обладая неповторимым стилем, который сочетаетв себе элементы русского милитари и современного минимализма, Сергеенко нашла поклонников среди звезд первой величины. Среди них: Бейонсе (33), Леди Гага (28), Дита фон Тиз (42), Рианна (26), Ким Кардашьян (34).

Цены на платья кэжуал начинаются от 50 000 руб., но цена на вечерние наряды может доходить до 500 000 руб.

АНАСТАСИЯ РОМАНЦОВА

A LA RUSSE… Само название бренда Анастасии Романцовой (31) говорит о том, что стиль ее коллекций навеян русской культурой. Платья ее женственны, в них присутсвуют народные мотивы и угадывается образ барышни времен дореволюционной России. Все это пользуется популярностью на Западе, и неудивительно, что Бейонсе (33), Лили Аллен (29), Грета Гервиг (31) не раз выбирали бренд Анастасии.

Вечерние наряды стоят от 70 000 руб., но повседневные наряды можно приобрести от 25 000 руб.

ВАЛЕНТИН ЮДАШКИН

Валентин Юдашкин (51) стал единственным русским дизайнером, который может похвастаться членством в Парижском Синдикате высокой моды. Первым шагом на пути к мировой известности стала коллекция Faberge (1991 г.). На сегодняшний день Валентин Юдашкин является самым известным русским дизайнером за рубежом.

Цены на платье prêt-à-porter в бутике Yudashkin начинаются от 10 000 руб. Платья с подиума стоят от 500 000 руб.

ВИКА ГАЗИНСКАЯ

Когда вспоминаешь о Виктории Газинской (31), то представляешь образ белокурой девушки в светлой косынке.

Виктория остается одним из самых ярких и необычных российских дизайнеров, чьи работы отличаются неповторимым футуристичным стилем, что не может не привлекать поклонников всего стильного и необычного.

Ее наряды пользуются успехом не только в Голливуде – в рядах ее поклонниц Эль Фаннинг (16), Мэгги Джилленхол (37), сестра Бейонсе Соланж Ноулз (28),– но и среди таких всемирно известных модных львиц, как принцесса Дина Абдулазиз и блогер, трендсеттер Леандра Медин (26).

Цены на платья начинаются от 50 000 руб.

ЮЛИЯ ЯНИНА

Ищете платье для особого случая? Обратите внимание на восхитительные вечерни туалеты дизайнера Юлии Яниной (49). Неповторимый стиль и креативный подход сделали ее востребованным дизайнером среди звезд Голливуда, и ее платья не раз появлялись на красной дорожке. Среди поклонниц модельера – Ева Лонгория (39), Шона Томпсон (36) и Эшли Тисдейл (29).

Цены на последнюю коллекцию весна-лето 2015 варьируются от 400 000 руб. до 700 000 руб. от кутюр на заказ.

КИРА ПЛАСТИНИНА

Дизайнер Кира Пластинина (22) в свои годы добилась таких успехов на мировой модной арене, которые и не снились ее старшим товарищам по цеху. Молодежный стиль, воплощенный в легких вечерних нарядахмарки,пользуется большой популярностью. На счету Киры сотрудничество с Линдсей Лохан (28), Пэрис Хилтон (33) и Дженнифер Моррисон (35).

Цены в бутике Kira Plastinina весьма демократичны: платье в среднем стоит 5 000 руб. Платья линии LUBLU стоят немного дороже – от 10 000 руб.

НАТАЛЬЯ АЛАВЕРДЯН

Бренд Наталья Алавердян A.W.A.K.E. известен по всему миру. Минималистичный стиль и волшебные образы, кажется, всерьез покорили сердце Ким Кардашьян (34).

Цены на платья варьируются от 30 000 руб. до 100 000 руб.

ДАША ГАУЗЕР

Даша Гаузер (27) одна из молодых и перспективных российских дизайнеров, которые начинают покорять просторы Америки. В 2014 году Даша совместно с компанией Walt Disney сделала коллекцию по мотивам мультика «Бэмби». Необычные принты и сказочное настроение не могли не привлечь внимания публики, подробнее в статье.

Цены на платья этого дизайнера начинаются от 10 000 руб.

ОЛЬГА ВИЛЬШЕНКО

Ольга Вильшенко (36) получила признание благодаря своему таланту и труду. В 17 лет она переехала сначала в Москву, затем – в Лондон, чтобы продолжить учебу в школе моды и дизайна Istituto Marangoni. Сегодня модели Вильшенко пользуется особой любовью в Соединенном Королевстве. Преданная поклонница модельера –  британская певица Флоренс Уэлч (28), а также актриса Александра Роуч (27).

Цены на платья от 40 000 руб.

ИГОРЬ ЧАПУРИН

После победы на конкурсе молодых дизайнеров в Париже (1992 г.) Игорь Чапурин (46) проснулся знаменитым. Дальше был ошеломительный дебют коллекции From Russia with Love, и сердца иностранцев были завоеваны. Сегодня Игорь Чапурин популярен как в России, так и за рубежом. Одной из преданных фанаток его стиля является британская певица Шерил Коул (31).

Цены на платья от 15 000 руб.

Источник: https://peopletalk.ru/article/kogo_iz_russkih_dizaynerov_nosyat_v_gollivude/

Какие вещи из прошлого «вернулись» в современную моду?

Эти девушки следят за модой, умеют одеваться и знают, как скрыть недостатки своей фигуры. Между прочим, это огромная работа над собой, но работа интересная и творческая. Мы сделали для вас подборку ярких и акцентных предметов гардероба фэшн-блогеров в размере plus size. Смотрим и берем на заметку.

Взрывная меховая куртка

Лорен Николь отправилась в таком потрясающем наряде от Krassimira Stoyanova на неделю моды в Лондоне. Несложно догадаться, сколько взглядов было приковано к девушке в тот вечер! Длинный ворс меха разных контрастных цветов в многослойной композиции на спине — это конечно “браво”!

Гламурная чалма

Красотка Денис Бидо в полнейшем восторге от своего арабско-латинского образа, отражающего корни девушки и созданного для нее Dima Ayad.

Вечерний комплект из гламурного блестящего платья в пол с глубоким декольте дополнено стильной чалмой из аналогичной ткани.

И правильно, что Денис оставила прочие украшения дома: чалма, декольте и загадочный взгляд — все что нужно, чтобы произвести ошеломляющий эффект.

Пальто-покрывало

Барака МакКэнн очень ждала осени, чтобы продемонстрировать всем эту потрясающую модель пальто. Правда, больше оно напоминает не покрывало, а огромный палантин, зафиксированный на талии (это вам такой лайфхак, чем можно заменить его в своем гардеробе). Клетчатая расцветка отлично сочетается с красными брюками, сумочкой и цветом помады.

Массивная пряжка

А вот Алекс Майкл Мэй свою осень проводит в Малибу, где разъезжает по сафари и кормит жирафов в местных горах. Образ у нее соответствующе летний. Однако свой стильный белый ремень с большой круглой пряжкой пышная красотка сможет спокойно носить и осенью с брюками высокой посадки и пальто.

Стильный шарф

У этой жизнерадостной девушки по имени Надия Крутчфилд получился на первый взгляд обычный, но очень стильный кэжуал-образ с единственной акцентной деталью. Шарф, созданный из нити с помпонами нежно-розового цвета, производит нужный эффект на фоне черной кожаной куртки. С таким аксессуаром только улыбаться!

Прозрачная сумка

Даниэль Ваньер всегда следит за новыми трендами, поэтому имеет в арсенале несколько модных сумок, среди которых есть супер-популярный прозрачный вариант.

Чтобы не демонстрировать на всеувидение содержимое аксессуара, внутри предусмотрен специальный органайзер.

Но сумочка Даниэль трендовая вдвойне: а все из-за отделки красной крокодиловой кожей, ведь цветные материалы “а-ля рептилия” этой осенью мелькали на многих подиумах.

Тренч из органзы

Николетт Мэйсон в качестве легкого дополнения к черному комплекту с брюками выбрала тренчкот. Казалось бы, что тут необычного. Но тренч модницы от Premme сшит из органзы! И по всему виду Николетт определенно можно сделать вывод, что этот образ ей нравится. В качестве аксессуаров она выбрала кокетливые солнечные очки, бижутерию и весьма авангардную сумочку.

Если у вас есть пара фриковатых аксессуаров, можете смело их надевать. Эти пышные красотки подтвердят, что не нужно бояться выделиться, если ты очаровательный plus size! Поэтому будьте стильными и читайте наши подборки как можно чаще!

Источник: https://fashion-likes.ru/trendy-sezona/veschi-vernulis-v-modu/

7 вещей из СССР, которые внезапно стали модными трендами

ПоделитьсяПоделитьсяПоделиться

Как известно, мода циклична. Позабытые вещи обретают в настоящем новое «звучание». Сегодня можно услышать много критики в адрес советских времен и, особенно, в сторону моды того времени, однако, к всеобщему удивлению, многие тренды прошлого становятся сегодня безумно популярными.

Валенки

Войлочные ботинки, чуни, валенки… Да как только не называли обувь, которая активно выпускались в прошлом столетии. Они имели толстую подошву, были очень теплыми, мягкими и прекрасно подходили для больных ног. Однако, не брезговала ими и молодежь.

Такую обувь надевали в лютые морозы или особенно снежные дни. Сейчас войлочные ботинки буквально переродились. В этом году их можно наблюдать в коллекциях знаменитых дизайнеров. Их украшают вышивкой, кожаными вставками или фотопечатью.

Также популярны модели в стиле кэжуал, являющие собой нечто среднее между кроссовками и полуботинками яркого цвета.

Шапка-«петушок»

Настоящим фурором прошедшей зимы стало возвращение легендарной шапки-«петушка» родом из 1970-х.

В те времена они были выполнены в спортивном стиле и пользовались популярностью у мужской половины велосипедистов, альпинистов, лыжников, охотников и среди молодежи. Из-за характерного гребня головной убор получил название «петушок».

Современные шапки имеют несколько иной вид и ориентированы на женскую половину населения, однако иногда встречаются и модели для мужчин.

Авоська

Сумка авоська стала чуть ли не символом эпохи СССР, хотя история ее началась значительно раньше. Сетчатые сумки отличались прочностью, вместительностью и долговечностью. С ними было удобно ходить за покупками, да и других альтернатив у населения не было.

С появлением полиэтиленовых пакетов авоськи ушли в забытье, а сейчас снова вернулись. В этом году ими пестрят практически все страницы модных журналов.

Чаще всего сетчатые сумки используются в качестве чехла для основной, но иногда выступают и как самостоятельные единицы.

Галоши

Родиной галош является вовсе не Советский Союз, однако именно там в 1960-х годах они крепко прижились и полюбились. Производство практичных резиновых ботинок быстро развивалось, и если раньше существовала только одна универсальная модель, то со временем появилась обувь для женщин, мужчин и даже детей.

Галоши надевали в дождливую погоду, чтобы ходить в огороде или по городу, а по приходу домой легко снять и вымыть. И вот спустя более, чем 50 лет, галоши вернулись в нашу жизнь. Их предназначение не изменилось, а вот внешний вид стал более привлекательным.

Поэтому, чтобы быть в тренде, этой осенью стоит обзавестись парой ярких галош из резины или кожи.

Носки и сандалии

В Советские времена мало кого можно было удивить сочетанием носков и сандалий на ногах мужчин. Для женщин это сочетание всегда было странным и малопривлекательным, поэтому со временем оно отошло в забытье и стало признаком деревенщины. Но мода — штука непредсказуемая.

На сегодняшний день, комплекты из носков и сандалий не только вернулись, но и стали настоящим трендом. За подобное сочетание выступили Bottega Veneta, Versace, Marni и некоторые другие бренды. Более того, специфическая тенденция коснулась и женской моды.

Поэтому, если хотите прочувствовать на себе все прелести странного дуэта, смело надевайте носки под открытые босоножки на каблуке или платформе.

Джинсовая куртка

Мода на деним не закончится никогда. Но сейчас речь идет о самых простых, немного грубоватых куртках, выполненных из плотного голубого денима, о которых в советские времена мечтал каждый молодой человек. В этого году в моде именно такие куртки. Никакого декора, свободный крой и грубоватая ткань — вот основные характеристики модной джинсовки.

Джинсы с высокой посадкой

Рассказ о моде 1980-х можно назвать неполным без упоминания о джинсах, которые были страшным дефицитом. В те времена самыми модными были джинсы из жесткого материала, прямого кроя с высокой посадкой. Их можно было купить у фарцовщиков.

Часто из-за отсутствия нужного размера приходилось брать джинсы на размер больше и носить их фиксируя поясом на талии. На дворе сейчас 2018 год, а джинсы из 80-х снова в моде.

Читайте также:  «москва будущего» — диафильм о генеральном плане развития москвы (1977)

Лучше всего сочетать их с кедами или кроссовками, белыми свободными футболками и джинсовыми куртками. Видео-бонус:

Источник: https://www.micccp.com/modnie-trendy-iz-cccp/

15 вещей родом из СССР, которые вспомнит каждый

Дизайнер Умберто Джираудо рассказал, что он думает о дизайне предметов, знакомых каждому, кто родился в СССР.

Эти вещи каждый из нас помнит с детства: авоська, машина «запорожец», граненый стакан и школьная униформа… И едва ли кто-то мог оценивать их с точки зрения «красиво» или «некрасиво» — пользовались тем, что было. А если посмотреть со стороны?

Специалист по индустриальному дизайну, преподаватель Британской высшей школы дизайна Умберто Джираудо рассказал, что он думает о советском дизайне — выходец из Италии пришел в восторг.

1. Упаковка для кефира

Экономичный и экологичный дизайн.

2. Авоська

«Один из лучших примеров в области советского дизайна. Если вам небезразличны проблемы экологии и загрязнения окружающей среды, чрезмерного потребления — знайте, что эта сумка стала жизнеспособным решением ряда проблем много лет назад.

Авоська представляется мне частью разумной системы, видом систематического дизайна, в котором продукты покупаются ровно в том количестве, в котором они нужны, а не про запас. Они не упаковываются несколько раз, и сумку можно использовать неоднократно и постоянно носить с собой — авоська компактная и не занимает места.

Уверен, современные дизайнеры должны обратить на этот предмет самое пристальное внимание».

3. Отрывной календарь

«Такие календари были популярны и в западных странах. Более того, они актуальны и сейчас. Несмотря на то, что на них тратится очень много бумаги, эти календари кажутся мне милыми, так как предоставляют возможность, отрывая листки, физически ощутить течение времени».

4. Чайник

«Чайник как чайник, ничего особенного. Похожий был у моей бабушки».

5. Кофе

«Милая упаковка. Простая, экономичная в производстве, всего два цвета, и до сих пор выглядит очень современно. Я бы с радостью купил кофе в такой упаковке — она выглядит гораздо аутентичнее, чем весь этот пластиковый мусор, в который кофе фасуется сегодня».

6. Одеколон

«Парень на этикетке выглядит довольно пугающе! А если отставить в сторону шутки, мне кажется забавным контраст между тщательно проработанным графическим дизайном этикетки и формой емкости.

По горлышку и крышке можно понять, что такие бутылочки могли использоваться не только для туалетной воды, а для чего угодно — хранения бытовой химии или дешевого алкоголя, например.

Бутылка очень практична.

С другой стороны, непонятно, зачем в условиях отсутствия конкурентного рынка вкладываться в специфичные и агрессивные макеты упаковки. К сожалению, многие современные “молодые предприниматели” тоже не понимают значения дизайна в коммерции и вкладываются не в то, во что имеет смысл вкладываться».

7. Сгущенка

«Настоящий русский шедевр. Я знаю, что очень многие люди любят этот продукт, в том числе потому, что его можно варить прямо в банке».

8. Презервативы

«Честно говоря, я удивлен. Я был уверен, что дети в Советской России появлялись из капусты! Так был секс в СССР или нет? Похоже, все-таки был… Что касается упаковки презерватива, я могу сказать, что она очень функциональна. При этом совершенно не “эмоциональна”, но не думаю, что в определенных обстоятельствах кто-то обращал на это внимание. Мне нравится».

9. Игрушка

«В детстве у меня была похожая игрушка, не вижу почти никакой разницы. Разве что интересен контраст американского Микки Мауса и надписи на кириллице — это мило».

10. Граненый стакан

«Простой и элегантный, обычный стакан, символизирующий стабильность. Надеюсь, его не наполнят водкой до краев».

11. Треугольный пакет молока

Треугольный молочный пакет — не полностью советское изобретение. Линии для такой упаковки в СССР поставляла шведская компания Tetrapack.

В 1943 году лаборатория Åkerlund & Rausing начала разработку картонной упаковки молока, в 1944-м Эрик Валленберг, молодой ассистент, выступающий как глава исследовательской лаборатории, изобрел упаковку в форме тетраэдра, образованную из конусообразного куска бумаги.

12. Школьная униформа

«Довольно элегантная и отлично отражает формальный иерархический статус. Я тоже носил форму, когда ходил в школу. Однако не могу не отметить, что сегодня такая форма смотрелась бы скорее на официантках или студентках, но не на учащихся в школе».

13. Телевизор

«Такой телевизор вполне мог стоять в гостиной моих дедушки с бабушкой. Помню, когда я впервые увидел стекло для увеличения изображения на экране, очень удивился».

14. «Запорожец»

«Настоящий шедевр советского дизайна — несмотря на то, что он базировался на дизайне FIAT. У “запорожца” есть уникальные черты — например, решетка на капоте, которая придает образу автомобиля некоторую агрессивность. Ни разу не видел “запорожцев” в жизни, но слышал множество историй об этих машинах. В частности, о том, как их ремонтировали и украшали».

15. Холодильник

«Восхитительный дизайн, и я категорически не понимаю, почему русские покупают китайские холодильники и проводят их ребрендинг вместо того, чтобы вдохнуть новую жизнь в старые формы».

Источник: https://e-w-e.ru/15-veshhej-rodom-iz-sssr-kotorye-vspomnit-kazhdyj/

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн в СССР

Материал подготовила

Анна Савина

Артём Дежурко

историк, преподаватель факультета
дизайна НИУ ВШЭ

Многие считают, что мы не можем называть Калашникова дизайнером. Но если бы мы писали о нём по-английски, то никто не мог бы придраться, потому что с точки зрения английского словоупотребления словом дизайнер обозначается именно то, что делал Калашников. Такая путаница происходит из-за того, как это слово понимается в русском языке.

Оно появилось относительно недавно и может менять значение прямо сейчас, на наших глазах. Может быть, лет через 20 назвать Калашникова дизайнером не будет ошибкой. Однако пока русское слово «дизайнер» имеет более узкий смысл, чем английское.

По-английски дизайном называется вообще проектирование любого типа, и поэтому дизайнером можно назвать каждого человека, который занимается проектированием.

Пехотинец стреляет из АК-47

Дизайнер — не обязательно официальное название профессии, но так как Калашников спроектировал автомат, он является его дизайнером. Разграничение между конструктором и дизайнером появилось в советское время, поэтому мы считаем, что дизайнер — это художник-оформитель.

В СССР дизайном в отсутствие дипломированных специалистов занимались конструкторы. При промышленных предприятиях были конструкторские бюро, в которых и проектировались вещи.

Правда потом, примерно в 1980-е годы, в эти бюро стали приходить дизайнеры, но они были младшими сотрудниками, их никто не слушал и им платили маленькую зарплату — в общем, эта профессия считалась непрестижной.

В Советском Союзе были и дизайнеры, которые называли себя именно так, хотя многие и считали их художниками-конструкторами

В общем, в Советском Союзе были и дизайнеры, которые называли себя именно так, хотя многие и считали их художниками-конструкторами. Примерно с начала 1960-х годов появились целые кафедры в вузах, которые готовили таких специалистов.

Кроме того, был Научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), то есть профессия дизайнера была институализирована. Также в СССР, да и во всём мире, очень классными дизайнерами были люди, которые профессионального образования не получили.

В списке Look At Me много людей, которые не были профессиональными дизайнерами, — у них в трудовой книжке было написано другое, они могли быть архитекторами или инженерами, тем не менее они были дизайнерами по сути.

Такая ситуация была не только в СССР — знаменитый дизайнер Арне Якобсен был архитектором по образованию, не считал себя дизайнером и даже протестовал против такого определения. Поль Хеннингсен был писателем, но иногда проектировал лампы — можно найти много таких примеров.

Мини-трактор «Сверчок», 1989 год, Дмитрий Азрикан

Советские дизайнеры знали о том, что происходит на Западе, они читали специальные журналы, в которых рассказывалось об этом.

Кроме того, сотрудники ВНИИТЭ представляли СССР на Международном совете дизайнерских организаций (ИКСИД), связывались с иностранными дизайнерами, привозили их в Советский Союз с лекциями, а также показывали за границей выставки советского дизайна.

Неправильно думать, что, находясь здесь, они ничего не знали о происходящем за границей: как и советские кинематографисты, которые знали, кто такой Коппола, они были в курсе событий.

Неправильно думать, что, находясь здесь, советские дизайнеры ничего не знали о происходящем за границей

При этом нельзя обвинять советских специалистов в том, что они копировали работы западных коллег. В дизайне вообще много копирования, и довольно редко в истории дизайна происходят большие изобретения — это просто неправильная задача.

Дизайнер не должен изобретать новую форму, он должен решать проблемы, которые перед ним стоят. Если результатом решения этой проблемы будет какая-то новая форма, это не хорошо и не плохо, просто так получилось.

В Cоветском Союзе и вообще в любой стране массово производились вещи, дизайн которых можно счесть плагиатом, CCCР не отличался в этом смысле от западных стран.

ФЭД-3 — советский дальномерный фотоаппарат.
Производился с 1961 по 1979 год.

Что касается невоплощённых, «бумажных» проектов, то мне кажется, что дизайн — это в первую очередь вещи, конечный продукт, и какой бы хорошей ни была дизайнерская разработка на бумаге, она не имеет ценности, пока её не производят. Советская промышленность делала красивые вещи.

Хотя это и происходило довольно редко (и чем позже, тем реже), но такие случаи были. Мне очень нравятся судна на подводных крыльях (например, «Тайфун» и «Колхида»), фотоаппараты «ЛОМО» и «Зенит» — они просто роскошные, их дизайн ценится не только в России, но и во всём мире.

UPD. Редакция приносит извинения читателям, в статью закралось несколько фактических ошибок. Уточняющий комментарий Артёма Дежурко:

«Я должен извиниться перед читателями статьи за многочисленные искажения в ней, которые появились по мере превращения моего монолога, записанного на диктофон, в текст. Это произошло по нескольким причинам, одна из которых, думается, — моё собственное косноязычие.

Во-первых, я считаю, что Калашникова дизайнером называть нельзя. Но русская фраза «Калашников — дизайнер АК-47», которая ошибочна, как по волшебству становится точной, если её перевести на английский: «Kalashnikov is the AK-47 designer».

Ну, потому что русское слово «дизайнер» — не точный синоним английского designer.

В нашем языке это только название профессии, а в английском design — слово старое и с множество значений: «рисунок», «проект», «замысел»; и сказать: такой-то designed что-то, он designer этой вещи — по-английски значит просто сказать, что он эту вещь спроектировал, или даже что он её придумал.

То, что в русском интернете Калашникова настойчиво называют дизайнером — на мой взгляд, следствие того, что молодые авторы, которые там пишут, двуязычны, и в их русском языке часто встречаются кальки с английского (а в их английском — наверняка много калек с русского).

Во втором абзаце — фактическая ошибка: я говорил, что дизайнеры в КБ стали приходить с начала 60-х годов, а в тексте написано, что с 80-х. Вообще, во втором абзаце я не нахожу ни одной своей мысли.

Промышленный дизайнер в СССР — это совершенно та же профессия, что и в любой другой стране, а в тексте мне как будто приписывается мнение, что в СССР опять сделали что-то не так, как принято во всём мире.

Третий абзац в целом точно передаёт мои мысли, но первая фраза содержит ужасающую ошибку. «Художник-конструктор» и «дизайнер» — полные синонимы. Эти слова появились в СССР одновременно, в конце 50-х, и слово «дизайнер» стало общепринятым названием профессии среди самих дизайнеров, а «художник-конструктор» — её официальным, реестровым названием.

После трактора всё точно».

Редакция и впредь будет открыто рассказывать о собственных ошибках и меньше их совершать.

Читайте также:  Достижения советского союза

фотографии via flickr.com/camera_glamour

Источник: http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/199147-ussr-design

Советская тема в современной моде

УДК 391:316

М.В.Яковлева Советская тема в современной моде

Статья посвящена анализу особенностей развития советской темы в современной моде. Теоретическое и практическое осмысление советского наследия в истории и направления его развития в современной культуре является важным для формирования национальной идентичности.

В статье рассматривается развитие советского стиля в моде начала XXI в.

, исследуются другие формы актуализации советской темы в российской и зарубежной модной практике: «винтажная мода», ретроспективизм, экологическое направление; изучается интерпретация советской эстетики в творчестве ведущих отечественных и западноевропейских дизайнеров.

Ключевые слова: советский стиль, мода XXI в., современные тенденции моды, советская культура

Maria V. Yakovleva Soviet subject-matter distinction in contemporary fashion

The article dedicated to research of development of Soviet subject-matter distinction in contemporary fashion.

Attention pays to theoretic comprehension of Soviet heritage in a history and the present of fashion, to « Soviet style» conception.

At the article attention emphasizes at trends «vintage fashion», retrospective review and features of Soviet esthetic interpretation in leader designers creative work.

Keywords: Soviet style, fashion of 21st century, tendencies of contemporary fashion

Обращение к наследию советской эпохи становится одним из важных направлений в современной моде. Влияние эстетики советского периода можно отметить в отечественном и зарубежном дизайне, рекламе, арт-практиках. Советская тема в современной моде появилась только во втором десятилетии XXI в.

Принято рассматривать несколько факторов, повлиявших на актуализацию «советской темы». К основному и наиболее значимому относят историко-культурный.

Актуализация советской темы сегодня может рассматриваться в контексте процесса поиска национальной идентичности, что особо важно в условиях кризиса толерантности, размытости и неопределенности геополитики.

В России выросло целое «несоветское» поколение, для которого образ жизни советского человека, советская эстетика и идеология — это история, не являющаяся частью их личного опыта. У современной молодежи часто складывается романтическое представление о «советском времени», что не является оригинальным отношением к наследию прошлого.

Любая история существует в «представлениях», в которых она часто идеализируется, это является определенного рода эскапизмом. Примером романтизации истории можно считать историзм как художественное явление XIX в.

В рамках этого направления в искусстве и моде появилось множество псевдо (нео) стилей, воплощающих идеи патриотизма, которые стали отражением поиска национальной идентичности в условиях

нарастающей глобализации и унификации. Неоготика стала актуальной для искусства европейский стран, а русско-византийский стиль воплотился в искусстве России. Начиная с XIX в. историзм и ретроспективизм как принципы развития художественной сферы являются основополагающими в формировании тенденций современной моды.

Ретроспективизм как система, формирующая новое художественно-образное направление, основана на принципе цикличности, который позволяет определить и спрогнозировать появление того или иного «ретро» стиля.

Основополагающая концепция1 больших «ретро-циклов» (от 25 лет) также позволяет включить наследие советской эпохи, ее эстетику, идеалы в актуальный источник вдохновения для дизайнеров. При этом малые «циклы-тренды» (1-2 года) активно используют образы героев, культовые «вещи», художественные приемы советской эпохи.

Например, предметы советского быта «ковры» и «стенки» и другие символы эпохи превращаются в модные объекты для современного потребителя.

Советская тема актуальна и для поколения, рожденного еще в СССР. Для них советская тема связана с ностальгией и другими субъективными социопсихологическими факторами. Это стимулирует обращение к советскому наследию 1970-1980-х гг. Сегодня интерес к советской эпохе, ее символам, атрибутам обусловлен не только «забытостью» периода, который в дина-

мичное время современности кажется глубокой архаикой. Потребителя привлекает дух романтизма и антикварное благородство, которого не всегда хватает современности. В то же время ретро и винтаж можно рассматривать как дань уважения и восхищения историей и людьми, ее творившими. Винтажные предметы советского быта становятся модным акцентом и напоминанием о личной истории.

Понятие «vintage» пришло из сферы виноделия, где оно обозначает год урожая. Под «винтажем» понимают оригинальную или аутентичную вещь не моложе двадцати лет, в которой четко прослеживается «актуальный модный образ» времен ее создания.

«Винтажностью» или винтажной модой2, в свою очередь, принято называть использование одежды или аксессуаров, созданных в прошлом, но сохранивших «товарный» вид, что позволяет их носить и сегодня. Необходимо отметить, что мода на вещи, «бывшие в употреблении», появилась еще в начале XIX в., родоначальниками которой принято считать денди.

Игра в элегантную небрежность, в вещи с историей, пренебрежение роскошью, самоирония были свидетельством нарастающей унификации культуры и противостояние буржуазной культуре потребления. Это стало воплощением поиска идентичности, сохранения культурного наследия, интеллектуальной элитарности. Винтажное направление в моде не является оригинальным направлением начала XXI в., так уже в 1990-х гг.

мода на винтаж была ярким трендом в западноевропейских странах. Для отечественной культурной практики с тотальным дефицитом, феноменом «донашивания», кризисом в социальной и духовной сферах мода на винтаж получит актуальность только в начале XXI в.

Винтажные предметы наделены и чисто утилитарной функцией — одежду можно носить, предметы интерьера использовать по назначению. Ретроспективность современной моды, где интерпретация художественных стилей двадцати или пятидесятилетней давности, сохраняет актуальность винтажных вещей в моде.

Винтажная мода, посвященная советской эпохе3, в большей степени относится к декорированию интерьера, что связано с доступностью и хорошей сохранностью предметов быта символов эпохи: ковров, хрусталя, «стенок», «библиотек», «бытовой техники», в отличие от одежды, которая перешивалась и донашивалась в 1990-е гг.

Сегодня у современных потребителей достаточно высоко ценятся как аутентичные кеды «Два мяча» фабрики «Красный треугольник», выпускавшиеся с 1965 г., так и их реплики, выпускающиеся сегодня на фабриках Е. Райкова. Культовым для современных потребителей

стал ансамбль, состоящий из синих «треников» и белой майки, как у героев кинофильма «Джентльмены удачи» (1971, режиссер А. Серый).

Такие культовые вещи как «семейни-ки», «телогрейки», «ушанки» не раз вдохновляли западноевропейских дизайнеров на создание в своих коллекциях образов «дремучей» Страны Советов, а впоследствии и «криминальной» современной России.

В этих контекстах советская тема часто появляется в творчестве зарубежных дизайнеров. Использование советской темы в творчестве иностранных дизайнеров является частью «русского стиля». Например, для «Русской коллекции» 1986 г.

Жана-Поля Готье, источником вдохновения послужил советский конструктивизм и эскизы Варвары Степановой и Любови Поповой. В то время как отечественный дизайн чаще при обращении к «русскому стилю» использует эстетику дореволюционного искусства и образы народной культуры.

Сегодня под «советским стилем»4 понимается все многообразие художественного наследия советской эпохи 1917-1991 гг. К характеристикам стиля относят: аскетизм, минимализм, чистоту формы, преобладание функционализма и конструктивизма.

В какой-то мере советский стиль был нормативным стилем, который можно определить через понятие, существовавшее еще в советскую эпоху — «советский образ жизни»5. В рамках главенства идей социализма эти понятия можно рассматривать как тождественные.

Их общей чертой является аскетизм бытовой сферы, а также преобладание рационального и универсального.

В формировании советского стиля большую роль сыграло новаторское искусство авангарда и конструктивизма послереволюционной России, эстетика соц-арта, урбанизация и минимализм 1960-1970-х гг. При этом уже в советский период сам стиль рассматривался рядом граждан как «убожество», «совок».

Его необходимо было «разбавлять» «трофейными» товарами, добытыми у фарцовщиков. Начиная с «перестройки» с «советскими вещами» расставались с большой радостью как символами прошлой жизни, заменяя их на китайский и турецкий ширпотреб.

Такое массовое и «моментальное» уничтожение подлинных вещей эпохи сделало многие из образцов советской моды достаточно редкими.

Несмотря на популярность советской темы, отношение к ней остается неоднозначным. Так, например, парадная форма сборной спортсменов России от Bosco Sport на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро 2016 г. вызвала неоднозначное впечатление, ее сравнивали с образами Бубы Касторского, Остапа Бендера или обыкновенного официанта. В то же время стилистика авангар-

Советская тема в современной моде

да, используемая для повседневного варианта формы, была воспроизведена по просьбе ветеранов спорта, которые «просили сделать форму поскромнее»6.

Актуализация советского стиля в современной моде связана с тем, что советский стиль вписывается в рамки таких современных направлений, как минимализм и экотренд.

История минимализма и стиля эколоджи, ставших яркими составляющими современной моды, неразрывно связаны с эпохами кризисов, политических, экономических и социальных неста-бильностей. Так современный минимализм с его девизом «меньше, значит лучше» стал реакцией на безудержное потребление 1990-2000-х гг.

, воплощая пренебрежение и отказ от роскоши. Это был поворот в моде в сторону демократизации и рациональной функциональности. Впрочем, советский стиль также формировался в контексте подобного сложного исторического процесса. Он был способом противопоставить советскую идеологию буржуазным ценностям.

В условиях повседневного бытового дефицита и плановой экономики минимализм советского стиля, несомненно, воплощал идеалы советского общества.

Экологическое направление во многом созвучно с теми принципами, на которых строилась советская легкая промышленность и отношение к костюму.

Экологическое направление идеологически противостоит буржуазности общества потребления, но основывается еще и на понимании жизненной необходимости сохранения и защиты окружающей среды.

Советское общество декларировало отказ от вещизма, хотя, как было рассмотрено выше, на практике данной девиз не всегда находил воплощение.

В рамках экологического направления развивается мода на самостоятельно сделанные вещи, которые отличаются от фабричных и производятся без применения вредных технологий и ущемления рабочих.

Важной составляющей повседневности советской эпохи были ремесленные навыки — искусство «кройки и шитья» было обязательным навыком почти каждой девушки, а «перешивание» — «перелицовка» сопутствовали жизни советской женщины на всем ее протяжении.

Сегодня это явление из сферы повседневности превратилось в модное явление — ресайклинг (рециркуляция) — перешив вещей. Правда, в данном случае дизайнеров интересуют сами материалы, из которых была создана вещь. Поэтому опасность этого явления для истории костюма заключена в «уничтожении» самой вещи.

В то же время это направление существует в рамках концепции «эко-тренда», где воплощает идею «второй жизни» изделия. Эко стиль сегодня также разнообразен и нахо-

дит воплощение во всех сферах индустрии моды от эко-производства и использования натуральных эко-материалов, особенности эко-дизайна, до рационального эко-потребления и практик «secondlife». Данные концепции также достаточно близки советской эпохе.

Например, использование натуральных материалов.

В советскую эпоху дерево, шерсть, хлопок в советской моде скорее были данностью, чем модной тенденцией, а современных технологичных материалов в производстве товаров народного потребления практически не было представлено.

Эко-дизайн — «мода без отходов» — Zero Waste Fashion, предполагает создание конструкции и последующий раскрой практически лишенный отходов материалов и лишних трудовых затрат. Такой подход стал актуальным для советской моды еще в начале ХХ в.

Уникальный «универсальный» тип костюма нового времени с безотходным кроем, основанным на конструкции народного костюма, был представлен Н. Ламановой на Всемирной выставке в Париже 1925 г. Этот проект был удостоен гран-при «за национальную самобытность в сочетании с модным направлением»7.

Современные дизайнеры также используют идеи советской эпохи в рамках интеллектуального эко направления моды.

Еще одним составляющим наследия советской эпохи является «Большой советский стиль»8, иногда можно встретить «Советский выставочный стиль», которым определяют эпоху сталинского ампира, имперских амбиций и идеологию страны-победителя.

Для современной моды как в сфере дизайна костюма, дизайна интерьера, архитектуре — парадный, величественный ампир сохраняет свои актуальные позиции.

Востребованность идей ампира связана с особенностью философии стиля, основанной и на национальном патриотизме и репрезентативности властного дискурса, например, современная концепция одежды власти «power dressing» основывается на идеях и эстетике ампира, где важной составляющей была задача подчеркнуть величие, статус владельца. В отечественной индустрии моды акцент в творчестве на стилистику ампира стал залогом коммерческого успеха и популярности у отечественного потребителя. Яркими примерами могут служить творчество В. Юдашкина, ассортимент брендов «S & S» и др.

Выставочный демонстративный характер парадного «Большого советского стиля» роднит его с европейским гламуром (англ. glamour -«шарм, очарование, обаяние»). Как и европейский гламур, отечественный выставочный стиль также возник в 1930-х гг. Отечественный стиль звезд — это стиль для передовиков народного хозяйства, доярок, свинарок, ткачих, работниц

фабрик. Для героинь Страны Советов из шелка, бархата и драгоценных мехов шили отечественные модельеры. Негласно для данного потребителя создавали наряды ведущие мировые кутюрье, только буржуазные бриллианты заменялись орденами и медалями.

Читайте также:  А сколько стоит поломка танка?

Советский гламур также был достаточно мощным идеологическим оружием и праздником, который отвлекал от ужасов реальности. Этот стиль стал нормативным для отечественного кинематографа.

С экранов этот стиль входил в повседневность советских женщин, которые заказывали у портних или шили сами платья, как у Л. Орловой в «Цирке» (1936, режиссер Г. Александров) или у Л. Гурченко в «Карнавальной ночи» (1956, режиссер Э. Рязанов).

Эта мода сегодня востребована и у дизайнеров, и в массовой культуре. Начиная с перестроечного периода создается большое число творческих проектов в ретро стиле: начиная со «Старых песен о главном» и заканчивая кинофильмом «Стиляги».

Еще одним направлением в современной моде является обращение к образам вождей революции и руководителей Советского Союза. Сегодня портреты В. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса используются при создании принтов для футболок, всевозможных аксессуаров, автомобильного тюнинга. Часто советские лидеры предстают в ироническом стиле.

Например, надписи на футболках: «Ильич — икона стиля»; «Маркс и Энгельс — первые хипстеры». Такая ирония свойственна именно молодежной моде, для которой советская история выступает лишь как экзотика.

По этой же причине революционная экзотика достаточно популярна в сегменте туристических сувениров, где также воплощает представления о России, ее советском прошлом и разрушает образ главного врага западного мира — «призрак коммунизма».

Сегодня советская тема достаточно ярко реализуется в отечественных и зарубежных практиках моды, хотя нормативность стилей советской моды, их идеологический аспект долгое время вызывали негативный отклик у потребителей. Для отечественных дизайнеров обращение к наследию советского периода связано с ностальгией, с сохранением национальной идентичности, воплощением патриотических

настроений. Также советская тема находит отражение в винтажной моде и реализует себя в ретро-тенденциях. Популярность советского стиля у части аудитории связана с его созвучностью экологическому направлению. Интересным является ироническая интерпретация образов советской культуры в рамках молодежной моды.

В западноевропейской практике моды обращение к «советскому стилю» является частью стиля «а ля рюсс», а интерпретация образов советской эпохи, культовых вещей всего лишь «русская экзотика». В то же время актуализация советской и русской темы в моде, несомненно, отражает изменения в русской ментальности и положении России в мировой геополитике.

В целом можно отметить, что воплощение «советской темы» в современном дизайне достаточно неоднородно. В нем находят развитие идеи таких новаторских направлений в искусстве, как конструктивизм и авангардизм, а также интерпретации образов героев, символов, культовых явлений Советской России, эстетика разных исторических периодов.

Это связано с почти вековой советской историей и неоднозначностью ее интерпретации.

Примечания

1 См.: Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с.

2 Козлова Е. Э. Социокультурные процессы возникновения моды винтаж: мотивация и психология потребления // Тр. СПбГУКИ. 2008. Т. 177: Мода в контексте культуры. С. 64-70.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-tema-v-sovremennoy-mode

Тренды прошлой эпохи: мода СССР

Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Оглядываясь назад, можно не только поностальгировать по ушедшим временам, но и взять себе на заметку наиболее удачные находки прошлого, то есть изучить опыт.

Мода СССР, хотя и была явлением достаточно костным и консервативным, тем не менее оставила яркий след в истории.

Неслучайно она вызывает интерес у исследователей костюма и обычных женщин, а также вдохновляет современных дизайнеров на создание ярких и запоминающихся коллекций.

Послереволюционная и довоенная мода

Первые годы после Октябрьской революции 1917 года стали временем появления одежды в стиле унисекс. Строительницам нового общества не подходили наряды, которые шили для себя представительницы дворянства и буржуазии.

Им нужна была одежда, не сковывающая движений, в которой можно было бы спокойно работать. В условиях огромной нехватки ткани правительством была поставлена задача создать универсальный костюм для советского человека.

Была установлена общая форма верхней рубашки для мужчин и женщин и единый фасон женской юбки, не допускавший никакой отделки в виде складок, строчек и тому подобного.

Очень модными в то время были авиационные кожаные куртки, которые носили с кожаными фуражками и мужчины, и женщины. «Общей» для обоих полов была и гимнастёрка, подпоясанная кожаным ремнём.

Чисто женскими предметами гардероба были прямые юбки из сукна, платья из холста и ситцевые блузки. Яркой деталью послереволюционной женской моды СССР являлась красная косынка, которая завязывалась назад.

Параллельно в первые годы СССР существовала и другая мода: так называемый «нэпманский стиль», на появление которого повлияли западные модные веяния.

Парижский фасон платья-рубашки с заниженной талией, пришедший на смену корсетам, особенно прижился в Советском Союзе. Он не выходил из моды целое десятилетие. Варьировалась только длина.

Характерными женскими аксессуарами того времени были длинные бусы и курительные трубки. Представительницы пролетариата одевались иначе: в прямые длинные юбки и туфли на ремешке.

В 30-е годы, по словам Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее». Отечественная промышленность стала выпускать недорогие и качественные ткани. Наибольшей популярностью пользовались:

  • атлас;
  • шёлк;
  • крепдешин;
  • крепжоржет;
  • ситец.

Символом моды 30-х годов можно назвать крепдешиновое платье в мелкий цветочек.

В начале 40-х годов советская мода не отставала от европейской. Новые веяния проникали в основном через недавно присоединённую Прибалтику. Главным трендом этого времени стали подкладные плечи. Блузки с рукавом-фонариком и платья, сильно расклешённые от талии, также стали характерными приметами довоенной моды. Как и элементы стиля милитари: погоны, складки на спине, пояс.

Мода в СССР: послевоенные годы

Во время войны, конечно, было не до моды.

Мода 40-х годов в СССР ведёт отсчёт со второй половины десятилетия, когда на смену телогрейкам, брюкам и кирзовым сапогам стали приходить блузки из тонкой ткани и брюки-клёш.

Поверх платья в цветочек надевали пиджак или жакет на пуговицах. Так впервые была обозначена тенденция сочетания женственного и грубого, ставшая столь популярной сейчас.

В начале 50-х годов практически ничего в образе советской женщины не изменилось.

На Западе победно шествовал новый женственный стиль Кристиана Диора, но до Советского Союза он дошёл только в 1959 году, когда в Москве состоялся показ Модного Дома Dior – первый зарубежный показ мод с 1911 года. Однако платье от Диора советские женщины увидели ещё раньше – на Людмиле Гурченко в фильме «Карнавальная ночь».

После VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проводившегося в Москве, в стране появились фарцовщики – предприимчивые молодые люди, продававшие привезенную иностранными студентами модную одежду. Их деятельность внесла свежую струю в моду СССР 50-х годов. У фарцовщиков отоваривались в основном стиляги, бросившие вызов серой советской обыденности.

Они одевались ярко и броско. Характерными элементами их образа были брюки-дудочки, пиджаки с широкими плечами, галстуки-селёдочки и зонты-трости. Девушки-стиляги носили юбки до колена, обтягивающие бёдра. Свитеры с оленями также пользовались популярностью у этих представителей первой советской молодёжной субкультуры.

Ноги украшали шузы – полуботинки на толстой каучуковой подошве.

Поскольку советская лёгкая промышленность не могла удовлетворить спрос на качественные женские модели, приходилось обращаться к частным портнихам или шить одежду самостоятельно.

В это время в школах были введены уроки шитья для девочек, а в продаже появились готовые выкройки.

Тогда же была выпущена знаменитая книга «Кройка и шитьё», ставшая настольной для нескольких поколений советских рукодельниц.

Период «оттепели» — и в моде тоже

Мини-юбка стала главным модным символом эпохи хрущёвской оттепели. Сначала она была воспринята партийными функционерами в штыки. Доходило даже до измерения её длины у студенток линейкой (если она была чуть выше положенной, могли не допустить к занятиям). Но постепенно она стала неотъемлемым атрибутом гардероба не только советской девушки, но и взрослой женщины.

Ещё одним трендом моды 60-х годов в СССР стали туфли-лодочки на шпильке. Эту элегантную обувь женщины с удовольствием носили «и в пир, и в мир», несмотря на то, что она была не очень удобна. В сочетании с узкой юбкой и чёрной водолазкой туфли на шпильке создавали образ, отличавшийся особой притягательностью.

В 60-е годы в Советском Союзе стали популярными новые, искусственные ткани – лайкра, винил, нейлон. Мужские нейлоновые рубашки белого цвета пользовались у сильного пола особой любовью. А женщины не могли нарадоваться блузкам и другим вещам из кримплена – они были недорогими, не мялись и легко чистились.

Широкое распространение получила и мода на верхнюю одежду из искусственных материалов. Шубы и шапки из натурального меха были заменены на модели из искусственной лисицы, норки и каракуля. Носить их не стеснялись даже зажиточные люди.

Появление в СССР знаменитых болоньевых плащей также относится к этому периоду. Ещё одна «искусственная» тенденция – парики и шиньоны. Эти практичные «аксессуары» достаточно было прикрепить к голове шпильками, чтобы иметь красивую причёску.

Наряду с немнущимися тканями они существенно облегчали жизнь советской женщине.

Мода в СССР эпохи застоя и перестройки

Мода 70-х годов в СССР прошла под знаком импортных джинсов, которые активно поставляли советским гражданам фарцовщики. Клешёные модели считались особым шиком. Женщины стремились приобрести у фарцовщиков также прямые джинсовые юбки с разрезом, джинсовые сарафаны и батники.

Знаменитые вестерны с югославским актёром Гойко Митичем положили начало ковбойской теме в советской моде. Шерстяные юбки в клетку, а также длинные юбки с воланами и цветочным принтом стали её отражением в женском гардеробе 70-х годов.

Из верхней одежды большой популярностью пользовалась дублёнка, отделанная длинным натуральным мехом.

Вместе с шапкой из натурального меха, подобной той, что была на героине Барбары Брыльской в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром», она составляла наиболее характерный женский образ той поры.

На смену шпилькам в это время пришла обувь на платформе. Наиболее популярны были сабо, особенно модели с металлическими заклёпками. В моду вошли также «дутые» сапоги «Аляска».

70-е годы в СССР можно назвать эпохой хиппи и унисекса. Хиппи отличались «свободной формой одежды». Девушки-хиппи носили широкие юбки и свободные блузы. А клешёные брюки можно было увидеть и на женщинах, и на мужчинах.

В начале 80-х мода в СССР полностью соответствовала застою в общественной жизни и экономике. Каких-то модных прорывов не наблюдалось. Царила умеренность. Женщины носили юбки и платья длины миди, актуальной стала юбка годэ.

Наиболее «выдающейся» вещью этого времени являлись брюки-бананы. Они сужались к низу и заканчивались оборкой. Пользовались популярностью стили сафари и милитари. Тогда же зародился и отечественный деловой стиль.

Женщины, желающие продвинуться по служебной лестнице, начали носить на работу строгий пиджак с широкими плечами и неброскую блузку.

В середине 80-х пошла мода на джинсы-варёнки. Их варили в огромных кастрюлях вместе с отбеливателем, чтобы получить характерные белёсые разводы. Настоящие, импортные варёнки были доступны далеко не всем. Перестроечную эпоху отличала любовь к геометризму. Модными были асимметричные детали и прямой силуэт. Примечательными вещами 80-х были также:

Гетры. Пластмассовые клипсы. Розовые лосины. Яркие синтетические куртки.

Начало 90-х в СССР охарактеризовалось невероятным смешением стилей, пестротой.

Из знаковых вещей этого периода стоит вспомнить прямые джинсы «Мальвины», джинсовую юбку с белыми кружевными оборками «Ламбада» и чёрную куртку-косуху с множеством молний и заклёпок.

Советский Союз уходил в прошлое – и западные модные тенденции на постсоветском пространстве начинали играть всё более заметную роль.

Источник: https://www.obozrevatel.com/lady/fashion/69203-trendyi-proshloj-epohi-kak-odevalsya-sovetskij-soyuz.htm

Ссылка на основную публикацию