Что стремились воспитать в советских детях

Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?

Советское воспитание принято идеализировать.

Пионерлагеря, костры, дружеское плечо, вера в светлое будущее, всеобщая равность, никаких «айфонов» и «фейсбуков»… Старшее поколение вспоминает с ностальгией, младшее все чаще – с иронией.

Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Однако давайте подумаем, насколько реально было бы воспитывать по этим принципам современных детей.

Принцип первый. Государство о тебе позаботится

Советские дети росли с твердой уверенностью, что их жизнь определит государство: предоставит образование, профессию, место работы, обеспечит жильем и медицинским обслуживанием. Естественно, все – бесплатно. Естественно, не каждый становился директором или начальником. Однако каждую профессию принято было называть почетной.

Наши дни. Государство определяет базовые права и свободы гражданина. Каждый строит свою жизнь самостоятельно. Надеяться можно только на себя. Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы.

Принцип второй. Все – для коллектива

«Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко.

В советском коллективе изгоями становились дети, которые искали в первую очередь выгоду для себя, избегали общественных обязанностей и работ.

А вот загнать детей на бесплатные сельхозработы в каникулы считалось нормой – им прививалось трудолюбие под лозунгом «помощи нашим советским колхозникам». Справедливости ради скажем, что многим детям «общественная нагрузка» действительно была по душе.

Наши дни. Сейчас именно те, кто стараются защищать свои интересы, обречены на успех. Жить в пользу коллектива в наше время – значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все – сначала одноклассники, а потом и начальство с коллегами по работе.

Принцип третий. С детьми надо построже

Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы – по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей.

Двухмесячный малыш плачет в кроватке? Ни в коем случае не подходить! Воспитываем характер! Ребенок клянчит игрушку? Не покупать – разбалуется! Подросток увлекся рок-музыкой? Насильно состричь его «патлы» и запереть дома! Дать добрую материнскую или отцовскую затрещину малышу считалось нормой.

Наши дни. Современные мамы все чаще жалуются, что новые принципы воспитания детей превращают родителей в рабов собственного ребенка. С первых лет жизни малышей мамы «привязаны» к ним, не имея времени для себя и своей карьеры.

Дети «завалены» игрушками, которые им покупают по первому желанию. Строгость в воспитании заменили попытками разговаривать и уговаривать детей (не всегда успешными). Неудивительно, почему современные мамы все чаще с ностальгией вспоминают старые добрые «принципы строгости».

Хорошо это или плохо? Каждая семья определяет сама.

Принцип четвертый. Никаких разговоров «про это»

«Мама, откуда берутся дети?», «Мама, а Миша рассказывал, что у его сестрички нет «краника», как у меня с ним. Он еще вырастет?». И мама тушуется, рассказывает небылицы об аистах и капусте и отсылает любопытную кроху к папе.

Отец, тушуясь не меньше, повторяет мамины небылицы. Все – нравственное воспитание завершено, ребенок защищен от вредных знаний о сексе.

Свои первые «настоящие» знания он получит от старших ребят во дворе, перестав после этого искренне доверять родителям.

Наши дни. Хотим мы этого или нет, но сейчас информация сексе сала открытой. Секс везде: в рекламе, по ТВ и радио, в журналах.

Уберечь ребенка от него можно только заперев малыша в комнате без окон и средств связи.

Поэтому современным родителям приходится покупать книги умных психологов и, стесняясь и сбиваясь, рассказывать интересующимся малышам о сексе. На доступном, естественно, уровне.

Современным родителям нужно взять из старого воспитания самое лучшее: доброту, взаимопомощь, веру в свои силы – и пытаться прививать это ребенку совместно с принципами современного воспитания. Это и будет «золотой серединой» для большинства семей.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/educate-me-strictly-the-survival-of-the-child-with-the-soviet-education-in-modern-society/

По волнам нашей памяти. Как воспитывали детей в СССР

Советское детство… Проклинаемое и воспеваемое советское детство – у каждого поколения оно свое. Вот и у нас, представителей 70-х – начала 80-х, было свое детство, оставившее на память о себе пережитки общего воспитания.

Все мы, советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Так происходило не только благодаря нашим родителям – вся окружающая действительность прививала нам «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Не шумят мои игрушки…

В младенчестве на нас влияли педагогические теории американского доктора Спока, усвоенные нашими матерями вперемешку с выдержками из статей «Энциклопедии домашнего хозяйства».

Именно этим источникам информации мы обязаны тем, что нас окунали в ванну в пеленочках, поили водичкой при грудном вскармливании, а к году приучали ходить на горшок.

Погремушки, неваляшки и прочие игрушки с раннего детства приучали нас видеть красоту в незамысловатых формах и неярких красках. 

Куклы, с которыми мы играли в дочки-матери, – простецкие советские и ГДРовские красавицы с закрывающимися глазами, учили нас безусловной любви к «детям», не зависящей от их внешних и прочих качеств.

Пластмассовый крокодил Гена, играть с которым было невозможно, потому что у него постоянно вываливались желтые глаза, прививал нам терпимость к чужим недостаткам.

Педальный «Москвич» за 25 рублей, пахнувший настоящим автомобилем и развивавший скорость до 8 км/ч, и, как правило, принадлежавший не нам, воспитывал в нас умение справляться с разрушающим чувством зависти.

Человек – существо коллективное

В детском саду мы проходили предварительный этап формирования советского человека. Здесь воспитательницы, заталкивавшие манную кашу большими ложками в маленькие детские рты, учили нас уважать грубую силу – зато почти все советские дети научились есть через «не могу»! 

Показательные наказания провинившихся (например, не успевших на горшок) детишек внушали нам, что дисциплина дороже человеческого достоинства.

Безусловно, так было не везде! Среди воспитателей встречались и по-настоящему добрые женщины, при них в группах царила теплая атмосфера, а их подопечные с малолетства приучались любить общественную жизнь.

Добрым воспитательницам проще было научить детей любить бессмертного вождя мирового пролетариата, знакомство с которым здесь, в саду, у большинства и происходило.

Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие:

Всегда мы помним Ленина И думаем о нем. Мы день его рождения

Считаем лучшим днем!

Потом мы шли в школу. Первый, кого мы там встречали, снова был В. И. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. «Школа – это серьезно!» – как будто напоминал он нам своим строгим взором.

Мы открывали букварь – и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…».

Имя вождя органично входило в наше сознание, мы хотели быть октябрятами, нам нравилось носить звездочки с портретом Владимира Ильича, на котором он был «маленький, с кудрявой головой». А потом нас принимали в пионеры.

Страшно подумать, но мы давали клятву. Перед лицом своих товарищей мы торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия».

Мы выкрикивали: «Всегда готов!», даже не задумываясь, к чему именно нас призывали быть готовыми. Мы носили красные галстуки, отличники – тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы – неуважительно мятые.

У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом.

Мы принимали участие в субботниках, по графику делали уборку в классе и столовой, учились вести домашнее хозяйство и «молоток в руках держать» на уроках труда, или даже работали в колхозах, ведь именно труд должен был выковать из нас коммунистов.

Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах.

Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад.

В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно.

А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить. Правда, комсомольская организация была открыта только для самых достойных юных личностей. Комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством.

В человеке все должно быть прекрасно

Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. С малых лет нас одевали в пальтишки и шубки, в которых было трудно пошевелить руками. Рейтузы, заправленные в валенки, всегда кололись, но учили нас смиряться с неудобствами.

Колготки всегда сползали и морщились на коленках. Особо аккуратные девочки подтягивали их на каждой перемене, остальные же ходили как есть. Школьная форма для девочек была из чистой шерсти.

Многие не любили ее за состав ткани и за сочетание цветов, унаследованное от дореволюционной гимназической формы, но все-таки ей было присуще своеобразное обаяние.

Воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, и это учило наших мам, а потом и нас самих быстро справляться с иголкой и ниткой.

Темно-синяя форма для мальчиков изготавливалась из какой-то бессмертной полусинтетической ткани.

Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине – не внешность главное.

Читайте также:  О чем поэма «москва – петушки»?

Делу время, потехе час

У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом.

Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе.

Здесь мы играли в «казаки-разбойники», в «войнушку», где одни были «наши», а другие – «фашисты», в игры с мячом – «Квадрат», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное» и другие.

В общей массе мы были довольно спортивными и выносливыми. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики – с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях.

У мальчиков хулиганистого склада были и менее безобидные развлечения – они стреляли из рогаток, делали самодельные «бомбочки» и сбрасывали из окон полиэтиленовые мешки с водой.

Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички».

О хлебе насущном

Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся.

Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое.

Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным!

Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка – клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже.

О пище духовной

Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании. Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям.

Это мультфильмы про Винни Пуха, Карлсона и Маугли, культовый «Ежик в тумане», чудесная «Варежка» и незабываемый «Домовенок Кузя», фильмы «Приключения Буратино», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Чучело» и многие другие.

Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения.

Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник». Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В. Крапивина, В. Катаева, В. Осевой, странные персонажи из стихов Д. Хармса и Ю. Мориц.

Мы слушали потрясающе интересные музыкальные спектакли про Али-Бабу и сорок разбойников, про Алису в Стране чудес, про Пеппи Длинныйчулок, в которых узнавали голоса самых популярных актеров и музыкантов. Пожалуй, старания всех этих людей и наполняли наше советское детство счастьем.

Это благодаря им мы верили в добро и справедливость, а это дорогого стоит.

Педагогика в СССР — это отдельная большая, необъятная тема. В дореволюционной России воспитание детей было патриархальным, ответственность делилась между семьёй и церковью, а нравоучительная проповедь сочеталось с розгой.

В СССР ведущую роль в воспитании детей взяло на себя государство, школе и обществу был отдан приоритет над семьёй, которой, впрочем, также отводилось важное место. Уже в 1920-е советский режим осуществил настоящую педагогическую революцию, символом которой стала «система А.С. Макаренко», которого ЮНЕСКО в 1988 г.

признало одним четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Новая система воспитания была основана на научных и гуманистических принципах, она была ориентирована на формирование у ребенка всесторонне развитой личности, активной жизненной позиции, социальной ответственности и трудовых навыков. Конечно, кое-что потом оказалось деформировано суровыми историческими реалиями, но в целом и сегодня школа Макаренко выглядит вполне современной и почти безупречной.

А мы посмотрим сегодня краткую историю советской педагогики в картинках, точнее, в плакатах.

Одной из главных задач советской педагогики было искоренение насилия над ребенком в семье, физическое воздействие признавалось абсолютно недопустимым. 1926, «Долой избиение и наказание детей в семье» А. Фёдоров:

Запад придёт к этому только через десятилетия. Если не ошибаюсь, в английских школах порка детей была запрещена только в 1985 г.

1929, «Не бей ребенка» А. Лаптев:

Кстати, повязка на рукаве «Друг детей» с первой картинки — это название добровольного общества, которое занималось защитой несовершеннолетних.

Плакат 1930 г.:

Как видим, на всех плакатах дети носят уже пионерские галстуки. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г., до 1924 г. носила имя Спартака.

В данном случае СССР в значительной степени использовал опыт США и других стран Запада, где дети в массовом порядке входили в «отряды разведчиков» («скаутов»), что позволяло не только воспитывать их в духе коллективизма и физической культуры, но и готовить мобилизационный резерв молодёжи на случай войны. Собственно, слово «пионер» пришло в СССР из американского лексикона.

Педагогические плакаты в СССР были адресованы как взрослым, так и самим детям. Этот плакат 1930 г. призывает делать пожертвования на школу:

Для современных российских родителей проблема «пожертвований на школу» снова стала актуальной.

Большое внимание уделялось дошкольному воспитанию, массовому строительству детских площадок. Плакат 1930 г.:

После разгула в СССР «полового либерализма» в 1920-е, уже в начале 1930-х советская идеология круто обратилась к защите семейных ценностей, укреплению семьи как ячейки социалистического общества.

1936, «Детство», В. Говорков:

Идеология, конечно, присутствовала на советских педагогических плакатах в виде красных галстуков и некоторых других атрибутов, но в целом их содержание было основано на общечеловеческих ценностях современного общества.
Явно идеологические плакаты с детьми встречались относительно редко.

1938, «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство»:

Всё-таки педагогические плакаты преследовали вполне конкретные цели и задачи, что определяло их многообразное содержание.

1945, «Берегите жизнь ребёнка — объясняйте ему правила уличного движения»:

1950, «Всем должно быть ясно — играть на мостовой опасно»:

1946, «Всюду светлые красивые мы сады откроем детские»:

1947, «Окружим сирот заботой» Н. Жуков:

Что стремились воспитать в советских детях?

1. Патриотизм.

1950, «Будь достойным сыном Родины», Василий Сурьянинов:

2. Коллективизм, дружбу, взаимопомощь.

1950е, Борис Решетников, «Пионер без лишних слов малышу помочь готов»:

3. Самостоятельность.

1950-е, «Учись всё делать сам»:

4. Трудолюбие, мастерство.

1954,  Софья Низова, «Люби труд»:

1957, Галина Шубина, «Научусь»:

5. Готовность защищать слабых.

1955, Софья Низова, «Не обижай малыша»:

6. Неравнодушие, нетерпимость ко злу.

1955, Софья Низова, «Не смей»:

7. Готовность помогать старшим. 1955,  Софья Низовая «Помогай старшим»:

1960, Наталья Вигилянская, Федор Качелаев, «Все умеем делать сами, Помогаем нашей маме»:

8. Честность. 1965, Галина Шубина, «Не лги никогда»:

Прада, сейчас некоторые примеры воспринимаются уже негативно. 1959 «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда»

Европейцам, которые «стучат» на своих соседей в полицию по любому поводу, трудно понять, почему русские относятся с презрением к стукачеству.

9. Трезвость.

1959, «Ни капли»:

10. Самодисциплина.

1964, Евгений Соловьев, «Распорядок дня»:

11. Уважению к старшим.

1957, Константин Иванов, Вениамин Брискин «Не будь таким»:

12. Прилежание в учёбе.

1957, Рубен Сурьянинов «Учись на пять»:

В заключение такой забавный плакат, 1958 год!:

Источник: http://www.stena.ee/blog/po-volnam-nashej-pamyati-kak-vospityvali-detej-v-sssr

Воспитание детей в советские времена и сегодня

«Нас воспитывали по-другому», – говорят представители старшего поколения.  И они правы. Представления обо всём, что касается детей, меняются с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. Особенно это касается постсоветских стран, которые долгое время были под «колпаком», защищающим их граждан от «чужих» форм жизни. Что же изменилось за каких-то 20-30 лет?

Гендерный вопрос

Стереотип «тыжедевочки» и «тыжемальчика» не был столь выраженным, как сейчас, хотя и имел кое-какие проявления. Сегодня же сам факт женского пола детей стал аргументом во многих спорных вопросах.

Научная любознательность, равнодушие к розовому цвету и спортивным играм, к примеру, для девочки 80-90-х не были чем-то необычным. Сейчас же на девочке нередко затягивают такой себе «социальный корсет».

Здоровье

Среднестатистический родитель в нынешнее время стал более настойчивым, когда речь идёт о здоровье ребёнка. Он уже начитался в Интернете о симптомах и даже рискует сам поставить диагноз.

Почему так? Многие мамы боятся, что если запустят болезнь, то шансов вылечиться без последствий будет мало. Вот и воспитывается установка на то, что чуть что – надо сразу к доктору.

Вроде и правильный подход, однако зачастую он основан на неуверенности в качестве современной медицины.

Мотивация

Старшее поколение в принципе не очень-то и задумывалось о том, как мотивировать ребёнка. Всё просто, если понимаешь значение слова «надо». Если будешь получать двойки в школе, останешься на следующий год, а вырастешь – станешь дворником.

А вот как станешь отличником,  будешь учителем, инженером, врачом.

Не слушаешься родителей? Это как так вообще? А по попе не хочешь? Так вот, теперь чтобы мотивировать детей на учебу или спорт, родители стремятся показать лучшие стороны этих процессов, поощряют и внушают, что их отпрыск самый умный и самый талантливый.

Личное мнение

Мы справедливо полагаем, что до определенного периода в ряде вопросов дети не могут самостоятельно принимать решение.

Но с обретением независимости тот же третьеклассник стремится сам решить, хочет ли он заниматься спортом или играть на гитаре. В советские времена об этом речь не шла.

Читайте также:  Фашизм и ватикан

«Ты ещё маленький, какое мнение, слушай родителей – они лучше знают», – примета детства в СССР, но не наших отпрысков.

Образование

80-е и 90-е – это времена, когда люди были уверены, что школа все даст.  Ну разве что иностранный надо будет подтянуть или подготовиться к экзамену по профильному предмету для поступления в вуз. Вот тогда могли прибегнуть к репетиторству.

Сейчас же дополнительные занятия по обычным школьным дисциплинам перестали кого-либо удивлять.

Более того, за образование детей мы начинаем браться чуть ли не с пелёнок: методики раннего развития, билингвизм (параллельное осваивание двух языков) стали модными и весьма практикуемыми.

Хуже стало или лучше? Стало по-другому в силу доступности технологий, перехода из более суровых в комфортные условия быта, прихода совершенно иных педагогических принципов.

Конечно, в сегодняшних вузах будущие учителя все ещё конспектируют произведения советских «мэтров» педагогики.

Тем не менее, вряд ли даже через несколько эпох человечество сможет признать какой-либо подход к воспитанию детей правильным и универсальным.

Источник: https://zabota.pro/blog/togda-i-seychas-5-otlichiy-vospitaniya-v-sssr

Кпрф москва

Педагогика в СССР — это отдельная большая, необъятная тема. В дореволюционной России воспитание детей было патриархальным, ответственность делилась между семьёй и церковью, а нравоучительная проповедь сочеталось с розгой.

В СССР ведущую роль в воспитании детей взяло на себя государство, школе и обществу был отдан приоритет над семьёй, которой, впрочем, также отводилось важное место. Уже в 1920-е советский режим осуществил настоящую педагогическую революцию, символом которой стала «система А.С. Макаренко», которого ЮНЕСКО в 1988 г.

признало одним четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Новая система воспитания была основана на научных и гуманистических принципах, она была ориентирована на формирование у ребенка всесторонне развитой личности, активной жизненной позиции, социальной ответственности и трудовых навыков.

Конечно, кое-что потом оказалось деформировано суровыми историческими реалиями, но в целом и сегодня школа Макаренко выглядит вполне современной и почти безупречной.

А мы посмотрим сегодня краткую историю советской педагогики в картинках, точнее, в плакатах.

Запад придёт к этому только через десятилетия. Если не ошибаюсь, в английских школах порка детей была запрещена только в 1985 г.
1929, «Не бей ребенка» А. Лаптев:

Кстати, повязка на рукаве «Друг детей» с первой картинки — это название добровольного общества, которое занималось защитой несовершеннолетних.

Плакат 1930 г.:

Как видим, на всех плакатах дети носят уже пионерские галстуки.

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г., до 1924 г. носила имя Спартака.

В данном случае СССР в значительной степени использовал опыт США и других стран Запада, где дети в массовом порядке входили в «отряды разведчиков» («скаутов»), что позволяло не только воспитывать их в духе коллективизма и физической культуры, но и готовить мобилизационный резерв молодёжи на случай войны. Собственно, слово «пионер» пришло в СССР из американского лексикона.

Педагогические плакаты в СССР были адресованы как взрослым, так и самим детям. Этот плакат 1930 г. призывает делать пожертвования на школу:

Для современных российских родителей проблема «пожертвований на школу» снова стала актуальной.

Большое внимание уделялось дошкольному воспитанию, массовому строительству детских площадок. Плакат 1930 г.:

После разгула в СССР «полового либерализма» в 1920-е, уже в начале 1930-х советская идеология круто обратилась к защите семейных ценностей, укреплению семьи как ячейки социалистического общества.

1936, «Детство», В. Говорков:

Идеология, конечно, присутствовала на советских педагогических плакатах в виде красных галстуков и некоторых других атрибутов, но в целом их содержание было основано на общечеловеческих ценностях современного общества.
Явно идеологические плакаты с детьми встречались относительно редко.

1938, «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство»:

Всё-таки педагогические плакаты преследовали вполне конкретные цели и задачи, что определяло их многообразное содержание.

1945, «Берегите жизнь ребёнка — объясняйте ему правила уличного движения»:

1950, «Всем должно быть ясно — играть на мостовой опасно»:

1946, «Всюду светлые красивые мы сады откроем детские»:

1947, «Окружим сирот заботой» Н. Жуков:

Что стремились воспитать в советских детях?

1. Патриотизм.

1950, «Будь достойным сыном Родины», Василий Сурьянинов:

2. Коллективизм, дружбу, взаимопомощь.

1950е, Борис Решетников, «Пионер без лишних слов малышу помочь готов»:

3. Самостоятельность.

1950-е, «Учись всё делать сам»:

4. Трудолюбие, мастерство.

1954,  Софья Низова, «Люби труд»:

1957, Галина Шубина, «Научусь»:

5. Готовность защищать слабых.

1955, Софья Низова, «Не обижай малыша»:

6. Неравнодушие, нетерпимость ко злу.

1955, Софья Низова, «Не смей»:

7. Готовность помогать старшим. 1955,  Софья Низовая «Помогай старшим»:

1960, Наталья Вигилянская, Федор Качелаев, «Все умеем делать сами, Помогаем нашей маме»:

8. Честность. 1965, Галина Шубина, «Не лги никогда»:

Прада, сейчас некоторые примеры воспринимаются уже негативно. 1959 «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда»

Европейцам, которые «стучат» на своих соседей в полицию по любому поводу, трудно понять, почему русские относятся с презрением к стукачеству.

9. Трезвость.

1959, «Ни капли»:

10. Самодисциплина.

1964, Евгений Соловьев, «Распорядок дня»:

11. Уважению к старшим.

1957, Константин Иванов, Вениамин Брискин «Не будь таким»:

12. Прилежание в учёбе.

1957, Рубен Сурьянинов «Учись на пять»:

В заключение такой забавный плакат, 1958 год!:

Источник: http://kprf.msk.ru/?p=367

Чему учили детей в СССР?

Советский педагогический плакатПедагогика в СССР — это отдельная большая, необъятная тема.В дореволюционной России воспитание детей было патриархальным, ответственность делилась между семьёй и церковью, а нравоучительная проповедь сочеталось с розгой.

В СССР ведущую роль в воспитании детей взяло на себя государство, школе и обществу был отдан приоритет над семьёй, которой, впрочем, также отводилось важное место. Уже в 1920-е советский режим осуществил настоящую педагогическую революцию, символом которой стала «система А.С. Макаренко», которого ЮНЕСКО в 1988 г.

признало одним четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.Новая система воспитания была основана на научных и гуманистических принципах, она была ориентирована на формирование у ребенка всесторонне развитой личности, активной жизненной позиции, социальной ответственности и трудовых навыков.

Конечно, кое-что потом оказалось деформировано суровыми историческими реалиями, но в целом и сегодня школа Макаренко выглядит вполне современной и почти безупречной.

А мы посмотрим сегодня краткую историю советской педагогики в картинках, точнее, в плакатах.

Одной из главных задач советской педагогики было искоренение насилия над ребенком в семье, физическое воздействие признавалось абсолютно недопустимым.


1926, «Долой избиение и наказание детей в семье» А. Фёдоров

Запад придёт к этому только через десятилетия. Если не ошибаюсь, в английских школах порка детей была запрещена только в 1985 г.


2. 1929, «Не бей ребенка» А. Лаптев

Кстати, повязка на рукаве «Друг детей» с первой картинки — это название добровольного общества, которое занималось защитой несовершеннолетних.Плакат 1930 г.:


3.

Как видим, на всех плакатах дети носят уже пионерские галстуки.Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина — массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 г., до 1924 г.

носила имя Спартака.

В данном случае СССР в значительной степени использовал опыт США и других стран Запада, где дети в массовом порядке входили в «отряды разведчиков» («скаутов»), что позволяло не только воспитывать их в духе коллективизма и физической культуры, но и готовить мобилизационный резерв молодёжи на случай войны. Собственно, слово «пионер» пришло в СССР из американского лексикона.Педагогические плакаты в СССР были адресованы как взрослым, так и самим детям.Этот плакат 1930 г. призывает делать пожертвования на школу:


4.

Для современных российских родителей проблема «пожертвований на школу» снова стала актуальной.Большое внимание уделялось дошкольному воспитанию, массовому строительству детских площадок.Плакат 1930 г.:


5.

После разгула в СССР «полового либерализма» в 1920-е, уже в начале 1930-х советская идеология круто обратилась к защите семейных ценностей, укреплению семьи как ячейки социалистического общества.


6. 1936, «Детство», В. Говорков

Идеология, конечно, присутствовала на советских педагогических плакатах в виде красных галстуков и некоторых других атрибутов, но в целом их содержание было основано на общечеловеческих ценностях современного общества.Явно идеологические плакаты с детьми встречались относительно редко.


7. 1938, «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство»

Всё-таки педагогические плакаты преследовали вполне конкретные цели и задачи, что определяло их многообразное содержание.8. 1945, «Берегите жизнь ребёнка — объясняйте ему правила уличного движения»9.

1950, «Всем должно быть ясно — играть на мостовой опасно»10. 1946, «Всюду светлые красивые мы сады откроем детские»
11. 1947, «Окружим сирот заботой» Н. Жуков
Что стремились воспитать в советских детях?1. Патриотизм.


12.

1950, «Будь достойным сыном Родины», Василий Сурьянинов

2. Коллективизм, дружбу, взаимопомощь.


13. 1950е, Борис Решетников, «Пионер без лишних слов малышу помочь готов»

3. Самостоятельность.


14. 1950-е, «Учись всё делать сам»

4. Трудолюбие, мастерство.15. 1954,  Софья Низова, «Люби труд»
16. 1957, Галина Шубина, «Научусь»
5. Готовность защищать слабых.


17. 1955, Софья Низова, «Не обижай малыша»

6. Неравнодушие, нетерпимость ко злу.


18. 1955, Софья Низова, «Не смей»

7. Готовность помогать старшим.19. 1955,  Софья Низовая «Помогай старшим»
20. 1960, Наталья Вигилянская, Федор Качелаев, «Все умеем делать сами, Помогаем нашей маме»
8. Честность.


21. 1965, Галина Шубина, «Не лги никогда»

Прада, сейчас некоторые примеры воспринимаются уже негативно.


22. 1959 «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда»

Европейцам, которые «стучат» на своих соседей в полицию по любому поводу, трудно понять, почему русские относятся с презрением к стукачеству.9. Трезвость.


23. 1959, «Ни капли»

10. Самодисциплина.


24. 1964, Евгений Соловьев, «Распорядок дня»

11. Уважению к старшим.


25. 1957, Константин Иванов, Вениамин Брискин «Не будь таким»

12. Прилежание в учёбе.


26. 1957, Рубен Сурьянинов «Учись на пять»

В заключение такой забавный плакат, 1958 год!:


27.

Источник: https://mamlas.livejournal.com/1378797.html

Советское воспитание детей оказалось отличным от российского

Лидия Окольская, старший научный сотрудник Института социологии РАН, сравнила советскую и российскую воспитательные модели. Для этого она проанализировала два исследования. Первое, под названием «Советский человек», провели в 1989 и 1999 годах.

Его автор — известный социолог Юрий Левада. Другая масштабная работа называется «Всемирное исследование ценностей». Она затрагивает 1990, 1995, 2006 и 2011 годы. Участие в каждом из этих опросов приняли 2000 человек (последний опрос охватил 2500).

Во всех случаях респондентам предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у своих детей. Например, бескорыстие, ответственность, трудолюбие, независимость, бережливость, настойчивость, послушание, неэгоистичность и другие. Человек должен был выбрать не более пяти из них.

Согласно выводам Лидии Окольской, в советской воспитательной модели доминировали такие качества, как честность, порядочность и любовь к дому и своей стране. В то же время в конце 90-х на первый план выходят уже другие, более «эгоистичные».

Желание получить звание или хорошую работу потеснили стремление «трудиться ради общего блага» и «уважать родителей». Последние стали чаще делать акцент на индивидуалистических качествах и самостоятельности ребенка.

Честность и порядочность оказались важны как для советского человека, так и для россиянина, но в 80-е эти качества все же ценились больше.

Данные исследования «Советский человек», СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Интересный вывод касается религии. Среди людей, для которых важным аспектом является религиозное воспитание, оказалось много «эгоистов».

Пара «религия исключительно важна» и «не упускать своего» часто фигурирует в исследовании, несмотря на то, что базовые ценности православия и ислама нельзя назвать «эгоистичными».

Также видно, что роль религии в российском обществе постепенно возрастала после краха СССР.

Воспитательные модели Российской Федерации претерпели немало метаморфоз за прошедшие десятилетия: они отличаются не только от советской модели, но и друг от друга.

В 90-е произошел крен в сторону настойчивости, решительности и независимости, а в 2000-е на первое место выходят самостоятельность и нонконформизм.

Но уже после 2006-го произошло неожиданное усиление ценности послушания, хотя и самостоятельность оставалась весьма важным «трендом».

Всемирное исследование ценностей, СССР/РФ, 1990, 1995, 2006, 2011 годы. РИА Новости / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Работа Лидии Окольской опубликована в 2017 году в книге «Россия реформирующаяся» (стр. 479–515).

Источник

Источник: https://www.kramola.info/vesti/novosti/sovetskoe-vospitanie-detey-okazalos-otlichnym-ot-rossiyskogo

Как воспитывали детей в СССР

Советское детство… Проклинаемое и воспеваемое советское детство – у каждого поколения оно свое. Вот и у нас, представителей 70-х – начала 80-х, было свое детство, оставившее на память о себе пережитки общего воспитания.

Все мы, советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Так происходило не только благодаря нашим родителям — вся окружающая действительность прививала нам «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Не шумят мои игрушки…

В младенчестве на нас влияли педагогические теории американского доктора Спока, усвоенные нашими матерями вперемешку с выдержками из статей «Энциклопедии домашнего хозяйства».

Именно этим источникам информации мы обязаны тем, что нас окунали в ванну в пеленочках, поили водичкой при грудном вскармливании, а к году приучали ходить на горшок.

Погремушки, неваляшки и прочие игрушки с раннего детства приучали нас видеть красоту в незамысловатых формах и неярких красках.

Куклы, с которыми мы играли в дочки-матери, — простецкие советские и ГДРовские красавицы с закрывающимися глазами, учили нас безусловной любви к «детям», не зависящей от их внешних и прочих качеств.

Пластмассовый крокодил Гена, играть с которым было невозможно, потому что у него постоянно вываливались желтые глаза, прививал нам терпимость к чужим недостаткам.

Педальный «Москвич» за 25 рублей, пахнувший настоящим автомобилем и развивавший скорость до 8 км/ч, и, как правило, принадлежавший не нам, воспитывал в нас умение справляться с разрушающим чувством зависти.

Человек — существо коллективное

В детском саду мы проходили предварительный этап формирования советского человека. Здесь воспитательницы, заталкивавшие манную кашу большими ложками в маленькие детские рты, учили нас уважать грубую силу — зато почти все советские дети научились есть через «не могу»!

Показательные наказания провинившихся (например, не успевших на горшок) детишек внушали нам, что дисциплина дороже человеческого достоинства.

Безусловно, так было не везде! Среди воспитателей встречались и по-настоящему добрые женщины, при них в группах царила теплая атмосфера, а их подопечные с малолетства приучались любить общественную жизнь.

Добрым воспитательницам проще было научить детей любить бессмертного вождя мирового пролетариата, знакомство с которым здесь, в саду, у большинства и происходило.

Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие:

Всегда мы помним Ленина И думаем о нем. Мы день его рождения

Считаем лучшим днем!

Потом мы шли в школу. Первый, кого мы там встречали, снова был В. И. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. «Школа — это серьезно!» — как будто напоминал он нам своим строгим взором.

Мы открывали букварь — и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…».

Имя вождя органично входило в наше сознание, мы хотели быть октябрятами, нам нравилось носить звездочки с портретом Владимира Ильича, на котором он был «маленький, с кудрявой головой». А потом нас принимали в пионеры.

Страшно подумать, но мы давали клятву. Перед лицом своих товарищей мы торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия».

Мы выкрикивали: «Всегда готов!», даже не задумываясь, к чему именно нас призывали быть готовыми. Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые.

У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом.

Мы принимали участие в субботниках, по графику делали уборку в классе и столовой, учились вести домашнее хозяйство и «молоток в руках держать» на уроках труда, или даже работали в колхозах, ведь именно труд должен был выковать из нас коммунистов.

Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах.

Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад.

В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно.

А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить. Правда, комсомольская организация была открыта только для самых достойных юных личностей. Комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством.

В человеке все должно быть прекрасно

Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. С малых лет нас одевали в пальтишки и шубки, в которых было трудно пошевелить руками. Рейтузы, заправленные в валенки, всегда кололись, но учили нас смиряться с неудобствами.

Колготки всегда сползали и морщились на коленках. Особо аккуратные девочки подтягивали их на каждой перемене, остальные же ходили как есть. Школьная форма для девочек была из чистой шерсти.

Многие не любили ее за состав ткани и за сочетание цветов, унаследованное от дореволюционной гимназической формы, но все-таки ей было присуще своеобразное обаяние.

Воротнички и манжеты приходилось перешивать чуть ли не каждый день, и это учило наших мам, а потом и нас самих быстро справляться с иголкой и ниткой.

Темно-синяя форма для мальчиков изготавливалась из какой-то бессмертной полусинтетической ткани.

Каким только испытаниям не подвергали ее советские мальчишки! Выглядели они в ней не слишком элегантно, но и в этом был элемент воспитания: в мужчине — не внешность главное.

Делу время, потехе час

У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие из нас учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом.

Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы нашего детства проходили во дворе.

Здесь мы играли в «казаки-разбойники», в «войнушку», где одни были «наши», а другие — «фашисты», в игры с мячом — «Квадрат», «Вышибалы», «Съедобное-несъедобное» и другие.

В общей массе мы были довольно спортивными и выносливыми. Советские девочки часами могли прыгать «в резиночку», а мальчики — с тарзанки, или заниматься на турниках и брусьях.

У мальчиков хулиганистого склада были и менее безобидные развлечения — они стреляли из рогаток, делали самодельные «бомбочки» и сбрасывали из окон полиэтиленовые мешки с водой.

Но, наверное, самым популярным «дворовым» занятием мальчишек была игра «в ножички».

О хлебе насущном

Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7−8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся.

Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое.

Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным!

Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже.

О пище духовной

Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании. Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям.

Это мультфильмы про Винни Пуха, Карлсона и Маугли, культовый «Ежик в тумане», чудесная «Варежка» и незабываемый «Домовенок Кузя», фильмы «Приключения Буратино», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Чучело» и многие другие.

Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения.

Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник». Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В. Крапивина, В. Катаева, В. Осевой, странные персонажи из стихов Д. Хармса и Ю. Мориц.

Мы слушали потрясающе интересные музыкальные спектакли про Али-Бабу и сорок разбойников, про Алису в Стране чудес, про Пеппи Длинныйчулок, в которых узнавали голоса самых популярных актеров и музыкантов. Пожалуй, старания всех этих людей и наполняли наше советское детство счастьем.

Это благодаря им мы верили в добро и справедливость, а это дорогого стоит.

deti.mail.ru/family/kak-vospityvali-detej-v-sssr/

Источник: http://www.inpearls.ru/781827

Ссылка на основную публикацию