Зарождение и развитие марксизма в японии

Марксизм на Японских островах

Анатолий Кошкин, 7 ноября 2017, 14:10 — REGNUM  

Как и многое другое в культуре и политических процессах Японии, буржуазная революция проходила в этой стране иначе, чем в Европе.

Если в Старом Свете приход к власти нарождавшейся буржуазии нередко сопровождался свержением монархий, то в Стране восходящего солнца, наоборот, — путем реставрации власти божественного микадо — тэнно хэйка, который на Западе не очень точно именуется императором.

От того и сама буржуазная революция называется по-особому — Мэйдзи исин — Реставрация Мэйдзи, по имени восстановившего свои права и политические прерогативы императора Муцухито, взявшего своим девизом слова «просвещенное правление».

Новая эпоха капитализма породила и небывалые ранее движения и политические организации. Наиболее известным среди них было «Дзию минкэн ундо» — «Движение за свободу и народные права». Под влиянием деятельности этого и других движений в 1890 году с согласия императора в стране был создан парламент, образованы политические партии.

Известная либерализация политической жизни способствовала зарождению рабочего движения. Первое выступление японских рабочих произошло в 1872 году на шахте Такасима, где 200 шахтеров выступили против бесчеловечного обращения с ними надсмотрщиков. Создаются первые объединения рабочих — строителей, печатников, металлистов.

Появляются идейные вожди движения за свободу и народные права. Наиболее известным среди них был Тёмин Накаэ (Токусукэ Накаэ, 1847—1901). В своих книгах «Пробуждение простого народа», «Полтора года» и других он разоблачал реакционную сущность японской буржуазии, пропагандировал политические воззрения, близкие к революционно-демократическому крылу движения за народные права.

Однако в то время в Японии еще не знали о «трех источниках и трех составных частях» научной теории коммунизма. Хотя имя Карла Маркса уже было известно — оно появилось в японских журналах в 1876 году, то есть спустя восемь лет после революции Мэйдзи.

Через 10 лет теоретические обоснования революционного изменения общества уже обрели известность в среде зародившегося в Японии либерального и конституционного движения. В 1880 году японский публицист Хиромити Косаки в статье о христианском социализме изложил некоторые положения марксизма.

С 1886 года в японской печати все чаще стали упоминания о социализме и социалистических партиях зарубежных стран, в частности о немецкой социал-демократии. Наиболее известными проводниками различных социалистических учений в Японии были два журнала — «Рикуго дзасси» («Всемирное обозрение») и «Кокумин-но томо» («Друг народа»).

В них появлялись публикации, в которых рассказывалось об учении Карла Маркса, давалась его оценка, публиковались переводы некоторых статьей основоположников марксизма.

В 1890 году впервые на японский язык был переведен «Коммунистический Манифест» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Однако идеи марксистского социализма излагались лишь как вариант социального изменения общества наряду с другими учениями: утопическим социализмом, анархизмом, христианским социализмом, «государственным социализмом» и др.

Это в известной степени порождало эклектические воззрения о социалистической теории, искаженное представление о теории марксизма. Известный историк академик Е. М. Жуков отмечал: «Сравнительно рано имя К. Маркса прозвучало на страницах японской печати, но с большим опозданием марксизм прозвучал в Японии без фальсификаций».

По мере перехода от спонтанных выступлений трудящихся за свои права к организованному рабочему движению потребовалась более стройная теория борьбы за изменение социального характера японского общества.

Так как именно марксизм являл такую теорию, это учение получало большее распространение, обретало сторонников среди образованных людей Японии, не согласных с буржуазно-помещичьими порядками в своей стране. На рубеже веков и в начале ХХ века появляются труды, в которых теория социализма рассматривалась уже как наука.

В 1900 году увидели свет работы японских социалистов Исао Абэ и Томоёси Мураи «Социализм», Кодзиро Нисикава «Карл Маркс — отец социализма». Свои первые статьи публикует будущий создатель Коммунистической партии Японии Сэн Катаяма.

Его статью «Отношения между трудом и капиталом» (1902) и книгу «Мой социализм» (1903), а также работу одного из первых организаторов социалистического движения в Японии, Сюсуй Котоку «Сущность социализма» (1903) можно отнести к трудам первых японских теоретиков, определенно стоявших на позициях марксизма.

В 1900 году в Японию впервые попадает 1-й том произведения К. Маркса «Капитал» на английском языке. После подробного изучения этого труда Сэн Катаяма приступает к его популяризации в Японии. Он был одним из первых, кто познакомил японцев с теорией К.

Маркса о цикличности развития экономики капитализма, неизбежности кризисов перепроизводства, стремлении капиталистов перекладывать тяготы кризисов на плечи трудового народа.

В статьях Катаямы довольно подробно изложены основные положения «Капитала» о внутренних противоречиях капитализма, антагонистических отношениях между трудом и капиталом, исторической обреченности капиталистического способа производства.

Написанные простым, доступным для широких масс языком работы Сэна Катаямы долгое время оставались наиболее популярными среди японских социалистов.

https://www.youtube.com/watch?v=Kat6QU4Lsqs

Реакция японских властей на «расшатывающую основы» императорской власти и господства буржуазно-помещичьих кругов социалистическую идеологию была довольно жесткой. 10 марта 1900 года парламент одобрил принятие закона «Об охране общественного порядка». Закон состоял из 33 параграфов и, в частности, предусматривал:

  • Любому политическому деятелю надлежало сообщать имена своих руководителей, свои цели, устав и программу.
  • Полиция получала право по своему усмотрению вмешиваться в выступления ораторов и запрещать публичные собрания в случае, если сочтет их опасными для общественного порядка. Кроме того, регламентации подлежали повестка дня митингов и демонстраций; требовалось заблаговременно уведомлять полицию о месте проведения, времени, участниках и целях любых собраний.
  • В любых политических обществах не имели права участвовать: военнослужащие и полицейские, лица духовного звания, педагоги и учащиеся любых учебных заведений, а также женщины.
  • Полиции предоставлялось право запрещать любые транспаранты с лозунгами, плакаты и агитационную литературу, пение песен и другие агитационные действия в публичных местах и на улицах, если они будут признаны нарушающими общественный порядок.
  • Вводились ограничения на вступление в общества и организации, ставившие целью совместные действия, касающиеся вопросов условий труда (забастовок).
  • Лица, нарушившие закон, наказывались тюремным заключением и денежным штрафом.

И этот «драконовский закон «был принят еще до того, как марксизм с его призывом к революции стал доминирующей теорией среди японских социалистов. Их значительная часть сохраняла приверженность народническим настроениям, распространение получили идеи Ф. Лассаля, П. А. Кропоткина, Л. Н. Толстого.

В этих условиях немалую роль в правильном переводе на японский язык и пропаганде работ К. Маркса и Ф. Энгельса сыграл упомянутый выше Сюсуй Котоку. Он одним из первых в Японии поставил в центр своих воззрений и работ классическую немецкую философию и идеи французских утопистов.

Изучение марксистской теории позволяло использовать ее для организации практической деятельности социалистов с опорой на рабочий класс.

Это нашло свое проявление в создании 20 мая 1901 года Социал-демократической партии Японии — «Сякай минсюто». У истоков этой партии стояли Сэн Катаяма, Исоо Абэ, Сюсуй Котоку, Наоэ Киносита, Кодзиро Нисикава и Киёси Каваками.

О целях партии свидетельствовал ее опубликованный во всех крупнейших газетах страны манифест, в котором говорилось о том, что большинство населения страны не имеет практически никаких прав и возможности хоть как-то влиять на управление государством, что процесс классовой дифференциации все усиливается и что лишь социализм является истинно демократическим учением. В манифесте объявлялось, что партия образована для защиты интересов большинства японского народа, а также для создания условий для международного мира, уничтожения классов и сословий во всех странах. Партия призывала лишь к мирным методам борьбы, ареной для которой должен будет стать парламент, ибо «великие революции» проходили в условиях, кардинально отличавшихся от сложившихся на тот момент в Японии.

Не предусматривала насильственной смены власти и программа новой партии. В ней объявлялись следующие цели и задачи:

  • принцип братства всех людей, независимо от расы и политических взглядов;
  • полное прекращение любых военных приготовлений во имя всеобщего мира;
  • упразднение деления общества на классы;
  • обобществление всей земли и капитала как основных средств производства;
  • обобществление средств связи и сообщения;
  • равное распределение богатств между всем населением;
  • политическое равноправие всех граждан;
  • возложение расходов на образование на государство и его всеобщая доступность.

Ссылаясь на «Закон об охране общественного порядка», правительство тотчас же запретило партию, заявило о ее роспуске и аресте Сэна Катаямы. Однако заявленные в манифесте и программе цели и лозунги проникли в среду японского народа, породили веру в возможность улучшения жизни простых людей.

По мере увеличения численности рабочего класса Японии и под воздействием работавших в профсоюзах социалистов постепенно формировалось пролетарское сознание людей труда, протест против гнета хозяев предприятий.

Сопряжение распространения социалистических идей с нараставшим рабочим движением в стране всерьез испугало японские власти, побуждало задавить в зародыше «опасные мысли», физически уничтожить их носителей и пропагандистов.

В июне 1910 года по обвинению в подготовке террористического заговора Котоку был арестован, а в январе 1911 года повешен. Репрессиям были подвергнуты и другие видные представители социалистического движения.

В обстановке аннексии Корейского полуострова, подготовки японских правящих кругов к расширению внешней экспансии, необходимости морально-психологической обработки населения в целях его согласия и поддержки агрессивного курса социалистические идеи воспринимались властями как опасность существовавшим порядкам, клеймились как подрывная деятельность «врагов нации».

Тем не менее полностью подавить социалистическое движение не удалось. Более того, в годы Первой мировой войны и особенно под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году в России социалистическая идеология нашла дальнейшее распространение в Японии. Несмотря на гонения и полицейский произвол, в июле 1922 года была создана Коммунистическая партия Японии (КПЯ).

В 1920—1930-х годах, преодолевая ограничения цензуры, японским марксистам удалось опубликовать на японском языке избранные произведения К. Маркса и Ф.

Энгельса, было осуществлено издание «Капитала», что позволило вести углубленное изучение научной философии и политэкономии марксизма.

Важную роль в распространении теории социализма и коммунизма играли созданные в октябре 1929 года Институт пролетарской науки (с 1933 года — Союз пролетарской науки) и образованное в 1932 году Общество изучения материализма.

Наряду с изданием произведений К. Маркса и Ф. Энгельса переводились труды и других теоретиков и философов. При этом особую роль в формировании среди японских социалистов философии марксизма сыграла опубликованная в Японии в 1927 году работа В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

Несмотря на жесткую цензуру, появились на японском языке и другие его работы — «Наемный труд и капитал», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Шаг вперед, два назад», «Государство и революция». Знакомство с глубокими по содержанию и актуальными с точки зрения революционной борьбы трудами В. И.

Ленина обогатило японских коммунистов, позволяло им ставить перед собой конкретные задачи, воспринимать ленинскую методологию реализации этих задач.

Продолжалась и публикация работ японских авторов, среди которых особое место занимали труды Катаямы, который все больше переходил на позиции научного коммунизма.

Отойдя от присущего его прежним статьям эволюционизма, лидер японских коммунистов, отказавшись от признания только нереволюционного пути развития, вел пропаганду необходимости пролетарской революции.

Как указывалось в одном из советских изданий о деятельности Катаямы, «он выступал против анархо-синдикалистских тенденций в рабочем движении Японии, за расширение связей социалистических организаций с массами и стоял на позициях революционного интернационализма марксистского типа».

В конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века установившийся в Японии милитаристский режим развернул кампанию «красной угрозы», призванной обосновать необходимость подготовки к войне против Советского Союза с целью «сокрушения коммунизма», который был объявлен главным врагом японской нации.

В широко распространявшейся в те годы книге некоего Уэхара «Будут ли сражаться Япония и СССР?» ее автор утверждал: «Проблема войны с Россией для японцев не теоретический вопрос, а вопрос жизненной необходимости».

Далее он указывал, что в Японии существуют четыре точки зрения по поводу войны с Советским Союзом: «Во-первых, это те, кто считает, что Япония должна воевать с Россией. Среди них есть радикалы и умеренные. Радикалы настаивают на немедленной войне, а умеренные требуют осторожности.

Во-вторых, это те, кто верит, что войны с Россией не будет. Их немного, и это в основном так называемые политические либералы… В-третьих, это сторонники экономических связей с СССР. Таких очень мало. В-четвертых, это те, кто считает, что Япония не должна воевать с Россией. Их также очень мало.

Это пацифисты, социалисты и коммунисты. Короче, это люди, само существование которых совершенно несовместимо с принципами японского государства».

В стране была объявлена «охота на ведьм», кампания физического искоренения лиц, придерживавшихся левой идеологии.

Печатные органы КПЯ «Пролетарская газета» и более теоретический «Марксизм», а также газета «Сэкки» («Красное знамя») рассматривались властями как «подрывные» издания». Через эти печатные органы велась пропагандистская работа, в том числе во время избирательных кампаний.

Читайте также:  Интервенция запада в 20-е годы

Источник: https://regnum.ru/news/2342471.html

Возникновение и развитие марксизма

О проекте  /  иппу  /  иппу — краткие лекции  /  возникновение и развитие марксизма

Марксизм возникает в девятнадцатом веке как отражение жизненных общественных процессов в Европе конца восемнадцатого века. В данный период происходят разные промышленные революции (переход к фабрикам мануфактур). Возникновение политической марксистской экономии было самым выдающимся событием в истории экономической мировой мысли девятнадцатого века.

Таким образом, основоположники данного течения совершили переворот в экономической мысли:

· В трактовке капиталистических категорий

· В понимании метода и предмета исследований

· В понимании социальной природы капитализма.

Данный переворот был революционным. Самые яркие представители марксизма – Ф. Энгельс и К. Маркс. Создание марксизма подготавливалось всей эволюцией исторического развития, которая формировала предпосылки этого события. Нужно отметить, что они были многообразны и вызревали под влиянием самых разнородных факторов:

· В формировании важных экономических предпосылок марксизма немалую роль сыграл так называемый промышленный английский переворот, который начался в семидесятых годах восемнадцатого века.

Он развивался с большой интенсивностью и был завершён к 1825 году.

С этой даты в Англии начали повторяться периодически экономические кризисы производства, что свидетельствовало о том, что экономика страны стала капиталистической.

· Немалое значение имели условия, которые были непрерывно связаны с утверждением капитализма и крушением феодализма.

Начальный этап развития марксизма относится к сороковым годам девятнадцатого века, когда капитализм сменил феодализм в передовых странах мира.

Данный процесс ускоряли такие факторы как обострение классовой борьбы, а вместе с ним и революционные потрясения. Позже стало очевидным, что капитализм имеет переходящий характер и скоро сменится социализмом.

· В сороковых годах промышленный переворот активно развивался и в США и во Франции, затронув Россию, Германию и, назревая в Японии. При этом возникает иная экономическая ситуация, нежели во времена Д.Рикардо и А.Смита. для всестороннего глубокого анализа капитализма.

Оценка последствий английского промышленного переворота стала важной темой исследований экономики Энгельса и Маркса. При этом фабричная английская система вызвала до того небывалое развитие производственных сил.

Прогрессивность капитализма стала очевидной. Кроме того, наглядно обнаружилось решающее значение производительных сил для усиления развития капиталистического общества, например:

· Идеологической надстройки

· Политической системы

· Производственных отношений

· Классовой структуры.

Приверженцы диалектико-материалистической философии всегда ведут и до сегодняшнего дня непримиримую борьбу с метафизикой, идеалистической философией, как в жизни, так и в науке. Именно это является важным стимулом развития философии в целом.

Исходные основные принципы собственной философии были сформулированы авторами в сороковых годах, после чего они более полувека развивали её главные направления. Это можно проследить в таких произведениях Энгельса и Маркса как «Капитал», «Нищета философии», а также «святое семейство».

Отдельные ветви и идеи марксизма были развиты такими деятелями как Плеханов, Лабриола, Лафарг, Меринг и др.

Однако творческое развитие марксизма, безусловно, связывается с именем Ленина. Позитивное решение новых проблем в трудах Ленина неотделимо от борьбы с идейными деятелями, выступающими против данного течения. Основным в ленинском подходе к общественным процессам и явлениям является органическое единство научной объективности с позиций рабочего класса.

Интересное:

Источник: http://www.student-pravo.ru/ippu-kratkie-lekcii/istoria-razvitia-marksizma/

Марксизм – это: кратко и понятно о возникновении и основных положениях теории, кто такие марксисты

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности.

Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма.

Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и общественных отношений.

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты.

К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро.

Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал».

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа товаров и услуг) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем, так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • Капитализм – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от абсолютной власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной демократии. Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей), однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества.

С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом.

В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

Загрузка…

Источник: https://uchim.guru/ekonomika-pravo/marksizma-eto-kratko-i-ponyatno.html

Исторические условия и предпосылки возникновения марксизма

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории.

Доктор философии Карл Маркс (1818 — 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 — 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную                  коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей.

У своих идейных предшественников философия марксизма усвоила философский рационализм, диалектический метод,                   установки деятельностной парадигмы философского мышления. Под влиянием причин философского, естественнонаучного и социально-политического характера К. Маркс и Ф.

Энгельс, разделявшие позиции младогегельянцев (революционно настроенных последователей Ф. Гегеля в философии), выработали новую программу развития философии.

В рамках этой программы не только были трансформированы традиционные проблемные поля философской классики, но по-новому было осознано предназначение философии и задачи, стоящие перед ней.

Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма, по свидетельству Ф. Энгельса, явились идеалистическая диалектика  Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

В основу диалектического материализма классиками марксизма была положена диалектика Г. Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. По выражению Ф. Энгельса, диалектика Г.

Гегеля была поставлена в философии марксизма с “головы на ноги”.

Важнейшими естественнонаучными предпосылками формирования  марксистской философии Ф. Энгельс назвал открытие закона сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения живых организмов и эволюционную теорию Ч. Дарвина.

В этих достижениях науки середины XIX в.

ярко                   проявили себя новые тенденции в развитии естествознания той исторической эпохи, в частности, переход к освоению в теоретическом мышлении разнообразных форм связей и процессов                  развития в природе.

Социальными предпосылками становления новой философской стратегии явились события в жизни индустриального общества в первой половине XIX в.

, которые со всей остротой поставили вопрос о необходимости сознательного регулирования социальных процессов, стихийный характер развертывания которых заключал в себе угрозу стабильному существованию целостного социального организма и отдельных его подсистем, прежде всего в сфере экономической жизнедеятельности.

Философия марксизма подвергла переосмыслению господствующие представления о самой сути философской деятельности. Миссия философии впервые в истории ее развития была связана с социальной критикой, призванной содействовать эмансипации общества и человека. Характерной чертой философии марксизма явился социоцентризм. 

Марксистская философия преодолела созерцательность предшествующего материализма, достигла в                   своем содержании органического сочетания идей материализма и диалектики.  Принципиальная новизна философии марксизма проявилась в разработке концепции общественно-исторической практики.

  Практика была осмыслена марксизмом как специфически человеческое отношение к миру, как основа преобразования человеком окружающей действительности и самого себя. Осуществленное марксизмом введение практики в теорию познания привело к радикальному обновление ее методологических принципов и установок. Начиная с ранних работ, К.

Маркс разрабатывал                   проблему отчуждения, отталкиваясь от ее трактовки Г. Гегелем.

 Марксистское решение проблемы отчуждения человека исходило из признания того, что его источником являются определенные                   общественные отношения — отношения частной собственности на средства производства, требующие, с точки зрения марксизма, коренной перестройки в ходе революционного преобразования                   общества.

 В марксистской философии идеи материализма и диалектики получили последовательное распространение на область исследования  общественной жизни:  тенденций развития             социально-экономической структуры человеческого общества, его социальной динамики. Тем самым марксизмом в середине XIX в. была создана новая парадигма философии истории.

Главным философским  открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории, заложившее основы социально-философской концепции марксизма, несшей на себе заметный отпечаток европоцентризма.

Марксистская философия по-новому решила вопрос о роли идей в жизни общества.

Она обнаружила скрытые детерминанты экономического характера за рождающимися в социальной системе и направляющими ход ее развития идеологическими построениями, исследовала механизм их влияния на процессы социальной жизни.  

        Острота классовых противоречий в Германии 40-х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

Источник: https://students-library.com/library/read/18671-istoriceskie-uslovia-i-predposylki-vozniknovenia-marksizma

Исторические условия возникновения марксизма

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История и философия науки»

на тему: «Капитал» Карла Маркса, его структура и основные идеи»

Выполнил: студент гр. ЭУ – 081

Петров Иван Иванович

Шифр зачетной книжки: 104173

Руководитель:

Кулебакина Олеся Игоревна

Новокузнецк, 2012

Содержание

Введение ……………………………………………………………стр. 3

1. Экономическое учение К. Маркса ……………………………стр. 5

1.1. Исторические условия возникновения марксизма …………стр. 5

1.2. Принцип исторического материализма ……………………стр. 9

2. Главный труд К. Маркса «Капитал» …………………………стр. 12

2.1. Структура и основное содержание …………………………стр. 12

2.2. Основной замысел теоретической концепции Карла Маркса………………………………………………………………стр. 23

Заключение ………………………………………………………стр. 27

Список используемой литературы ………………………………стр. 29

Введение

Немецкий экономист и философ Карл Маркс оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически переходящую систему. В силу внутренних противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе.

Исследование капитализма подчинено определенной цели, которой руководствовался Карл Маркс, а именно: раскрыть сущность капиталистической эксплуатации, выяснить условия и доказать неизбежность крушения капитализма. Этой цели подчинена его экономическая теория, а главный труд «Капитал» был призван обосновать идеи пролетарской революционности и лозунги.

«Значение Маркса для современной экономической теории заключается в том, что его работы – это неистощимый источник прямых, непосредственных наблюдений действительности. Значительную часть современных теорий составляют производные, вторичные концепции.

Если перед тем, как пытаться дать какое – либо объяснение экономического развития, некто захочет узнать, что в действительности представляет собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию, чем та, которую он мог бы найти в десяти последовательных выпусках «Цензов США», в дюжине учебников по современной экономике…» [8, стр. 107]. Именно поэтому тему данного реферата «Капитал» Карла Маркса, его структура и основные идеи» я считаю достаточно актуальной в настоящее время.

В процессе написания реферата были рассмотрены точки зрения различных авторов: Блауг М., Жид Ш. и Рист Ш., Кузнецов А.А., Майбурд Е. М., Хейлбронер Р. и Тироу Л. , Леонтьев В. и другие.

Основными задачами написания реферата являются следующие:

1) Рассмотреть экономическое учение Карла Маркса;

2) Проанализировать главный труд Карла Маркса «Капитала».

Таким образом, можно сказать, что целью написания данной работы является рассмотрение того, насколько Карлу Марксу удалось реализовать свои идеи и замыслы в главном труде «Капитале».

Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достиже­ниями его предшественников по «классической школе» экономи­ческой мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо.

Однако их теоре­тико-методологические позиции, как полагал автор «Капитала», стали лишь вершиной основ «буржуазной» экономической теории, и после их трудов «классическая политическая экономия» якобы себя исчерпала. Уже в главе 1 тома 1 «Капитала» К.

Маркс заявляет, что «вульгарный экономист» отошел от принципов Смита — Рикардо, иг­норирует «реальные» и «определяющие факторы», скользит по по­верхности экономических явлений и имеет дело с субъективным отношением к денежным издержкам экономических агентов.

При этом «вульгарный экономист», по Марксу, является выразителем буржуазной (классовой) идеологии и по данной причине (даже не имея намерений быть неправдивым) лишен возможности толковать реальность объективно.

Экономическое учение К. Маркса

Исторические условия возникновения марксизма

«…Маркс был гением, человеком,

изменившим все аспекты

мышления об обществе –

историческое и социологическое

не менее, чем экономическое…

Мы обязаны Марксу основной

идеей – что капитализм есть

развивающаяся система,

вышедшая из специфического

исторического прошлого

и медленно и неровно

движущаяся к плохо различимой

иной форме общества» [7, стр. 28-29].

В середине 40-х гг. 19 века в экономической науке начинает формироваться концепция, которая является завершением направлений исследований в рамках классической школы.

Трудовая теория стоимости объявляет единственным источником богатства труд и подводит к тому, что только заработная плата рабочего является законным трудовым доходом, а прибыль и рента являются вычетами из данного дохода. С этой точки зрения, капиталист и землевладелец являются эксплуататорами, т.к.

живут за счет рабочего. Логика трудовой теории стоимости требует признания капитализма несправедливой социально-экономической системой.

Выдающийся немецкий экономист и философ Карл Маркс, опираясь на трудовую теорию стоимости, развил политическую экономию.

Его взгляды стали основой революционной идеологии и крупнейшего течения экономической и социально-политической мысли – марксизма. Огромное влияние на Маркса оказал Д. Риккардо.

«Весь марксизм и, следовательно, современный социализм исходят прямо из его теории ценности, и, хотя, эта связь была бы, конечно, ему не по вкусу, он не мог бы отречься от нее» [2, стр. 118].

Возникновение марксистской политической экономии было наиболее выдающимся событием в истории мировой экономической мысли 19 в. Основоположники марксизма совершили подлинно революционный переворот в экономической мысли, в понимании предмета и метода исследований, трактовке категорий капитализма, его социальной природы и исторических судеб.

Маркс глубоко интересовался развитием философских идей, на его взгляды большое влияние оказали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Опираясь на немецкую классическую философию, Маркс написал несколько крупных философских произведений, в которых сформулировал свое видение философских закономерностей исторического развития общества, получивших название исторического материализма.

В формировании экономических предпосылок марксизма необычайно важную роль сыграл промышленный переворот в Англии. Начавшийся в 70-х гг. 18 в., он развивался весьма интенсивно и в основном был завершен к 1825 г.

Возникновение машинной индустрии свидетельствовало о том, что в результате промышленного переворота капитализм получил адекватную ему материальную базу, мог развиваться на ее основе. С 1825 г. в Англии стали повторяться периодически экономические кризисы перепроизводства.

Это свидетельствовало о том, что ее экономика стала капиталистической. В Англии победил капиталистический способ производства, его фабричная система обрела классические формы. Важным было и то, что в 40-х гг. промышленный переворот интенсивно развивался в США и Франции, затронул Германию, Россию, назревал в Японии.

Возникла иная экономическая ситуация, чем во времена А. Смита и Д. Рикардо. Для глубокого и всестороннего анализа капитализма сложились необходимые предпосылки.

Оценка последствий промышленного переворота в Англии стала важной темой экономических исследовании Маркса и Энгельса. Английская фабричная система вызвала невиданное развитие производительных сил.

Стала очевидной прогрессивность капитализма, наглядно обнаружилось определяющее значение производительных сил для развития капиталистического общества, прежде всего производственных отношений, а также классовой структуры, политической системы, идеологической надстройки [3, стр. 38].

Очень важное значение для формирования марксизма имели возникновение и рост рабочего движения. Рабочий класс выходил на историческую арену, становился самостоятельной и грозной революционной силой.

Требовалась лишь четкая программа действий, соответствующая классовым интересам пролетариата и задачам борьбы за социализм. Эту программу сформулировали основоположники марксизма, как показывает содержание «Манифеста Коммунистической партии».

В нем предсказывалось завоевание пролетариатом целого мира.

Правда, первоначально рабочее движение даже в Англии оказывалось весьма незрелым в организационном, политическом и идеологическом отношении. Об этом свидетельствуют методы луддитов, искавших спасение от капиталистической эксплуатации в разрушении машин.

Однако постепенно рабочее движение становилось все более сознательным. С 1824 г. началось формирование профсоюзов (тред-юнионов). Они вели организованную борьбу за экономические интересы рабочих масс. С 1836 г. в Англии возникло чартистское движение, продолжавшееся 20 лет.

Оно было политическим и революционным движением пролетариата, приведшим к созданию пролетарской партии. Поэтому В. И. Ленин писал, что чартизм «во многих отношениях был подготовкой марксизма, «предпоследним словом» к марксизму».

Обобщая опыт чартистского движения, Маркс и Энгельс смогли более четко сформулировать классовые задачи пролетариата и определить организационные формы его борьбы.

Формирование марксизма опиралось также и на идейные предпосылки. Характеризуя их, В. И.

Ленин писал: «История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации.

Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» [3, стр. 50].

Как подчеркивал Ленин, учение Маркса «есть законный преемник лучшего, что создало человечество в 19 веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». Это были три идейных источника марксизма.

Ленин отмечал, что Маркс воспринял материалистические идеи от философов 17 столетия, но «не остановился на материализме 18 века, а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха.

Главное из этих приобретений — диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи». При этом, как писал Ленин, «углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса».

Источник: https://studopedya.ru/1-15780.html

Становление марксизма

Условия возникновения марксизма

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Возникновение учения К.

Маркса было связано с определенным этапом развития общества вообще и его экономической базы в частности. Понимание особенностей этого периода принципиально важно для адекватного восприятия марксизма.

Эта эпоха характеризовалась высоким динамизмом развития производительных сил и всей жизни общества. В первой половине XIX в. стало ясно, что старый мир, в котором поколения сменяли друг друга, оставляя неизменным уклад жизни, ушел в прошлое. Экономический рост превратился в характерную черту нового времени.

В его основе лежал технический прогресс, внедрение в производство принципиально новых технологий. Развитие промышленности стало важнейшим фактором экономического прогресса. А.

Смит, писавший свой знаменитый труд во второй половине XVIII столетия, еще не видел особой, приоритетной роли промышленности в обеспечении экономического роста; для него наиболее уважаемой отраслью было сельское хозяйство. Иначе обстояло дело в середине XIX века.

К этому времени ведущая роль промышленности стала для всех очевидной. Новые реалии обусловили два центральных вывода Маркса. Развитие промышленности — атрибут социально-экономического прогресса. На авансцену истории выходит промышленный пролетариат. Он становится ведущей социальной силой в общественном развитии.

Обнищание трудящихся как следствие развития капитализма представлялось одной из важнейших особенностей нового времени. Этот тезис — один из наиболее противоречивых в теории Маркса, но в то же время он и один из важнейших в марксистской идеологии.

Ухудшение положения трудящихся считалось очевидным фактом на протяжении первой половины жизни Маркса, примерно до 1860-х годов. Именно в этот период закладывались основы, и формировалось мировоззрение создателей нового учения. Вдумчивый исследователь не мог обойти данную проблему.

Об обнищании трудящихся писали решительно все — публицисты, правительственные чиновники, ближайший друг и соавтор Маркса Ф. Энгельс. Работу «Положение рабочего класса в Англии», написанную в 1844 – 1845 годах, Маркс назвал гениальной.

Энгельс стал заниматься экономическими проблемами раньше Маркса, именно он пробудил у Маркса интерес к ним. Ограниченность потребностей непривилегированного сословия (большинства населения) была важной особенностью доиндустриальной и индустриальной эпох.

Потребности индивида рассматривались как простой и универсальный (присущий всем людям) набор условий, необходимых для поддержания их жизнедеятельности. Еда, одежда, средства для поддержания семьи – к этому в основном сводилось то, что могло понадобиться человеку.

Концентрация и централизация производства явно обозначились в XIX в. как доминирующие тенденции. Они подкрепили тезис о поляризации сил в капиталистическом обществе, пролетаризации большинства и обогащении меньшинства, подрыве политической базы капиталистического господства.

Господство взглядов, предполагавших монизм мироустройства, было обусловлено великими открытиями XVIII-XIX вв. Прогресс науки свидетельствовал о принципиальном единстве мира, его эволюции в соответствии с универсальными законами природы. Это подталкивало к попыткам построить столь же универсальные законы общественного развития.

Их поиском активно занималась немецкая философия. Аналогичную задачу поставил ее преемник — К. Маркс. Итак, фактором формирования марксизма и его теории «научного социализма» были объективные экономические и особенно социальные процессы в странах Западной Европы в конце XVIII — первой половине XX вв.

В течение многих веков в странах Западной Европы господствовали феодальные отношения, традиционное аграрное общество, земля была главным источником существования и богатства людей. Но появились мануфактуры, бурно развивалась торговля, началась промышленная революция.

Все это породило ряд болезненных процессов, связанных с ликвидацией прежних, традиционных форм мелкого производства, многие ремесленники потеряли работу.

Однако росло число фабрик и заводов, где использовался коллективный труд, укреплялось разделение труда, более жестким становился отбор рабочей силы, увеличивалась социальная дифференциация в обществе.

Уровень социально-экономического развития, отсутствие демократических начал, слабость гражданского общества позволяли владельцам факторов производства беспощадно эксплуатировать работников, устанавливая 12-14-часовой рабочий день без выходных, использовать детский труд.

Анархическая конкуренция сопровождалась Периодическими кризисами перепроизводства, массовой и хронической безработицей, сдерживанием заработной платы на уровне значительно ниже прожиточного минимума.

Проанализировав эту ситуацию, Маркс и Энгельс обосновали свою теорию классовой борьбы и обнищания пролетариата, создали теорию прибавочной стоимости, выдвинули тезис о подчинении труда капиталом, о росте органического строения капитала и неизбежности перепроизводства и экономических кризисов.

К этому добавилась теория концентрации производства и капитала, когда крупные предприятия поглощают мелкие, а все богатство сосредотачивается у все меньшего и меньшего количества собственников.

При этом они исходили из роста численности пролетариата, его сознательности и организованности, когда рабочий и капиталист оказываются в «одной лодке», но более сильный рабочий ликвидирует эксплуататора и в конечном счете берет на себя управление производством и обществом якобы в интересах всех трудящихся.

Маркс и Энгельс считали, что никакие реформы капиталисту и капитализму не помогут. Цель у них была одна – доказать объективную неизбежность социалистической революции и экспроприации буржуазии как класса. Революционный ниспровергающий импульс лежит в основе всей экономической теории марксизма.

Наконец, нельзя забывать о факторах практической политики. В середине XIX века на политическую арену западноевропейских стран выходят пролетариат, социалистические партии. Революции 1848 г. потрясли основы европейского миропорядка.

Во Франции социалисты были близки к захвату власти, переворот Луи – Наполеона  2 декабря 1851 г. предотвратил переворот социалистический.

В контексте особенностей эпохи, ее материальных тенденций и идеологический поисков и надо оценивать главные доктринальные установки основоположников «научного коммунизма».

Развитие научной теории пролетариата

Идейно-теоретическая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса сочеталась с практической работой по созданию пролетарской партии, необходимой для руководства рабочим классом. В 1845-1847 гг.

Маркс и Энгельс установили контакты с передовыми немецкими рабочими, которые находясь в Париже в эмиграции и были членами социалистических обществ. В июне 1847 года в Лондоне состоялся I Учредительный конгресс новой пролетарской организации «Союз коммунистов», созданной на основе Союза справедливых».

В работе конгресса принял участия Ф. Энгельс. В декабре 1847 года в Лондоне состоялся II конгресс «Союза коммунистов», где после долгих дебатов был утвержден устав организации и принято решение о выработке ее программы, составить которую было поручено Марксу и Энгельсу.

В феврале 1848 года в Лондоне была опубликована программа международной организации рабочих — «Манифест Коммунистической партии».

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс в пламенном призыве «Пролетарий всех стран, соединяйтесь!» поставили задачу реального воплощения пролетарского интернационализма в практику рабочего движения. «Союз коммунистов» был первой международной организацией (хотя и многочисленной), практически осуществившей в своих рамках интернациональное сплочение передовых деятелей рабочего класса различных стран.

Он дал международному пролетариату образец научно- коммунистической программы и воспитал первых пролетарских революционеров, ставших носителями традиции пролетарского интернационализма в рабочем движении. Дальнейшее развитие теории научного коммунизма основывалось на обобщении опыта революции 1848 года.

В работах Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»; в серии статей Энгельса «Революция и контрреволюция в Германии», в его работе «Крестьянская война в Германии». Для распространения своих произведений среди рабочих Марксу и Энгельсу приходилось преодолевать огромные трудности. В 1850 г.

Маркс сумел организовать сбор средств и найти издателя (гамбургскую книгопечатную фирму) для собственного печатного органа — журнала «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение», названного так в знак преемственности с их прежней газетой.

Однако удалось выпустить всего шесть номеров, издание прекратилось из-за полицейских притеснений в Германии и отсутствия средств. Также из-за материальных затруднений недолговечными оказались журнал «Революция», издававшийся в Нью-Йорке в 1852 г.

другом Маркса и Энгельса Иосифом Вейдемейером; эмигрантская газета «Народ» (1859) — орган Лондонского Просветительского общества немецких рабочих. Одновременно основоположники научной теории пролетариата прилагали усилия к изданию своих произведений в переводах на другие языки.

В 1850 году вышел английский перевод «Манифеста коммунистической партии» в чартистском органе «Красный республиканец». С теоретической деятельностью Маркса и Энгельса неразрывно были связаны их публицистические выступления. Их статьи печатались в названных и других органах.

Маркс и Энгельс сотрудничали в английской рабочей прессе (на континенте она отсутствовала, подавленная реакцией), в частности в чартистских изданиях — в журнале «Заметки для народа», (1851-1852), в «Народной газете» (1852-1859). Они активно выступали также в прогрессивной буржуазной прессе.

Их публицистика, пронизанная критикой капитализма, разоблачением буржуазных правительств, помогала рабочим ориентироваться в общественно-политической жизни с позиции пролетариата, его классовой борьбы, усваивать теорию научного коммунизма. Имена Маркса и Энгельса стали широко известны мировой общественности.

Научная и публицистическая деятельность Маркса и Энгельса, обращенная к пролетариату, сочеталась с колоссальной практической работой по воспитанию кадров пролетарских революционеров, авангарда пролетариата. Сразу по прибытии в Лондон Маркс и Энгельс восстановили деятельность «Союза коммунистов».

В Англии создалась самая многочисленная община «Союза», которая сотрудничала с левыми чартистами, с революционерами эмигрантами из разных стран. От имени ЦК Маркс и Энгельс написали два обращения к членам «Союза» (март, июнь 1850 г.).

Однако внутри «Союза» Марксу и Энгельсу пришлось преодолевать оппозицию авантюристической группы Виллиха — Шаппера, которая, несмотря на отсутствие реальных предпосылок новой революции, нацелилась на ее немедленную подготовку. Осенью 1850 года, оставшись в меньшинстве, фракция откололась от «Союза», но продолжала интриги против него.

В Англии, кроме того, активизировалась мелкобуржуазная эмиграция. ЦК «Союза» принял решение перенести свое местопребывание Кельн, где действовала крепкая община коммунистов. Однако и там работа была затруднена из-за противодействия сторонников Виллиха-Шаппера и политических провокаторов.

В мае 1851 года власти Пруссии арестовали многих членов «Союза» и сфабриковали в октябре-ноябре 1852 года судебный процесс в Кельне. Члены «Союза» подвергались преследованиям и в других странах континента. В этих условиях по инициативе Маркса в ноябре 1852 года было принято о самороспуске «Союза коммунистов».

Однако и после роспуска «Союза» Маркс и Энгельс оставались притягательным центром для деятелей рабочего движения. В Англии вокруг них группировались левые чартисты во главе с Э. Джонсоном, бывшие члены «Союза», революционные эмигранты. В число сторонников Маркса вернулся К. Шаппер, поняв ошибочность своей позиции.

Маркс и Энгельс были связанны с пролетарскими деятелями многих стран благодаря интенсивной переписке. Письма Маркса и Энгельса содержали аргументацию научно-теоретических проблем.

В них Маркс и Энгельс давали пролетарским деятелям конкретные советы для правильной тактики в рабочем движении в каждой страны, разъясняли рабочим общественно-политические вопросы, оказывали помощь в практических мероприятиях, в частности в деле создания организаций пролетариата и рабочей печати.

Маркс в Лондоне, а Энгельс в Манчестере выступали перед рабочими с лекциями, для ближайших же соратников Маркс постоянно читал теоретические доклады у себя дома. Научно-публицистическая и практическая деятельность Маркса и Энгельса воспитывала рабочих в духе пролетарского интернационализма.

Уже в «Немецкой идеологии» (1845-1846) основоположники марксизма теоретически обосновали пролетарский интернационализм, базируясь на историко-материалистическом анализе капитала как международной силы, которой противостоит пролетариат «во всемирно-историческом смысле». (1, 156).

После роспуска «Союза» деятельность Маркса и Энгельса и их соратников продолжала вести рабочих к сознательному, научному аргументированному восприятию пролетарского интернационализма.

В особенности важны были поддержка Марксом и Энгельсом освободительного движения народа Италии, их горячее сочувствие польским борцам, солидарность с выступлением народа США против рабства, постоянный интерес к волнениям крестьян против крепостного права в России в 1858-1861 гг.

когда на гребне нового подъема рабочего движения с конца 50-х годов отчетливо проявилась стихийная тяга рабочих к международному сплочению, единственной идеологией, которая отвечала интернациональным влечениям пролетариата и теоретически их обосновала, был научный коммунизм.

Прудонизм с его нигилизмом в национальном вопросе, лассальянство, проповедовавшее узкий национализм, тред-юнионизм, отличавшийся кастовой замкнутостью, не могли удовлетворить рабочих, стремившихся к интернациональной солидарности. Эти теории в целом не отвечали в отличие от марксизма потребностям рабочего движения.

Поэтому именно марксизм, выражавший подлинные — и национальные, и интернациональные — интересы пролетариата, привлекал рабочих. Таким образом, организованному объединению рабочих в международном масштабе содействовала гигантская теоретическая и практическая деятельность Маркса и Энгельса.

При этом Маркс, реалистично анализируя предпосылки, сделавшие возможным создание новой массовой международной организации пролетариата, подчеркивал объективный, естественно-исторический процесс, приведший к ее возникновению. Международное товарищество Рабочих, писал Маркс, «…

не искусственное порождение какой-нибудь секты или теории. Оно — плод самопроизвольного роста пролетарского движения, которое, в свою очередь, порождается естественными и непреодолимыми тенденциями современного общества



Источник: http://biofile.ru/bio/37548.html

Ссылка на основную публикацию