Королёв: от политзаключенного до дважды героя

Трагедия Королёва: как пытали и убивали будущего Генерального Конструктора

?tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2017-01-12 21:07:00tverdyi_znak
tverdyi_znak
2017-01-12 21:07:00110 лет назад, 12 января 1907 года, родился Сергей Королёв, ракетостроитель, российский ученый-конструктор ракетно-космических систем, действительный член Академии наук СССР (1958, член-корреспондент с 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957); руководитель советских ракетной и космической программ, основоположник практической космонавтики, и прочая, и прочая…А ведь всех этих званий и наград могло бы и не быть, и только безымянный холмик промерзшей земли остался бы от Королёва, чудом не погибшего в сталинской тюрьме и на Колыме…
Сначала ничто не предвещало будущих потрясений и ударов судьбы: просто детство одаренного ребёнка в Российской Империи…Сергей Королёв родился 12 января 1907 (по новому стилю) в городе Житомире (Российская империя) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929), родом из Могилёва, и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) (1888—1980).
Дом Королёва в ЖитомиреЕму было около трёх лет, когда Мария Москаленко ушла из семьи. Маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна Баланина, и отчим — Григорий Михайлович Баланин.В гимназии учился недолго — её закрыли; потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома — его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявил к ней исключительные способности. В 1922—1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.В 1921 году познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4. Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора.Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения.В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД); в апреле 1932 года она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера.
Дивинженер С. П. Королёв в 1933 годуВ 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.27 июня 1938 года начальник отдела ракетных летательных систем московского Ракетного научно-исследовательского института 31-летний Сергей Павлович Королев был арестован по печально знаменитой 58-й статье как участник контрреволюционной троцкистской организации, якобы действующей внутри РНИИ, а также за срыв сдачи новых образцов вооружения (ранее по «делу РНИИ» подверглись аресту Клейменов, Лангемак, Глушко).

Королёв на допросах был подвергнут пыткам — ему сломали обе челюсти, ударив Сергея Павловича графином по скуле. Королёв писал: «Следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам».

В 1938 году, пытавшие его следователи, сломавшие заключенному челюсть и вскоре, после угроз расправиться с женой и дочерью, добившиеся признательных показаний, вряд ли задумывались о будущей судьбе подследственного.

Через руки садистов проходили десятки ярких личностей и среди следователей было даже негласное соревнование: кто у кого быстрее сломается и все подпишет.
После ареста. Бутырская тюрьма, 28 июня 1938 г.25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР.

Председательствовал на заседании Военной коллегии Верховного суда армвоенюрист Василий Ульрих, «через руки» которого прошли десятки тысяч репрессированных.Отказ на суде от выбитых под пытками «признаний», разумеется, ни на что не повлиял, но подсудимому повезло.

В списке Королёв шёл по первой категории — их почти всех приговаривали к расстрелу. Было бы это на год раньше, то на этом для Королёва и кончилось бы всё. Но ему повезло, 27 сентября 1938 года Сергей Королёв был приговорен к 10 годам заключения и отправлен на Колыму.

На Колыме, на золотом прииске, Королёв выжил случайно.

К систематическому недоеданию и цинге, жестоким морозам и изнурительному труду, добавился террор уголовников. Уголовники вообще безнаказанно эксплуатировали «врагов народа» – за их счет освобождали «своих» от тяжелой физической работы, отнимали пайки, чтобы лучше питаться.

Попытка «бунта» гордого одиночки была с легкостью подавлена измором. Он стал «фитилем», его даже перестали гонять на работу, так как он не мог ходить: «Как только наклонюсь – падаю. Распух язык, десны кровоточили, зубы повыпадали от цинги».

Не работаешь – уменьшают и без того нищенскую пайку. Перед неожиданным спасителем, узнавшим талантливого коллегу, предстал умирающий доходяга: «В немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек».Прииск Мадьяк. Королёв провел здесь всего пять месяцев, с июля по декабрь 1939 г., работал на прииске Мальдяк в Сусуманском районе. Среди колымских лагерей, которые и так не самые веселые места, этот имел совсем уж дурную славу. В 1938-1939 годах здесь была очень высока смертность заключенных, а примерно за год до того, как туда попал будущий главный конструктор,на Мальдяке лютовала «московская бригада» следователей, из которых особой жестокостью отличался некий лейтенант НКВД М. Кацеленбоген (Боген). Расстреляли сотни человек.

«Боген поручил мне и группе товарищей проводить следствие, давая сроки за три часа заканчивать 20 дел. Когда мы ему жаловались на непосильную работу, он прямо приказал бить арестованных. Боген сам показал нам пример, вызвал одного заключенного и избил его кочергой, после чего мы били чем придется.

Через несколько дней приехал капитан Кононович с прокурором Метелевым в 2 часа ночи и к 6 часам утра рассмотрели больше 200 дел, из них 133-135 приговорили к высшей мере наказания. Прокурор арестованных не смотрел и ни с кем из них не разговаривал».
(из показаний сотрудника УНКВД по Дальстрою А. В.

Гарусора).

К 50-летию полета Гагарина про Королёва сняли фильм, где представили его якобы бунтарем против лагерных порядков. В действительности Сергей Павлович едва стоял на ногах от истощения, и не был способен ни на какой мятеж.Спасла его врач Татьяна Репьева, перевела в больницу санитаром.

Осенью 1940 года он был переведен в новое место заключения – московскую спецтюрьму НКВД, где под руководством А.Н.

Туполева, также заключенного, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Попадание в шарашку Туполева стало и спасением, и началом, без преувеличения, величайших дел.

Но фраза «хлопнут без некролога» надолго стала его любимой присказкой: «Глаза–то у нее [Фемиды] завязаны, возьмет и ошибется, сегодня решаешь дифференциальные уравнения, а завтра – Колыма».

В 1942 году Королёва перевели в другое КБ тюремного типа при Казанском авиазаводе, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается этой работе.

Он был освобожден в 1944 году и реабилитирован в апреле 1957 года.

Но арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королева пессимистическим отношением к окружающей действительности.

По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлепнут без некролога».

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости но без реабилитации (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР) по личному указанию И. В. Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани.13 мая 1946 года появляется Постановление СМ СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», С. П.

Королёв в тексте Постановления прямо не упомянут, но в соответствии с этим документом его назначили на новое место работы. В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия, и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как Главным конструктором ОКБ-1, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году вышло постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта — до 3000 км.В 1948 году С. П.

Королёв начал лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полёта 8 тыс. км.

Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (нынешний космодром Байконур). Для боевого дежурства этих ракет в 1958—1959 годах была построена боевая стартовая станция (объект «Ангара») в районе посёлка Плесецк (Архангельская область, нынешний космодром Плесецк). Модификация ракеты Р-7А с увеличенной до 11 тыс.

км дальностью состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1968 годы.В 1957 году Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность.

Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека в космос — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.Главным достижением СССР стал первый полет в космос. Коммунисты часто приводят в пример полет Гагарина, чтобы доказать преимущество советского строя. Под руководством С.П.

Королева в СССР были созданы баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории были совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство.

Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королев, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.

Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», спутники серии «Космос», межпланетные аппараты серии «Зонд».Но на самом деле Королёв как конструктор состоялся во многом не благодаря, а вопреки советской власти. Советская власть его чуть не сгноила в лагерях. То, что Королёв выжил – просто случайность.

Сложись обстоятельства чуть иначе, и не было бы никакого полета Гагарина. Попади Королёв в лапы Кацеленбогену или не встреть доброго врача, и вместо полета Гагарина мы бы имели безымянную могилу колымского ЗК.В конечном счете Королёв и погиб преждевременно благодаря сталинским палачам. Преждевременная смерть Королёва в 1966 г.стала тяжелейшим ударом для целой отрасли.

Последней попыткой спасти пациента стала операция, которую проводил лично министр здравоохранения СССР. Во время операции анестезиолог столкнулся с непредвиденным обстоятельством – для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а оперируемый никак не мог широко открыть рот.

Сломанные на допросе челюсти пациента неправильно срослись, и он всегда нервничал перед посещением зубного врача…Член-корреспондент Академии наук СССР С. Н. Ефуни рассказывал об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

— Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, — рассказывал Сергей Наумович. — Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…

— У Сергея Павловича были сломаны челюсти? — спросил журналист Я.Голованов жену Королёва, Нину Ивановну.
— Он никогда не упоминал об этом, — ответила она задумчиво. — Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…Из официального заключения о смерти:

Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

Откуда такое количество болезней в 60 лет? Эмфизему лёгких Королёв получил в лагерях на Колыме и Дальнем Востоке.

В 1965 году, незадолго до смерти великого конструктора, его навестили друзья по туполевской шарашке.

Показывая на охрану у ворот, он, академик, дважды Герой Соцтруда, произнес: «Знаете, ребята, иной раз проснешься ночью, лежишь и думаешь: вот, может, уже нашелся кто–нибудь, дал команду – и эти же вежливые охранники нагло войдут сюда и бросят: «А ну, падло, собирайся с вещами!»»

Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/2858858.html

За что был арестован конструктор Сергей Королев?

Сын конструктора Валентина Глушко не согласен с версией космонавта Алексея Леонова, который утверждал, что Королева арестовали по доносу его отца.

В газете «Совершенно секретно» (№9/2012) было опубликовано интервью с летчиком-космонавтом СССР Алексеем Леоновым «С небес на Землю», в котором он, в частности, заявил: «Директор института (НИИ-3. –Ред.

) Клейменов, Лангемак и Валентин Глушко составили на него донос. В результате в 1938-м Королеву дали 10 лет каторги…» Это утверждение ошибочно.

Мне удалось собрать документы, из них видно, что на самом деле события развивались совсем иным образом.

Начало репрессиям в Реактивном научно-исследовательском институте №3 (РНИИ-3, позднее – НИИ-3) положило заявление начальника одного из отделов Андрея Костикова, написанное им весной 1937 года и направленное в ЦК ВКП(б) – Николаю Ежову, в котором он все ошибки, совершаемые при разработке новой техники, выдал за вредительство и растрату народных средств, обвинив директора института Ивана Клейменова, его заместителя Георгия Лангемака, а также ведущих инженеров Валентина Глушко и Сергея Королева в бездарности и профнепригодности.

В ночь со 2 на 3 ноября 1937 года Клейменов и Лангемак были арестованы.

Показания, якобы подписанные Клейменовым и Лангемаком, стали первыми «фактами», подтверждающими «вредительскую деятельность» как Глушко, так и Королева. Что же это были за показания?

Клейменов поставил свою подпись под заявлением, в котором признавал, что, кроме него и Лангемака, участниками вредительской организации были: Глушко, Победоносцев, Королев и Шварц. Лангемака вынудили признать и «конкретные факты вредительства».

Получив нужную информацию, руководство НКВД 10 и 11 января 1938 года приговорило Клейменова и Лангемака к расстрелу.

Кроме Глушко и Королева, в члены вредительской организации были записаны и другие сотрудники НИИ-3. Однако никто из них не пострадал. Это дает основания полагать, что расправлялись только с теми сотрудниками, кто мог помешать Костикову при реализации его планов.

Избавившись от руководства НИИ-3, Костиков развернул бурную деятельность по разоблачению арестованных «врагов народа», требуя от Глушко и Королева, находившихся на свободе, чтобы они выступили на собрании со словами их обличения. А когда те отказались, стал угрожать расправой.

И угрозу он выполнил. В дни расстрела Клейменова и Лангемака (случайно ли?) в партком поступили еще четыре заявления о деятельности Глушко, а в институте началась его травля.

13 и 20 февраля 1938 года состоялись заседания Инженерно-технического совета, на которых деятельность Глушко оценивалась как «вредительская».

Особый упор делался на написание совместно с Лангемаком «вредительской книжки» «Ракеты, их устройство и применение».

В феврале 1938 года НКВД заготовило постановление на арест Глушко, ход которому дали только в марте. В нем говорилось о показаниях Клейменова и Лангемака, подписанных ими на следствии, и приводились цитаты из них.

23 марта 1938 года Валентин Глушко был арестован. По имеющейся сейчас информации, он держался два с половиной месяца, не  давая признательных показаний и не подписывая протоколы допросов.

Заявления с его подписью, якобы появившиеся на следующий день после ареста, наверняка датированы задним числом.

В заявлениях он признавался в том, что был вовлечен во вредительскую организацию бывшим начальником Газодинамической лаборатории Николаем Ильиным.

Из текста этих заявлений видно, что Глушко ни слова не говорит о Королеве. Из соучастников организации он называет (или за него называют) только умершего Тихомирова, расстрелянного Ильина и уже арестованных Клейменова и Лангемака.

Первый протокол допроса Глушко датирован 5 июня 1938 года. В напечатанном на машинке тексте он делает несколько правок и дополнений и подписывает его.

Читая этот протокол, поражаешься тому, насколько аккуратно он отзывается о тех, кто еще находится на свободе.

Что же касается Королева, то Глушко его выставил исполнителем своей воли и не более того, то есть он сделал все, чтобы спасти своего товарища от приближающегося ареста.
Но 27 июня 1938 года машина увозит и только что выписанного из больницы Королева.

Из постановления на арест С.П. Королева, опубликованного в книге Натальи Королевой «Отец», следует, что имя Глушко в этом документе даже не фигурирует. Данный факт лишний раз доказывает его полную непричастность к аресту Королева. Из этого можно сделать вывод, что любая попытка обвинения Валентина Глушко в прчастности к аресту Королева не имеет под собой никакого основания.

Интересен еще и тот факт, что 24 января 1939 года Глушко, еще не знающий об осуждении Королева, отрицая все подписанное ранее, пытается вытянуть и своего товарища из болота, в которое они вместе попали.

Но так и неясно, за что был арестован Королев? В показаниях, хранящихся в материалах следственных дел Клейменова, Лангемака, Глушко и Королева, ответ на этот вопрос найти невозможно, так как никто из них на самом деле не имеет к этому аресту никакого отношения.

Интересно в связи с этими событиями суждение Ярослава Голованова, который пишет в своей книге «Королев: факты и мифы», что Королев мешал Костикову занять должность директора НИИ-3.

Еще один биограф Королева Георгий Ветров в книге «С.П. Королев и космонавтика. Первые шаги» пишет, что Сергей Павлович потому ввязался в организацию РНИИ-3, что масштаб Группы изучения реактивного движения (ГИРД) его уже не устраивал, ему был нужен институт.

Эти мнения о Королеве только подтверждают, что он был соперником для рвавшегося к власти Костикова. Можно с большой долей уверенности предположить, что, пока Королев был на свободе, Костиков прекрасно понимал: директором НИИ-3 ему не быть. Выход один – посадить!

Леонид Душкин, один из ведущих сотрудников НИИ-3, в своем интервью, опубликованном в журнале «Крылья родины», утверждал, что одной из причин ареста Королева была месть Костикова за то, что свои крылатую ракету и ракетоплан Королев конструировал не под кислородный двигатель Костикова, а под азотно-кислотный Глушко, за что и был наказан. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в аресте Королева виноват не Валентин Глушко и арестованные ранее Клейменов и Лангемак, а будущий лжеавтор «катюши» Костиков.

  СПРАВКА

Андрей Костиков (1899–1950) – специалист в области механики. Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии первой степени.

https://www.youtube.com/watch?v=VDeTMpIoFg4

С 15 сентября 1938 года Костиков – временно исполняющий обязанности заместителя директора НИИ-3.

В июле 1941 года Костикову присвоили звание Героя Социалистического Труда «… за изобретение одного из видов вооружения, поднимающего боеспособность Красной Армии» («катюш»).

В 1957 года заслуги Костикова, в том числе в изобретении «катюш», были поставлены под сомнение.

Валентин Глушко (1908–1989), основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения. С 1974 года главный конструктор космических систем, генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран», дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.

В 1939 года Валентин Глушко был осужден Особым совещанием при НКВД СССР сроком на 8 лет. До 1940 года работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой «шарашке»). Позже Глушко был переведен в Казань, где он продолжал работать в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД.

В 1944 году по решению Президиума Верховного Совета СССР он был досрочно освобожден со снятием судимости. Реабилитирован в 1956 году.

Источник: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/3516/

Земные орбиты ада Главного конструктора Сергея Павловича Королева

27 июня 1938 года в половине двенадцатого ночи в дверь 11-й квартиры Королевых на Конюшковской ул., д. 28 в Москве громко постучали: «Открывайте! НКВД». Пришли двое. Обыск продолжался всю ночь.

Жена Сергея Павловича заметила, как из шкатулки на ее туалетном столике чекист ловко вытянул малахитовые запонки, подаренные Сергею на свадьбу, но промолчала…

Перевернув весь дом, опечатав одну комнату и забрав нужные бумаги, чекисты увели хозяина с собой. Во Внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянке.

Утром 28 июня начался первый допрос, о чем свидетельствует копия протокола в книге дочери Сергея Павловича — Наталии Королевой. Допрашивал оперуполномоченный, сержант госбезопасности Быков.

На первый вопрос, знает ли арестованный о причине ареста, Сергей Павлович сказал просто: «Нет, не знаю». В ответ мат, смачный плевок в лицо, удар сапогом в пах. Очнувшись, Королев увидел человека в белом халате.

Проверив пульс, тот помог ему встать и сказал: «Страшного ничего нет».

После этого следователь сообщил ему, что он будет стоять на «конвейере» до тех пор, пока не подпишет показаний. Сергей Павлович стоял до вечера. Есть и пить не давали; спать не разрешали. Вечером пришел другой следователь — лейтенант госбезопасности Михаил Шестаков. Простояв всю ночь, рано утром, допрашиваемый вновь увидел сержанта Быкова…

Годы спустя журналист Ярослав Голованов, автор многих книг о Главном конструкторе космических кораблей, отыскал бывшего лейтенанта госбезопасности. Но полковник в отставке Шестаков, естественно, «не помнил» Королева…

Будущего Генерального конструктора обвиняли в том, что с 1935 года он входил в троцкистскую вредительскую организацию, проводил преступную работу по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения, т.е. в преступлениях ст.

58-7, 58-11 УК РСФСР. Оба пункта — расстрельные.

Так что приговор, о котором Королев, з/к 1442, узнал уже в Бутырской тюрьме, по тем временам можно назвать «мягким»: десять лет тюремного заключения с поражением в политических правах на пять лет и с конфискацией имущества.

После восьми месяцев в Новочеркасской пересыльной тюрьме 31-летний «враг народа» был отправлен 1 июня 1939 года по этапу на Дальний Восток.

Владивостокская «пересылка»

Владивостокский пересыльный пункт был, возможно, самым интеллектуальным в системе ГУЛАГа.

Через него в разные годы прошли писатель Варлам Шаламов, филолог-пушкинист Юлиан Оксман, будущий народный артист СССР Георгий Жженов, последний из династии Рюриковичей литератор Дмитрий Святополк-Мирский, режиссер Леонид Варпаховский, поэт Владимир Нарбут, писатель Юрий Домбровский, зам. командира 6го кавкорпуса, будущий генерал армии Герой Советского Союза Александр Горбатов, литератор Евгения Гинзбург. Среди тех, кто остался здесь навсегда, поэт Осип Мандельштам…

У лагерных ворот приметный эпизод. Принимая Сергея Павловича, молодой лейтенант, сверяя по списку фамилию, назвал его Каралевым, с ударением на втором слоге. «Королев», — поправил тот.

«У нас на могилах фамилий не ставят, — огрызнулся лейтенант, — шагай, шагай веселее». А он, действительно, повеселел.

После мрачных казематов Новочеркасска и густого вагонного смрада Владперпункт представлялся пионерлагерем: зеленая трава, солнце, ветерок с моря, теплынь. Июль во Владивостоке — бархатный сезон.

Тем страшнее был контраст, когда уже через несколько дней этап отправили морем на Колыму. В трюм впрессовали пять тысяч заключенных.

Зловонная липкая духота, повальная морская болезнь — в Охотском море сильно штормило, под ногами грязные смердящие лужи. По скупым воспоминаниям Королева, ни до, ни после не было такого ужаса физической нечистоты.

Но главные круги ада были впереди. Через неделю этап прибыл в Магадан — столицу колымского края.

Еще пять дней в кузове грузовика, и вот он — золотодобывающий прииск Мальдяк.

Прииск Мальдяк

Дочь Сергея Павловича Королева: Отец хотел сам слетать в космос

Дочь его соседа по нарам рассказывала Наталии Сергеевне: «Увидев в январе 1966 года фотографию с некрологом в газете «Правда», он сказал: «Да ведь это тот самый Серега Королев, который на Колыме поражал всех тем, что делал по утрам зарядку, а на наши скептические прогнозы отвечал, что еще надеется пригодиться своей стране».

Но Колыма убивала и самых сильных…

Существует много легенд о том, как удалось выжить Королеву: из пятисот заключенных лагеря Мальдяк до весны дожили не более ста. Часто упоминается подкармливавший его некий Василий. На мой взгляд, более объективно объяснение из книги Наталии Королевой, «перелопатившей всевозможные архивы, включая те, что раньше были закрыты».

Осенью на прииске появился подлинный «ангел во плоти» — Михаил Усачев, бывший директор Московского авиазавода, незаслуженно обвиненный в гибели Валерия Чкалова. Как значилось в протоколе, «гибель т.

Чкалова — результат расхлябанности, неорганизованности, безответственности и преступной халатности. Директор завода Усачев проводил недопустимую, вредную, не оправдываемую спешку в подготовке машины к вылету…».

Боксер, обладавший богатырским телосложением, Усачев для «прописки» в лагере сначала «начистил морду» местному бандитскому авторитету, сместив его с должности старосты. Тот повел Михаила Александровича по лагерю, знакомя с хозяйством.

У одной из палаток мельком обронил, мол, «здесь валяется Король — доходяга из ваших, из политических; он заболел и, наверное, уже не встанет». Войдя в палатку, Усачев увидел лишь кучу грязных тряпок. Приподняв их — опешил…

Как вспоминал он сам, в тот момент у него словно что-то оборвалось внутри: перед ним в немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек. Таким директор авиазавода увидел Сергея Королева, которого хорошо знал. Опоздай он на пару-тройку дней, мы вряд ли отмечали бы в эти апрельские дни 55летие полета Юрия Гагарина в космос…

Приказав перенести больного в изолятор, Усачев распорядился устроить для него «дополнительное питание» — за счет пайки уголовников, которые больше всего издевались над политическими.

Лагерный врач Татьяна Репьева, с которой через много лет дочь Главного конструктора общалась лично, тоже сделала все возможное.

Хотя возможно было немного — цингу лечили сырой картошкой и хвойным отваром, все остальные болезни — разведенной в воде марганцовкой…

«Отец, — вспоминает дочь, — встал на ноги и на всю жизнь сохранил чувство глубокой благодарности к своим спасителям. В начале 60х гг., будучи Главным конструктором, он разыскал Михаила Александровича Усачева и принял его на работу заместителем главного инженера опытного завода».

Она же свидетельствует, что Королев до последних дней ненавидел золото, презрительно называя его «золотишком». Об этом и яркий эпизод в книге Александра Романова.

В штате ОКБ Главного работала высокая светловолосая сотрудница. Сергей Павлович доверял ей многие расчеты и ценил ее математический ум.

Но однажды увидел женщину «в золоте» — на груди золотой кулон, на руках золотые кольца. Сотрудница быстро заметила неприязнь Главного.

Как-то, задержавшись в кабинете, спросила: «Может мне подать заявление об уходе?» Сергей Павлович извинился и поведал ей причину своей ненависти к золоту:

«Я почти год по восемь, а то и более часов в сутки возил из карьера золотоносный песок. Песок, песок, песок … Ради горстки золотых крупинок… Стоит ли золото такого тяжкого, изнуряющего, безумного труда?! Пусть бы лежало вечно в земле, неведомое людям. Для меня оно ломаного медного гроша не стоит. Так я перестал уважать и тех, кого называю «золотоносцами»…

Сотрудница облегченно вздохнула: «Только и всего!» Не дождавшись ответа, сдернула с пальцев кольца и бросила их в сумочку. Но, уходя, заметила: «Обидно, Сергей Павлович, что за «золотишком» вы не заметили человека», — и вышла из кабинета не попрощавшись.

Магадан — Владивосток — Хабаровск

За колымского узника хлопотали многие. Его мать Мария Николаевна, прославленные пилоты Михаил Громов и Валентина Гризодубова… Бесспорно, их письма наркому Лаврентию Берия сыграли свою роль. Но вопрос спасения Королева был уже согласован на самом верху: Берия получил от Сталина разрешение на пересмотр дел оборонных специалистов.

В ноябре 1939 года рано утром в палатку на прииске Мальдяк вошел охранник, назвал фамилию Королева и приказал собираться. В кабинете начальника лагеря ему сообщили: «Поедете в Москву».

Потрясенный известием, уже в зоне, Сергей Павлович впервые в жизни заплакал…

До Магадана под конвоем он добирался несколько суток. Задержка с оформлением документов привела к тому, что опоздал на последний пароход во Владивосток. Позже воспринимал это как знак судьбы.

Пароход «Индигирка» во время шторма 12 декабря затонул у берегов японского острова Хоккайдо. Спасены были только пассажиры; заключенные, запертые в трюмах, погибли. Под Новый год Королев все-таки попал во Владивосток и был отправлен далее по этапу в Хабаровск.

К тому времени он потерял четырнадцать зубов, опух от цинги и едва мог передвигаться. Полутруп…

Он был настолько плох, что начальник Хабаровской пересылки отпустил его без конвоя к докторше. Она приняла сердечное участие в судьбе никому не известного з/к. Отмыла и перевязала гниющие язвами ноги, снабдила витаминами и лекарствами. На следующий день послала в тюрьму два таза с сырой капустой и свеклой — лучшее лекарство от цинги…

Через много лет Сергей Павлович пытался разыскать свою спасительницу, собирался приехать в Хабаровск. Не успел. Лишь после смерти Королева, в конце 1960х годов, хабаровские комсомольцы узнали фамилию врача — Днепровская…

Шарашка

Почему фотографии Гагарина и Хрущева оказались в личном архиве

До Москвы Сергей Павлович добрался только 28 февраля 1940 года. На дальних подступах к Ярославскому вокзалу его ждал черный воронок.

Но на Лубянке не тронули и пальцем. Особым совещанием бывший лагерник был судим вторично и приговорен к восьми годам заключения, получив направление в московскую спецтюрьму-шарашку ЦКБ-29 НКВД (ул.

Радио) под руководством з/к Андрея Туполева.

Наталия Сергеевна вспоминала, как отец был поражен увиденным на новом месте.

В своей (тайной от охраны) записке он с радостью делился впечатлениями увиденного: кровати под байковыми одеялами, белоснежные скатерти в столовой и постельное белье с простынями! Кроме того, у него была отдельная тумбочка с настольной лампой, персональные наушники с возможностью слушать радио, газеты и книги. Трехразовое питание по приказу Лаврентия Берия — на ресторанном уровне. В табачном ассортименте — столь любимые вождем папиросы «Герцеговина Флор». После лагерных мытарств это казалось волшебным сном…

В шарашке Сергея Королева знали многие. И не удивительно: в 17 лет он стал автором проекта безмоторного самолета К-5, рекомендованного к постройке.

С 1926 года, еще студентом Московского высшего технического училища им. Баумана, проявил себя как способный авиаконструктор.

Еще в те безмятежные годы Андрей Николаевич Туполев, только познакомившись со студентом Королевым, согласился руководить его дипломной работой.

Вот так, за решеткой в шараге, встретились учитель и ученик. Но это уже другая история о нашем великом соотечественнике, не сломленном ГУЛАГом и проторившем дорогу человеку к звездам.

МЕЖДУ СТРОК «ДЕЛА»

Сергей Королев не простил тех, кто ломал ему жизнь

В Группе изучения реактивного движения (ГИРД) у Королева сразу сложились «особые» отношения с Андреем Костиковым — из-за несовпадения взглядов на ряд направлений деятельности. Это сыграло роковую роль в аресте Сергея Павловича. В интервью «Российской газете» (11.01.

2007) его дочь сказала об этом без обиняков: «Я читала уголовное дело. Доноса как такового не было. Есть «акт экспертизы» о работе Сергея Королева, который подписали четыре сотрудника института. Среди подписавших — Андрей Костиков, будущий директор института.

Документ просто уничтожающий».

План «подписанта» был бесхитростный. Через несколько дней после ареста, продолжает Наталия Сергеевна Королева, он «пришел к нам домой и… предложил маме поменяться жилплощадью.

Оказывается, он жил в коммуналке. Мама изумилась: у нас осталась лишь маленькая комната, а другая была опечатана.

Но Костиков заявил, что сумеет добиться снятия печати НКВД, а ей, мол, нечего рассчитывать на возвращение мужа».

Страшные годы заточения Сергея Павловича стали годами триумфа Костикова. Перед войной он стал Героем Социалистического Труда. Правда, спустя три года в звании генерал-майора был снят с поста директора за «невыполнение особо важного задания». Но отсидев короткий (одиннадцать месяцев) срок, был прощен и оставлен при генеральских лампасах и Золотой Звезде…

«Когда нам в Берлине выдали личное оружие, Королев вспомнил Костикова, — много позже вспоминал очевидец. — Дергая затвор пистолета, он процедил: «Пусть я снова сяду, но эту б… я пристрелю!» И в голосе его было столько ненависти, что я понял: действительно, может пристрелить…»

Память Сергея Павловича не была короткой. Он помнил в лицо вертухаев и запах смолы на шишках, подбираемых доходягами на Колымском тракте. Помнил рисунок кафеля в Бутырке. Но время постепенно выдавливало из его памяти гнев к своим истязателям.

Наверное, он не смог бы, встретив на улице Шестакова или Быкова, допрашивавших его, дать им пощечину. Но к Андрею Костикову его ненависть пылала долгие годы.

На вопрос, встречался ли позже отец со своим «коллегой», Наталия Сергеевна сказала: «Он лишь как-то заметил: «На том свете с ним сочтемся!».

ПЕРВЫЙ ПРИЗЫВ

Яндекс «взорвал» интернет прямой трансляцией полета Гагарина

Вслед за Юрием Гагариным с легкой руки Главного конструктора в космос взмыли другие «орёлики», как ласково называл космонавтов Сергей Павлович.

Герман Титов. 6 августа 1961 г. Первый суточный полет — 25 ч. 8 м.

Андриан Николаев и Павел Попович. 11-12 августа 1962 г. Первый групповой полет двух кораблей — 94 ч. 25 м.

Валерий Быковский и Валентина Терешкова — первая женщина в космосе. 14-16 июня 1963 г. Второй групповой полет двух кораблей — 119 ч. 6 м.

Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров. 12 октября 1964 г. Первый полет многоместного космического корабля — 24 ч. 17 м.

Павел Беляев, Алексей Леонов. 18 марта 1965 г. Первый полет двухместного космического корабля. Первый выход в космос — 26 ч. 02 м.

Дальнейшие полеты продолжались уже без него…

P.S. 14 января 1966 года Главный конструктор умер после неудачной полостной операции. У Сергея Павловича недостаточно широко раскрывался рот, поэтому ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею. Один из участников операции, известный хирург Борис Петровский вспоминал, что «он (Королев. — Авт.

) скрывал, что у него были сломаны челюсти; он не мог широко открыть рот. Оперируя людей, прошедших ужасы репрессий 30-х годов, я довольно часто сталкивался с этим явлением. У меня нет никаких сомнений, что во время допросов в 1938 году Королеву сломали челюсти. Это обстоятельство и заставило нас сделать трахеотомию — разрез на горле, чтобы вставить трубку..


Сергею Павловичу было всего 59 лет.

Примечания1. Романов А.П. Королев. М.: Молодая гвардия, 1990 (ЖЗЛ).2. Голованов Я. Королев: факты и мифы. М.: Наука, 1994.3. Шаров В.Ю. Приглашение в космос. М.: В.Секачев, 2003.4. Королева Н.С. С.П. Королев. Отец. К 100летию со дня рождения. В трех книгах М.: Наука, 2007

5. Делягин М.Г., Шеянов В.В. Русский космос. Победы и поражения. М.: ООО Издательство «Эксмо», 2011. 

Источник: https://rg.ru/2016/04/11/rodina-korolev.html

«Марсианская тетрадь Сергея Королева». Документальный фильм о создателе советской ракетно-космической техники

За 20 лет прошлого века человечество сделало такой прорыв в освоении космоса, который мы не покрыли даже за полвека. И все это — благодаря Сергею Королеву. Все мы уже привыкли к телевизору, который ловит каналы даже с другого конца света.

Под рукой у каждого мобильный телефон, который может позвонить в любую точку планеты. И в этот телефон наверняка загружен навигатор, который покажет вам пробки и проложит маршрут. Все это — наследие Королева.

Потому что все это — работает с помощью космических спутников.

В нашем фильме мы расскажем, где сегодня используются космические спутники, и насколько они стали обыденными в жизни любого из нас.

Авторы фильма побывали в доме Сергея Королева, который он получил в награду от Советского правительства. Дом многое может рассказать о своем хозяине. Становится понятно, что Королев жил по принципу «минимум времени для себя и максимум для работы». Он работал не для того, чтобы жить, а жил для того, чтобы работать.

Ради работы он пожертвовал здоровьем — за все время он ни разу не ушел на больничный, хотя у него были проблемы с сердцем. Он пожертвовал свободой — год провел в ГУЛАГЕ и 4 года в «шарашке». Он был дважды женат.

Во втором браке у Королева не было детей, а первая жена родила ему единственную дочь Наталью.

Она дала авторам фильма откровенное интервью, в котором рассказала о самых тайных переживаниях своей матери и о своих отношениях с отцом.

О том, как Королев переживал разлуку с дочерью — можно только догадываться. Каждый год на ее день рождения он отправлял ей цветы. На каждый свой день рождения он присылал за ней машину. Надеялся, что хоть в этот день дочь захочет с ним встретиться. Но автомобиль всегда возвращался пустым…

Зато в работе у Главного конструктора, как его называли в стране, все шло блестяще. Вершиной достижений стала ракета Р-7. Именно на ней летал в космос Юрий Гагарин. На ней же — летают в космос и сегодня. Даже наши конкуренты из США признали ее самой надежной в мире!

Наша съемочная группа побывала на заводе, где делают легендарную «семерку». Он находится в Самаре. Все почему-то думают, что здесь делают только «Лады», хотя на самом деле Самара — еще и столица отечественного ракетостроения.

Мы расскажем и покажем, как собирают ракету, сколько надо вложить в нее времени и сил. А главное — почему рабочие на заводе должны обладать навыками циркачей-эквилибристов!

Здесь же, в Самаре, есть «замороженный» цех. В нем должны были строить еще одну ракету. Н-1. О том, для чего она была предназначена и почему была прозвана «последней любовью Королева», мы расскажем в нашем фильме.

Авторам фильма удалось отыскать уникальный документ. Он переворачивает наше представление об истории космонавтики. Оказывается, Сергей Королев никогда не рвался на Луну, он мечтал… о Марсе! И хотел полететь туда в 1974 году.

О том, каким Королев был начальником, нам расскажут люди, которые когда-то работали с ним. Впервые для телевидения дала интервью бывшая секретарша Королева.

Свою ракету Королев снабдил самой надежной системой аварийного спасения — такая есть только у нас. Она работает на всех этапах полета до подъема в верхние слои атмосферы. Скафандр — то, что должно защищать космонавта и обеспечивать его безопасность в полете. И это тоже — дело рук Королева.

Стены Международной космической станции сегодня украшают изображения пионеров космоса — космонавта Юрия Гагарина и конструктора Сергея Королева. В нашем фильме космонавты прямо с МКС скажут Сергею Павловичу «Спасибо!».

Ничего, кроме «Неизвестный» и «Таинственный главный конструктор», — о Королеве не будет известно до самой его смерти. Нобелевский комитет, намеревавшийся заслуженно наградить создателя первого спутника, получил из СССР лаконичный ответ: это победа всего советского народа.

В январе 1966 года Королев ложится на операцию. Прямо на операционном столе выяснилось, что у него опухоль.

Для продолжения операции надо было ввести дыхательную трубку в трахею — но опытные врачи сделать этого не смогли.

Как выяснилось позже — в 38-ом во время допроса следователь сломал Королеву челюсть, после чего он не мог улыбаться и широко открывать рот. Это и станет одной из причин неудачной операции.

Его не стало 14 января 1966 года.

Американский конструктор Вернер Фон Браун проиграет Королеву все этапы космической гонки, взяв реванш только при полете человека на Луну. Но гениального Сергея Королева к тому времени уже не будет в живых… Он уйдет непобежденным.

В фильме приняли участие:

Алексей Леонов — летчик-космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос;

Николай Тихонов — космонавт-испытатель отряда космонавтов «Роскосмоса»;

Светлана Савицкая — вторая в мире женщина-космонавт;

Борис Волынов — летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза;

Наталья Королева — дочь С.П. Королева;

Татьяна Копылова — писательница;

Владимир Бугров — инженер-конструктор космической техники;

Виктор Савиных — летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза;

Лариса Филина — директор Мемориального дома-музея С.П. Королева;

Максим Матюшин — руководитель Центра управления полетами;

Сергей Поздняков — генеральный директор ОАО «НПП „Звезда“;

Геннадий Глазов — главный специалист испытания и эксплуатации космических скафандров ОАО „НПП «Звезда»;

Владимир Масленников — ведущий инженер ОАО «НПП „Звезда“;

Татьяна Каскальян — бывшая секретарь С.Королева;

Вадим Небога — начальник основного производства РКЦ „Прогресс“;

Равиль Ахметов — генеральный конструктор РКЦ „Прогресс“;

Михаил Шум — заслуженный испытатель космической техники, зам. гл. конструктора по испытаниям 1963 — 1975 гг;

Геннадий Аншаков — зам. ген. конструктора РКЦ „Прогресс“;

Любовь Плешивцева — контролер специзделий РКЦ „Прогресс“;

Александр Иванов — зам. начальника агрегатно-сборочно-сварочного цеха РКЦ „Прогресс“.

Источник: https://www.1tv.ru/doc/pro-zhizn-zamechatelnyh-lyudey/marsianskaya-tetrad-sergeya-koroleva-dokumentalnyy-film-o-sozdatele-sovetskoy-raketno-kosmicheskoy-tehniki

Сергей Королев

Место рождения: Житомир, Украина

Деятельность и интересы: конструирование ракетно-космических систем, пилотируемая космонавтика, ракетное вооружение, авиатехника

Биография
С.П. Королёв — конструктор ракетно-космических систем, и в истории освоения космического пространства с его именем связана эпоха первых замечательных достижений.

Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство.

Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял Королёв, позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны.

Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий «Электрон» и «Молния-1», многие спутники серии «Космос», первые экземпляры межпланетных разведчиков серии «Зонд». В 1957 году Королёву была присуждена Ленинская премия, он дважды Герой Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями.

Образование, степени и звания 1915, Киев, подготовительные классы гимназии 1917, Одесса, гимназия (впоследствии — единая трудовая школа и домашнее образование) 1926, Высшее техническое училище им. Н.Э.

 Баумана, Москва, Факультет: авиационное (вечернее) отделение: инженер-аэромеханик 1930, Московская школа летчиков: пилот 1958, Академия наук СССР: академик 1922−1924, Одесса, строительная профессиональная школа 1924−1926, Политехнический институт, Киев: переведен в МВТУ им. Н.Э.

 Баумана в связи с закрытием института Работа 1930, Москва, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ): старший инженер 1933, Реактивный научно-исследовательский институт РНИИ, Москва: руководитель отдела ракетных летательных аппаратов, заместитель начальника 1931−1933, Группа изучения реактивного движения ГИРД, Москва: председатель технического совета (1932 — 1933) 1942−1946, ОКБ НКВД 16 при Казанском заводе: заместитель Главного конструктора двигателей 1956−1966, ОКБ-1, Московская обл., Королев: главный конструктор, директор Дом 1906−1908, Украина, Житомир 1908−1914, Украина, Черниговская обл., Нежин 1946−1957, Московская обл., Королев

1959−1966, Москва

Факты из жизни • Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло ему жизнь: на переходе из Магадана во Владивосток, пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.

• В 1923 году Королёв вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота» (ОДВФ) и в 16 лет сконструировал свой первый безмоторный планер. • Научным руководителем дипломного проекта Королёва по конструкции легкомоторного самолета СК-4 был А.Н. Туполев. • Королёв с полным правом мог гордиться своими достижениями не только как конструктор, но и как планерист.

Журнал «Авиация и химия» публикует такую запись из дневника соревнований: «15 октября 1929 г. наблюдалось сильное оживление среди рекордсменов. Продолжительность полетов была до 3 часов, а молодой паритель Королёв на “Коктебеле” парил 4 часа 19 минут».

• Был арестован 27 июня 1938 года, побывал во Внутренней тюрьме НКВД, Бутырках, затем на золотом прииске Мальдяк на Колыме и во Владлаге. По требованию Туполева был затем переведен в «Туполевскую шарагу». 27 июля 1944 года Королёва досрочно освободили постановлением Президиума Верховного Совета СССР. • По воспоминаниям Л.Л.

 Кербера, Королёв был пессимист и скептик, и свои перспективы нередко описывал фразой: «Хлопнут без некролога». • Перед отправкой в Германию изучать немецкую трофейную ракетную технику Королёву присвоили внеочередное звание подполковника (и вскоре он был повышен до полковника).

Кадровые офицеры звали подобных носителей погон (призванных из запаса, в основном из научных сфер) довольно обидно — «профсоюзные офицеры».

В армии США, впрочем, такие тоже были, с единственной разницей: при увольнении американского «профсоюзного» офицера с воинской службы он автоматически лишался своего звания, оставаясь в запасе или отставке, к примеру, лейтенантом, а не бригадным генералом. • Королёв приходил в бешенство от запаха хозяйственного мыла — он напоминал конструктору о тюрьме.

• Вскоре после войны англичане под Гамбургом продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2». Члены советской военной делегации были в военной форме, а Королёва для маскировки приказали переодеть в форму артиллерийского капитана. Но отсутствие орденов и медалей на гимнастерке Королёва привлекло к нему внимание представителя английской разведки.

Он так и спросил Королёва: «А вы чем занимаетесь?» Королёв, ни секунды не раздумывая, ответил: «Вы же видите, я капитан артиллерии». На что англичанин не преминул уколоть: «У вас слишком высокий лоб для капитана. И у вас нет ни одной награды, что говорит о том, что на фронте вы не были». Королёва подвела скромность — он не носил орден «Знак Почета» на гимнастерке во время пребывания в Германии, — но к тому же его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. • Урна с прахом С.П. Королёва установлена на Красной площади в Кремлевской стене. У космонавтов бытует легенда: после кремации тела Королёва Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну.

• Именем Королёва названы крупнейшее образование (талассоид) на обратной стороне Луны, астероид, высокогорный пик на Памире и перевал на Тянь-Шане.

Открытия • 17 августа 1933 года был осуществлен первый удачный пуск ракеты ГИРД. • В 1936 году Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную «217» с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную «212» с жидкостным ракетным двигателем.

• Разработал проект управляемой крылатой ракеты, успешно запущенной в 1939 году, и ракетоплана РП-318−1 с ракетным двигателем. • В 1948 начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение.

• В 1953 году осуществил первый запуск Р-5, советской жидкостной одноступенчатой баллистической ракеты средней дальности (БРСД) наземного базирования. • В 1956 году на вооружение принята ракета Р-5М, первая советская ракета с ядерным боевым зарядом, разработанная Королёвым.

• В 1957 году двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью полностью выполнила намеченный план полета. • 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли.

• В 1959 году были созадны и запущены к Луне три автоматических космических аппарата: первый и второй — доставить на Луну вымпел Советского Союза, третий — сфотографировать обратную сторону Луны. • 12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полет человека по околоземной орбите на корабле «Восток-1».

• 6 августа 1961 года на корабле «Восток-2» был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. • 11−12 августа 1962 года состоялся совместный полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4»; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. • 14−16 июня 1963 года был осуществлен совместный полет кораблей «Восток-5» и «Восток-6».

Попутно изучалась возможность полета в космос женщины. • 12−13 октября 1964 года состоялся запуск более сложного космического корабля «Восход» с экипажем из трех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача. • 18 марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» с экипажем из 2 человек был совершен первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

• Королёв начал реализацию идей о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый и более совершенный космический корабль «Союз».

Источник: https://polymus.ru/ru/persons/korolev-sergey-pavlovich/

Ссылка на основную публикацию