История появления революционного матроса и краснофлотца в московском метро

Как в московском метро появились бронзовый Краснофлотец и его собрат – революционный Матрос?

Манизеру с учениками пришлось решить сложную задачу, вписывая статуи в низкие арки станции. Кроме детских, все фигуры — и моряков, и пограничника с собакой, и птичницы с петухом, и других бронзовых героев, рабочих и крестьян, — изваяны сидящими, согбенными или стоящими на коленях.

В связи с этим в Москве судачили — мол, они точно отражают положение народа после революции.

Раздавались даже призывы разобраться с клеветниками, но эти голоса смолкли после того, как торжественное открытие станции в марте 1938 года освятил своим присутствием Сталин, заметивший: «Как живые!»

В рядах бронзовых героев особенно заметны «Матрос» и «Краснофлотец». Что, в общем-то, и не удивительно: их признанию поспособствовали в какой-то мере люди, с которых делались эти скульптуры — из двух десятков натурщиков у них сложились наиболее интересные судьбы.

«Матроса» — курсанта военно-морского училища имени Фрунзе Алексея Никитенко, — Манизер выбрал, проведя денёк в вестибюле училища и приглядываясь к снующим туда-сюда парням в форменках. Когда подходящий типаж был найден, Никитенко получил приказание начальства явиться в Академию художеств и полгода, как на службу, ходил позировать.

«Правда, блестящая выправка и подтянутость, свойственные воспитанникам этого училища, шли несколько вразрез с воображаемым образом, да и костюм был иным, — рассказывал Манизер журналу „Смена“ в 1945 году. — Но это не явилось препятствием для нашей совместной работы. А аккуратность, с которой тов. Никитенко посещал мастерскую для позирования, и его заинтересованность очень содействовали успеху».

Надо отдать должное прозорливости мэтра: выбранные им натурщики оказались успешными не только на сеансах лепки в мастерской, но и в жизни. «Революционного матроса» Никитенко по окончании учёбы направили на Дальний Восток, в 1945 году за бои с японцами он был удостоен звания Героя Советского Союза.

А «Краснофлотец» Олимпий Рудаков, тоже курсант, годы спустя стал капитаном I ранга, присутствовал на коронации королевы Великобритании Елизаветы II и даже станцевал с ней вальс.

Но всё это ещё только будет, а тогда, в 1930-х годах, оба они, как могли, старались помочь товарищам скульпторам сделать московское метро самым красивым в мире.

Обе фигуры бронзовых моряков пользуются широкой популярностью. Более того, среди москвичей бытует поверье: если коснуться сигнального флажка, который держит краснофлотец — день сложится удачно. Такую же удачу несёт и прикосновение к нагану в руке революционного матроса — не потому ли этот самый наган кто-то время от времени ворует у скульптуры?

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/75051/

Статуи с историей. Кто увековечен на станции «Площадь Революции»

Такая фотография появилась в газете «Пионерская правда» 30 января 1940 года с подписью: «Ученицы 6-го класса „Б“ 91-й школы Нина Павлова и Юня Лещинская у глобуса. Фото Е. Тиханова».

Школа расположена на Большой Молчановке (около Нового Арбата). Девочки позируют фотографу и показывают место дрейфа парохода «Георгий Седов». Отличие скульптурной Нины от настоящей в том, что скульптор Матвей Генрихович Манизер сделал девочку левшой, хотя на фото в газете она показывает точку на глобусе правой рукой. Левшу же было проще конструктивно вписать в нишу.

Утверждается, что девочка никогда не встречалась с Манизером, а себя увидела в метро уже после войны. Скорее всего, скульптору просто понравилась фотография и он увековечил девочек.

cr2, 2016 год

Вы скажете, а почему же на открытой в марте 1938 года станции девочки с фотографии 1940-го? Тут всё просто. Сначала все скульптуры были сделаны из гипса. Уже после Манизер делал их металлическими, перерабатывал и совершенствовал. Скорее всего тогда первоначальные школьники и были заменены на опубликованных в газете.

Позже девочка Нина стала инженером в области радиационной химии Ниной Васильевной и работала на закрытых предприятиях.

Студент

Это Аркадий Антонович Гидрат (1911-1941). Спортсмен, выпускник и преподаватель Государственного центрального института физической культуры. Чемпион Москвы и СССР по прыжкам в высоту, герой многих газетных статей. В отличие от девочки Нины, скульптор увидел его фото и пригласил позировать.

К сожалению, в 1941 году Аркадий Антонович пропал без вести на фронте под Ленинградом. Его останки нашли только спустя 60 лет. Вместо могилы его родственники приезжали на станцию и возлагали цветы к скульптуре.

Дочь Аркадия Антоновича, Ольга, рассказывала: «Мама всегда приходила с цветами, подолгу сидела рядом со скульптурой и плакала. Это единственное место, куда мы могли прийти. Ведь во всех документах папа числился пропавшим без вести. Я помню, как он посадил меня на плечи, и мы долго стояли перед зеркалом… А потом папа ушел, и больше вестей о нем не было».

cr2, 2016 год

Про Гидрата, его семью, службу, гибель и находку останков пропавшего без вести в 1941 году Гидрата, можно прочитать здесь.

Спортсменка-дискоболка

Это Тамара Курбатова (1904-1998), натурщица из студии Манизера. Позже она вышла замуж за театрального критика Леонида Кольберта-Нежданова.

По словам родственника Курбатовой, который и опознал её в скульптуре (предъявив две старые фотографии с изображением скульптуры обнаженной девушки, лицо которой было копией скульптуры на «Площади Революции», и где на обороте была надпись: «Моск. художественный институт — класс М. Манизера») она никогда не встретилась «с собой» в метро, поскольку предпочитала наземный транспорт.

cr2, 2016 год

Также родственник рассказывал, что Курбатова следила за собой, жила по режиму, в юности посещала спортзал, вела здоровый образ жизни и следила до старости за своим гардеробом.

Матрос с наганом

Для скульптуры позировал кадет Ленинградского Краснознаменного высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. В 1937 году Манизер попросил училище найти ему натурщика для работы над фигурой революционного матроса для будущей станции метро. В училище Матвею Генриховичу посоветовали самому выбрать подходящую кандидатуру. Так выбор пал на Никитенко.

cr2, 2016 год

Опоясанный пулеметными лентами и с наганом, юноша позировал в студии полгода. Каждый день по четыре часа стоял так, как и запечатлён. Результата, увы, Никитенко не увидел (не был в Москве). Зато воевал с Японией, командовал кораблём, был награждён орденом и впоследствии дослужился до капитана первого ранга.

Матрос-сигнальщик

На «Площади Революции» самая знаменитая скульптура — конечно же пограничник с собакой, которой все трут нос. Но я хочу рассказать не о ней, а о другой, расположенной рядом.

Человека, который позировал для скульптуры матроса-сигнальщика, звали Олимпий Иванович Рудаков. Думаю, его имя не всем что-то скажет, так что познакомимся с ним поближе. Биография его интересна.

А ещё с этим человеком на коронации танцевала английская королева.

cr2, 2016 год

Олимпий Иванович Рудаков (1913-1974) родился в Казани. Детство провёл в городе Александров Владимирской области. По комсомольской путевке направлен на учёбу в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе, которое и окончил в 1937 году.

Именно Рудаков позировал скульптору Матвею Манизеру для скульптуры матроса, украшающей станцию метро «Площадь Революции». Тогда он был краснофлотцем линкора «Марат». На этом же корабле Олимпий Иванович участвовал в походе в Великобританию и в международном военно-морском параде 20 мая 1937 года по случаю коронации короля Великобритании Георга VI.

В время войны, казалось, судьба отвернулась от Рудакова. В ноябре 1942 года эсминец «Сокрушительный», где Олимпий Иванович служил помощником командира, во время шторма в Баренцевом море потерпел аварию. Кораблю ударами волн оторвало корму.

Прибывшие на место аварии другие суда спасли большую часть экипажа, однако начальство (командир эсминца, военком и помощник командира — капитан-лейтенант О. И. Рудаков) покинули «Сокрушительный» не последними.

Этим оказались не довольны и экипаж, и руководство флота.

По приговору военного трибунала командир эсминца был расстрелян, военком осужден на 10 лет, а смертный приговор Рудакову благодаря вмешательству высоких начальников флота заменен лишением воинского звания капитан-лейтенанта и 10-летним заключением в исправительно-трудовых лагерях (с отсрочкой его исполнения до окончания военных действий) и направлением на фронт. Позже приговор заменили на пребывание на фронте в штрафных частях.

Рудаков участвовал в боях обороны полуострова Рыбачий как рядовой минометного взвода штрафной роты. После легких осколочных ранений судимость с него была снята. Затем пошли повышения и восстановление в офицерском звании. В 1944-м он уже помощник командира эсминца «Громкий». После войны служба на разных кораблях продолжилась.

В 1953 году капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков снова оказался в Великобритании. Только уже на другом военном корабле (крейсер «Свердлов») и для участия в военно-морском параде по случаю коронации нового монарха — Елизаветы II. Ей он преподнёс горностаевую мантию — подарок от советского правительства. К тому же был удостоен приглашения на танец со стороны королевы.

В августе 1953 года Рудакову было присвоено звание контр-адмирала и он был назначен начальником штаба эскадры кораблей 4-го ВМФ. После — направлен на научно-педагогическую работу в Военно-морскую академию. Там до октября 1973 года он и служил начальником кафедры управления силами ВМФ. Умер Олимпий Иванович в 1974 году в Ленинграде.

Вот такая «судьба» у сигнальщика со станции метро «Площади Революции».

Источник: http://cr2.livejournal.com/495352.html

Источник: https://www.livejournal.com/media/132396.html

С кого лепили статуи на станции «площадь революции»

Time Out собрал все известные истории о прообразах статуй, которые до блеска натирает несколько поколений. 

Скульптуры появились на станции в 1937 году и ее архитектору Александру Дугину резко не понравились. Но руководство Метростроя встало на сторону скульптора Матвея Манизера, и сначала 80 гипсовых, а позже 76 бронзовых изваяний были водружены в арки «Площади Революции». Всего героев 20 – 18 дублируются по четыре раза, а двое – дважды. Но известны личности всего шести.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Для этой скульптуры Манизеру позировал курсант Ленинградского военно-морского училища Олимпий Рудаков, который действительно был в составе экипажа линкора Балтийского флота «Марат», впоследствии сделал блестящую военную карьеру и даже прославился байкой про неудавшийся роман с английской королевой.

В 1942 году он был помощником командира эсминца «Сокрушительный», который во время сильного шторма потерпел крушение.

Руководство покинуло корабль не последним, поэтому Рудакова приговорили к смертной казни, но в последний момент наказание было заменено на 10-летнее заключение в трудовом лагере, а позже и пребыванием на фронте в штрафных частях – за него вступился сам вице-адмирал, знавший, что Рудаков стал прообразом известной скульптуры. После ранения судимость была снята, и к 1950-м он дослужился до командира крейсера «Свердлов», на котором и прибыл на военно-морской парад в честь коронации Елизаветы II. Там он с новоиспеченной королевой танцевал вальс и оживленно беседовал, что и стало причиной распространения душещипательной истории о несчастной любви королевы и простого русского моряка.

Студент

Прототипом фигуры студента был Аркадий Гидрат, родившийся в 1911 году и погибший на войне в 1941-м.

В 1930-х он учился, а потом и преподавал в Государственном центральном институте физической культуры, был многократным чемпионом Москвы и СССР по прыжкам в высоту, вошел в число 50 лучших прыгунов за всю историю СССР.

Скульптор увидел его фото в газете и пригласил попозировать. Его останки были найдены только в 2001 году, поэтому вместо могилы его родственники приезжали на «Площадь Революции» и оставляли цветы на скульптуре в седьмой арке.

Аркадий Гидрат (справа)

Матрос с наганом

Для этой скульптуры позировал кадет Ленинградского Краснознаменного высшего военно-морского училища Алексей Никитенко. Во время русско-японской войны он был командиром крупного военного корабля, а позже дослужился до капитана первого ранга.

Подтверждается это в мемуарах корреспондента газеты «Красный флот» Владимира Рудного:

«Никитенко рассказал, как он «попал в герои гражданской войны». В 1937 году в Военно-морское училище имени Фрунзе обратился скульптор Манизер с просьбой подобрать ему натурщика для работы над фигурой матроса гражданской войны по заказу московского метрополитена. Начальник посоветовал скульптору провести день в вестибюле училища и самому выбрать подходящего курсанта. Он и выбрал Никитенко.

— Я и знать не знал. Вызвали и приказали: отправиться в Академию художеств в распоряжение товарища Манизера.

— И надолго?

— На полгода. Каждый день по четыре часа. Опоясанный пулеметными лентами, с наганом в руке, стоял так, как на этой фотографии. Жаль, не видел скульптуру в метрополитене! Кончил училище, так и не был в Москве».

Школьницы с глобусом

Эта скульптура скопирована с фотографии из газеты «Пионерская правда» 1940-го года – тогда происходила замена гипсовых статуй на бронзовые, в процессе которой некоторые из них были изменены и доработаны. Одна из героинь снимка Нина Павлова утверждает, что оно было сделано в московской школе № 91 на Большой Молчановке во время собрания, посвященного арктическому дрейфу парохода «Георгий Седов».

Именно на место дрейфа она указывала на глобусе. С автором скульптуры ни Нина, ни вторая девочка, Юнесса Лещинская, никогда не встречались. Чтобы скульптуру было проще вписать в нишу, Менизер сделал девочку левшой, хотя на оригинальном фото она указывает на глобус правой рукой. О жизни героини известно немного – она стала инженером в области радиационной химии и работала в закрытых институтах.

Спортсменка-дискоболка

В 2008 году в СМИ распространилась версия о якобы опознавшем родственницу племяннике прототипа этой скульптуры Валентине Курбатове. Его тетя Тамара Курбатова родилась в 1906 году в Пензе, после революции вместе с родителями переехала в Москву, где в 1930-е регулярно подрабатывала натурщицей в студии Манизера.

Кроме того, Курбатова работала тапершей, танцевала в балетной труппе, снималась в массовке фильма «Яков Свердлов», постоянно не работала, зато удачно вышла замуж за театрального критика Леонида Кольберта-Нежданова.

Племянник утверждает, что Валентина не знала о том, что стала «частью метрополитена», так как скульптор воссоздал ее по старым эскизам, а сама она предпочитала подземке трамваи и автобусы.

Пограничник с собакой

Существует версия, что прототипом этой скульптуры стал известный в советские времена пограничник Никита Карацупа и его собака Индус.

В середине 1930-х его уже прославляли за военные подвиги, и скульптор мог скопировать его с одного из многочисленных фото в газетах.

Сам Карацупа ни в своей книге «Записки пограничника», ни в интервью о скульптуре не говорит, но на фотографиях его профиль все же очень подозрительно напоминает бронзового часового.

Источник: http://www.TimeOut.ru/msk/feature/455937

Блоги / Ирина Соларева: О матросе на «Площади революции»

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

На станции метро «Площадь революции» я делаю пересадку каждый раз по пути на работу.

Почти каждый раз вижу экскурсионные группы и людей, снимающихся на фоне скульптур, или полирующих их давно отполированные части. О, значит, этим уже рассказали нехитро придуманные истории про «приметы».

И, как правило, экскурсоводы, ограничиваются фразой о том, что скульптор Матвей Манизер делал свои скульптуры с реальных людей-моделей и подводят к пограничнику с собакой.

Кто из наших бабушек-дедушек-родителей не знал про Карацупу и его пса Индуса, задержавших не одну сотню нарушителей границы? Таких не было. Про пограничника и его собаку написаны книги и сняты фильмы. Вы не знаете? Погуглите!
Карацупой обычно связь с реальными людьми и заканчивается. А зря!

Лично меня потрясла судьба другой модели. Матроса с сигнальными флажками в руке, в бескозырке с надписью «Марат». Около него обычно не задерживаются, его не полируют. Его история потрясла так, что я изрыла весь интернет в поисках подробностей и подтверждений самой истории. Вот, что нашла в разных (не менее двух!) источниках.

Читайте также:  Воспитание молодёжи во времена ссср

Звали матроса Олимпий (да, такое имя!) Рудаков. За моделью скульптор далеко не ходил: просто зашел в военно-морское училище им.Фрунзе, которое было поблизости от Академии художеств, где сам Манизер работал. И в училище среди курсантов нашел обоих своих «революционных» матросов. Повторяю, это были просто курсанты 20-ти с небольшим лет.

Про второго матроса, может, потом как-нибудь расскажу, а сейчас про Олимпия, про его потрясающую судьбу. Олимпий Рудаков, сын ветеринара, был принят в Ленинградское высшее военно-морское училище им.Фрунзе по разнарядке ЦК ВЛКСМ. Курсантом был приписан к крейсеру «Аврора».

В 1937-м (будучи курсантом) участвовал в походе линкора «Марат» в Англию и международном военно-морском параде на коронации Георга VI, папы будущей королевы. Осенью 1941-го молодой офицер Рудаков служил на северном флоте командиром артиллерийской боевой части на разных эсминцах. И свою первую награду, орден Красной Звезды, получил за меткую стрельбу по противнику уже в октябре.

В декабре 1941-го — назначен старшим помощником командира эсминца «Сокрушительный». И тут происходит малопонятная история, подробности которой не найти нигде.

«Сокрушительный» и другие корабли конвоировали суда, доставлявшие по ленд-лизу боевую технику, и поддерживали своей артиллерией части Красной армии на берегу Кольского полуострова. 20-го ноября 1942— го «Сокрушительный», возвращаясь на базу после конвоирования очередного каравана, попал в жесточайший шторм с силой ветра до 9-11 баллов. Под ударами волн у корабля отломилась корма, он остался на плаву, но ход потерял. С большим трудом удалось переправить с аварийного эсминца 191 члена экипажа на другие корабли, при этом погибли 17 человек. Еще 15, оставшихся на «Сокрушительном» и старавшихся удержать судно на плаву до прихода тральщиков, также погибли. Судно ушло ко дну. Не от снаряда или торпеды, а во время шторма. Командир эсминца, военком и помощник командира (наш капитан-лейтенант Рудаков) покинули «Сокрушительный» не последними, не утонули вместе с 15-ю членами экипажа, чем вызвали возмущение некоторых выживших моряков и руководства флотом (не обошлось, наверное, без «стука»).. Что тогда произошло реально доподлинно неизвестно, но в военное время правых и виноватых находят быстро.

По приговору военного трибунала Северного флота командир Курилех и командир БЧ-2 Исаенко за проявленные во время гибели корабля нарушение воинской дисциплины, трусость и малодушие (так в формулировках) были расстреляны; политрук Калмыков был осуждён на 10 лет; остальные командиры эсминца были направлены в штрафной батальон на фронт. Олимпий Рудаков был лишен воинского звания капитан-лейтенанта и приговорен к 10-летниму заключению в исправительно-трудовых лагерях, с отсрочкой его исполнения до окончания военных действий. В марте 1943 года эта мера наказания была заменена пребыванием его на фронте в штрафных частях.

Новую страницу свой биографии Олимпий Рудаков начал в качестве рядового в окопе. В штрафной роте. Потом, будучи на Карельском фронте уже командиром батареи противотанковых орудий, получил ранение. По ходатайству командующего Северным флотом адмирала Арсения Головко О.И.

Рудакова как «искупившего вину кровью» восстановили в звании со снятием судимости .

С февраля 1944-го старпом снова воевал на Северном флоте на эсминцах «Громкий», «Доблестный»; участвовал в спасении ледоколов, провел семь операций по поиску и уничтожению подводных лодок противника, семьдесят одну конвойную операцию по проводке отечественных и союзных транспортов.

За смелость и мужество награжден тремя орденами Красного Знамени , двумя орденами Отечественной войны I и II степени, двумя Красной Звезды, несколькими медалями. . Совсем, ну, совсем не понятна история с «оставлением» гибнущего эсминца!!
После победы Олимпий служил на лучших кораблях нашего флота, в том числе на спущенном на воду в начале 50-х годов головном крейсере «Свердлов».

В июне 1953 года в Великобритании должен был состояться военно-морской парад по случаю восшествия на престол королевы Елизаветы II. На торжество, проходившее в главном военно-морском порту королевства — Портсмуте — прибыло более 200 английских и 22 иностранных корабля. Как говорил бывший там вице-адмирал Б. Зубов: «Цвет военно-морских сил того времени».

На это торжество тяжелый крейсер «Свердлов» привел офицер Балтийского флота, 40-летний капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков, за плечами которого была Великая Отечественная война, штрафбат и послевоенная служба на различных должностях.

Береговые батареи 21-м залпом отсалютовали советскому кораблю.

На Спитхейдском рейде, уже стояли в парадном строю в девяти линиях около 250 военных кораблей различного класса— авианосцы, линкоры, крейсеры, эсминцы, тральщики, торпедные катера… Рудаков на глазах изумленной царственной и не только публики с филигранной точностью (без лоцмана и карт) провел свой крейсер во вторую от побережья линию среди кораблей-иностранцев. Найти стоянку между линиями в 100-150 метров было не так просто. К тому же веха, ее обозначавшая, оказалась сбитой. Но крейсер встал на место всего за 12 минут без помощи лоцмана (хотя на такой маневр отводилось 1 час 20 мин.), и этот успех был встречен громом аплодисментов. Фото капитана-удальца на следующий день опубликовали все британские газеты. Во время морского парада королева обходила строй кораблей на яхте «Сюрприз». Каждое гостевое судно было обязано отсалютовать при ее появлении одним залпом. Но с русского крейсера раздались три залпа и громовое «Ура!!!» Это было явное нарушение протокола, но королеве понравилось.
Когда все командиры кораблей прибыли на линкор «Авангард», где Елизавета II устроила награждение юбилейными медалями, она, опять-таки в нарушение этикета, минуя старших по званию американского и французского адмиралов, стоявших на корме линкора, первым подошла к капитану 1-го ранга Рудакову, поздравила его, вручила медаль, а уж потом наградила остальных.

Двадцать офицеров со «Свердлова» во главе с командиром получили приглашение на коронационный бал в Королевские морские казармы. От имени советского правительства Рудаков преподнес Елизавете II в подарок горностаевую мантию.

И тут некоторые очевидцы пишут, что королева Англии и советский офицер заметно для окружающих долго смотрели в глаза друг другу. Потом всё шло согласно протоколу, пока к Олимпию не подошел придворный и не прошептал на ухо: капитана приглашает на тур вальса сама королева.

Отказаться было немыслимо. А наш-то каков! И из пушек стрелять и вальсы танцевать!!

Закончив танец, Елизавета подвела моряка к своей младшей сестре и представила их друг другу. До сих пор историки гадают, что подвигло королеву на столь вопиющее нарушение этикета: мужская красота ли советского офицера или желание сестер пообщаться с понравившимся человеком в неформальной обстановке.

Принцесса Маргарет также закружилась в вальсе с Рудаковым.

И королева, уже совершенно нарушая все пункты протокола, предлагает личную аудиенцию, но не высоким представителям Страны Советов (их было двое), а только капитану.

Когда королева и моряк исчезли в ее кабинете, легендарная британская выдержка изменила премьер-министру Англии Уинстону Черчиллю: он развел руками и ушел с приема – в знак протеста.

Но чудеса на этом не закончились. Вскоре после того, как Рудаков вернулся на крейсер, к пирсу подкатил фургон с…розами. На визитной карточке было написано, что цветы дарятся капитану принцессой Маргарет.

Как и все советские мужчины, Рудаков совершенно не привык принимать ухаживания влюбленных женщин, да к тому же он страдал аллергией на цветочные запахи. Поэтому капитан приказал раздать розы во все кубрики.

Но тут к борту причалил катер с Маргарет. Юная леди удивилась, что ее роз нет ни в каюте Рудакова (проверила!), ни в кают-компании, и стала гневаться на дворецкого: почему это не выполнено ее распоряжение. За невинного слугу вступился Рудаков: «Ну что Вы, Ваше Высочество, розы прекрасны! Но весь экипаж был так очарован Вашим Высочеством, что пришлось их раздать морякам».

Принцесса оттаяла, и пообещала завалить «Свердлова» цветами.

При очередном визите Маргарет в присутствии офицеров без обиняков заявила, что ей очень нравится Олимпий, и она не прочь провести с ним время.

Опять-таки как истинно советский человек Рудаков, имеющий несостоявшийся приговор к 10 годам лагерей, попросту испугался: связь с иностранкой по тем временам означала конец карьеры, а уж за связь с особой королевской крови можно было поплатиться и жизнью!

На робкую попытку отбиться от принцессы («Извините, Ваше Высочество, но тут до некоторой степени военный корабль.

Устав не разрешает его покидать»), 22-летняя Маргарет надула губы: «Не принимаю никаких возражений! В моей сумочке уже лежит письменное разрешение королевы на десятидневное путешествие в вашем обществе по замкам Англии». Наверное, излишне вставлять здесь, что у Рудакова к его сорокам на Родине были жена и дети.

Можно только себе представить реакцию крейсерского особиста на все эти страсти! Рудакову было велено звонить в посольство. Там такой важный вопрос не могли решить и связались с Москвой.

Родина дала ему два дня… Что просходило в эти два дня в каких замках – никакой открытой информации я не обнаружила… После этой эскапады Олимпий Рудаков в 40 лет становится одним из самых молодых контр-адмиралов советского флота, его назначают начальником кафедры Военно-морской академии, где он прослужил до самого конца.

В 1954 кандидатура Рудакова рассматривалась на пост военно-морского атташе при посольстве в Великобритании, и кто знает, чем мог закончиться такой поворот в судьбе. Но этому помешали интриги военно-морских начальников, не обошлось, конечно же, без зависти. А, может, помешало и ещё что-то…

Вот такая интересная судьба и нерядовая карьера от сигнальщика до контр-адмирала сложилась у выбранного наугад скульптором Манизером курсанта-моряка.

Умер Олимпий Рудаков в июне 1974 г на 62 году жизни от рака почки, которую удалили в 1961 г.
А брак принцессы Маргарет, который она заключила спустя три года от описанных событий с особой некоролевской крови, оказался неудачным, закончился разводом и скандалом в доме Виндзоров.

И ещё напомню, что станция метро «Площадь Революции» открыта в 1937 году. Она строилась к 20-летию революции. И это произошло ровно 80 лет назад.

Для сомневающихся в достоверности истории предъявляю сохранившиеся фотографии.

Оригинал

Источник: https://echo.msk.ru/blog/solareva_i/2011670-echo/

Из истории звания «матрос»

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева

Было время, мы с вами читали про Историю бескозырки и историю кортика, а теперь давайте обратимся к самому слову — матрос.

Слово «матрос» (в старом написании встречается и «матроз») ведет свое происхождение от голландского «матроос», что значит «товарищ по мачте». До XVII века в русском языке его не было, и только во время организации Петром I регулярного военного флота оно широко вошло в обиход, как и множество других голландских морских терминов.

С конца XVII века и до завершения Северной войны (со шведами) в 1721 году на русскую морскую службу нанималось немало иностранцев, от матроса до флагмана включительно.

Непосредственным наймом и вербовкой их еще со времен Алексея Михайловича в Европе занимались специальные агенты — либо местные, либо посылаемые с Московии.

За определенную плату такую миссию иногда брали на себя всякого рода российские посланники, курьеры и даже купцы.

Самый многочисленный приток иноземных матросов, флотских офицеров и специалистов состоялся во время посещения Петром I ряда европейских государств, в составе Великого посольства в 1697—1698 годах.

Тогда ответственность за вербовку иностранцев на русскую службу Петр возложил на Франца Лефорта, которому помогал только что принятый тогда на русскую службу и пожалованный в вице-адмиралы датчанин Корнелий Крюйс. Кстати, немало флотских специалистов привлек и сам царь. Благодаря этому в 1698 году на службу в российский флот пришло около 700 человек.

В их числе были два флагмана, 64 офицера, 115 унтер-офицеров, 354 матроса, 50 корабельных мастеров и специалистов, а также 52 морских лекаря.
В дальнейшем, примерно до 1717 года, иноземцы привлекались лишь на вакантные должности. Однако при необходимости на российские корабли, как это было в 1705 года в Архангельске, за весьма приличное вознаграждение набирались матросы с торговых судов.

Тогда спешно набрали 120 голландских матросов. Но такая форма привлечения матросов практиковалась весьма редко, ибо она влекла за собой осложнения во взаимоотношениях с европейскими государствами и тут же отражалась на внешней торговле.

Во время Северной войны нанятые моряки-иностранцы отправлялись в Россию или на нейтральных коммерческих судах, или как члены команд на купленных за границей наших военных кораблях. Правда, многие моряки, гонимые за религиозные убеждения, добирались до Московии по сухопутью, преодолевая иногда немалые трудности.

Второй, оказавшийся самым большим, наём иностранных моряков на русский флот прошел в 1717 году, когда в Амстердаме российские агенты под руководством князя Бориса Куракина, ближайшего родственника царя, привлекли 1500 матросов практически со всех европейских флотов.

В отличие от прежней, эта вербовка носила четко выраженный временный характер.

Если раньше Петр I, принимая на флот иностранцев по необходимости, давал им значительные преимущества перед русскими моряками, как учителям перед учениками, то теперь он старался, как можно побыстрее заменить иноземцев на россиян, которые и «стоили меньших денег и намного были смекалистее». Так, к осени 1721 года на кораблях отечественного флота в числе 7215 матросов не значилось уже ни одного иностранца, а среди высших чинов велено было провести экзамен, «оставив на корабельном и галерном флотах лишь достойных».

Первыми российскими матросами, еще со времен Переславской «потешной» флотилии, стали солдаты Преображенского и Семеновского полков. Считается, что именно из них по приказу Петра генерал Патрик Гордон набирал команды на «потешные» корабли и суда.

При этом умаляется роль первого российского адмирала Франца Лефорта, ибо солдаты из его полка становились матросами, принимали участие наряду с преображенцами и семеновцами в Азовских походах, поездках Петра на Север, в плаваниях на первых российских кораблях.

Правда, считалось, что флотская служба для них была делом временным, но, как свидетельствуют документальные источники, немало бывших гвардейцев так и остались на флоте.

Некоторые из них дослужились до офицерских чинов, а, к примеру, такие, как Ипат Муханов и Наум Сенявин, вышли даже в флагманы.

В 1700 году за Азовским флотом числилось 504 «постоянных», т. е. отечественных матросов, переименованных в это звание из недавно набранных молодых солдат.

Дополнительно к ним из Москвы прибыло 600 человек, специально отобранных для несения флотской службы. Первый рекрутский набор «в матросы» был произведен Петром I в 1702 году в селе Преображенском.

В ходе него набрали 1700 человек из «охочих в службу морскую людей различного звания от 12 до 20 лет».

В 1703 году последовало царское повеление о немедленном переводе «с Азова на Олонец» всех иностранцев, русских, а также пленных татар и турок, «которые в морском хождении на галерах были свычны». 22 января следующего года Петр I приказал в Москве и других городах набрать 100 человек «всяких чинов людей в матросскую службу».

Пожелавшие записывались в приказе Адмиралтейских дел, и им царь гарантировал денежное содержание по два рубля в месяц, сверх того еще два рубля на одежду, а на непосредственной службе — хлеб, соль, мясо, рыбу. Ими были заменены на Ладоге и Неве солдаты, незнакомые с морем.

И, в общем-то, это можно считать первым набором на Балтийский флот.

Надо отметить, что с самого начала в матросы набирались люди из местностей, где население было знакомо с речным плаванием и рыбопромыслом. Сохранились сведения, что с 1706-го по 1717 гг. из Москвы и Московской губернии, Тобольска, Тюмени, других крупных речных городов, в матросы ежегодно забирали по 1000 человек.

Весной 1720 года, готовясь к решительному нападению на шведский флот, Петр I приказал пополнить российские корабли матросами из числа солдат Финляндского пехотного корпуса, уже ходивших по морю на галерах и 2000 рекрутов из Московской губернии.

В начале 1721-го в Петербурге был объявлен высочайший указ о добровольном поступлении в матросы «всяких чинов людей, кроме шведского народа», и объявлялось, что «из крепостных могут идти только не провинившиеся, не учинившие воровства или обиды помещикам, вотчинникам или посторонним».

Крепостные, естественно, не упустили возможность воспользоваться этой царской милостью.

Читайте также:  Фашизм и ватикан

По образцу иностранных флотов в состав корабельных команд входили так называемые морские солдаты.

В своей записке «Определение о начинающемся флоте на Ост-зее» Петр I писал: «Требуется учинить полки морских солдат и закрепить оных по капитанам навечно, которым надлежит капралов и сержантов взять из старых солдат ради лучшего обучения строя и порядков». Как известно, в 1705 году был сформирован морской солдатский полк в количестве 1200 человек.

Главной обязанностью морских солдат являлось несение на кораблях караульной службы, а во время боя из них составляли абордажные и десантные партии.

Из пехотных полков в 1712 году стали создаваться морские солдатские батальоны, для корабельного флота и адмиралтейств по 600 -650 человек в каждом.

К 1715 году их уже было пять, и они носили названия «адмирал», «вице-адмирал», «контр-адмирал» и «адмиралтейский».

Морская артиллерия первоначально не сводилась в особые команды. Артиллеристы с прочей обслугой орудий назывались пушкарями, однако в последующем Петр I и здесь ввел регламентацию. Судовые экипажи стали на две трети состоять из матросов и пушкарей и на одну треть — из солдат.

При этом матросов подразделяли на «старых» — опытных, которые уже были знакомы с морским делом, и «молодых» — новобранцев. Обе эти категории различались вначале по суммам денежного довольствия, но позднее были введены «статьи» от 1-й до 4-й, от старшей к младшей. В 1710 году упразднили 4-ю статью, а в 1720-ом — 3-ю.

Таким образом, к 1721 году на флоте служили матросы 1-й и 2-й статей. На кораблях, как правило, находилась треть матросов 1-й статьи и две трети — 2-й.

Морская история хранит память и о так называемых «вольных матросах». В 1834 году в Новороссийском крае, в Никополе и Алешках, а позднее в Кронштадте были учреждены общества или цеха для комплектования судов торгового флота. Назывались они «вольными матросами».

Эти матросы обязаны были отслужить не менее 10 лет, из которых первые 5 — на военных кораблях, после чего, получив патент на звание «опытного» матроса, направлялись на торговые суда. Семьи их освобождались от всех податей, военного постоя и рекрутского набора.

Однако в 1883 году «вольные матросы» были упразднены.

Введенное еще при Петре Великом звание «матрос» в императорском флоте являлось первым для рядового нижнего чина. Как и в петровские времена, они подразделялись на матросов 1-й и 2-й статей. Матросы 1-й статьи производились в это звание командиром корабля или экипажа, после прохождения первого года службы.

Матросы 2-й статьи зачислялись из новобранцев. Так продолжалось до февральской революции 1917 года, отменившей чины и звания, уравнявшей сословия и упразднившей титулы. После Октября 1917 года в отечественном флоте было введено новое звание «краснофлотец», которое позднее вновь было заменено на «матрос».

[источники]

источники

Анисимов Е. Государственные преобразования с самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 113-117. Анисимов Е. Время петровских реформ Л.: Лениздат, 1989. С. 177-183. Гусев В. Славное имя — матрос // Военно-исторический журнал. 1996. №6. С. 89-90.

Шишов А. Создание Петром Великим русской регулярной армии и военного флота // Ориентир. 2000. № 3. С. 28-33.

http://topwar.ru/89597-iz-istorii-zvaniya-matros.html

Вот еще ответы на некоторые интересные вопросы: знаете ли вы Почему в России — царь, а в Европе — король? или например кто совершил первое кругосветное путешествие ? и Зачем во время траура приспускают флаги ? А вот узнайте СНОБ ли вы и Какая стопа у Статуи Свободы? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=87812

Источник: https://masterok.livejournal.com/2741975.html

МЕТРОПОЛИТЕН

МЕТРОПОЛИТЕН, или метро, скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является основной системой общественного городского транспорта.

Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью.

В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах – также в открытых выемках, на поверхности или на эстакадах.

После Второй мировой войны в связи с быстрой урбанизацией началось усиленное строительство и расширение метрополитена в крупных городах всех стран мира.

В настоящее время крупные сети линий метрополитена общей протяженностью свыше 160 км имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и Москве.

Насчитываются также пять сетей метро протяженностью более 80 км: в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, Берлине и Гамбурге.

Технические средства

Пути метрополитена аналогичны путям обычных железных дорог для вагонов на колесах с ребордами.

На некоторых метрополитенах вместо стальных рельсов устроены продольные выемки в дорожном полотне, по которым вагоны катятся на пневматических шинах.

В большинстве случаев каждая линия состоит из двух параллельных путей, но на участках с очень интенсивным движением нередко бывает три и четыре пути, что позволяет создать экспрессные линии.

Ток обычно подводится по третьему рельсу, с которого снимается скользящим контактом. На некоторых метрополитенах, например мадридском и римском, ток снимается с воздушного провода. Электричество не только приводит в действие тяговые двигатели поезда, но и обеспечивает освещение, отопление и вентиляцию вагонов.

Современная система сигнализации, централизации и блокировки, в принципе такая же, как и на железных дорогах, позволяет поездам двигаться с интервалами менее 1,5 мин. Современные вагоны большой вместимости рассчитаны на высокие скорости движения.

Они изготовлены из легких и прочных материалов, быстрее ускоряются и лучше тормозятся. Благодаря применению железобетонных шпал и сварных рельсовых ниток длиной 0,4 км поезд движется более плавно и с меньшим шумом. Для автоматического управления маршрутами применяются компьютеры.

На некоторых линиях предусматривается кондиционирование воздуха в поездах и на станциях.

История возникновения метро

Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне, где на улицах было слишком тесно из-за гужевого транспорта. Эта линия протяженностью 6 км была открыта в 1863.

Она частично финансировалась железнодорожными компаниями, которым недоставало доступа к центральным районам города. В первый же год эксплуатации она перевезла более 9 млн. пассажиров. Первая электрифицированная подземка была открыта в Лондоне в 1890.

Лондонская сеть подземных линий постепенно расширялась, и к 1900 было электрифицировано более 177 км.

К началу 20 в. в Европе был построен ряд коротких подземных линий и в других городах. В 1880-х годах была введена в эксплуатацию смешанная сеть в Глазго, состоявшая из линий с паровозной и канатной тягой.

В 1896 открылась первая на европейском континенте будапештская подземка протяженностью вначале всего лишь 3,7 км. В 1902 вошел в строй берлинский «У-бан».

В 1900 начала действовать первая 14-км очередь парижского метрополитена, который стали коротко называть «метро».

Первый в США метрополитен практического пользования, Тремонтстритская подземка, открылся в Бостоне в 1897. Его туннель протяженностью 2 км позволил освободить от трамваев самые людные улицы города.

В последней трети 19 в. в Нью-Йорке было построено много надземных городских железных дорог. В 1867 открылась надземка «эл» (от «элевейтед») в Манхаттане. К концу 1870-х годов до верхнего Манхаттана была дотянута Истсайдская надземка, к 1895 доведенная до Бруклина.

В ту пору на скоростных линиях общественного железнодорожного транспорта уже широко использовалось электричество. В следующем десятилетии в Нью-Йорке была создана единая система подземных и надземных линий. Первая подземная линия этого города (Лексингтон-Авеню протяженностью 14,6 км) открылась в 1904.

В Чикаго к 1900 действовали надземные линии протяженностью 55 км, а в Филадельфии первое метро открылось в 1907.

Метрополитены мира

Ниже кратко описываются крупнейшие метрополитены мира по странам в порядке наибольшей протяженности линий.

США

Метрополитены США в высокой степени автоматизированы, снабжены системами сигнализации, централизации и блокировки, автоматическими поездными диспетчерами и по крайней мере частичной компьютеризацией управления.

Ньюйоркский метрополитен – самый большой в мире. Кроме города, он обслуживает четыре из пяти пригородов Нью-Йорка (Ричмонд в эту систему не входит). По нему проезжает почти 4 млн. пассажиров в средний рабочий день и почти 1,5 млрд. – в год.

Протяженность его подземных линий составляет 216 км, 166 км линий проложены на эстакадах, в открытых выемках и на поверхности.

Кроме механических мастерских и депо, метрополитен насчитывает 1030 км путей, из которых 715 км подземные, и 444 станции, из которых 265 – под землей.

Великобритания

Протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн. пассажиров. Этот метрополитен объединен с Британскими железными дорогами и дает возможность пассажирам пересаживаться на пригородные электропоезда. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.

Франция

Парижское метро, которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому. Оно объединено с Французскими национальными железными дорогами.

Его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире: средняя скорость на участке от Елисейских полей до станции Ла-Дефанс составляет 100 км/ч.

Густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы и отличается некоторыми особенностями, например двумя классами вагонов, специальными сиденьями для инвалидов, электронными картами, показывающими наиболее удобный маршрут, и резиновыми шинами колес. В год метро перевозит свыше 1 млрд. пассажиров.

Япония

Токийское метро, открытое в 1927 и насчитывающее 200 км линий, – самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд. пассажиров ежегодно.

Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины.

В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.

СНГ

Из шести метрополитенов бывшего Советского Союза все, кроме московского, вошли в строй после Второй мировой войны. Московский метрополитен открылся в 1935, протяженность его линий превышает 160 км, и он перевозит 5 млн.

пассажиров в день, т.е. больше, чем какое-либо другое метро, кроме токийского.

Станции метро, расположенные по большей части под землей, строятся по индивидуальным проектам из мрамора, алюминия и нержавеющей стали и нередко украшаются мозаикой и статуями.

Петербургское метро, такой же архитектуры, было открыто в 1955, полная длина его линий равна 64 км. Метрополитены меньшей протяженности были построены в Киеве (Украина, 1960), Тбилиси (Грузия, 1966), Баку (Азербайджан, 1967) и Харькове (Украина, 1974).

Германия

Наиболее протяженные метрополитены в Германии – берлинский и гамбургский. Линии берлинского метрополитена общей протяженностью 113 км лишь наполовину подземные, причем на восточную часть города приходится около 24 км.

Гамбургский «У-бан», открытый в 1912, с протяженностью линий 89 км, объединен с сетью трамваев и автобусов. Мюнхенское 27-км метро открылось в 1971, а небольшие боннское и ганноверское – в 1975.

В Штутгарте действуют подземные трамвайные линии.

Швеция

Стокгольмская «Т-бана» с протяженностью линий 71 км, из которых 23 км подземные, перевозит более 200 млн. пассажиров в год.

Дания

Копенгагенское метро «Эс-тоге» было открыто в 1934. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, – 60 км, они непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.

Испания

Мадридское метро, открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн. пассажиров в год – более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии сильно загруженного барселонского метро протяженностью 40 км почти полностью подземные.

Канада

Монреальское метро на резиновых шинах, открывшееся в 1966, – самое современное в мире. Протяженность всех линий этого метро 25,95 км. Монреальское метро перевозит около 125 млн., торонтское – около 175 млн. пассажиров в год.

Мексика

Метро в Мехико открылось в 1969. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн. пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам.

Норвегия

Метро в Осло открылось в 1966. Протяженность его линий равна 39 км, почти все они на поверхности.

Италия

Первая очередь 35-км миланского метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылась в 1964. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные. Римское метро с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955.

Венгрия

Протяженность линий будапештского метро, самого старого на европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896, впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.

Другие страны

Первое метро Латинской Америки открылось в 1913 в Буэнос-Айресе. Сиднейская подземная железная дорога в Австралии открылась в 1926. В Нидерландах в 1968 появилась короткая линия в Роттердаме, а в середине 1980-х годов – в Амстердаме. Первая очередь метро в Хельсинки открылась в 1982. Кроме них, в Европе имеются метрополитены в Лиссабоне, Вене, Праге и Варшаве.

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/transport_i_svyaz/METROPOLITEN.html

О символах русской революции | военная история | военная история

Киличенков А.А.,
д.и.н., профессор кафедры истории России новейшего времени РГГУ

«…всюду: на всех постах, на всех фронтах Октября, в его тяжелой прекрасной борьбе – они были в первых рядах… они – «гвардия Октября»

Читайте также:  Что стремились воспитать в советских детях

В.Антонов-Овсеенко.

«Широколиц, скуласт, угрюм,

Голос осиплый, тяжкодум,

В кармане —  браунинг и напилок,

Взгляд мутный, злой, как у дворняг,

Фуражка с лентою «Варяг»,

Сдвинутая на затылок…»

М.Волошин

Как-то совсем незаметно прошел вековой юбилей первой русской революции. «Кровавое воскресенье» 9 января, восстание на «Потемкине», Манифест 17 октября – ни одно из громких событий, составивших канву первой российской революции, не привлекло особого внимания общества. Интерес к ним явно потерян.

В памяти остались лишь образы,  которыми «генеральная репетиция Октября» оказалась весьма богата, и одним из самых долговечных стал образ революционного матроса, обязанный своим появлением гению Сергея Эйзенштейна.

Фильм «Броненосец «Потемкин», снятый к десятилетию революции 1905 года, давно, и практически сразу, стал жемчужиной классики мирового кинематографа. Уже десятки лет университетские курсы истории кино начинаются именно с этого фильма советского режиссера.

Никто уже и не помнит, какую роль сыграл мятеж на «Потемкине» в русской революции, давно уж нет самих героев, забыта история знаменитого броненосца, а атлетически сложенный герой в бескозырке все зовет и зовет зрителя в гущу событий на палубу мятежного броненосца.

С легкой руки создателя советского кино именно матрос стал самым распространенным символом русской революции. Образы мятежных матросов, мужественные и суровые, как сама правда, являли собой новый мир.

И победа его была настолько же неизбежна, насколько несомненным было превосходство этих будто вырубленных из одной и той же скалы могучих красавцев над защитниками обреченного прошлого – выморочными офицерами, более похожими на засохшие грибы, мальчишками-юнкерами – ростом не выше винтовки.

Вышедший через два года на экраны новый фильм Эйзенштейна – «Октябрь» окончательно сформировал символику нового образа.

Отныне перепоясанный пулеметными лентами, суровый широкоплечий красавец в лихо заломленной бескозырке, широких клешах вошел в сознание советского человека как символ великой революционной победы, воплощение ее романтики и высоких идеалов беззаветного служения народу. И хотя на съемках Эйзенштейн часто грешил против истины (например, сцена расстрела накрытых брезентом матросов была полностью придумана режиссером) в определении ключевого символа гениальный художник оказался абсолютно прав.

Но почему матрос? Почему не рабочий, не солдат, не крестьянин или, на худой конец, интеллигент с бородкой клинышком и неизменным пенсне?! Как бы там ни было, но интеллигент – идеолог революции, рабочий – ее гегемон со своим неизменным оружием – булыжником, а крестьянин – соль земли.

К тому же матросы составляли лишь незначительную часть общества – в годы первой мировой войны, после полной мобилизации всех флотов и флотилий их численность едва превысила 137 тыс. Что такое эти тысячи по сравнению с восьмимиллионной армией солдат и почти 100-млн. крестьянством? Даже фабричных рабочих насчитывалось почти 4 млн.

И все-таки Эйзенштейн был прав – именно матрос стал подлинным символом русской революции, выразителем ее сущности и характера.

Собственно сама первая русская революция и началась с матросского мятежа.

В конце июня 1905 года российское общество, еще не остывшее от потрясений Цусимской катастрофы, было вновь взбудоражено известиями, пришедшими с флота — мятеж на «Потемкине»! Случилось невероятное – команда сильнейшего на Черноморском флоте броненосца «Князь Потемкин-Таврический», только что вошедшего в строй уничтожила своих офицеров, привела корабль в Одессу и открыла по городу огонь! Это известие вызвало настоящий шок и властей, и общества – никогда ранее не случалось ничего подобного. Бунты случались и раньше, но такого не было…

Николай II был потрясен этим мятежом гораздо сильнее, чем известиями о гибели эскадры Рожественского при Цусиме: «Получил ошеломляющее известие из Одессы о том, что команда пришедшего туда броненосца  «Князь Потемкин-Таврический» взбунтовалась, перебила своих офицеров и овладела судном…

— записал он в своем в дневнике, — Просто не верится!» И далее: «Черт знает, что происходит в Черноморском флоте. Три дня тому назад команда «Георгия Победоносца» присоединись к «Потемкину»… Лишь бы удалось удержать в повиновении остальные корабли эскадры! За то надо будет крепко наказать начальников и жестоко мятежников».

С несвойственной ему безжалостностью Николай отдал приказ уничтожить броненосец, не останавливаясь ни перед чем. Но суровые репрессии против восставших не дали ожидаемого успокоения. В 1905-1907 гг.

по базам русского флота на Балтике, Черном море и  Дальнем Востоке прокатилась настоящая волна матросских мятежей, охватившая экипажи 22 кораблей и свыше 20 тысяч матросов береговых частей.

Более всего, очевидцев и современников поразила пробудившаяся чудовищная стихия насилия и ничем не оправданной жестокости, явившая из, казалось, уже забытого средневековья картины настоящего бунта, того самого – «бессмысленного и беспощадного».

Матросские выступления носили явно выраженный характер спонтанного действа, лишенного какой-либо последовательности и ясной цели.

Чаще всего, энергия восставших в первые же часы обрушивалась на офицеров кораблей и гарнизонов, а после их уничтожения цель выступления теряла свою ясность.

Выход матросской массы на авансцену политической борьбы в 1905-1907 гг. оказался совсем не случайным. Благодаря длительному напряжению сил государство смогло построить многочисленные и современные корабли – символ могущества и процветания империи.

Но при всем своем грозном обличии этот  символ оказался опасно болен. Наиболее разрушительным оказалось совмещение на флоте технического совершенства и характерного для традиционной российской культуры набора социальных архетипов.

Приходя на флот, вчерашние крестьяне и мастеровые несли с собой свои традиционные представления о смысле, об истине и справедливости, о долге и должном. Отработанная десятками предшествующих поколений система ценностей позволяла крестьянам жить и действовать в условиях этической гармонии своего мира.

Четкие и довольно жесткие поведенческие стереотипы и моральные императивы сохраняли равновесие этого мира, он был прост и доступен. Для его постижения не требовалось никаких отвлеченных понятий и умозрительных образов, все имело видимую и ясную связь.

Призыв на военную службу погружал новобранца в совершенно иной, неведомый мир. Военный флот для русского крестьянина был, несомненно, более чуждой и непонятной средой, нежели армия. В начале XX века военный корабль уже синтезировал самые новейшие достижений науки и техники.

Из «золотой, бревенчатой избы», от сохи и лучины крестьянин попадал в мир стали, электрического света и паровых машин, электротехники, радио, химии.

Чтобы жить и действовать в этом новом мире, нужна была новая система представлений. Большинство из истин, объяснявших устройство мира, окружавшего матроса, имело чисто умозрительный характер, и их приходилось принимать на веру.

В результате в мировоззренческой системе новобранца с самого начала его службы появлялась новая мощная компонента – понимание необходимости и действенности в этом новом мире целого ряда отвлеченных понятий. По сути, происходила мощная и масштабная маргинализация матросской массы, превращавшая ее в объект успешной революционной пропаганды.

Однако при этом неизменной оставалась архетипическая основа поведения матросов, ее ценностные установки, унаследованные от прежней крестьянской жизни.

Одновременно специфика флотской службы воспитывала чувство спаянности и сплоченности экипажа, ответственности за общее дело, что находило прямой отклик в матросской душе, воспитанной в традициях общинной жизни.

В то же время служба на корабле, когда точное выполнение каждым матросом своих обязанностей имело решающее  значение для жизни всего экипажа, пробуждало чувство собственного достоинства. Возникновению нового отношения к себе способствовали заметные отличия во внешних атрибутах флотской службы.

Заграничные плавания, лучшее питание, (в среднем дневной рациона матроса был втрое дороже, чем солдатский паек) форма одежды, отличавшаяся известным шиком – все это приводило к тому, что матросы чувствовали свое превосходство над солдатами и, оказавшись на берегу,  не упускали случая это подчеркнуть.

  Ощущение собственной значимости и обособленности вызывало у матросов снижение «порога реакции» на негативные стороны службы.

Этот, почти «молотовский», коктейль своим мощным взрывом 1905 года ярко высветил природу русской революции – в ней оказалось слишком мало организованного и целенаправленного действия, и слишком много крови и насилия. Революция и по характеру и по форме стала революцией маргиналов.

Уже в ходе восстания на «Потемкине» это проявилось в самой удручающей форме – команда перебила офицеров, но что делать дальше не знал никто.

В октябре 1905 года восстание матросов Кронштадта с самого начала обрело черты бунта: «толпа вооруженных матросов вырвалась на улицу, устроив настоящий погром: разграбления и поджоги частных домов и государственных заведений…

» Через год – летом 1906-го – все повторилось: «начали громить лавки, магазины, появилось вино. Винтовки бросили, чтобы принять участие в погроме… рассудок помутился, жажда деятельности искала выхода и нашла его в разрушении». Вырвавшиеся на улицу матросы начали убивать попадавшихся им на глаза офицеров.

Анализ причин матросских бунтов показывает, что они были далеки от мотивов истинных революционеров. И даже не жестокая дисциплина, и не плохая пища толкали матросов к мятежу. По свидетельству одного из потемкинцев «мясо с червями на кораблях Черноморского флота в те времена было явлением нередким, [и] всегда обходилось без конфликтов…».

Так, что знаменитые кадры из фильма Эйзенштейна – не более, чем еще один плод художественного осмысления событий. «Говорится, что на нас имели сильное влияние крайние партии.– Отмечал один из участников матросского выступления. – Не знаю, как на кого, но на меня имела сильное влияние несправедливость начальства…

» Традиционные архетипы социального поведения позволяли матросам сравнительно безболезненно переносить обычные тяготы флотской службы. Но те же архетипы приводили к немедленному взрыву, «заготовленной» реакции в случае посягательства на основополагающие ценностные установки – своего рода «зону запрета». Как правило, это была какая-либо вопиющая несправедливость.

В ходе восстания на «Потемкине» взрыв матросского возмущения вызвало явное намерение старшего офицера броненосца И. Гиляровского наказать ни в чем не повинных матросов, якобы отказавшихся есть тот самый борщ с червивым мясом.

Стремление защитить невинного, помочь своим, «положить жизнь за други своя», будучи одним из наиболее устойчивых социальных архетипов нашего народа, чаще всего становилось непосредственной причиной восстаний на флоте.

Эта морально-этическая подоплека матросских волнений приводила к неожиданному парадоксу – матросы рассматривали свои действия как борьбу не против порядка, а за порядок, за справедливость.

Так, во время севастопольского восстания в ноябре 1905 года матросы одного из экипажей, изгнав всех офицеров, решили по случаю дня рождения вдовствующей императрицы провести парад и отслужить молебен.

«Молебен был для того, – вспоминал один из участников, – чтобы доказать, что мы не есть бунтовщики…»

Во время революционных событий 1917 года матросы Балтийского флота, действительно, сыграли решающую роль в победе большевиков. «…во флоте мы видим блестящий образец творческих возможностей трудящихся масс, – писал В.И. Ленин, – в этом отношении флот показал себя как передовой отряд…

» Это признавала и противная сторона. «…когда анализируешь обстоятельства, сопровождавшие большевистскую революцию, – вспоминал офицер российского флота Г. Граф, – приходится констатировать, что флот сыграл в ней решающую роль…

» Уже в ходе февральских событий стихия матросского бунта сказалась в полной мере – на кораблях и базах Балтийского флота было убито 120 офицеров и более 600 подверглось нападению. Позднее подобные же эксцессы прокатились и по другим флотам.

Массовое избиение флотских офицеров стало первым грозным раскатом приближающегося урагана гражданской войны…

Начиная с тех самых дней, флот оставался верен революции. В решающий момент 10 тысяч матросов и 11 боевых кораблей прибыли в Петроград и приняли самое активное участие в свержении Временного правительства. Революционные матросы во главе с П.Дыбенко и А.

Железняковым разогнали Учредительное собрание. Сводный отряд моряков был отправлен в Москву для помощи в захвате власти в первопрестольной, затем были Дон, Урал, Киев, Могилев, фронты гражданской войны. Комплимент Л.

Троцкого в адрес матросов-балтийцев, брошенный им в июльские дни 1917 года, казалось, оправдал себя полностью.

Знаменитый наркомвоенмор, сам будучи не чужд творчеству, тоже попал под обаяние образа. Матросы, будучи в большинстве своем рослыми, хорошо физическими развитыми в броской и непривычной форме на фоне серой и невзрачной солдатской массы производили яркое и запоминающееся впечатление.

Кроме того, традиционная нехватка на кораблях винтовок и револьверов порождала у матросов почти детскую тягу к «обвешиванию» оружием. С чисто практической точки зрения обвязывание себя пулеметными лентами, ношение за поясом и гранат нескольких револьверов было весьма неудобным и небезопасным.

(В ходе октябрьских событий 1917 года многие матросы пострадали от своей «свервооруженности», не имея достаточного навыка использования оружием). Однако на людей штатских увешанная револьверами и бомбами «гвардия Октября» производила неотразимое впечатление. Большевики часто поручали матросам различные акции по «наведению порядка».

Один лишь вид балтийцев «действовал на слабонервных интеллигентов устрашающе… В первый же день матросские патрули навели в районе Невского и Дворцовой площади идеальный порядок».

Превращение матросов в «красу и гордость» революции было вполне закономерным. Среди маргинализованной солдатской и рабочей массы они, действительно, выделялись и не только своим внешним видом, но и сплоченностью, организованностью, подчиненностью собственным лидерам. В условиях «нерегулярной» гражданской войны это имело решающее значение.

Даже несмотря на полное неумение вести «сухопутную» войну и неприспособленность матросского клеша к маршам по бесконечной хляби российских дорог. Но как только война приобрела форму противоборства двух классически организованных армий, матросские отряды быстро утеряли роль ударной силы и растворились в составе регулярной Красной Армии.

Собственно сама гражданская война, в ходе которой большевики, помимо удержания власти, выполнили не менее важную задачу подавления стихии разгулявшихся маргиналов, положила конец матросской вольнице.

Кронштадтские события 1921 года стали с этой точки зрения вполне закономерным и неизбежным финалом. Эпоха великих разрушений заканчивалась, наступало время созидания.

Перепоясанный пулеметными лентами матрос перешел с палуб кораблей и фронтов гражданской войны на плакат и экран, где ему предстояло прожить не менее яркую и куда более долгую жизнь…

Источник: http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/voennaya-istoriya/voennaya-istoriya/o-simvolax-russkoie-revolyucii.html

Ссылка на основную публикацию