Особенности культуры советского периода

Культура советского периода

К советской культуре сегодня нет однозначного отношения. Одни исследователи считают, что этот период не представляет никакого интереса, другие говорят о советской эпохе как о значительном периоде в истории русской культуры.

Действительно, культура советская времени – это явление многоплановое, а потому очень сложное. Она пришла, уничтожив в пламени революции и гражданской войны, культуру дворянскую и культуру крестьянства.

Культуры пролетариата к этому времени не сложилось. Советская культура основана на культуре военных люмпенов и культуре лагерей.

На разных этапах развития советского государства соотношение между этими составляющими было различным.

Характерные черты советской культуры

Отличительной чертой культуры 20-х годов был плюрализм и склонность к диалогу культур, расцветала культура инакомыслия, проявлявшаяся в творчестве:

  • поэтов и писателей А. Блока, А. Белого, И. Бунина, Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Короленко,
  • художников В. Кандинского, М. Шагала,
  • композиторов С. Рахманинова, Ф. Шаляпина, И. Стравинского.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Однако уже в 30-50гг. начинает складываться культура тоталитаризма, когда всякое инакомыслие жестоко подавляется.

Замечание 1

Задача построения социализма требовала культурной революции, заключавшейся в ликвидации безграмотности, создании системы высших и средних специальных учебных заведений; организации научно-исследовательских институтов, библиотек, развития театров и т.п.

В результате культурной революции, развития и роста крупных городов, активного переселения в них людей из деревни постепенно возникает гибридная культура, отличавшаяся неустойчивым, динамическим неравновесным характером, основными признаками которой стали черты так называемой фабричной системы, которая отличалась тенденцией к концентрации, широкой регламентацией деятельности, планомерностью, массовостью и трудовой дисциплиной и т.д.

По отношению к литературе и искусству в 30-50гг. происходила ликвидация различных художественных течений в связи принятием доктрины социалистического реализма (1934г.).

Все другие направления были объявлены вне закона, независимые группировки художников были упразднены. Так, например, после смерти К.

Малевича картины авангардистского художников-авангардистов больше не выставлялись, все, что попало в музеи, было спрятано в запасниках.

Замечание 2

Основой массовой культуры Советского Союза стала социокультурная мифология, порожденная тоталитаризмом, основными чертами которой стали вульгаризация любого явления истории или современности, упрощенная форма для полуграмотной массы, обожествление вождя, двухцветный взгляд на мир, псевдооптимизм.

Однако произведения зачастую были глубже своего жанра, так как в рамках этого течения создавали свои произведения известные деятели искусства, среди которых писатели М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, А. олстой, композиторы Д. Шостакович, Н.Я. Маяковский, режиссеры С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко.

Оттепелью была названа культура 60-х гг. К этому времени фабричная система достигла своего апогея и стала изменяться. Началом оттепели считают появление в 1954 году повести И. Эренбурга с этим названием.

Нравственно-политической позицией деятелей культуры этого времени, отвергших сталинизм, стали пьесы, стихи проза А. Солженицына, В. озова, А. Аксёнова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, кинофильмы М.

Хуциева постановки театра «Современник».

Культура 70-80-х годов ХХ века отличается тем, что, пережив хрущевскую оттепель, советские люди стали задумываться над путями дальнейшего развития культуры, в чертах которой стала проявляться противоречивость:

  • с одной стороны, искусство обращалось к революционной романтике, стремясь найти там моральную опору,
  • с другой, – все больше проявлялись настроения безысходности, безнадежности.

Замечание 3

Появилась официальная и неофициальная, диссидентская, культура, при этом официальная литература становилась все более догматичной.

В связи с тем, что к этому времени выросло уже несколько поколений людей, воспитанных в советское время, влияние идеологии заметно возросло, однако при этом с середины 70-х в обществе начинается процесс отторжения ценностей «развитого социализма». Вместе с тем и 70-80 гг. значительно обогатили русскую культуру – это время А. Астафьева, В. Распутина, Р. Газматова, Ч. Айтматова.

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_sovetskogo_perioda/

Культура советского периода

1. Осуществление культурных преобразований в 20 – 30 гг.2. Особенности культурной жизни страны в 40 – 80 гг.3. Проблемы культуры в условиях формирования рынка.

20-е годы были самыми многообещающими в истории советской культуры.

Специфика этих годов состояла в многообразии форм социально-экономического развития, в динамичности и открытости политической жизни, в духовном богатстве. В эти годы активно занимались своей деятельностью выдающиеся учёные и художники (И. Павлов, Н. Вавилов, М. Шолохов, А. Платонов).

Выделение 20-х годов в особый этап связано ещё и с нэпом. Следует учесть, что на содержательность 20-х годов в культуре падал благотворный отсвет Серебряного века. Прослеживается многообразие литературных группировок и художественных объединений, богатство стилевых и жанровых исканий в искусстве (М. Булгаков, И.

Бабель, М. Бахтин). Но со второй половины 20-х годов начала проявляться разрушительная деятельность сталинского тоталитаризма.

30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Широко развернулось строительство новых школ. Были преобразованы школьные программы, созданы новые учебники. Развивалась система среднего специального и высшего образования. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, — «история партии».

Мировое признание получила советская физическая школа, представленная именами Вавилова, Иоффе, Капицы. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра. Также значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Активно исследовался и осваивался Север.

Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению – социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х и 30-х годов отражались в сознании людей через собственный опыт и любимые кинокартины. Над документальными фильмами трудились такие мастера как Д. Вертов, Э. И. Шуб и др.

Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество фильмов было посвящено историко-революционной тематике («Чапаев», «Мы из Кронштадта»). В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В.

Экк) о воспитании нового советского поколения. В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссёр Н. В. Экк). Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Любимым жанром стали исторические картины.

Яркие образы в фильмах 30-х годов создали Б. М. Андреев, Б. А, Бабочкин, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова и др.

Музыкальная жизнь страны в 30-е годы связана с именами Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского и др. Были созданы коллективы, прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества – песенная.

Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Вузовцы», «Допрос коммунистов»). Непременный атрибут каждого города и учреждения – портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

Литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями (М. Горький «Жизнь Клима Самгина», А. Толстой «Пётр I», М. Шолохов «Тихий Дон»). С конца 20-х годов на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Погодина, В. Вишневского и др. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ.

Итак, важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Широко распространялась художественная самодеятельность.

Развитие советской культуры в 20 – 30-х годах имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература были взяты под строгий контроль и испытывали идеологическое давление.

С другой стороны, советская культура достигла значительных успехов.

Особенности культурной жизни страны в 40 – 80 гг

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие.

Но надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. В конце 1948 г.

страна вновь оказалась в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

Один из первых ударов был нанесён по литературе. Был закрыт журнал «Ленинград». Критике подверглись Зощенко, Ахматова, Штейн, Герман, Казакевич и другие деятели культуры. Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино.

Критике были подвергнуты многие кинорежиссёры и кинофильмы. В конце 1947 года жёсткий идеологический пресс обрушился на советских музыкантов. Также как и другие деятели культуры, многие композиторы были подвергнуты критике (Прокофьев, Хачатурян и др.

).

Одной из важнейших задач было возрождение образовательной системы. Развернулись оживлённые дискуссии среди историков, экономистов, философов, биологов, физиков. В 1952 году вышла в свет работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью». На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.

Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе – обновленческого. Был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи и кинематографии. Настоящим потрясением для людей стал выход в свет произведений А.

Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

В 1556 году был создан Международный исследовательский центр в Дубне. В 1957 году было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР.

Крупнейшие достижения того времени: создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957), первый полёт человека в космос (1961).

Научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

В области образования была задумана реформа. В декабре 1958 года был принят закон о новой структуре образования, была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.

Смена курса в октябре 1964 года повлекла за собой идеологические перемены. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины». Это означало отказ от двух крайностей: очернительства и лакировки действительности. По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика.

Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Специфической чертой 60 – 70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция».

Уже в 80-х годах начала возвращаться культура Серебряного века.

Итак, в 40 – 80-х годах наблюдалось постоянное обострение противоречий между властью и обществом. Существовало противоборство двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Читайте также:  Водка на советском фронте

Проблемы культуры в условиях формирования рынка

В силу вступают рыночные законы, и возрастает потребность не во всесторонне развитой, а в «рыночной» личности. Для неё характерна способность быть такой, какой от неё требует быть рынок.

Внедрение рыночных отношений в сферу культуры началось с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе ряда учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчёта». Вслед за постановлением последовало проведение эксперимента в театрах страны.

Суть эксперимента: выработать модель театра, действующего в условиях рынка, которую можно бы было предложить в качестве образца для других типов культурно-просветительных учреждений. В результате произошло повышение стоимости на билеты, поэтому уменьшилось число зрителей. Нечто подобное произошло и с другими учреждениями культуры – Дворцами, Домами культуры, библиотеками.

Их заставляли искать не бюджетные источники финансирования, сдавать своё помещение в аренду коммерческим организациям.

Так были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных на получение прибыли.

Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, и увеличиваться количество «доходных» организаций.

Значительному разгрому подверглись социально-культурные учреждения села.

Внедрение рыночных начал больно ударило по основной массе творческой интеллигенции, работников в сфере культуры. Встала проблема выживания перед библиотекарями, артистами театров, сотрудниками музеев, которые оказались за чертой бедности.

У них была низкая зарплата, понижался социальный статус. Рыночные отношения сказались на репертуаре. С афиш театров исчезли пьесы мировой и отечественной классики.

Их вытеснили произведения, заранее обречённые на успех благодаря конъюнктурной тематике и учёту потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов.

Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. Существенный удар рыночные отношения нанесли отечественному кино и книгоиздательской деятельности. Книга становится недоступным товаром для широких слоёв населения, в связи с ростом цен на бумагу.

Социально-культурная ситуация в стране усугубляется растущим социальным неравенством населения.

Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалась разрушена её инфраструктура, уменьшился объём и качество духовной продукции, сузился круг культурных образов, сократилась сфера любительского художественного творчества.

Список литературы:

  1. Е. В. Попов. Введение в культурологию. М.: Владос, 1995 г., стр. 318 – 324.
  2. Г. В. Драч. Культурология. М.: Феникс, 1995 г., стр. 426 – 430; 445 – 452.
  3. А.А. Данилов. История России XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2005 г., стр. 191 – 361.
  4. А. М. Прохоров. Новая иллюстрированная энциклопедия. М.: Мир книги, 2001 г., т. 1 – 20.
  5. А. Н. Маркова. Культурология. М.: Юнити, 1995 г.

Похожие материалы

→ Культура общения и ее роль в жизни современного общества
→ Культура Древнего Востока

Источник: http://alfa2omega.ru/load/referaty/kult/736/66-1-0-736

Культура Советской эпохи

Культура периода Советского Союза была разнообразной и многогранной. В свое нелегкое время, она терпела неудачи и подъемы. После падения царской системы правления, у руля нового государства, стали большевики. В процессе этого, впервые года существования нового государственного порядка, одни из лучших умов России, эмигрировали на запад.

Несмотря на это, новая «советская страна»  с самого начала, взяла курс на ликвидацию, повальной безграмотности. Были даны возможности обучению, без отрыва от производства, а главное – бесплатное начальное обучение простых советских граждан. Результатом этого, стало невиданное культурно-техническое развитие государства, наравне с лучшими западными конкурентами.

Уверенно и планомерно развивались военно-промышленные комплексы, которые создавали лучшие образцы техники. Культурный аспект страны привнес миру настоящих классиков своей эпохи, труды которых считают лучшими по сей день.

Победы в этой неотъемлемой сфере, стали результатом плодотворной роботы всего государственного аппарата коммунистического строя, который был нацелен на равенство, достаток, и развитие человеческой мысли.

ПериодыМатериальная культура (наука, техника, строительство, транспорт)Духовная культура (образование, литература, искусство)
1917-1922 К. А. Тимирязев, В. М. Бехтерев А.В. Луначарский, U.K. Крупская, А. А. Блок, А. А. Богданов, В.Я. Брюсов
1921-1927 Восстановление народного хозяйства, транспорта. План ГОЭЛРО, первые ГЭС. ГО. Графтио, Я. М. Гаккель АХРР (Ассоциация художников революционной России), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), рабфаки; СЛ. Есенин, Д. А. Фурманов, В.Э. Мейерхольд
1928-1940 Синтетический каучук, учение о центрах происхождения культурных растений. С. В. Лебедев Н.И. Вавилов И. В. Мичурин В. И. Вернадский Марксизм-ленинизм, атеизм, Ликвидация неграмотности, всеобщее бесплатное начальное обучение, обучение без отрыва от производства. ССП (Союз советских писателей), социалистический реализм. М. Горький, А. Н. Толстой, Д. Бедный, В. В. Мая­ковский, Н. А. Островский, М. А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.А. Зощенко
1941-1945 «Катюши», Т-34, Ил-2, ППД (пистолет-пулемет Дегтярева), ППШ (пистолет-пулемет Шиапша) С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, А. Н. Туполев, В. А. Дегтярев Совпнформбюро,А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург. А. П. Гайдар
1945-1985 Атомная и водородная бомбы, термоядерная реакция на установке «Токамак», освоение космоса, спутник, Ан-124 («Руслан»), лазеры, автоматизация, механизация, электрификация. И. В. Курчатов Л.А. Арцимович Ю.Б. Харитон, А. Д. Сахаров, СП. Королев, Ю.А. ГагаринО. К. Антонов, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, Л. Д. Ландау Всеобщее бесплатное обязательное среднее образование. Абстракционизм, авангардизм, формализм, «самиздат», «тамиздат».А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, В. И. Мурадели, А. И. Хачатурян, А. П. Довженко, А. И. Солженицын, А. А. Фадеев, А.Т. Твардовский, В. Ы. Войнович, А. А. Тарковский, Ф.А. Абрамов, A.M. Адамович, Г Я. Бакланов, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, В. Г Распутин, А. А. Бек, Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, И. А. Бродский, Г. А. Товстоногов
1985-1991 С.Н. Федоров Соц-арт.A. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В.Т. Шаламов, В.П. Аксенов,B. C. Гроссман, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин

Культура советской эпохи

После 1917 г. часть деятелей культуры и науки эмигрировала из страны (И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Кандинский, Ф.И. Шаляпин, СВ. Рахманинов и др.). Некоторые (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, П. А.

Сорокин) были высланы Советской властью или расстреляны (Н. С. Гумилев, профессора В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинский, философ П. А. Флоренский). Некоторые из эмиг­рантов (А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, А. И.

Куприн) по разным причинам вернулись на родину.

К середине 30-х гг. была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т.д.). На протяжении 30-х гг.

было введено всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение, затем — неполное (семилетнее) среднее образование, сначала в городах, позже в сельской местности. В 70-х гг. было введено всеобщее обязательное среднее политехническое десятилетнее образование.

Численность вузов и студентов выросла в десятки раз.

В СССР наряду с Всесоюзной Академией Наук сложились рес­публиканские и отраслевые академии. Сформировались советские научные школы: С. В. Лебедев — производство синтетического кау­чука; Н. И.

Вавилов — генетика; И. В. Мичурин — биология и селекция; И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, С. П. Королев — атомное и ракетное оружие и др.

Значительная часть научных сил была сосредоточена в военно-промышленном комплексе.

Литература и искусство от борьбы различных направлений в 20-х гг. пришли к «сплочению» на основе «социалистического реализма», который с 30-х гг. считался единственно правильным методом художественного творчества. Официальное признание получили писатели М. Горький, В .В. Маяковский, Д.

Бедный, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, Н.А. Островский, А. Т. Твардовский. Некоторым талантливым художникам приходилось работать «в стол» (А.А. Ахматова, М.А. Булгаков), перебиваться случайными заработками (М.А. Зощенко), уезжать за границу (А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский).

Все сферы культурного, духовного производства были поставлены под контроль государства, Коммунистической партии. Под лозунгами «Культуру —в массы», «Искусство принадлежит народу» происходила демократизация культуры, приобщение широких масс трудящихся к культуре.

С другой стороны, сфера культуры, духовной жизни общества подверглась жесткой идеологизации и всеобъемлющей поли­тизации. Коммунисты являлись материалистами, воинствующими атеистами (безбожниками) и стремились ликвидировать влияние всех религий, в которых видели конкуренцию марксизму-ленинизму.

В целом народ в основной массе мог приобщиться только к той культуре, которую ему давало руководство страны.

Культурный советской эпохи: деятели культуры по сферам деятельности

Сфера деятельности. Деятели культуры
Ученые,конструкторы — оборона, вооружение Ж.Я. Котин, В.М. Петляков, А.Н. Туполев,A.        С. Яковлев, А.Ф. Иоффе, Г. С. Шпагин,B.         А. Дегтярев, И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, СП. Королев, М.Т. Калашников, В.П. Бармин,Г. В. Кисунько, В.Ф. Уткин, И. Д. Спасский
Ученые в гражданских отраслях Химик С. В. Лебедев, биолог Н. И. Вавилов,селекционер И. В. Мичурин,физики П.Л. Капица, СИ. Вавилов, Н.Г. Басов,A.M. Прохоров, П.А. Черенков,математики Л. В. Канторович, М.В. Келдыш,врач-офтальмолог С. Н. Федоров
Архитекторы К. С. Мельников, А. В. Щусев
Поэты А. А. Ахматова, С. А. Есенин, В. В. Маяковский,Демьян Бедный, В.Я. Брюсов, А.Т. Твардовский,Н.С. Тихонов, Б. А. Пастернак,Е. А. Евтушенко, М. И. Алигер, О.Ф. Бергольц,А. А. Вознесенский, И. А. Бродский,Б. А. Ахмадулина, Р. Г. Гамзатов, А. Д. Дементьев,Н. Н. Добронравов, Р. И. Рождественский,Л. И. Ошанин
Писатели М. Горький, М.А. Шолохов, Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, И. Э. Бабель, Л. М. Леонов, А. С. Серафимович, М.Е. Кольцов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев, А. П. Гайдар, М. М. Джалиль, Б. Н. Полевой, В. А. Каверин, А. С. Грин, К. И. Чуковский, И. Г. Эренбург, А.Н. Толстой, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, А. И. Солженицын, Ф. А. Абрамов,A.        M. Адамович, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев,B.        В. Быков, В. Г. Распутин, А. А. Бек,Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, А. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В. Т. Шаламов, В. П. Аксенов, B.C. Гроссман
Композиторы B.        И. Лебедев-Кумач, И. О. Дунаевский,C.        С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский, А.Н. Пахмутова,О. Б. Фельцман, Д. Ф. Тухманов
Сфера деятельности Деятели культуры
Музыканты-исполни­тели, певцы С.Я. Лемешев, И. С. Козловский,Г П. Вишневская, И. К. Архипова,Е. В. Образцова, Т. И. Синявская,Е. Е. Нестеренко, З.Л. Соткилава,М.Л. Ростропович, В.Т. Спиваков,К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов,Л. Г Зыкина, М. М. Магомаев, Э. С. Пьеха,И. Д. Кобзон, А. Б. Пугачева
Художники, скульпторы A.        А. Дейнека, П.Д. Корин, Ю. И. Пименов,М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин,П. П. Конч&повский, А. А. Пластов, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов),И. С. Глазунов, М.М. Шемякин;B. И. Мухина
Режиссеры кино, театра, балета A.        П. Довженко, С. М. Эйзенштейн,Г. М. Козинцев, Э.А. Рязанов, А. А. Тарковский,B.        Я. Мотыль, Л. И. Гайдай, С. Ф. Бондарчук, М. М. Хуциев, О. Н. Ефремов, В. М. Шукшин, Н. С. Михалков, Г. Н. Данелия, С. В. Образцов,Ю. Н. Григорович
Актеры кино, театра, балета Л. П. Орлова, М. Н. Ермолова, Ф. Г. Раневская, Н.А. Черкасов, И.М. Смоктуновский, М.А. Ульянов, А.И. Райкин, B.C. Высоцкий,A.        А. Миронов, Л. М. Гурченко, Е. П. Леонов,B.        В. Тихонов, А. Б. Фрейндлих, Ю. В. Яковлев,А. В. Мягков, Г. С. Уланова, М. Г. Плисецкая,Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа
Русская культура в эмиграции Авиаконструктор И. И. Сикорский,социолог П. А. Сорокин, писатель И. А Бунин,оперный певец Ф. И. Шаляпин,композитор СВ. Рахманинов,художник Н.К. Рерих,философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин,Д. С. Мережковский
Читайте также:  Все автомобили советских вождей

Культура советской эпохи: творения деятелей культуры

Деятели культуры Творения деятелей культуры
Г. С. Шпагин, В. А. Дегтярев, И.Я. Стечкии, М.Т Калашников Пулеметы, автоматы, противотанковое ружье, подствольный гранатомет
М. И. Кошкин, Ж. Я. Котин Танки, самоходные артиллерийские установки
В. М. Петляков, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, О. К. Антонов Самолеты: АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский самолет), Ту-114, -134, -154: Ан-124 «Руслан»
И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, Е. П. Славский Атомное и водородное оружие
С. П. Королев, В. П. Глушко, В. Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В. П. Бармин Искусственные спутники земли («Про­тон», «Полет»), космические корабли «Восток», «Восход», «Буран-Энергия», орбитальные космические станции («Са­лют»)
Н. Г. Басов, А. М. Прохоров Создали первый квантовый генератор — лазер
Л. Н. Руднев, С. Е. Чернышев Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах в Москве
Д. И. Бурдин Башня телецентра в Останкино в Москве
А. А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме», «Двена­дцать», «Последние дни старого режима», представитель символизма
А. А. Ахматова Лирика — «Вечер», «Четки» и др., «Рекви­ем», «Бег времени»
С.А.Есенин Лирика, цикл «Москва кабацкая»
В. В. Маяковский Поэмы «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин»
Деятели культуры Творения деятелей культуры
М.А. Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»
И. Г. Эренбург Повесть «Оттепель» в журнале «Новый мир» (1954) стала метафорой для обозна­чения ситуации в стране после смерти Сталина и в начале реформ Хрущева
А. И. Солженицын Повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо»
Л. И. Гайдай Комедии «Операция Ы…», «Кавказская пленница» и др.
Э. А. Рязанов Комедии «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др.
В. С. Высоцкий Авторская песня, сборник стихов «Нерв», роли в кино — «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», в театре на Таганке

Источник: http://histerl.ru/vse_mareriali/kultura/sovetskaia_epoxa.htm

Советская культура: ее специфика и основные этапы

Презентация на тему: Советская культура: ее специфика и основные этапы.

План

1. Специфика советской культуры

2. Основные этапы развития советской культуры

2.1 Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие

2.2 Отечественная культура в период тоталитаризма

2.3 Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

2.4 Послевоенная культура России

2.5 Советская культура в период «Оттепели»

2.6 Культурная политика периода «Застоя»

3. Заключение

4. Список литературы

Специфика советской культуры

Культура советского периода — это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры.

С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР — явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития.

Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная — это примитивная культура тоталитаризма, то положительная — это культура единения и развития советского народа и государства.

XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.

Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции

Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Октябрьская революция положила начало переходу к новому типу культуры. Последствия этого перехода сложны. Основной целью культуры является служение трудящимся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность.

Культура и искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Октябрьская революция должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры.

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры.

Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

Коренные изменения коснулись системы школьного образования. Положение о единой «трудовой школе» ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму.

Усиливается влияния идеологии на искусство, художественное творчество. Ряд художников уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии.

Происходит активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода.

Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения.

Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.

Вернуться

Отечественная культура в период тоталитаризма

Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов».

В 30-е гг. культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира.

Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно.

Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Список антисоветской интеллигенции

Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.

Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

Союз писателей СССР

Вторая половина 30-х гг. — это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.

В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом.

Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу.

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры .

Делу спасения Отечества целиком и полностью посвятило себя советское искусство. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня «Священная война». Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня.

«Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» — эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики. В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений XX века — 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда.

Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс.

В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы Л.Леонова «Нашествие», К.Симонова «Русские люди».

Всего за годы войны были созданы 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов. На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 кинооператоров.

Пьеса «Нашествие» 1943 год

Таким образом, несмотря на предшествующий Великой Отечественной войне период тоталитаризма в истории страны, жесткого идеологического давления на всю отечественную культуру, перед лицом трагедии, опасности чужеземного завоевания из подлинной культуры уходит идеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет, стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.

Послевоенная культура России

Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали. В послевоенный период многое в развитии культуры пришлось начинать сначала.

Однако уже в первую послевоенную пятилетку было сделано многое для восстановления и развития системы народного образования.

Важнейшим результатом этой работы стало введение в стране всеобщего обязательного семилетнего образования. Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых.

В стране во многих отраслях науки складывались научные школы, имевшие мировое значение.

Ученики советской школы

В целом послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания руководителей.

Изоляционистская политика советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское.

Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-технических открытиях. Кампания борьбы с низкопоклонством затронула и художественную жизнь. Изобразительное искусство Запада объявлялось целиком упадническим. Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму.

Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились. Типичным явлением конца 40-х гг. стали проработочные кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с формализмом и космополитизмом.

Советская культура в период «Оттепели»

Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами — все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-х гг. вошло в историю СССР под названием «оттепель. Само это понятие в социокультурном плане имело два смысла:

символический — оттепель в культуре предшествовала и способствовала оттепели в других сферах общественной жизни;

Читайте также:  Цена победы во второй мировой войне

реальный — ослабление влияния тотального режима на индивидуальный процесс художественного творчества.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х гг. активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности.

Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия.

Все чаще поднимается проблема ответственности «отцов» за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях «отцов и детей».

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

В целом «оттепель» оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х гг.

«оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена.

В годы «оттепели» сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке.

Культурная политика периода «Застоя»

Более 20 лет в советской истории существовала эпоха «застоя», которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями.

С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры.

С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

  • благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;
  • нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур — официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

Существенной особенностью социокультурной модели «застоя» было начало возрождения национальных традиций «снизу». Процесс «очищения» ядра русской культуры происходит через развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество «деревенщиков», показавших самобытность и жизнеспособность русского села.

День Ивана Купалы

Обряд расплетания косы на две. Перед самым приездом жениха

С приходом нового политического руководства (Л.И.Брежнева) ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей А. Синявского и Ю. Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений.

А.Синяковский и Ю.Даниель

В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса.

Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества. Были созданы высокохудожественные произведения о Великой Отечественной войне (Ю.В.Бондарев «Горячий снег», Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие..

.»). Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Особое место в искусстве заняли книги и фильмы В.М.Шукшина, выводившего образы «странных» людей из народа и отразившего перелом в их сознании под влиянием наступления городской культуры на сельскую.

Вернуться

Васильев Борис

Заключение

Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории — советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра.

Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе.

В литературе изданной в советские времена, например у Зезиной выделено такое мнение Ленина- «Пролетарская культура, должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества».

Главный упор книг того времени был на то, что социалистическая культура должна выражать интересы трудящихся и служить «задачам классовой борьбы пролетариата за социализм». Политикой жесткого давления, удалением «левацких мелкобуржуазных взглядов». Все действия партии рассматриваются, как необходимой политикой для становления нового государства.

Удаление ненужных элементов должно было способствовать развитию коммунизма в молодом государстве.

В современной литературе, например считается, что политика советского государства по отношению к культуре была неоднозначной, с одной стороны воодушевление масс, духовный подъем людей, «вдохновленных идеалами коммунизма», а с другой: классовая борьба, выселения, нарушения прав человека, утечка мозгов (число убитых и подверженных сталинским репрессиям исчисляется от 70 до 120 миллионов, а это- половина нации).

Источник: https://multiurok.ru/files/sovetskaia-kultura-ee-spetsifika-i-osnovnye-etapy.html

Советская культура

Советская культура — это сложная диалектическая целостность, которая никогда не была единым монолитом. Здесь и официально признанная культура, и культура неофициальная, находящаяся в «тени», культура подполья, инакомыслия и оппозиции, культура зарубежья.

Противоречивость присуща и всей системе, и ее элементам. Живое общечеловеческое в ней причудливо соседствовало с тоталитаризмом, связь с историей многострадального народа — с прославлением социалистической системы.

Общечеловеческие ценности прорывались через классовость, нигилизм, безудержную политизацию.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. 6 1920 г. создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В 1930 г.

введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты. Оно проводилось на основе строгой дисциплины, расписания. Изучалась история страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом.

Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы), средняя (1-10 классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы. Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. По этой причине в 1933-1937 гг.

для повышения образовательного уровня рабочих созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов. Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах. В 1925 г.

из Ленинграда в Москву переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И.Вавилов. Отделения академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А.Морозов, М.И.Комкин, Ж.Я.Котин), самолетов (А.И.Туполев, С.В.Илюшин, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г.Грабин, Ф.Ф.

Петров), стрелкового оружия (В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев). А.П.Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн. Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики — П.Л.Капица, атомного ядра — И.В.Курчатов, Г.Н. Флеров и др.), физики полупроводников — А.Ф.Иоффе.

В середине 30-х годов в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм. Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение больших масс людей.

Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС. Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

Культура советского периода — выражение самосознания общества в его развитии. Можно выделить хронологические границы крупных этапов существования советской культуры: » с 1917 г. до середины 50-х гг.

— время постепенного усиления и закрепления тоталитарных общественных установок, огосударствления, аппаратизации всех сфер жизни, формирование и апогей культуры тоталитарного типа.

В рамках этого этапа выделяются различные периоды:

1) время гражданской войны — раскол общества и деятелей культуры по их отношению к революции;

2) 20-е гг. — равновесие противостоящих тенденций в культуре, контакты России с русским зарубежьем;

3) 30-е гг. — вытеснение независимо мыслящих деятелей культуры, закрепление тоталитарных установок в
культуре, массовые репрессии против интеллигенции;

4) годы Великой Отечественной войны — относительное раскрепощение культуры;

5) начало 50-х гг. всеохватная догматизация общественного сознания, апогей культуры тоталитарного типа;

6) со второй половины 50-х гг. до второй половины 80-х — время постепенного противоречивого развития культуры, всестороннего кризиса тоталитарной культуры: возникновение различных направлений в культуре, сопротивления застарелым догмам, подавление инакомыслия и вместе с тем существенное повышение уровня культуры;

7) со второй половины 80-х гг. — время краха социализма, острой борьбы между сторонниками разных путей развития России и культуры, начало «гласности», снятия цензурных ограничений и существования культуры независимо от государственных установок, широкий плюрализм мнений, расширение влияния массовой и американской культуры на общественное сознание.

Культура советского периода не перечеркнула менталитет столетий. Архетип русского человека остался прежним. В эти десятилетия советского периода видна вера в идеал, вера в «земной град» и нацеленность на будущее. Это поиск организации общества и жизни на новых началах, это и жертвы во имя будущего. Здесь и 27-миллионный, вклад в освобождение от фашизма европейской цивилизации.

Культура советского периода — это особый феномен социокультурного мышления, психологии, сопряженной с русской двоичностью (красные, белые), с традицией политизации культуры, с безоглядным стремлением веровать даже на безрелигиозной почве, ориентации на государство и отечество, на харизматического лидера, пророка, отца народа. Это культура, сочетающая традиции Европы и восточной цивилизации.



Источник: http://biofile.ru/his/13205.html

Ссылка на основную публикацию