Филателия как метод воспитания патриотизма

Базовые ценности, понятия и принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди.

В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив.

В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика.

Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания.

Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность  и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.

Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.

Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективнойидентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека.

Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное  поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо  корыстного интереса.

Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективногообщения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива.

Соответственно и патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому, идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой группе.

Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только устойчивая, целостная и способная к постоянной социально-психологической саморегуляции воспитательная система. Такую систему нельзя создать в административном порядке, по единой унифицированной модели образовательного учреждения; она не идентична и системе воспитательной работы – совокупности воспитательных мероприятий.

Для патриотического воспитания  общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов.

Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности.

Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного воздействия воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой уровень общественного коллективизма, группового развития это воздействие обеспечивает.    

Вместе с тем понятно, что патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и коллективной идентичности.

Успешность формирования детских и молодежных коллективов определяет эффективность практик конкретных воспитательных систем, но не системы патриотического воспитания на государственном уровне.

Как первооснова этого воспитания коллективизм не имеет большего значения без духовно-этической мотивации коллективных действий и поступков.

Патриотические мотивы имеют особую побудительную силу исключительно под влиянием соотнесения, отождествления себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству»).

Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурныхобразцовповедения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине.

Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах,  образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой.

Чем более высоким ценностным статусом наделяются образцы патриотического поведения, чем больше образцы такого  поведения приобретают черты культа (культ самоограничения, служения, принятия бремени государственных обязательств и т. д.

),  тем более самодовлеющим и самодостаточным становятся мотивируемые образами чувства долга, ответственности и т. д.

Если же патриотические умонастроения и установки «уходят» из базовой культуры общества или если их значения ослабляются контркультурными по значению ценностями и моделями  поведения, то самовоспитание патриотизма перестает быть общественной ценностью, как бы ни культивировались его традиционные образы и исторические символы.

В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурноеикультурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма).

По своим характерным чертам и динамике изменений эти основания автономны по отношению к государству и государственной политике, непосредственно отражают уровень интеграции и консолидации общества.

Общественное основание патриотического воспитания может непосредственно входить и в  содержание патриотического воспитания.

Для этого необходимы определенная идеализация единства общества, наделение этого единства высоким ценностным статусом как желаемого и необходимого соединения самых разных людей, разных культур и культурных традиций в едином гражданском обществе.

В полной мере та культурная идентичность реализуется в гражданских идеалах и ценностях патриотизма или, проще говоря, в гражданском патриотизме.

Ключевую роль в его развитии играют идеалы гражданской коллективности (гражданственности), общественной солидарности, сознательного выполнения личностью гражданского долга перед обществом и государством, уважение государством прав граждан, безусловной защиты их жизни (личного достоинства и безопасности. Формирование и развитие личности на основе этих идеалов или, во всяком случае, признание их воспитательного значения, образуют гражданское направление патриотического воспитания.

В целях более четкого понимания общественного значения патриотического воспитания надо различать его гражданское основание и собственно гражданско-патриотическое воспитание.

И то, и другое понятия имеют отношение к определению основных путей развития системы патриотического воспитания граждан.

Но первое – гражданское основание патриотического воспитания – раскрывает больше социальные и педагогические закономерности становления и развития данной системы.

Второе – гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной деятельности, относится больше к мировоззренческому содержанию и долгосрочным целям системы патриотического воспитания.  Первое соотносит намечаемое содержание, формы и методы воспитания с общими регуляторами воспитательной практики.

Второе сопрягает задачи воспитания гражданина-патриота с ценностными ориентирами развития российского гражданского общества: его единством и самобытностью, уникальной ролью в сплочении разных народов и культурных групп, в судьбах страны и мира, значением и ценностью российского гражданства и российской идентичности.

Российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. Эти традиции нельзя противопоставлять общим принципам и понятиям гражданского воспитания – это свело бы на нет универсальные начала такого воспитания (общество – гражданин – гражданский долг).

Вместе с тем нельзя не заметить, что в российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности.

Человеческое при этом превалирует над этническим, всеобщее над частным – корпоративным.

Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций.
Важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту.

На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании.

Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания:
1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.
2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.
3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире.

Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

Е.Е. Вяземский — доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИСМО РАО,  профессор  кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=22706

Методы и средства патриотического воспитания

Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год.

Цель этих уроков – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами – флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.

Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края. На уроках физкультуры, ОБЖ, трудового обучения учитель воспитывает любовь к спорту, подготавливает юношей к службе в армии, формирует у детей здоровый образ жизни.

Уроки математики, информатики дают представление о развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка, хореография развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой.

Уроки русского языка, чтения, формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю, исторические события в произведениях соотечественников [19, с. 35].

Трудовое действие является основополагающим в жизни людей. К реальному деятельному труду необходимо приучать детей с четырех лет, чтобы для них в последующей жизни труд стал необходимой потребностью.

Чтобы грамотно приучать с младенчества детей к труду, психология выделяет три разновидности трудового действия: труд – работа, труд – успех, труд – забота. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Одни ребята начинают работать по способностям или за награду, другие с отзыва на чью-то просьбу, третьи ребята за свою работу ждут похвалу.

В ходе обучения необходимо воспитывать в детях добродетели такие как: долготерпение, послушание, сострадание, воздержание, терпение, мужество и пр.

Патриотическое воспитание школьников в процессе трудового обучения – это не столько слова учителя о пользе трудолюбия и добросовестности, порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других положительных качеств работника в практической трудовой деятельности, конечно, при продуманном педагогическом руководстве ею.

Одной из наиболее эффективных форм патриотического воспитания школьников является коллективное творческое дело, в методике проведения которого выделяют четыре основных компонента: коллективную деятельность по улучшению окружающей жизни; проявление творчества; сменяемость всего актива; особую позицию педагога.

Массовые формы обеспечивают возможность взаимообогащения, способствуют развитию каждого ученика, создают условия для формирования коллективных чувств, мировоззренческих взглядов и навыков коллективного труда; помогают привить им принципы, которые формируют активную жизненную позицию гражданина.

Большое значение для учащихся имеет игра. Она выступает как способ познания мира, стимулирует инициативу и творчество. В игре ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта общения [4, c. 56].

На этом основании важное место в патриотическом воспитании школьников занимают игровые формы (имитации, соревнования, ролевые и деловые игры, игровые ситуации), способствующие созданию эмоциональной атмосферы занятия, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала.

Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой Родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки).

Читайте также:  10 любимых напитков из ссср

Гражданское воспитание школьников в процессе обучения других видов деятельности (общения, игры, труда, кружковой работы) осуществляется через разнообразие методов воспитания и обучения.

Большие воспитательные возможности для формирования гражданственности младших школьников заключены в словесных методах обучения. В рассказах, беседах, объяснении дети получают возможность увидеть не только обращенный к ним факт, но и воспринять дух отношений, принятых в обществе.

Наиболее эффективным из наглядных методов является метод наблюдения, при применении которого ученик больше учится сам, чем его учат, развиваются терпение, настойчивость – качества, необходимые для формирования гражданской самостоятельности и активности [7, c. 117].

Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Охарактеризуем наиболее эффективные для патриотического воспитания младших школьников методы организации деятельности:

Сущность метода приучения заключается в практической деятельности с учащимися, основной функцией которой является выработка умений и навыков гражданского поведения. Эффективность этого метода обусловлена тем, что он оказывает большое влияние и на формирование сознания, обеспечивая подкрепление формирующихся убеждений в деятельности.

Суть метода поручения заключается в определении воспитанникам и выполнении ими разнообразных заданий с целью формирования у них положительных качеств личности. Выполнение поручений способствует формированию ответственности, дисциплинированности, самостоятельности.

Применение метода требования эффективно при следующих условиях: требование должно быть выполнимым и непременно выполненным, в требованиях учителя должно соблюдаться единство, требования должны поддерживаться коллективом и осознаваться воспитанниками как общественные [10, c. 54].

В патриотическом воспитании младших школьников большое значение имеют методы формирования сознания. Рассмотрим наиболее эффективные из них. Богатые воспитательные возможности заключены в методах убеждения. К ним относятся: беседа, рассказ существа дела с объяснениями его важности и полезности.

Большую значимость на этом возрастном этапе имеет пример. Суть метода заключается в формировании определенного отношения к явлениям действительности на основе какого-либо образца.

В качестве образца могут использоваться примеры родителей, близких люде, великих ученых и общественных деятелей, героев художественной литературы, кино, а также личный пример учителя.

Для достижения наибольшей эффективности патриотического воспитания младших школьников, кроме основных методов используются дополнительные методы стимулирования, направленные на стимулирование деятельности воспитанников с помощью положительной оценки их поведения – поощрения, или коррекцию неправильного поведения с помощью отрицательной оценки их действий – наказания. В качестве поощрений используются одобрение, похвала, благодарность, награда, в качестве наказаний – порицание, предупреждение, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей. Важно выбирать наказания, которые бы не унижали достоинства учащихся [21, c. 30].

На современном этапе наиболее эффективными для решения задач патриотического воспитания являются такие формы учебно-воспитательной работы, как: интегрированные и нетрадиционные уроки, классный час, коллективные творческие дела, игровые формы, краеведческая работа.

В школе эффективны следующие методы патриотического воспитания: приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра, использование примера, поощрение и наказание, и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, практическая работа. Эффективность форм и методов патриотического воспитания учащихся достигается за счет разумного их сочетания, учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности.

Подводя итог, мы можем сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны – одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/7x9cf9.html

Педагогический аспект понятия «Патриотизм» как методология патриотического воспитания

ятельной, поисковой, творческой деятельности, активизирующих личность в целом. Это, в свою очередь, предполагает высокую требовательность учителя и коллектива к идейнополитической направленности личности, ее готовности к труду и нравственной воспитанности.

литература

1. Рубинштейн С.л. Бытие и сознание. М., 1957.

Unity of education and upbringing

There is substantiated the urgency of the unity of education and upbringing. There is revealed the category «unity” with regard to pedagogic phenomena. There are sorted out the basic characteristics and stages of the unity of education and upbringing relevant to the potential of education content.

Key words: unity, education, upbringing, process.

А.н. Вырщшоь

(Волгоград)

педагогический аспект понятия «патриотизм» как методология патриотического воспитания

Анализируются философские, социологические, психологические аспекты понятия «патриотизм» с точки зрения предмета педагогики. На основе междисциплинарного синтеза определяются методологические проблемы патриотического воспитания через педагогическую интерпретацию исследуемого понятия.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, российская гражданская идентичность, цели патриотического воспитания.

В отечественной педагогической науке понятие российского патриотизма рассматривается, как правило, в контексте проблем патриотического воспитания как предмета исследования. Педагогический анализ диссертационных работ по патриотическому воспитанию, выполненных за последнее десятилетие, по-

зволяет судить о количественных и качественных параметрах исследований.

Во-первых, наблюдается крайне осторожное обращение исследователей к проблемам методологии патриотического воспитания. Из общего массива проанализированных 47 диссертационных работ следует отметить методологическую направленность докторских диссертаций В.В. Гладких (2011), Н.В. Ипполитовой (2000), В.Ю. Микрюкова (2009), В.В. Пи-онтковского (2006), Е.л.

Райхлиной (2011) и др. Во-вторых, в исследованиях ярко выражена предметная направленность патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание и его аспекты (направления) исследуются как процесс в определенных условиях (различные возрастные группы, воспитательный потенциал различных образовательных областей, дополнительного образования, социокультурной деятельности и проч.).

Вместе с тем государственная политика в сфере патриотического воспитания, зафиксированная в трех государственных программах, реализуемых в нашей стране с 2001 г., ставит задачу обеспечения устойчивого развития федеральной, региональных, муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания.

данное требование стало предметом исследования докторских диссертаций т.Е. Ве-жевич (2011), В.В. Гладких (2011). В-третьих, среди педагогических диссертационных исследований, к сожалению, пока нет фундаментальных исследований по проблемам интеграции ценностного потенциала патриотизма в социально-институциональное пространство образования, культуры, молодежной политики, общественных организаций.

Понятие патриотизма в современных исследованиях определяется как основа национального самосознания народа, выражающаяся в чувствах идентичности с прошлым, настоящим и будущим своей Родины, ее традициями, стереотипами, ценностями. к этой группе исследований можно отнести работы А.В. Абрамова (2001), Ю.А. Андреевой (2008), М.П.

Бочарова (1997), к.А. Воробьева (1996), Н.В. Ипполитовой (2001), А.В. кузнецовой (2004), С.А. тюшкевича (2005) и др. Патриотизм рассматривается как комплекс чувств преданности, верности, гордости, любви и т.д. в исследованиях С.Ю. Ивановой (2004), А.А. крупник (1999), В.к. левашова (2006), В.И. лутовинова (1999, 2004, 2008), В.В.

Макарова (1990), А.Ю. Параши-

© Вырщиков А.Н., 2012

на (2007), Ю.Н. Трифонова (1994), В.Н. Шей-ко (2003) и др. Понятие патриотизма связывается с механизмами регуляции общественных отношений, консолидации общества и преодоления этнической, национальной, религиозной, корпоративной замкнутости в исследованиях Д.В. Артюхова (2006), И.Н. Иванченко (2007), Д.А. Карманова (2007), И.А.

Милюковой (2007), А.В. Потемкина (2009) и др. Педагогический аспект понятия патриотизма как феномена, охватывающего сферы смыслов, определяющего вектор поведения и деятельности человека в пространстве социальности, обосновывается в исследованиях А.К. Быкова (2009, 2011), М.П. Бузского (2004, 2010), А.Ю. Парашина (2007) и др.

Итак, проанализировав исследования, можно констатировать, что патриотизм — это ценностная установка сознания и особое поведение субъектов в обществе (особые отношения), в которых страна, ее существование и проблемы переводятся из сферы фактического и реального в сферу ценностно-сакрального измерения.

Патриотизм сегодня — это важнейшая и всеобщая форма социально-гражданской сакрализации, т.е. возвышение своей страны, Отечества через процесс гражданской и над-этнической идентификации. Так, А.А. Козлов считает, что патриотизм «…

представляет собой интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь “человек (общество) — среда обитания и развития” и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и иных представлений» [3].

Педагогический аспект патриотизма обнаруживает себя в нравственно-эмоциональном «присвоении» бытия и истории России через процесс, направленный на установление эмоциональной связи человека со своей страной, проявление патриотического сознания, поведения и отношений, на результат и показатель сакрализации и духовного освоения феноменов Родины и Отечества. Главная проблема педагогической интерпретации понятия патриотизма — как поднять общественное сознание личности до ценностного статуса патриотизма в социальной жизни и культуре в России? Если понимать патриотизм как единственное отношение, в котором страна сакрализуется, то он

выглядит как некое чудо. Однако существуют те отношения (социально общего к единичному — формированию индивидов, их сознанию), значительное усиление смысла которых может переходить в патриотизм.

Поскольку в структуре личности важную роль играет духовность, то для воспитания патриотического сознания личности важным оказывается не только постижение культуры и искусства, но и норм нравственности. Однако этот процесс требует «узнавания» форм его проявления и воздействия.

Среди них можно выделить значимые для воспитания традиции, обычаи и моральные нормы. В.Д. Шад-риков пишет, что «. обычай так же императивен, как и институт. Он содержит в себе и способ поведения, и источники активности, и нравственную норму в скрытой форме. Обычай изначально социален.

Он несет в себе нравственную основу, но она не отрефлекси-рована В процессе воспитания ребенок усваивает нормы морали. При этом нравственные нормы, мораль определяют поведение человека, выступая или как стимул, или — если они стали личностно значимыми — как мотив.

В первом случае человек “сверяет”, сопоставляет свое поведение с моральными нормами и старается их выполнить из страха наказания. Во втором случае нравственные нормы служат мотивом поведения» [5, с. 43, 76].

Духовность здесь является основой соединения традиций, обычаев, культуры и моральных установок и принципов. Это становится основой внутренней целостности личности, смысловым стержнем ее патриотического сознания.

для формирования общественно востребованной личности (а патриотизм имеет социальную направленность) «.

организация воспитания должна соответствовать действительности исходить не от отдельного ребенка, а от социального целого Основная задача социального воспитания заключается в развитии социальной активности, в развитии “вкуса” к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами» (Там же, с. 298).

Исследования психологов и педагогов XX в. показывают, что воспитание личности всегда идет от социально-коллективного к индивидуальному. Так, Л.С. Выготский писал: «Изучая процессы высших функций у детей, мы пришли к следующему выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды — сперва как коллек-

тивная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрап-сихологическая.

Изучение генезиса этих процессов показывает, что всякий волевой процесс первоначально процесс социальный, коллективный, интерпсихологический.

Это связано с тем, что ребенок овладевает вниманием других или, наоборот, начинает по отношению к себе применять те средства и формы поведения, которые являлись первоначально коллективными» [1, с. 338 — 339].

Выражением этого социального бытия человека выступает и содержание коллективного прошлого той общности, в которой он осуществляет социализацию. как справедливо подчеркивает В.Б. Устьянцев, «системообразующим элементом духовного горизонта жизненного пространства человека является социальная память.

В своих исходных знаковых структурах социальная память выражает способность сохранять и передавать социальную информацию о человеке и его жизнедеятельности посредством созданных культурных кодов. С возникновением социальной памяти пространство жизни человека приобретает новые социальные измерения.

Освоение традиций и опыта прошлых поколений выступает необходимым условием жизнедеятельности индивида в информационном пространстве цивилизаций» [4, с. 35].

Читайте также:  Жизнь пленных немцев в ссср

Как раз «стирание» социальной памяти в современной рыночной среде является одним из важных источников роста социального отчуждения и падения нравственного и духовно-культурного уровня личности.

В реальности внешняя социальная среда постоянно переходит в жизнедеятельность личности через символический мир культуры и патриотизма как ее архетипическо-го основания. В.Д.

Гатальский подчеркивает, что, «оперируя знаками как “орудиями” культуры, человек в процессе взаимодействия с другими людьми преобразует “натуральные” психические функции в образования высшего уровня развития, формирует собственный “мир культуры”, который составляют значения, ценности и смыслы.

Рождаясь в системе социального общения, взаимодействия, “высшие функции” вращиваются в сознание личности, переходят в интрапсихиче-скую плоскость» [2, с. 54].

Одним из направлений педагогического осмысления феномена патриотизма является осознание особой социальной потребности личности — ориентации человека на диалог с

другими, на активное сотрудничество. Основа такой установки — потребность в самореализации, в расширении горизонта своего самосознания, личностно выраженного Я.

Эти «поиски другого» через активную социальную жизнедеятельность выделяют для личности в качестве ценностно-смыслового ориентира диалогически ориентированную культуру, которая в России всегда была основой взаимодействия этносов, наций, народов и составляла основу соборности, коллективизма, об-щинности, т.е.

тех социально значимых черт жизнедеятельности, которые выражают основу патриотического сознания, патриотических чувств, патриотических отношений и патриотической деятельности.

Таким образом, педагогический аспект понятия «патриотизм» выступает методологией патриотического воспитания, ибо позволяет определить понятие патриотизма, выделить его как особое — сакральное — отношение в обществе и в сознании людей; перевести феномен патриотизма в предмет педагогического исследования и воздействия; смоделировать формы освоения патриотизма учащимися разных возрастов через встраивание его в социальные и мировоззренческие потребности са-мопостижения и самореализации личности.

Педагогический аспект понятия патриотизма помогает определить предмет патриотического воспитания как моделирование (проблемных) жизненных ситуаций, выражающих целостность страны в (конкретных) смысловых, духовно-культурных, ценностных и других проявлениях, и организацию педагогических условий и средств их внутреннего, эмоционально-смыслового освоения обучающимися. Результатом такого освоения должно быть повышение уровня и расширение масштаба сознания «мы-идентичность» у детей и молодежи.

Исследование педагогического аспекта понятия патриотизма позволяет более широко определить цель патриотического воспитания: на основе развитого чувства и сознания гражданской и надэтнической идентичности, социальной и нравственной ответственности, глубокого освоения истории России, овладения современными требованиями правовой и художественной культуры сформировать у личности внутреннюю сакральную связь со своей страной, народом, Отечеством. Один из важных показателей уровня развития патриотического сознания и культуры личности — базисное место Отечества, страны в формировании струк-

тур и содержания пространства личностной самореализации: структура значимых проблем и ценностей Отечества оказывается той основой, в контексте которой индивид создает свои жизненные планы и проекты, а решение личных проблем — соотнесением их с конкретными проблемами страны (региона, коллектива и др.).

Механизм патриотического воспитания в свете данной методологии — единство и вза-имопереход интериоризации и экстериориза-ции. Усвоенные индивидами и группой знания, навыки и сформированные чувства реализуются в практических отношениях: игровых, проблемных и других ситуациях, которые создает педагог.

Естественно, такой подход позволяет придать объемное наполнение современных функций и задач патриотического воспитания:

— сакрализации — формирование в общественном сознании оценочного отношения к стране, которое выступает мерилом и критерием общественных отношений;

— социокультурного конструирования -формирование особых социальных и гражданских качеств личности, такого ее типа, который может стать основой реализации эффективной системы образования и инновационной направленности социальной сферы, определяющей своим развитием движение других подсистем общества;

— личностного конструирования — воспитание социально востребованного типа личности, ориентированной на инновационное, демократическое развитие страны в контексте сознания «мы-идентичности»;

— формирования социально-гражданского партнерства — между государством и обществом, этносами и нациями в стране, социальными слоями и др., что обеспечивает интеграцию общества и достижение страной гражданской идентичности;

— социально-мобилизационная — готовность населения участвовать в проведении реформ, выводящих страну на новый уровень развития;

— культурно-гуманистическая — направленность общества и его институтов на преодоление социального и духовно-культурного отчуждения индивидов и формирование мотивации субъектов к освоению самобытности России в ее истории, культуре и современности;

— мировоззренчески-идеологическая -формирование единства общественного сознания, согласия общества с формируемой «мо-

делью» (образом, смыслом) будущего, общегражданскими целями его развития.

Изучение педагогического аспекта понятия «патриотизм» позволяет сконцентрировать внимание исследователей вокруг таких дискуссионных комплексных и междисциплинарных проблем, как роль и место патриотизма в формировании российской гражданской идентичности, социализации и воспитании подрастающего поколения; интегрированность патриотического воспитания в региональном образовательном пространстве; соотношение общероссийских и региональноэтнических ценностей в структуре российского патриотизма, патриотическом воспитании; роль религиозных ценностей и культуры в структуре российского патриотизма и патриотическом воспитании; влияние глобализационных процессов на содержание российского патриотизма и патриотического воспитания.

литература

1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М.Г. Ярошевского. М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Гатальский В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2009. №3.

3. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании: информационный портал. URL: http://www.nravstvennost.info/librarv/news de-tail.php?1D=2263.

4. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство личности в обществе риска // Вестн. Рос. филос. о-ва. 2002. № 4 (24).

5. Шадриков В.Д. Происхождение человечности : учеб. пособие. М. : Изд. корпорация «логос», 1999.

Pedagogical aspect of the notion “patriotism” as the methodology of patriotic education

There are analyzed the philosophic, sociological, psychological aspects of the notion «patriotism» from the point of view of pedagogy. On the basis of the interdisciplinary synthesis there are determined the methodological issues of patriotic education by means of the pedagogic interpretation of the notion ofpatriotism.

Key words: patriotism, patriotic education, Russian civil identity, goals of patriotic education.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-aspekt-ponyatiya-patriotizm-kak-metodologiya-patrioticheskogo-vospitaniya

1.1. Пути и средства патриотического воспитания русского человека

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель — усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».

Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей.

Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы.

В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности[13, с. 32].

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца».

Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно-нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

Но, слава Богу, от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все «разумное, доброе, вечное», что создавалось лучшими людьми России и входило в народную жизнь каждого из сословий.

Итак, главной задачей детского сада русской культурной традиции мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства.

Воспитательная роль этих ценностей у нас в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской.

Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство!

Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы — А.В. Суворов, М.И. Кутузов.

Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в нашем д/с в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную), т.

д.

Хотелось бы выделить раздел по развитию речи, хотя мы предлагаем, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку.

Развитие речи — есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям.

Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.

Задачи воспитателя — раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения[20, с. 16].

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра.

При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.).

Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Это помогает детям также лучше, ориентироваться во Временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.

Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли интересный духовно-нравственный смысл праздника, и мы в своей работе стараемся использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее — еще в декабре.

Но это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый радостный смысл. На занятиях по родному языку наши дети знакомятся с русской духовной поэзией.

На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки. В Сочельник, накануне Рождества, мы с детьми собираемся в нашей любимой горенке, где тепло, по-домашнему проходят посиделки с родителями и гостями.

Повара на кухне готовят сочиво — традиционное предрождественское блюдо. Конечно, каждому достается сочива по чайной ложечки, но впечатление у детей остается.

Мы рассматриваем с детьми икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки — это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.

На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в саду по этнографическим образцам. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение.

Читайте также:  Чем мы гордились в ссср

Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звезды и начинается, интересное действо — игра-колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки-самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.

Это очень ограничено для психики детей, и наши дети от яслей до самых старших с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник.

Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей.

Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх.

Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество — оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков — мужчин-защитников, а из девочек — женщин-матерей.

И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ).

Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/12883

Использование гимнических произведений как средства патриотического воспитания

Нам есть, чем гордиться, и есть, что беречь, —

И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам родней и дороже всего…

А. Ахматова [3]

Патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармоничной личности. Без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей невозможно полноценное развитие государства.

Патриотизм является глубоким чувством, которое формировалось у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Патриотизм представляет собой сложное и многообразное явление. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.

Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре [5].

Современное молодое поколение уже не представляет собой того «чистого листа», на который можно свободно написать новые идеи. Молодые люди хотят сами участвовать в создании этих идей, так как они имеют собственное представление об устройстве жизни.

Это поколение в ближайшем будущем возьмет на себя ответственность за развитие общества, поэтому очень важно, чтобы ключи от будущего держали в руках люди энергичные, умеющие мыслить масштабно и смотреть далеко вперед, способные решить насущные социальные проблемы [1].

В.В. Путин в одном из интервью с сожалением отметил, что слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное позитивное значение.

Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями; стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.

Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения [2].

Одним из главных направлений патриотического воспитания молодежи на сегодняшний день является глубокое изучение государственной символики России. Особое внимание и уважение при этом оказывается гимну России – музыкальному символу величия нашей страны, призванному объединять народ, верить в нерушимость единство и независимость.

Гимн олицетворяет силу, мощь, достоинство, доблесть государства и его народа. Если молодые люди будут знать и чувствовать свои государственные, национальные корни, которые крепки и дают им силу, ведут их к полноценной жизни, то вырастет самодостаточное поколение.

История гимнов уходит в глубокую древность. Гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. В переводе с греческого (hymnos) — хвалебная песнь в честь богов, героев и победителей.

Знакомство с музыкальной символикой государства, родного края, образовательного учреждения, сопровождающееся историческими комментариями, надолго западает в душу ребят, вызывая интерес к истории и культуре своего народа и края. Это, безусловно, оказывают существенное влияние на эмоциональную сферу учащихся, способствуя формированию интереса к музыкальной культуре, истории своего народа, следовательно, формирует чувства патриотизма [5].

Как показывают наблюдения, значительную часть досуга молодежи заполняет Интернет. Он оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций, внутреннего мира, художественных предпочтений, культурных установок, музыкальных вкусов молодежи.

Это «общение» в подавляющем большинстве имеет не познавательный, а развлекательный характер.

Музыкальные композиции и передачи, вызывающие патриотические чувства, заполняют такую малую долю теле и радиоэфира, что подчас остаются незамеченными и кажутся современным молодым людям чрезмерно серьезными и скучными.

Вообще, музыка – это одно из искусств, имеющих мощнейшие влияние на человека, побуждающая его к тем иным действиям.

Она – властительница душ, зачастую повелевающая поведением человека, склоняющая его в ту или иную сторону при выборе действия. Музыка воздействует на тончайшие струны психики. Особенно подвержена ее влиянию молодежь.

Слово и звук могут вместе влиять на людей, менять социальную и политическую обстановку в обществе.

В построении процесса патриотического воспитания студентов важно учитывать психологические особенности этого возраста, возрастную предрасположенность к усвоению соответствующих элементов социального опыта и механизмов деятельности.

Юношеский возраст – это период формирования мировоззрения, интеллектуального развития, профессионального самоопределения, активизация физического развития, социального воспитания личности.

Этому возрасту свойственны стремление к самостоятельности поступков, независимости суждении, нетерпимость к мнениям и поступкам, противоречащих их взглядам и убеждениям, бескомпромиссный максимализм в требованиях и оценках.

Человек наиболее ярко проявляет свои положительные качества тогда, когда занимаемое им в жизни место полностью соответствует его склонностям, уровню его возможностей.

Объективность, правильность самооценки в эти годы в решающей мере зависят от уровня постановки воспитательной работы в целом, от организации самоуправления, степени самостоятельности и ответственности в выполнении поручений, уровня развития общественного мнения в коллективе и мудрости, такта педагога, умения вовремя и ненавязчиво прийти на помощь обучающимся.

В этом возрасте заметно ускоряется процесс формирования гражданской позиции, углубляется, становится все более осознанным чувство Родины, необходимости ее защиты, растет стремление к самовоспитанию и определенность жизненной цели, правильная самооценка своих сил и возможностей играют в этом далеко не последнюю роль [4].

Воспитательная работа должна быть направлена на формирование лучших качеств личности, в том числе и готовности к служению Отечеству.

Основным стержнем этого процесса должна оставаться система поручений и ответственности, которая должна максимально базироваться на доверии и сотрудничестве.

В нашем учебном заведении сложилась система патриотического воспитания, частью которой является воспитание уважения к гимну как к государственной символике. Преподаватели нашего колледжа Б.М. Игнатьев и О.Н.

Дрюченко стали авторами слов и музыки гимнов, посвященных родному городу и своему учебному заведению – Кировскому областному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Вятский колледж культуры».

Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь.

Большая Русь, ее частица Вятка,

Я здесь рожден и этим я горжусь.

И сердце замирает нежно, сладко,

Когда к земле руками прикоснусь.

Над рекою древний Хлынов,

Вятка на семи холмах,

Широко расправил Киров

Крыльев уличных размах.

В небе радуга дугою

Над цветением полей.

Только б мира и покоя

Славной родине моей.

Когда студентов приобщают к знакомству с текстом и музыкой гимна, воспевающему малую родину – они с интересом изучают материал, связанный с историей родного края, его традициями, особенно, когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается культурный уровень студентов, возникает потребность в получении новых знаний о родине. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего отечества.

Сейчас стало престижно иметь свой гимн предприятию, организации или учебному заведению, воспевающий их достижения, традиции и т.д.

Наш колледж – не исключение. Слова гимна знает каждый в колледже, хотя никто специально их не учит. Вновь пришедшим студентам он быстро становится родным.

Изначально  это была скорее песня о колледже, нежели произведение гимнического характера. Но когда по окончании каждого мероприятия (без чьего-либо указания) педагоги и студенты вставали и совместно исполняли ее, когда для вновь пришедших студентов песня сразу становится родной — мы решили, что по своей значимости это и есть гимн.

А когда понять сумеешь — затянулось расставанье

В колледж  ты родной приедешь, как  на первое свиданье.

И протянешь нежно руку — вот он Бог и победитель.

Ах! Спасибо Вам, УЧИТЕЛЬ, за терпенье, за науку!

И музыка,  и магия кулис  уносит в неизвестную высь

Зовет, зовет куда-то за собой… как будто — бы подарена судьбой!

Исполняя этот гимн, студенты испытывают  чувство гордости за колледж, за будущую профессию и  исполнены благодарности педагогам за их сложный и благородный труд.

Пути патриотического воспитания могут быть разными. Главное, чтобы студенты поняли, как ответственно быть гражданином своей страны. Мы, преподаватели, должны помнить, что в деле воспитания настоящего человека нельзя добиться сиюминутного результата.

Труд преподавателя всегда окупится, если любить тех, с кем работаешь. Любить тот трудный, разный, порой  неподатливый материал,  с которым мы работаем.

Надо отдавать свое сердце детям, любить Родину и верить в счастливое будущее России, которое будут строить наши воспитанники.

Список литературы

  1. Агапова, И.А. Мы – патриоты! [Текст] :  классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ВАКО, 2008. – 368 с.
  2. Аксиологические аспекты патриотического воспитания в современном российском обществе [Электронный ресурс].  —  Режим доступа: http://vconf.vgi.volsu.ru/?p=809.
  3. Ахматова, А. Стихи и проза  [Текст] / А. Ахматова; сост. В.Д. Прохорова. – М.: Искусство, 1989. – 207 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. завед. / В.С. Мухин. – 11-е изд. перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
  5. Настольная книга по патриотическому воспитанию [Текст] : метод. пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт. – сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашков. – М.: Глобус, 2007. – 330 с. 

Источник: http://www.informio.ru/publications/id987/Ispolzovanie-gimnicheskih-proizvedenii-kak-sredstva-patrioticheskogo-vospitanija

Ссылка на основную публикацию