«москва будущего» — диафильм о генеральном плане развития москвы (1977)

Москва будущего: версия 1939 года

?Коля Калашников (zabyg17) wrote,
2007-02-28 21:44:00Коля Калашников
zabyg17
2007-02-28 21:44:00Попытка предугадать будущее — вещь неблагодарная, но интересная, и увлекались этим, наверное, во все времена.
Например, у нас в России мир в 4338 году описывал князь Владимир Одоевский.

Также сходу вспоминаются утопические открытки с видами Москвы XXII-XXIII века, выпущенные в 1914 году товариществом «Эйнем».Сегодняшней публикацией открывается серия утопий из московских путеводителей образца 30-50-х годов ХХ века.

Перед вами фрагмент из книги Павла Лопатина «Москва», изданной в 1939 году: это, пожалуй, самая яркая из всех известных мне картинок будущей советской Москвы.
Большой Каменный мост и Дворец Советов. Рисунок художника С. Кованько.


● Коломенский паровозостроительный (ныне тепловозостроительный) завод завершил выпуск паровозов в 1956 году машиной П36-0251 и перешел на выпуск тепловозов. Электровозы там стали выпускать лишь в последние годы.● Электровозов ВМ («Вячеслав Молотов») в СССР не выпускалось, зато еще с 1930-х они выпускались с маркой ВЛ («Владимир Ленин»).

В те же годы в одном экземпляре был построен тепловоз марки ВМ.
● «Старая, безобразная эстакада» на площади есть и сейчас — по ней ходят электрички с Курского на Рижское и Белорусское направления. А вот памятник на площади появился только недавно — да и то не Ленинскому комсомолу, а первому министру путей сообщения Павлу Мельникову.

● Движущиеся дорожки для пешеходов есть в Москве только на лужковском мосту «Багратион», а подземный переход под Комсомольской площадью грязен и ужасен.

● Личные самолеты — по-прежнему недоступная для простого человека роскошь, как и авиаперелет в США. О проектах «Воздушной блохи» можно прочитать здесь: http://techmol.narod.ru/TM/Avia_mus/av_15.htm

● ЗИС-117 так в СССР создан и не был. В первой половине семидесятых выпускался ЗИЛ-117, но не как такси, а как машина для чиновников высшего ранга. Прообразом машины, на которой едет Иван Артемьевич, явно послужил ЗИС-101.
● Магистраль Север-Юг по Генплану реконструкции Москвы должна была быть прорублена через старую застройку центра. Новокировская улица действительно была создана, но уже гораздо позже — в 1970-80-е годы. По иронии судьбы, сейчас она носит имя одного из главных врагов советской власти — академика А.Д.Сахарова. Кстати, тоннеля на пересечении с Садовым кольцом на ней нет до сих пор — только подземный переход. Наверное, он и не очень нужен — магистраль не слишком нагружена транспортом из-за того, что ее не проложили до центра.● Москворецкий мост был построен в 1937 году по проекту инженера В.С. Кириллова, архитекторов А.В. Щусева и П.М. Сардарьяна. Трамваи по нему перестали ходить в 1950-м году. На фото виден и не существующий ныне доходный дом на Васильевском спуске.
● Цветной асфальт так и не стал распространен в нашей стране. Забавно, что площадь Дзержинского (ныне Лубянская) в фантазии Лопатина залита именно голубым асфальтом. Служащие НКВД, чье главное здание находится на площади, в те годы носили фуражки с голубым околышем и голубые петлицы. Любили этот цвет в ту эпоху годы и представители других карательных органов — например, про эсэсовские шинели голубого сукна пишет в «Людях с чистой совестью» Петр Вершигора.
● Памятник Феликсу Дзержинскому работы Е.Вучетича был установлен на площади в 1958 году. Высоты пятиэтажного дома он не достигал, но достаточно высоким все-таки был (см. фото 1970-х годов). Во время событий августа 1991 года он был сброшен с пьедестала и сейчас находится в парке скульптур на Крымском валу.● На месте 14-этажек с гигантской аркой в 1930-е годы находилось невысокое здание Лубянского пассажа, на месте которого в 1957-63 гг. по проекту архитектора А.Н. Душкина был построен ныне существующий магазин «Детский мир».

● Гигантские арки — очень характерная черта архитектуры 1930х, в Москве такие дома есть на Земляном валу , Малой Пироговской и Дмитровском шоссе.

● Трамваи по Крымскому мосту перестали ходить в 1957-м. Их окончательно заменили на троллейбусы.● Улицу через Китай-город до сих пор так и не прорубили. Интенсивные сносы в этом районе начались только в 1990-2000 годы и продолжаются до сих пор. Тоннель под этим районом не построили.

● Двухэтажные автобусы в Москве не ходили, как и двухэтажные трамваи. Но в 1930-е годы по городу ходили несколько двухэтажных троллейбусов английского и советского производства.

● Храм Василия Блаженного в 1930-е годы чуть было не снесли. Выжил он и в утопии Лопатина :-)● Громадные скульптурные группы из нержавейки (привет Зурабу Це!) у Москворецкого моста так и не поставили, да и тяжеловесный ГУМ стоит до сих пор.● Десятиэтажных зданий на углу Люсиновской и Добрынинской площади нет. Деревянная застройка там частично снесена, но в целом площадь, в отличие от соседней Октябрьской, так и не обрела советский облик.

● Кинотеатр «Родина» у метро Семеновская — один из самых ярких памятников советской архитектуры 1930-х. Несмотря на ремонты, он дошел до наших дней в практически неизменном виде, только цветники давно уже заменил асфальт со стоящими машинами.

● Телеграфоны, а по нашему автоответчики, изобретены задолго до написания этой книги — еще в начале ХХ века. В обиходе же они стали появляться только в 1960-е годы.
● Комбинат газеты «Правда» был построен в 1929-35 гг. по проекту Пантелеймона Голосова. 13 февраля 2006 года в этом здании произошел крупный пожар. Обратите внимание на маленький деревянный дом в нижнем правом углу снимка, характерный для тогдашней Москвы.● Бытовые кондиционеры в конце 1930-х годов уже существовали, но в нашей стране оставались недоступны для простых граждан до 1990-х годов. Что это за устройство с кнопками и экраном, я не очень понял, — то ли видеотелефон, то ли видеодомофон.● Гигантскими телевизорами нас уже не удивишь, но для тридцатых годов, когда только появлялись первые телевизионные аппараты, это была настоящая фантастика.● Трехкилометровая лента барельефа — это очень сильно даже для 30-х, когда этот жанр переживал расцвет. Ничего подобного по масштабу создано в СССР так и не было. ● Как известно, из-за начавшейся войны строительство Дворца Советов было свернуто. Тем не менее, он остался значимым, пусть и виртуальным, памятником советской культуры: про него писались многочисленные статьи, создавались картины и снималось кино, а в 1940 году даже вышла книжка с подробным описанием его будущего устройства. К примеру, Большой зал должен был вмещать 21 тысячу человек, а гигантская статуя Ленина весить 5 тысяч тонн.

● Здание библиотеки имени Ленина было построено в 1928-40 (архитекторы В.Г. Гельфрейх, В.А. Щуко, скульптор М.Г. Манизер).

Наземный вестибюль станции метро «Улица Коминтерна» (она же «Калининская» — «Воздвиженка» — «Александровский сад») возведен в 1935 году (архитекторы П.П. Файдыш, С.П.

Лавров) и простоял до 1946 года, сейчас на его месте обычный выход из подземного перехода и некрасивый памятник Достоевскому.

Источник: https://zabyg17.livejournal.com/127196.html

Оксана Гармаш: «“Умный город” – это не только информационные технологии и компьютеризация ЖКХ»

Интервью директора Института Генплана Москвы Оксаны Гармаш для газеты «Московская перспектива»

Москва должна развиваться в соответствии с генеральным планом, однако в городе происходит множество непрогнозируемых, никому не подконтрольных процессов, которые вносят в запланированный, казалось бы, наперед просчитанный ход событий свои коррективы.

Как обеспечить баланс между задачами столичной администрации, интересами бизнеса, участвующего в развитии города, и нуждами москвичей? На эти и многие другие вопросы в интервью «Московской перспективе» ответила директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш.

К сожалению, по независящим от Института причинам в свежем номере газеты вышла только часть интервью. Публикуем полную версию материала, в которой Оксана Алексеевна рассуждает в том числе о «пешеходизации» центра Москвы – одном из направлений градостроительной политики столичного правительства, вызвавшем множество споров, а также о том, почему генеральный план должен быть гибким.

Такой документ, как генеральный план, разрабатывается на длительную перспективу, тогда как город застраивается по принципу «свято место пусто не бывает» – а в Москве чуть ли не каждый квадратный метр, условно говоря, «свят».

Как часто тактические задачи власти, девелопмента и др.

не совпадают со стратегическими задачами развития города? Рост городского населения, а вслед за этим и уровня автомобилизации, увеличение плотности застройки – возможно ли более-менее точно спрогнозировать эти и т. п. показатели?

Генеральный план – это, прежде всего закон, определяющий обязательства властей города перед его жителями в части обеспечения социальной инфраструктурой, парковочными местами и проч.

Разумеется, надо понимать, что город – живой организм, и потому зачастую меняется сам собой, вне зависимости от чьих-либо расчетов, хотя происходящие с ним трансформации, как правило, управляемы и предсказуемы. По этой причине генплан должен быть гибким, допускать вариативность.

Пожалуй, на свете нет ни одного крупного города, чей генеральный план не подвергался бы корректировкам в процессе реализации.

Что касается вашего последнего вопроса, то прогнозировать подобные вещи не просто можно, а нужно! И существует целый набор инструментов, которые позволяют это делать с максимальной точностью – я имею в виду главным образом информационное моделирование, технологию, которую наш Институт весьма активно задействует в своей работе.

ОКСАНА ГАРМАШ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ГЕНПЛАНА МОСКВЫ

Кто только не грезил о Москве будущего, не фантазировал о том, какой она будет?! Какой Москва будущего видится вам? И как нам приблизить это будущее, в том числе градостроительными средствами?

Это лукавый вопрос. С одной стороны, думать о будущем необходимо, поскольку без этого невозможно сформулировать стратегию развития.

С другой же стороны, всегда существует риск удариться в «маниловщину» или, наоборот, заиграться в демиурга – по примеру печально известных исторических персонажей, чуть было не снесших пол-Рима и пол-Берлина ради своих амбициозных градостроительных замыслов.

Фантазировать о будущем позволительно художникам, писателям, но градостроители, от которых это будущее напрямую зависит, должны о нем именно думать, рассуждать, причем сообща, советуясь с узкими специалистами – социологами, транспортниками, экономистами, экологами и проч.

Что касается меня, как директора Института Генплана Москвы, и сотрудников института в целом, то мы размышляем о будущем Москвы исключительно в русле действующей градостроительной политики столичной администрации, которую считаем абсолютно правильной. Мы не склонны строить воздушные замки.

У нас также нет никакого желания ставить эксперименты на москвичах, как то делали советские авангардисты. Для нас важнее всего, чтобы жители города были довольны.

Надо развивать периферию и укреплять ее транспортные связи с центром, в том числе за счет расширения метро, повышать долю озелененных территорий в пределах МКАД, модернизировать жилой фонд, доставшийся нам в наследство от Советского Союза, внедрять систему скоростного рельсового транспорта с целью интенсификации пассажирского трафика между Москвой и регионами и т. д. Задач – непочатый край. Ресурсы для их решения есть.

ОКСАНА ГАРМАШ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ГЕНПЛАНА МОСКВЫ

Какие города по уровню своего развития, на ваш взгляд, задают фору остальным? Приведите примеры современных «городов будущего»? В чем их преимущества?

Опять лукавый вопрос. Многие восхищаются Сингапуром, Нью-Йорком, Гонконгом, Токио, величают их «городами будущего», но легко восхищаться чем-то на расстоянии.

Точно так же полстолетия назад многие восхищались «городом будущего» Бразилиа, спроектированным Лусио Костой и Оскаром Нимейером в 1950-е, который сегодня воспринимается как главный символ провала модернистского градостроительства – о нем говорят как об одном из самых неудобных для жизни городов, «городе для машин». Так что одно дело – куда приятно прилетать на неделю-другую, и совсем другое – где комфортно жить. Жить хорошо, полагаю, в городах Швейцарии, но ни Цюрих, ни Люцерн нельзя отнести к «городам будущего». Упомянутые мной Сингапур, Нью-Йорк, Гонконг и Токио – фантастически интересные города, по целому ряду показателей очень комфортные, но жить в них? Не уверена, что это так уж здóрово.

Вообще, мне очень нравится Москва, вернее то, какой она стала за последние пять с лишним лет. Некоторые сравнивают нашу столицу с лоскутным одеялом – якобы она эклектична, структурно фрагментирована.

Отчасти это справедливо: так сложилось исторически, что архитектурный облик Москвы довольно-таки разнороден, кроме того, часть территорий действительно «отрезана» от города – железнодорожными ветками, промышленными зонами и т. д.

Но, например, благоустройство столичных площадей, дворов, улиц, осуществляемое московским правительством, сделало наш город эстетически более цельным. Кроме того, создаются новые автомобильные и пешеходные связи, недавно было запущено движение пассажирских поездов по Московскому центральному кольцу и проч., т. е.

город «собирается» не только эстетически, но и инфраструктурно. Едва ли Москву можно назвать «городом будущего», но для многих она становится или уже стала образцом для подражания, что не хуже, а может быть, даже и лучше. И сверхуспешная, судя по отзывам специалистов и болельщиков, организация ЧМ-2018 – лишнее тому подтверждение.

Читайте также:  Великие полководцы второй мировой войны

«Город будущего» и «умный город» – это одно и то же? Как превратить Москву в «умный город»?

Ставить знак равенства между этими понятиями, на мой взгляд, неуместно. «Умный город» – это город, который соответствует таким критериям, как комфорт, безопасность, устойчивость и эффективность. Он также должен отвечать потребностям жителей и быть в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Подобные города существовали и в прошлом. А «город будущего» – вещь умозрительная, хотя визуализированные фантазии некоторых архитекторов, художников, кинематографистов и др.

на эту тему поразительно талантливы, например «Новый город» Антонио Сант-Элиа (серия архитектурных эскизов) или «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта (фильм).

Москва может стать «умным городом» и обязательно им станет – мы уже на пути к этому. Однако надо понимать, что «умный город» – это не только информационные технологии и компьютеризация ЖКХ.

Важнейшим фактором в данном случае является соблюдение четырех основополагающих принципов формирования городской среды – это комфортность, безопасность, эффективность и устойчивость. Эти моменты необходимо закладывать еще на этапе разработки генерального плана.

Кроме того, процедуры принятия решений, влияющих на город, – административных, планировочных и проч. – должны быть максимально прозрачными – это также обязательное условие для создания «умного города».

В последнее время наблюдается изменение вектора пространственного развития столицы – увеличивается площадь прогулочных зон, численность парков, создаются искусственные ограничения для въезда в центр Москвы и проч. Приведите, пожалуйста, удачные примеры смены московской градостроительной парадигмы. Какие еще шаги можно было бы предпринять в этом направлении?

Мы живем в эпоху перемен, и надо добавить, что они происходят во всех сферах и на всех уровнях. За этим очень интересно наблюдать, однако, разумеется, адаптироваться к новым реалиям не каждому легко, особенно когда речь идет о трансформации среды жизнеобитания, в нашем случае – городской среды.

Пожалуй, самое ощутимое изменение, ставшее результатом новой градостроительной политики столичного правительства и вызвавшее множество споров, – это «пешеходизация» центра Москвы, которая, при всей своей противоречивости, открыла перед нами поистине безграничные перспективы в плане создания и развития общественных пространств, «усиления» туристической функции города.

И ЧМ-2018, к слову, показал, насколько принятое правительством решение было своевременным и правильным.

Вообще, то, что москвичи стали проводить свой досуг не в торговых центрах – этих «храмах потребления», – а на улицах, площадях и в парках – это замечательная тенденция и знак того, что мы движемся в верном направлении.

Существует ли опасность увеличения плотности застройки и улично-дорожной сети города с развитием скоростного рельсового транспорта?

Однозначно нет. Странное допущение. Напротив, благодаря сокращению временных затрат на передвижение за счет внедрения этого вида транспорта человеку, проживающему, например, в дальнем Подмосковье, но желающему работать в Москве или приезжать сюда с культурно-досуговыми, медицинскими целями, уже не будет нужды переселяться, тратиться на гостиницу.

Что касается повышения плотности улично-дорожной сети, то надо отметить, что в пределах города ее общая протяженность на сегодняшний день намного ниже требуемой. Наращивание протяженности и плотности улично-дорожной сети лишь улучшит ситуацию с транспортным обслуживанием населения. Так что ваши опасения напрасны. Хуже не будет – будет только лучше.

Источник: https://GenplanMos.ru/publication/2018_08_02_umnii_gorod/

Как видели 2076 год из СССР. «Прогулка в город будущего»

?kot-de-azur (kot_de_azur) wrote,
2017-01-06 08:00:00kot-de-azur
kot_de_azur
2017-01-06 08:00:00Похоже это Москва будущего. Ну что же, поехали. 2076 год. Какой он я даже представить не могу. Но думаю, он будет несильно отличаться от 2017-го. Сейчас это упор на развитие цифровой техники.

Советские фантасты думали, что семимильными шагами мы построим будущее, которое будет радовать всех.
В 1978 году создали данный диафильм.Поехали!Советский, хотя здесь не указывается какой именно школьник. Просто школьник из страны. Ходит в шортах и сапогах. Честно говоря, меня бы из школы уже бы давно выгнали, а тут ничего.

Удобство превыше всего. Другие дети очень любят джинсы. Одежда будущего.Похоже на эскалатор, который работает между строениями. Сейчас эскалаторами никого не удивишь, вот только все они однотипные.Лифт, как в каком-нибудь ТРЦ. Сейчас 200-ым этажом не удивить. Вот если бы он его поднял на 10 556 этаж. Вот где стоит удивиться.

Все живут в куполах. Прям как в фильме «Обвилион» (2013).

Сквозь стекло с поляризационным эффектом, школьник смотрит на Москву. На дороге вижу прототип автобуса, похожий на портальный автобус TEB-1 из Китая, представленный в 2016 году.

Авторы сокрушаются, что кое-где стоят многоэтажки. И люди до сих пор там живут. Как и в 2017 году, такие многоэтажки строят и строят. Без намека футуристичность. Кое-где бегает канатная дорога.Из старого города в новый. Люди предпочитают жить в колбах.Примерно вот в таких.

История возникновения городов

Авторы объясняют принцип формирования поселений в города из самой древности. Мол, нынешние города – это эволюция, которая идет своим чередом.

Проблема в том, что людей становится все больше. Где жить? Остается расти вверх.

1978 год — на Земле 4 млрдю человек, а в 2078 году эта цифра станет 8 млрд. Но сейчас 2017 год и людей уже 7,5 млрд. Еще годик и будет 8.Города будут сливаться в мегаполисы, а людей будет становиться все больше и больше.Придется жить в новых условиях.

Но все же как-то живут, до сих пор. В Китае поезда давно ездят сквозь дома.

Тут авторы рассуждают о фантастах прошлого.Практически все проекты — утопия. Разве, что я верю Жюль Верну, любимый писатель школьных лет.Действительно. Давайте расти ввысь.

Куда девать столько людей?А то, что эти самые люди будут тут отдыхать, гулять и просто ходить в огромных количествах — авторы не подумали.Город должен расти вверх.Как пример — Останкинская башня.

Дерево в доме.

Проекты уже есть, но разве они осуществимы?

Дом-тарелка. Таким сейчас не удивить. В Домбае стоит похожее строение — гостиница «Летающая тарелка».

Интересный муравейник.

Города будущего

Источник: https://kot-de-azur.livejournal.com/1734077.html

Когда в Москве появится новый генплан?

Несмотря на то, что в столице работает специальный институт «Генерального плана города Москвы» актуальный план, по которому мегаполис должен развиваться, так и не успели разработать. Разберемся, почему так получилось.Такое будущее первопрестольной представляли в середине XX века.А так получилось в большей части столицы вне его центра.

Немного истории вопроса
Первый известный широкой общественности генплан Москвы был разработан в 30-х годах ХХ века. Он предусматривал грандиозную перестройку столицы СССР. В ходе этой «реконструкции» погибли такие памятники архитектуры как Китайгородская, Сухарева башня, Красные ворота, Триумфальная арка, Храм Христа спасителя и много чего еще.

Выполнить большую часть задуманного помешала война. Однако от этого генплана нам достались сталинские высотки, автомобильные магистрали в центе города и широченные мосты из ниоткуда в никуда.Москва будущего с высоты птичьего полета. Фото из книги Генеральный план развития города Москвы, 1935 года:После войны было уже не до изысков.

Надо было восстанавливать разрушенное, а не возводить небоскребы. Поэтому в частности отказались от строительства двух высоток (Дворец советов и Административное здание в Зарядье).Здания навсегда остались лишь в виде эскизов:

Новый генплан развития Москвы был сформулирован лишь в 50-х годах. Столица приросла кольцом спальных районов.

Генплан Москвы 1957 года (кликабельно):

К концу 60-х годов автомобилизация населения стремительно увеличивалась, и урбанисты вспомнили про необходимость развития дорожной сети.

Разгрузить главные автомобильные артерии должны были наложенные на радиально-кольцевую сетку улиц четыре городские скоростные дороги, пересекающиеся под прямым углом: Ховрино — Борисово, Теплый Стан — Владыкино, Очаково — Мытищи и Татарово (Крылатское) — Бирюлево.

Это позволило бы пересекать город, минуя центр. Помимо них намеревались строить еще несколько городских магистралей поменьше.Генплан 1971 года (кликабельно):Из всего плана полностью реализовать удалось только строительство новых жилых массивов на месте старых деревень.

Хордовые магистрали, да и то не все, начали строить только сейчас.

В 2010 году после многих усилий был принят первый постсоветский генплан развития Москвы. На сайте Москомархитектуры он до сих пор выложен как актуальный. Однако уже в 2011 году после расширения Москвы в 2.

5 раза он потерял всякий смысл.

Москва современная:

Как будет выглядеть мегаполис через 5, 10, 20 лет?

Пока актуального Генерального плана развития Москва не имеет. Зато есть отдельные планы развития метрополитена, реконструкции железных дорог, расширения автомобильных магистралей и жилищного строительства, которые иногда не сходятся друг с другом.

Например, магистрали, ведущие в центр, расширяют, а улицы внутри Садового кольца сужают и запрещают на них парковку.Ленинградка:Расширение тротуаров и сужение проезжей части (что здесь как раз актуально):Или возьмем новый парламентский центр.

Сразу после расширения Москвы было заявлено, что депутатов и чиновников переселят за МКАД в Коммунарку, чтобы разгрузить «старую» часть города. Однако сейчас выяснилось, что никто туда не поедет, а для парламентариев застроят Мнёвниковскую пойму.Возможно, это очень удачное решение и депутатам там самое место.

Но зачем тогда к городу присоединяли новые территории и что на них будет?

Впрочем, оставим Новую Москву, в старой хватает белых пятен

Сейчас активно стали застраивать Тушинский аэродром и бывшую территорию ЗИЛа. Не лучше ли было разбить на их месте парки. Людям ведь не хватает природы. Пока тут строят офисные и жилые комплексы.

Возможно, так правильно, но я хочу услышать обоснования и мнения специалистов.Зато в парке «Нагатинская пойма» собираются строить Диснейленд, что мне очень нравится. Это привлечет много внутренних и внешних туристов.

Но, может, его надо было строить в новой Москве? Что думают специалисты-градостроители по этому поводу?

Недоступный парк

Есть целый «Национальный парк Лосиный остров», но как попасть туда – это отдельный вопрос. На официальном сайте об этом не сказано ни слова. Кто знает, где у парка центральный вход и как туда добраться? Вроде и есть в Москве дикие животные в естественной среде обитания, а посмотреть на них практически невозможно. Национальные природные парки где-нибудь в Африке и те легче посетить. Все потому что ничего не организовано. Даже глава Департамента природопользования г-н Кульбачевский еле смог добраться до Лосиного острова, о чем и поведал в интервью газете Известия.Парк Горького, который в несколько раз меньше по размерам, посещает в десятки раз больше людей, чем Лосиный остров. Так происходит из-за недоразвитой транспортной инфраструктуры, которую не могут заложить в генплан из-за его отсутствия.Нам пообещали, что генплан столицы будет представлен на суд общественности в середине следующего года и это хорошо. Пока же в новой Москве выделяются участки под застройку исключительно жильем. Очень не хочется, чтобы Москва ассоциировалось только такой:

Источник: https://proboknet.livejournal.com/615366.html

Серия открыток «Москва через 200 лет». 1914 | Московские древности

Конверт для открыток из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

«Москва в XXIII веке» или «Москва будущего» — цикл из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, выполненных неизвестным художником по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем».

Рисунки на карточках демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»).

На них изображены такие известные места, как Красная, Театральная, Лубянская площади, Петровский парк.

Примечательно, что на одной из карточек находилось изображение Центрального вокзала Москвы, создание которого предлагалось к сооружению в начале XX века, но впоследствии потеряло свою актуальность.

Открытки вкладывались в упаковку конфет под названием «Москва будущего» и распространялись, таким образом, в форме очаровательного приложения к кондитерским изделиям.

Имя оформившего издания художника к настоящему времени безвозвратно утрачено, что особенно досадно, если учесть тот факт, что они в полной мере вобрали в себя представления представления москивича начала XX века о счастливом будующем своих потомков.

На оборотной стороне карточки каждого вида находилась краткая аннотация к рисунку; на карточке № 1 — ко всей серии:

Тут, что называется, авторы показали, что у них, как в пушкинской строчке «Сердце в будущем живет». И едва ли они предполагали скорое наступление катастрофы. Набор был выпущен в мирное время, за несколько месяцев до начала Первой Мировой войны.

Однако, сегодня мы можем сделать параллели таких ретрофутурологическо-художнических прогнозов с работами 1930-х годов (при том, таких смелых фантазий, пожалуй, в 30-е не было). Также вспоминются уже 1960-1970-е годы — цикл братьев Стругацких из «Мира Полудня» (по повести «Полдень, XXII век» 1967 г.).

Но ведь эта серия открыток — футурология ещё крепкой Императорской дореволюционной России. И в этом вся прелесть и в некотором роде пародоксальность данного цикла.

В 2010 году компания «Красный Октябрь», являющаяся правопреемником Эйнема, перевыпустила данную серию.

Читайте также:  Интервенция запада в 20-е годы

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Центральный вокзал» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Центральный вокзал

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Москворецкий мост» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Москворецкий мост

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Лубянская площадь» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Лубянская площадь

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Река Москва» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Река Москва

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Петровский парк» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Петровский парк

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Красная площадь» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Красная площадь

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Петербургское шоссе» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Петербургское шоссе

____________________________________________________________

Почтовая карточка «Театральная площадь» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего». Неизвестный художник. Московская кондитерская фабрика «Эйнем». 1914

Театральная площадь

__________________________________________________________

Рекомендуем ознакомиться с другими разделами

Виртуального музея «Москва в артефактах»

Источник: http://www.mosantico.ru/nashi-proekty/moskva-v-artefaktah/seriya-otkrytok-moskva-cherez-200-let-1914/

Советская Москва будущего, 1920-30-е

Оригинал взят у slavikap_2 в Советская Москва будущего, 1920-30-еОригинал взят у mamlas в Советская Москва будущего, 1920-30-еЕщё по теме прогнозов в СССРКаким виделось будущее Москвы из 1920-30-х годов

Футуризм и урбанизм по-советски

Почти полный снос исторического центра; проспекты шириной 120 метров; рабочие, живущие прямо в цехах; город, вытянутый в сторону Ленинграда на 120 км; город-университет в Хамовниках; аэроэкспрессы Москва – Лондон – Нью-Йорк и Москва – Сан-Франциско. 80 лет назад таким виделось советским писателям будущее Москвы. ©

~~~~~~~~~~~

Лопатин, 1924 год, «Москва 1950 года»:Ну, а теперь поговорим о том, как мечтает наша Красная Москва. Один из лучших русских архитекторов, А. В. Щусев, автор проекта памятника В. И. Ленину, один из руководителей архитектурного строительства Республики и того Научного Совета, который рассматривает план будущего строительства, нарисовал картину Москвы в 1950 г. Он смотрит на эту будущую Москву с высоты реющего над ней аэроплана. Как же она выглядит – Новая Москва?Вот центр. Перед вами цепью строений, стен и башен сверкает Кремль. День праздничный, яркий, толпы народа. Кремль превращен в музей, – один из величайших музеев мира.ВЦИК и Совнарком вынесены в Петровский парк, эту возвышенную, здоровую и ровную часть Москвы, превращенную частью в общественные парки, частью в города – сады. На Ленинградском шоссе выстроены дворцы (учреждения) Республики. А на северо – запад от Москвы, вдоль верхнего течения Москвы – реки, теперешние дачные поселки – Крылатское, Хорошево, Серебряный Бор, Покровское – Стрешнево – обращены в образцовые города-сады, куда после делового дня съезжаются москвичи на трамваях, метрополитенах и частью на аэроомнибусах, имеющих в центре остановки на плоских крышах специальной постройки. Двух и трехэтажные жилые дома, улицы с широкими тротуарами, площади и уютные парки с театрами и другими общественными зданиями – вот характер жилой Москвы в 1950 году.Теперь бросим взгляд в противоположную сторону, к промышленному Симонову. Известное Сукино болото, вплоть до Коломенских высот, двигается, пыхтит, лязгает. Всюду электричество и бездымный уголь. Все Сукино болото с его пыльными и малярийными трясинами изрыто ковшами промышленного и лесного портов. Набережные обслужены железнодорожными линиями и обстроены стройными рядами складов с автоматическими подъемными кранами. Порт кишит судами и баржами, пришедшими как с верховьев, так и, главным образом, с Оки, с которой при помощи шлюзов установлено удобное сообщение. Пойдем дальше. За Окружной дорогой находится зеленая заградительная полоса насаждений, шириной в 2 версты, в которой местами разбросаны поселки с электричеством, канализацией и водопроводом. Все они входят в черту города, которую замыкает включенный в городскую площадь и сам зеленый пояс. Зелень, которая поглощает пыль и дает кислород, должна проникать внутрь организма будущей Москвы. Она, как легкие, должна снабжать воздухом центральный организм, а потому от зеленого пояса клиньями зелень врезается по нескольким направлениям к центру.Первый клин от Нескучного сада, через территорию сельскохозяйственной выставки и Бабий – городок, идет до Каменного моста широким бульваром, тут поворачивает и направляется к новой площади перед Румянцевским музеем. Бульвар дальше продолжается, параллельно Александровскому саду, вплоть до Охотного ряда, проходя по Моховой на местах уничтоженных старых лавок.Второй зеленый клин врезается к Трубной площади через Лазаревское превращенное в парк, через Екатерининский парк и Самотецкий бульвар.Наконец, третий клин зелени окаймляет р. Яузу и идет от Сокольников к Устинскому мосту.Все это дает возможность довести в Москве зеленую площадь до 6 кв. сажен на человека, что еще не видано ни в одном из городов земного шара.Воробьевы горы, с возвышающимся над ними громадным памятником Ленину, превращены в спортивный уголок и напоминают вид Рима со строгими очертаниями спортивных зданий, площадок, стадионов и колоннад.


Парабола Ладовского

Старинный собор Василия Блаженного высится над уступчатым, идущим к Москворецкому мосту, бульваром, начинающим от реки Красную площадь, где у стены высятся ступени гранитного амфитеатра, в центре которого – массивный пьедестал с гробницей В. И. Ленина.

Немного дальше, вместо теперешнего Охотного ряда, высится далеко уходящими в небо башнями большой Дворец Труда СССР с колоссальной аудиторией на 10 тысяч человек.Хотя ему на площади мало места, но техника дает возможность гнать здание высоко ввысь. Лифты разных скоростей перебрасывают делегатов из залы заседаний в кабинеты, библиотеки, музеи, столовые и проч.

При дворце есть и наружная кафедра, а вокруг здания на стенах скульптурные изображения великих деятелей человеческой культуры.Немного в сторону – торговый центр будущей Москвы – Китай-город. Здесь высятся громадные железобетонные дома американского типа с вертикальными подъемниками и движущимися площадками, соединяющими их друг с другом.

И везде, по всему городу, во всех районах, лучшие места отведены под учебные заведения, где молодежь приучается к будущей гражданской общественной жизни. Все пространство от Хамовников до самого Новодевичьего монастыря отдано университету, клиникам, институтам и лабораториям Высшей Школы. Академический центр – в районе Румянцевского музея.Вот быстрый полет над будущей Москвой.

Как мало похожа она на мечту капиталистического Запада.Два совершенно разных мира создают себе в своей мечте и разные города. Но будущее принадлежит только одному: громадному, зеленому и солнечному городу-саду. А это заставляет всех нас с еще большим вниманием отнестись к зарождающейся сейчас идее сборных стандартных домов.

Длигач, «Зелёный город», 1930 год – каким виделся город-спутник Москвы Зеленоград:Архитектор Гинзбург, верный последователь теории, предсказывающей близкую гибель большим городам, пользуется идеей Зеленого города для воплощения в жизнь своих теоретических чаяний.

Он превращает Зеленый город в центр расселения Москвы, и в проекте архитектора Гинзбурга социалистическая здравница теряет свои основные признаки, превращаясь в своеобразный город промышленного типа. Уклонившись от основной задачи, архитектор Гинзбург создает, однако, образцовый по своей внутренней организации город.

Его система централизации производства и децентрализации потребления в области питания будет осуществлена в Зеленом городе. Мощная фабрика – кухня будет изготовлять полуфабрикаты, которые затем будут монтироваться на месте потребления – в столовых.

Представив четкую схему организации жизни внутри города, архитектор предлагает стандартную типовую жилищную ячейку и громоздит одно за другим остекленные с двух сторон поднятые на сваи жилища. Ячейки эти выстраиваются у него вдоль линии железных дорог сплошной нескончаемой лентой. Это обстоятельство вызывает ряд осложнений в отношении водопровода, канализации и т. д.

Несмотря на предложенные архитектором Гинзбургом защитительные щиты, такого рода здание не является безопасным в пожарном отношении.Архитектор Мельников считает, что основным свойством Зеленого города является его ни с чем не сравнимая оригинальность.

Архитектор Мельников без предварительной проработки и достаточных научных данных выдвигает идею лечения сном, превращая город отдыха в царство спящих.«Спать должно по цехам!» – утверждает архитектор Мельников и выдвигает пять основных цехов: химический, психический, физический, термический и механический.

Человека, приехавшего на отдых, автор этого проекта пытается подвергнуть всяким наркотическим, во всяком случае, искусственным воздействиям. Не нужно быть большим специалистом в области медицины, чтобы отвергнуть это предложение. Но Мельников уверен в своей правоте и строит казарменного образца спальню, к которой пристраивает специальные шумовые раковины.

Эти раковины должны деформировать неприятные звуки (храп и сопение), превращая их в благозвучный шелест листьев и шум ветра. По какому принципу будут построены эти раковины, автор проекта не говорит.Жилая ячейка Мельникова построена в трех плоскостях.

Каждый отдыхающий имеет свою комнату, каждая комната имеет три этажа, каждый этаж выполняет функции либо столовой, либо гостиной, либо спальной.Генеральная планировка Мельникова сводится главным образом к кольцевой магистрали, которая охватывает весь район Зеленого города.

Такая система дорог значительно удорожает строительство и препятствует дальнейшему развитию отдельных районов и города в целом.Архитектор Фридман представил весьма схематичную планировку Зеленого города, поэтому следует остановиться только на чертежах и макетах предложенных им зданий.

Этот автор создает стандартную ячейку по своей конструкции, напоминающую пульмановский вагон и хорошо освещаемую. Конструкция ячейки дает возможность архитектору комбинировать различного типа здания – змееподобные, зигзагообразные и т. д. Не лишен интереса проект районной гостиницы, в котором отсутствует лестничная клетка.

Эта гостиница представляет собою как бы наслоение трех этажей, в которых коридорная система, сама по себе, заменяет лестницу. В жилой комнате районной гостиницы место, которое автор сэкономил на лестнице, используется как кровать.Наиболее цельный, продуманный и интересный проект представил архитектор Ладовский. В своем генеральном плане он проводит вдоль всей территории Зеленого города прямую магистраль, от которой отходят боковые петли, охватывающие различные районы города. Эта система планировки признана жюри наиболее целесообразной и взята за основу строительства.Проектируя вокзал – курзал Зеленого города, архитектор Ладовский между путями у вокзала разводит цветники для того, чтобы приезжающие в Зеленый город сразу попадали в яркую полосу цветов и зелени. Над мостом, возведенным над путями, Ладовский строит остекленный ресторан. Обслуживающие учреждения – справочное бюро, кассы и т. д., где обычно люди толпятся в очередях – запроектированы Ладовским в стороне от курзала. На уровне моста Ладовский предлагает устроить пандус в виде восьмерки для массовых шествий и автомобильных прогулок.


Условная схема будущей московской магистрали Север — Юг

Весьма эффектны в архитектурном смысле предложенные Ладовским строения первой очереди – центральная и районная гостиницы. Подле основного здания он предлагает расположить группами строения легкого типа.

Это затейливые, конусообразные домики, крытые специально обработанной соломой, прекрасно освещаемые, снабженные паровым отоплением, канализацией, водопроводом, состоящие из трех комнат: одной внизу и двух наверху.

Окно в виде большого стеклянного треугольника выходит на полукруглый балкон, подчеркивающий все своеобразие этой удобной для жилья «безделушки».Для строений второй очереди Ладовский предлагает интересное изобретение.

В железобетонный каркас – многоэтажный, одноэтажный, какой угодно – вставляются жилые ячейки в виде кабин, изготовляемые на автомобильных заводах. Соответствующие места каркаса предназначены для лестничных клеток.

Приняв за основу генеральный план архитектора Ладовского, жюри предлагает для опыта построить в течение трех лет дома различного типа, по проектам всех архитекторов.Жюри считает необходимым привлечь к строительству Зеленого города молодых советских архитекторов и передовых представителей западной архитектурной мысли.

Левандовский, 1934 год, «Москва через 20 лет»:

Вот Москва сороковых годов двадцатого века… Моментальные, величественные как эпос площади. Все они будут декоративно оформлены зеленью, фонтанами, скульптурой. От центра к периферии потоки движения разумно направляются по радиальным магистрали им. Горького, Ордынке, Новоарбату, Новомясницкой и т. д.

Это будут прекрасные, шириной до 120 метров проспекты, оформленные каждый по единому архитектурному плану. Стройные, длинные, доходящие до километра кварталы будут определять собой новый тип крупного города, где 22% территории займет жилая зона, 78% – парки, бульвары, клубы, стадионы, ясли и т. д.

Пятимиллионный город оденет в гранит свои набережные и вдоль вновь возникших благоустроенных проездов с террасовидными бульварами, бьющими фонтанами, скульптурными группами воздвигнет многоэтажные дома.

Дворец советов, величественнейшее техническое сооружение, метрополитен, новые общественные здания, театры, парки, стадионы, проектируемые сейчас лучше мастерами архитектуры, выдвинут столицу в ряд красивейших городов мира.

Москва завтра откроет новую страницу в мировой архитектуре, ибо только мы в состоянии продолжить и совершенствовать ту величественность и монументальность, которые были заложены в искусстве античного зодчества.

На наших снимках – штрихи нового облика столицу набережной, по гранитным ступеням которой поднимаются оживленные толпы народа, стоит многоэтажный Дворец техники (Фрунзенский район). На легкой колоннаде возникает стремящаяся ввысь башня Дома. Шпиль венчает здание строящегося на Миусской площади Радиодворца.

Барельефы, скульптурные группы украшают проектируемый театр МОСПС. Перспективу многоэтажного здания с аркой, под которой были фонтаны, открывает снимок, изображающий проект жилого дома ВЦИК на Ростокинской набережной.Моссовет такой же, как и в 1937 году. Только вынут первый этаж и вместо него – колонны, между которыми течет людской поток.Красная площадь расширилась вдвое. Старого здания ГУМ нет. Вместо него трибуны и сквер с фонтанами.


Многоуровневая автостоянка, 1975

Читайте также:  Все республики ссср

1939 год, писатели Лопатин и Романовский, рассказ «Москва 1945 года»:

Источник: https://mjustas.livejournal.com/346493.html

Москва будущего. Концепция развития до 2035 года

Автор: admin · 13.12.2014

На данный момент жизнь в столице России мало обращена в сторону Москвы-реки – набережные выполняют в ней роль, скорее, оживленных транспортных артерий, а не мест для прогулок и отдыха.

Но вскоре все кардинально изменится к лучшему, ведь уже прошел конкурс на право разработать концепцию развития прибрежной зоны в Москве.

В этом соревновании архитекторов победила российская компания Проект Меганом.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Ежегодно в Москве тратятся огромные деньги на реализацию инфраструктурных проектов – строятся новые транспортные магистрали и развязки, создаются целые районы, новые больницы, школы, университеты, театры и музеи, реконструируются улицы и площади, пешеходными становится все больше некогда забитых автомобилями мест в центральной части города.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Но до сих пор это развитие практически не касалось прибрежных районов, а ведь в других развитых городах мира именно на реку и другие водоемы приходится большая часть досуга тамошних жителей. В Москве же об этом можно только мечтать. Из двухсот двадцати километров прибрежной зоны в городе обустроено для прогулок только шестьдесят. И даже в этих случаях речь идет о давно устаревшей и не обновлявшейся инфраструктуре.

Поэтому жители города уделяют мало внимания реке, а сами набережные заполнены больше автомобилями, чем людьми.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Правительство Москвы отлично понимает сложившуюся проблему и принимает меры по ее устранению. В последние месяцы с подачи городских властей был проведен международный конкурс на право разработать концепцию будущего развития прибрежной зоны в российской столице. В шорт-лист этого соревнования вошло шесть авторитетных архитектурных компаний: – Burgos & Garrido Arquitectos Asociados (Испания) в консорциуме с российской компанией Citymakers; – Turenscape (Китай) вместе с Архполисом и ДСК-1; – архитектурное бюро Проект Меганом (Россия); – SWA+RDNK (США) вместе с бюро Рождественка; – Maxwan (Нидерланды) в партнёрстве с архбюро Атриум;

– бюро Остоженка (Россия).

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

На днях жюри вынесло вердикт – право на разработку проекта набережных Москвы-реки завоевала российская компания Проект Меганом. Остальные участники получат по 4 миллиона рублей утешительного приза за уже выполненную работу.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Так что же предлагает нам группа отечественных архитекторов под руководством Юрия Григоряна, какой они видят будущую прибрежную зону в российской столице?

Команда Проекта Меганом предлагает создать на берегу Москвы-реки тридцать девять «портов будущего» (одиннадцать – городского значения и двадцать восемь – районного). Речь идет о местах встречи прибрежной и городской инфраструктуры. В качестве примера авторы проекта приводят площадь Сан-Марко в Венеции, на которой город обращается лицом к Венецианской лагуне, дающей ему жизнь.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Так и Москва в будущем повернется лицом к реке, в честь которой она получит свое название. Сейчас водный транспорт в российской столице имеет, фрагментарный, развлекательный характер, но уже через несколько лет он станет вполне распространенным и популярным видом передвижения по столице.

Ведь на Москве-реке появится множество новых пристаней, соединяемых разнообразными маршрутами речных трамвайчиков.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Подавляющее большинство самых интересных и популярных мест в российской столице находятся в пешеходной доступности от Москвы-реки, что позволяет сделать ее набережные главным транспортным коридором для жителей и гостей города. Проект предлагает развитие в прибрежной зоне системы общественного транспорта (в первую очередь, электрического), а также строительство десятков километров новых прогулочных зон и велосипедных дорожек.

Практически вся прибрежная зона в Москве превратится в бесконечный ряд парков и скверов разных масштабов, что сделает реку главным рекреационным центром мегаполиса с населением более десяти миллионов человек. К примеру, в одном только районе Мневники, где планируется построить новый комплекс парламентских зданий, в прибрежной зоне будет обустроено десять новых парков и садов.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Упомянутые выше тридцать девять «портов будущего» станут новыми центрами притяжения в городе. Они появятся как в тех местах, где уже есть развитая инфраструктура, так и там, где ее только предстоит построить. Таким образом, Москва-река станет новым позвоночником мегаполиса, центром притяжения жизни в нем.

Конечно, для полной реконструкции прибрежной зоны в Москве нужно будет также расчистить саму реку, остановить ее загрязнение, сделать так, чтобы в ней снова можно было безопасно купаться и ловить рыбу. Авторы победившего на конкурсе проекта указывают методы и средства для достижения этой цели.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

К примеру, вдоль берега Москвы-реки будет разбито несколько зеленых уголков – участков с камышами и прочей речной растительностью. Они будут нести не только визуальную функцию, став точками прикосновения человека к природе, но и станут естественным фильтром в местах выхода городских стоков в этот водоем.

Москва будущего.

Концепция развития до 2035 года

Более детальный, окончательный проект реконструкции и развития набережных в городе Москва архитектурное бюро Проект Меганом разработает до апреля 2015 года. Сама же реализация концепции будет осуществлена в три этапа, рассчитанных до 2017, 2025 и 2035 годов.

Источник: www.novate.ru

Источник: https://near-future.ru/moskva-budushhego-koncepciya-razvitiya-do-2035-goda/

Диафильм — Москва Будущего (какая должна была стать столица)

См. Текст из диафильма…….Отсюда, с высокого холма у излучины реки, более восьми веков назад начала расти вширь и ввысь Москва…наша столица, город-герой.Со всех концов земли приходят люди к могиле Неиз

вестного солдата, где горит негасимый огонь—символ вечной памяти народа, сокрушившего фашизм в самой великой из войн.

Выступая перед избирателями Бауманского округа Москвы 14 июня 1974 года, Леонид Ильич Брежнев сказал: „Утвержден и начал выполняться Генеральный план развития города, в который заложено все, что нужно для улучшения условий труда и отдыха, что может украсить быт людей. Этот план, по существу, определит облик города таким, каким он будет на пороге третьего тысячелетия».

В Генеральном плане развития Москвы использованы последние достижения градостроительства и вместе с тем сохранено исторически сложившееся своеобразие города.

Вот она, галактика Москвы! Ее территория разделена на 8 планировочных зон. Каждая из них подобна крупному городу, имеет свой центр и все необходимое для жизни людей—их труда, быта и отдыха.

«Сердцевина» центральной планировочной зоны — древнее ядро города. Границы зоны проходят по Окружной железной дороге и окаймляют давно сложившуюся часть Москвы.

Неповторимое чудо России, лучшее украшение столицы- ансамбль Кремля по-прежнему будет главенствовать в выразительном силуэте города.

Памятник Ленину в Кремле. По предложению Ленина Советское правительство вскоре после Великой Октябрьской революции приняло постановление о новой столице государства. «Выбрать местом нахождения Москву…» —сказано в этом историческом документе.

С величайшей бережностью и любовью сохраняются в генеральном плане творения русского национального гения: площади и здания, проспекты и набережные, образующие архитектурную оправу Кремля.

Когда-то от кремлевских ворот расходились узкие, извилистые улочки. Одна из них —Якиманка превращается в просторную улицу Димитрова, которая открывает дорогу транспорту к жилым массивам Юго-Запада.

Малоприметной была старинная площадь Никитских ворот. Ныне на ней поднялось многоэтажное здание ТАСС, открываются для обозрения памятники архитектуры разных эпох. Здесь

начнется главный проспект Красной Пресни.

Это своеобразное сооружение разместилось на Крымской набережной. Представительное место в самом центре столицы подчеркивает значение Государственной картинной галереи СССР для нашей и мировой культуры.

Монументы в честь выдающихся событий, памятники, мозаика обогащают идейно и художественно улицы, площади и буль

вары СТОЛИЦЫ. Е. Белашова. А. Белашов. Памятник И. К. Крупской вблизи Тургеневской площади.

Значительная часть древнего центра города —заповедные зоны «Кропоткинская улица», «Китай-город», «Замоскворечье»… Здесь сохраняются и реставрируются наиболее ценные сооружения.

В районах старой Москвы идет расчистка кварталов от ветхих строений, озеленяются освободившиеся участки.

по-новому оформляются старые скверы, бульвары.

Сквер у Пионерских прудов.

Садовое кольцо останется крупной транспортной магистралью. Десяток улиц и переулков выводит на  него Таганская площадь. Зодчие планируют здесь строительство административных и общественных зданий

Основная примета Колхозной площади—замечательный памятник архитектуры, здание института имени Н. В. Склифосовского. Напротив него поднимется корпус большого универмага.

Ансамбль различных по размерам и конфигурации сооружений. Подземный транспортный тоннель. Сквер на месте снесенных домишек… Многообразно архитектурное решение Октябрьской плошади.

От Тургеневской до Комсомольской площади пролегла лента Новокировского проспекта. На нем будут сосредоточены важные административные и торговые учреждения, широкая трасса приведет к трем вокзалам.

Москва—перекресток многих дорог, собирающий их в единый узел. Развитие всех видов транспорта предусматривает, в частности, перестройку и расширение этой площади у Киевского вокзала.

Восемь с лишним веков у Москвы был один центр, столица имела радиально-кольцевую планировку. Ныне эту структуру дополняет система общегородского центра, который будет развиваться в радиальных направлениях и вдоль Москвы-реки и включит в себя центры семи планировочных зон.

Таким образом, общегородской центр приобретает полицентрический характер. Вот одна из составных частей этой звездооб

разной системы—общественный центр северо-западной зоны у

развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе.<\p>

Главные архитектурные ансамбли семи планировочных зон станут своеобразными сооружениями-«маяками», главными ориентирами в панораме города.

Центр восточной зоны— Семеновская площадь. Недалеко от нее в Измайлове поднимутся корпуса крупного гостиничного комплекса.

В общегородской центр войдут уникальные здания и объекты, возводимые вдоль берегов Москвы-реки

… и международный торговый центр с большим выставочным комплексом на Краснопресненской набережной.

Полицентрическая система города позволит приблизить общественные, культурно-бытовые и торговые учреждения к новым городским районам, местам массовой жилой застройки.

Это один из вариантов «Зеленого луча»—непрерывная чреда бульваров, садов, скверов, протянувшихся от дубрав Останкино до проспекта Маркса. Они позволят чистому лесному воздуху проникать далеко в глубь городских кварталов.<\p>

Транспортные «хорды»—скоростные автодороги Москвы, проложенные по эстакадам или в тоннелях, «обойдут»загруженные городские районы.

Эстакада у Рижского вокзала.

Личный автомобиль превращается в полноправного «жителя»

столицы, которому требуется место для стоянок, техническое обслуживание. Крупнейшая станция автосервиса появи

лась у южного въезда в город, на популярном туристском маршруте.

Протяженность линии столичного метро увеличится к 1990 году примерно в полтора раза. По сложившейся традиции

в создании подземных вокзалов участвуют лучшие зодчие Москвы. ,

Станция «Пушкинская». 

Сегодня около двух третей жилого фонда Москвы—это дома, постро енныеза последние пол тора десятилетия.

Новый генеральный план установил научно выверенный предел средней высотности зданий —нашей столице не грозит «болезнь вертикалей», свойственная многим стихийно растущим городам Америки. г—

В Зеленограде, городе-спутнике столицы, вся застройка ведется комплексно, по единому архитектурному замыслу. Выразительный облик зданий удачно сочетается с окружающим ландшафтом.

Образцовый перспективный жилой район создается в Северном Чертанове. Здесь проходят проверку прогрессивные архитектурные решения, принципы планировки и массового строительства будущих лет… ^

«I. Q учетом новейших тенденций организуют торговлю и бытовое обслуживание, выбирают наилучшие типы детских садов, школ, поликлиник, клубов и кинотеатров…

Для устройства гаражей, переходов, складов, энергоблоков осваивают подземное пространство. При этом используется опыт строительства на проспекте Калинина и других магистралях города.

В квартире 80-х годов улучшена планировка, увеличена жилая площадь, более просторными и удобными стали передняя, кухня. Обязательно есть балкон или лоджия, одна стена сдела

на раздвижной.

Ежегодно свыше 400 тысяч москвичей справляют новоселье. В этих домах новоселье будет в 80-м году. Вдоль Мичуринского проспекта строится «Олимпийская деревня». После Олимпиады ее предоставят москвичам.

Спортивные сооружения для Олимпиады-80 размещаются в соответствии с Генпланом города. Крытый стадион на

45 тысяч мест и плавательный бассейн близ проспекта

Мира станут основой одной из олимпийских зон Москвы.

Гребной канал в Крылатском.

Продуманно сделан выбор мест отдыха горожан. Предусмотрено создание заповедников, природных парков, детской «Страны чудес». На рисунке—фрагмент будущего столичного зоопарка в Теплом Стане. г-

Москвичу достаточно получаса, чтобы оказаться лицом к лицу с природой. Тщательно оберегаются леса, парки, открываются новые. Вокруг столицы сохраняется зеленый пояс.

Прекрасна наша Москва. Она непрерывно растет, строится, созидает свое будущее—образцовый коммунистический город.

КОНЕЦ

Автор В. БЕЛИКОВ Консультант С. МАТВЕЕВ Фотографии А. ЖЕЛЯКОВА и др. Художник-оформитель Ж. ГИРИЧЕВА

Редактор М. МИНЦ

Д-248-77 Т01768

Студия «Диафильм» Госкино СССР, 1977 г. 101000, Москва, Центр, Старосадский пер., д. №7

Черно-белый 0-20

Источник: http://sovietime.ru/foto-sov-gorodov/diafilm-moskva-budushchego

Ссылка на основную публикацию