7 великолепных фильмов, снятых в годы ссср

30 самых кассовых посещаемых фильмов за всю историю СССР

Успех фильма в советском прокате определялся не величиной суммы кассовых сборов, а количеством проданных билетов в год показа картины.

Тем не менее можно смело утверждать, что самые посещаемые картины и были самыми кассовыми. Тогда цена билета была практически одинаковой по всей стране и различалось, в зависимости от времени сеанса, максимум в 20 копеек.

Рассказывая о посещаемости кино в СССР надо учитывать, что большинство голливудских и европейских хитов в советский прокат не выходило. Наши люди не видели ни «Звездных войн», ни «Унесенных ветром», ни «Инопланетянина», ни «Назад в будущее»… В общем, почти все блокбастеры ХХ века. И всё равно рекорд посещаемости кинофильма в СССР был установлен в 1975 году иностранным кинопродуктом.

1. «Есения» (Yesenia, 1971) в СССР фильм показали в 1975 году — 91,4 млн. зрителей

Мексиканская мелодрама с «сериальным» сюжетом о любви бедной цыганки Есении и офицера Освальдо. Тогда мало кто понял почему такое примитивное и плохо снятое кино могло «выстрелить».

Но там было главные компоненты успеха кино у советских людей — про любовь, всё ясно как три копейки, но не похоже на их собственную жизнь.

Окончательно всё стало понятно про «экзотические мелодрамы» и наших людей в начале 90-х, когда весь СНГ смотрел «Рабыню Изауру» и «Богатые тоже плачут».

2. Пираты ХХ века (1980) – 87,6 миллионов зрителей (по другим оценкам 103 млн)

Кто такие Брюс Ли и Чак Норрис тогда в СССР не знали. Впервые в советском фильме было продемонстрировано искусство боя карате.

Копий фильма было меньше, чем для других хитов того года — «Экипаж» и «Москва слезам не верит», но по количеству зрителей и кассовым сборам за «Пиратами» остается непревзойденный на все времена рекорд среди советских фильмов. Картина подвергалась резкой критике в советской печати.

3. Москва слезам не верит (1980) – по 84,4 млн. на серию

Поначалу создатели картины получили довольно прохладные отзывы как об упаднической по духу и довольно дешёвой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей.

Премия «Оскар» в 1981 году и огромный кассовый успех картины стал полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.

В 1985 году Рональд Рейган посмотрел не менее восьми раз фильм перед первой встречей с Михаилом Горбачёвым, пытаясь постичь «загадочную русскую душу».

4. Бриллиантовая рука (1969) – 76,7 млн

Отзывы худсовета, который принимал картину, были в целом прохладными.

Критики отмечали сбалансированную эксцентричность комедийного начала, но не лучшим образом они отозвались об актёрской игре Нонны Мордюковой и Юрия Никулина. Теперь это лучшая отечественная комедия.

Почти каждая произнесённая персонажами фраза стала крылатой и вошла в фольклор. Песня «Про зайцев» из фильма стала популярной застольной песней.

5. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1967) – 76, 5 млн

Еще один кинофильм Леонида Гайдая, снятый в 1966 году. Второй фильм с Шуриком в качестве главного персонажа и последний фильм (из тех, что снял Леонид Гайдай) с участием тройки Трус — Балбес — Бывалый (Вицин — Никулин — Моргунов).

 После первого просмотра  председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Картину спас Брежнев.

«Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз.

6. Свадьба в Малиновке (1967) – 74,6 млн

Музыкальная комедия Андрея Тутышкина, экранизация одноимённой оперетты народного артиста СССР Бориса Александрова. Фильм действительно снимался в селе Малиновке Чугуевского района Харьковской области. В июле 2013 года там был установлен памятник герою фильма адъютанту Попандопуло.

7. Экипаж (1980) – по 71,1 млн. на серию

Фильм уникален тем, что состоит из двух серий, совершенно разных по жанру, но органично дополняющих друг друга. Первая серия фильма — бытовая мелодрама, вторая — фильм-катастрофа, первый в советском кино.

После романа Артура Хейли «Аэропорт» и последующей его экранизации тема авиакатастроф стала весьма популярной в Голливуде. Однако эти картины в СССР не демонстрировались.

Заполнить вакуум и должна была аналогичная советская лента.

8. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) – 69,6 млн

Также картина Леонида Гайдая. Фильм состоит из трёх самостоятельных новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все они объединены фигурой главного героя — простоватого и неунывающего студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко.

9. «Великолепная семерка» (The Magnificent Seven, 1960) вышел в СССР в 1967 г. — 67 млн

Классический вестерн Джона Стерджеса, адаптация философской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев». 13 июля 1962 года Никита Хрущев в беседе с американскими журналистами, разругал фильм: «Я смотрел картину „Великолепная семерка“. Артисты, занятые в ней, прекрасно играют. Мы выпустили её на экран и получили за это много упреков.

В нашей печати выступали педагоги. Была опубликована критическая статья под названием «Двойка за семерку». В этой статье говорилось, что кинофильм плохо воздействует на воспитание молодежи. Я согласен с педагогами.

У вас, американцев, сплошь и рядом на экранах идут такие кинофильмы, где бьют друг друга в лицо, истязают, убивают людей, в фильмах много извращенного. У вас это считается интересным. У нас же проповедование подобных явлений считается вредным…».

Естественно, что той же точки зрения придерживалась и советская пресса.

В 2013 году фильм вошёл в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки, будучи «культурно, исторически или эстетически» значимым.

10. Щит и меч (1968) – 1 серия – 68,3 млн., 2 серия – 66,3 млн

Четырёхсерийный художественный фильм о советском разведчике на Великой Отечественной войне. Со слов исполнителя главной роли в фильме Станиславa Любшинa, картина, в своё время, произвела впечатление на Владимира Путинa, и, по словам Путина, повлияла на его решение пойти в разведчики.

11. Новые приключения неуловимых (1969) – 66,2 млн

Приключенческий фильм, поставленный режиссёром Эдмондом Кеосаяном. Сиквел популярной в СССР 1960-х годов картины «Неуловимые мстители», был снят по многочисленным просьбам зрительской аудитории. Фильм сделан по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» (1921) и является по сути «советским вестерном».

12. А зори здесь тихие… (1973) – по 66 млн. на серию

Фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести Бориса Васильева режиссёром Станиславом Ростоцким.

 Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

 Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых народных лент, посвящённых теме войны. В 2002 году во время опроса (социологическая компания «Башкиров и партнёры») картина была признана самой популярной о Великой Отечественной войне.

13. Человек-амфибия (1962) – 65,4 млн

К 1961 году сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности подводных съёмок.

Точно так же думали и американцы. Когда известие о начале съемок дошло до них, в газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал».

В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».

Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом, картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память.

14. Джентльмены удачи (1972) – 65 млн.

Один из самых популярных советских кинофильмов, многие фразы из него стали крылатыми. Режиссёр фильма Александр Серый сам бывал в местах заключения, и уголовный жаргон знал не понаслышке. Из-за обилия тюремного жаргона ленту «тормозили» до тех пор, пока её не посмотрел Брежнев. Он дал добро, заметив, что все блатные термины из этого кино знает сегодня любой мальчишка.

15. Табор уходит в небо (1976) – 64,9 млн

Фильм молдавского кинорежиссёра Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов Максима Горького («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»). Действие разворачивается в самом начале XX века, внутри цыганского табора. Больше всего в фильме захватывает музыка, танцы и голая в одном эпизоде Светлана Тома.

16. «Бродяга» (Awara, 1951) 1954 г. — 63,7 млн

Индийский музыкальный фильм, снятый в 1951 году режиссёром и актером Раджем Капуром. Один из наиболее известных фильмов в его творчестве. Премьера в СССР состоялась в 1954 году, но фильм повторно выпускался в советский прокат в 1959, 1965, 1977, 1985 годах.

17. «Золото Маккенны» (Mackenna’s Gold, 1969) 1974 г. – 63 млн

Вестерн 1969 года, поставленный по одноимённому роману писателя Уилла Генри. Фильм про золотую лихорадку, с колоритными персонажами даже эпизодическими, которых быстро убивали, замечательными актерами и очень простым сюжетом — найти золото.

18. «Спартак» (Spartacus, 1960) 1967 г. — 63 млн

Фильм, снятый в 1960 году режиссёром Стэнли Кубриком по одноимённому роману Говарда Фаста о восстании Спартака. Фильм получил четыре премии «Оскар» и сейчас считается классикой мирового кино.

Это единственный лауреат «Оскара» — несоветский фильм в этом списке. Проскочил на экраны в СССР только благодаря главному герою — легендарному борцу против угнетения древнеримских трудящихся — рабов.

19. «Бобби» (Bobby, 1973) 1975 г. — 62,6 млн

Типичный индийский фильм. 18-летний Радж и 16-летняя Бобби (это женщина) встретились и сразу же полюбили друг друга. Однако молодым людям, кажется, не суждено быть вместе… 62 миллиона человек! Вот до какой степени было нечего смотреть.

20. Калина красная (1974) – 62,5 млн

Фильм Василия Шукшина по своей одноименной повести, его последняя работа. Также это единственный из шести фильмов Шукшина, снятый им на цветную плёнку. Немецкий кинорежиссёр и сценарист Райнер Вернер Фассбиндер включил картину «Калина красная» в число десяти своих самых любимых фильмов.

После просмотра готового фильма комиссией Госкино и требования многочисленных исправлений, Шукшин был госпитализирован из-за обострения язвы желудка. Количество внесённых исправлений не удовлетворило руководство, однако картина была выпущена, потому что комиссия испугалась возможной смерти режиссёра, узнав обстоятельства его болезни.

21. Афоня (1975) – 62,2 млн

Комедия Георгия Данелия.

О популярности фильма свидетельствует тот факт, что в мае 2010 года рядом с пивной «Афоня» в Ярославле, где проходили съемки комедии, открыта скульптура штукатура Коли и сантехника Афони.

Утверждается, что установке скульптуры предшествовал опрос, в результате которого Афоня был выбран киноперсонажем, способным служить олицетворением ярославца. При этом Афоня, в принципе, алкоголик и рвач.

22. «Белое платье» (The White Dress, 1973) 1976 г. — 61 млн

Египетская, конечно же, мелодрама — бедная девушка, возлюбленный — сын богатых родителей, а вероломный и жестокий отец его и слышать не хочет о «неравном» браке. Что интересно — этот фильм в Советском Союзе посмотрело больше зрителей, чем все другие египетские фильмы в остальном мире.

23. «Танцор диско» (Disco Dancer, 1983) 1984 г. — 61 млн

Индийский музыкальный фильм с Митхуном Чакраборти в главной роли. Сюжет картины можно сравнить с песней про босоногого мальчика, с той разницей что в фильме мальчика иногда бьют, и мальчик не остается в долгу. В настоящее время фильм считается классикой жанра и наиболее известен по песням «Goro ki na kalo ki», «I am a Disco Dancer» и «Jimmy Jimmy Jimmy Aaja».

Вот ту некоторые не догоняют, что такого в этом индийском кино, обильно здесь представленном. Посмотрите в фрагменте как раз с песней «Jimmy Jimmy Jimmy Aaja» на игру артиста Чакраборти в этом сверхэмоциональном эпизоде, и всё поймете.

24. Корона Российской империи, или Снова Неуловимые (1973) – по 60,8 млн. на серию

kinopoisk.ru

Двухсерийный приключенческий художественный фильм, последний фильм трилогии о Неуловимых мстителях.

25. Иван Васильевич меняет профессию (1973) – 60,7 млн

Еще одна кинокомедия Леонида Гайдая по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Не считая незначительных расхождений, фильм выдержан строго по пьесе. В том числе и многие выражения, ставшие крылатыми, были придуманы Булгаковым и впервые появились именно в пьесе, а не в фильме.

Читайте также:  Автогонки в ссср

26. «Мститель» (др.назв. «Непоседа», Barood, 1976) 1978 г. — 60 млн.

Индийский приключенческий боевик. На глазах маленького Анупа убивают его отца. Через 14 лет он выслеживает и расправляться с убийцами. Трое из четверых уже казнены им. Остается четвертый. Он же — главарь бандитской группировки. Ануп похищает его дочь Симу. Однако (кто бы мог подумать) между ними вспыхивает любовь.  Ануп в смятении…

27. Мачеха (1974) – 59,4 млн

Одна из лучших ролей Татьяны Дорониной. Фильм стал лидером проката, а Доронина была признана «актрисой года» по опросу журнала «Советский экран». Несколько десятилетий назад своетские критики презрительно кривились при упоминании «Мачехи». Уже, наверное, ясно, что так было с подавляющим большинством перечисленных здесь фильмов.

28. Служебный роман (1978) – 58,4 млн.

Лирическая трагикомедия в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова. Кино снято по пьесе, поэтому действие фильма происходит практически всё время в здании статистического учреждения и немного в квартире героини Френдлих.

Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также её пейзажами.

В 1978 — Лучший фильм года, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков — лучшие актёры года; по опросу журнала «Советский экран».

29. Война и мир (1966) – 1 серия. 1 часть: 58,3 млн., 2 часть: 58 млн

Киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа. Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений. Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Третий и последний обладатель этой награды в списке.

30. Судьба (1978) – по 57,8 млн. на серию

Второй фильм кинодилогии. (Первый — «Любовь земная»), режиссера и исполнителя главной роли Евгения Матвеева. На долю героев фильма «Любовь земная» выпадают новые испытания — идет Великая Отечественная война.

Стоит учесть, что даже подсчет по посещаемости не дает полного представления о лидерах зрительских предпочтений в СССР.

Например, на фильм «Фантомас» было просто не попасть. Некоторые фильмы специально придерживали за счёт незначительного и даже смехотворного тиража.

Допустим, «В джазе только девушки» — только 208 копий, из-за чего показатель на одну копию составил 211 тысяч зрителей — возможно мировой рекорд.

А на идеологически правильную киноэпопею «Освобождение» часто водили школьников и военнослужащих в обязательном порядке.

У разных фильмов были разные стартовые условия, так что цифры просмотров отражают не только реальные зрительские симпатии, но и стратегию чиновников.

Кроме того, статистика по конкретным фильмам велась только в течение учётного срока — то есть за 15 месяцев после выхода в прокат. Также не стоит путать кинофильмы с телефильмами, например «Иронией судьбы» или «17 мгновениями весны».

Почитайте еще 10 фактов о сложных отношениях между отечественным кино и премией «Оскар».

published on according to the materials

Запись взята с сайта .

Источник: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/30_samyh_kassovyh_poseschaemyh_filmov_za_vsyu_istoriyu_sssr

7 великолепных фильмов, снятых в годы СССР

За времена СССР было снято великое множество фильмов, которые сейчас с удовольствием смотрят по всему миру люди самых разных возрастов. Вспомним 7 великих фильмов, которые были сняты в СССР. Предлагаю вам тоже составить свой личный топ любимых фильмов в комментариях.

ЛУЧШАЯ ДРАМА. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». Это единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1958 году.Эта трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война.

На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш,который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля.

Фильм не понравилсятогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы «шлюхой». О триумфе картины

на её Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-РАЗМЫШЛЕНИЕ. «ЗЕРКАЛО»

„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно.

И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“». «Зеркало» – фильм исповедальный и глубокий.

Должное ощущение от просмотра – катарсис. Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе «отвечает» за русское кино. И это не может не радовать.

ФИЛЬМ, ОКАЗАВШИЙ САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ КИНО. «ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ».

Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства.

Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским «Улиссом». В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными.

Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт «чистое» кино.

ЛУЧШАЯ МЕЛОДРАМА. «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять «русскую душу». Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки, как в случае с фильмом.

«Москва слезам не верит», как известно, выиграл «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский.

В Советском Союзе же фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно бешеные сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер. Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.

ЛУЧШИЙ БОЕВИК. «ПИРАТЫ XX ВЕКА»

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм.

Секрет успеха «Пиратов» не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств. Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом.

Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ. «ВИЙ»

Фильм «Вий» стал в нашем рейтинге лучшим фильмом ужасов не потому, что выбирать не из чего, хотя, стоит заметить, жанр хоррора в СССР развития не получил. Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова.

Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки-комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась «мистика». Это не удивительно.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя – самого «мистического» русского писателя.

ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ. «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»

«Бриллиантовая рука» – экцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор не смогла «убить» советская цензура. Режиссёр очень ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона».

В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море, и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. «Бриллиантовая рука» стала «звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова, в фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика «идущего по воде», а жена — экскурсовода.

В «Бриллиантовой руке» есть отсылки к фильмам о Джеймсе Бонде Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною сцену из фильма «Живёшь только дважды». Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери, отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда.

Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43500279117

7 великолепных фильмов, снятых в годы СССР

7 великолепных фильмов, снятых в годы СССРsv_makovkinaOctober 21st, 2013За времена СССР было снято великое множество фильмов, которые сейчас с удовольствием смотрят по всему миру люди самых разных возрастов. Вспомним 7 великих фильмов, которые были сняты в СССР.Предлагаю вам тоже составить свой личный топ любимых фильмов в комментариях.

ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ. «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»

«Бриллиантовая рука» – экцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор не смогла «убить» советская цензура. Режиссёр очень ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона». В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море, и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. «Бриллиантовая рука» стала «звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова, в фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика «идущего по воде», а жена — экскурсовода. В «Бриллиантовой руке» есть отсылки к фильмам о Джеймсе Бонде Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною сцену из фильма «Живёшь только дважды». Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери, отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда. Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.

ЛУЧШАЯ ДРАМА. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ».

Это единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1958 году. Эта трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война.

На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш, который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля. Фильм не понравился тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы «шлюхой».

О триумфе картины на её Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-РАЗМЫШЛЕНИЕ. «ЗЕРКАЛО»

„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно.

И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“». «Зеркало» – фильм исповедальный и глубокий.

Должное ощущение от просмотра – катарсис. Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе «отвечает» за русское кино. И это не может не радовать.

ФИЛЬМ, ОКАЗАВШИЙ САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ КИНО. «ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ».

Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства.

Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским «Улиссом». В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными.

Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт «чистое» кино.

ЛУЧШАЯ МЕЛОДРАМА. «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять «русскую душу». Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки, как в случае с фильмом.

«Москва слезам не верит», как известно, выиграл «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский.

В Советском Союзе же фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно бешеные сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер. Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.

ЛУЧШИЙ БОЕВИК. «ПИРАТЫ XX ВЕКА»

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм.

Секрет успеха «Пиратов» не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств. Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом.

Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ. «ВИЙ»

Фильм «Вий» стал в нашем рейтинге лучшим фильмом ужасов не потому, что выбирать не из чего, хотя, стоит заметить, жанр хоррора в СССР развития не получил. Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова.

Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки-комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась «мистика». Это не удивительно.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя – самого «мистического» русского писателя.

Читайте также:  Русские солдаты глазами немецкого генерала

источник

Источник: https://sv-makovkina.livejournal.com/22084.html

7 великих фильмов снятых в СССР

12 октября 1957 года состоялась премьера фильма «Летят журавли». Эта картина является единственным русским фильмом-лауреатом Каннского кинофестиваля, хотя советский кинематограф не скупился на шедевры. Вспомним 7 великих фильмов, снятых в СССР.

Это единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале  в 1958 году. Эта трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война.

На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш, который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля. Фильм не понравился тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы «шлюхой».

О триумфе  картины  на её Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.

„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно.

И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“».  «Зеркало»  — фильм исповедальный и глубокий.

Должное ощущение от просмотра – катарсис.  Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе «отвечает» за русское кино. И это не может не радовать.

Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства.

Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским «Улиссом». В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными.

Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт «чистое» кино.

Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять «русскую душу». Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки, как в случае с фильмом.

«Москва слезам не верит», как известно, выиграл «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский.

В Советском Союзе же фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно бешеные сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер. Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм.

Секрет успеха «Пиратов» не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств. Фильм популяризировал  каратэ, сделав его настоящим культом.

Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

«Бриллиантовая рука», экцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор  не смогла «убить» советская цензура. Режиссёр очень ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона».

В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море, и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. «Бриллиантовая рука» стала «звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова, в фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика «идущего по воде», а жена — экскурсовода.

 В «Бриллиантовой руке» есть отсылки к фильмам о Джеймсе Бонде  Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною сцену из фильма «Живёшь только дважды». Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда.

 Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.

Фильм «Вий» стал в нашем рейтинге лучшим фильмом ужасов не потому,  что выбирать не из чего, хотя, стоит заметить, жанр хоррора в СССР развития не получил. Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова.

Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки- комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась «мистика». Это не удивительно.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя, самого «мистического» русского писателя.

Источник: http://russian7.ru/post/7-velikikh-filmov-snyatykh-v-sssr/

7 самых страшные фильмов СССР

Считается, что в советском кино был слабо развит жанр хоррора. Мы решили доказать обратное. Страшных фильмов в СССР снимали немало, и за основу сценариев часто брали классику литературы: от Гоголя до Александра Грина.

Нестареющая классика советского хоррора. Первый и лучший советский фильм ужасов, снятый по одноименной повести Николая Гоголя.

Главные роли в «Вие» исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки— комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок «Вия» был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным.

С актёрами и группой постоянно случалась «мистика», хотя, вероятно, часть легенд появилась уже позже, как часть пиар-компании советского образца.

Десять негритят

«Десять негритят» — фильм уникальный в том отношении, что только в СССР экранизация романа Агаты Кристи вышла под оригинальным названием. На Западе в названии вместо негритят были «маленькие индейцы».

Фильм Станислава Говорухина можно назвать шедевром. Великолепный актерский ансамбль (Абдулов, Зельдин, Кайдановский, Жарков, Друбич, Ромашин…), музыка, которая создает характер фильма, нагнетает отчаяние, страх и предчувствие надвигающейся беды и возмездия.

Сюжет картины практически полностью совпадает с сюжетом романа Агаты Кристи.

Десять человек под разными предлогами приглашены на Негритянский остров. Оказавшись в замке, каждый слышит записанный на пластинку смертный приговор. На столе — черные фигурки негритят, в каждой спальне — стишок на стене. «Десять негритят решили пообедать, один из них вдруг поперхнулся, и их осталось девять».

Умирает человек — исчезает фигурка негритенка…

Господин оформитель

«Господин оформитель» во время своей премьеры подавался советской прессой как первый мистический триллер, главную роль в нем исполнил Виктор Авилов, а великолепную музыку к картине написал Сергей Курёхин.

Для большой армии поклонников и первого и второго «Господин оформитель» является культовым фильмом. За основу сценария Юрием Арабовым был взят рассказ Александра Грина «Серый автомобиль».

По сюжету, художник Платон Андреевич в 1908 году ищет модель для манекена и находит девушку Анну, больную чахоткой. После того, как художник завершает работу, девушка умирает.

Через несколько лет, в 1914 году, прозябающему в бедности Платону поступает заказ от богача Грильо, чья жена оказывается как две капли воды похожа на Анну… Не будем спойлерить, рассказывая, чем все заканчивается. Этот фильм, снятый в стиле модерн, достоин просмотра.

Письма мертвого человека

Постапокалиптический триллер «Письма мертвого человека» вышел практически одновременно с Чернобыльской трагедией, что придало картине поистине жуткую актуальность. По сюжету картины из-за оплошности ракетчика, подавившегося кофе, происходит запуск ядерной ракеты и мир погружается в ядерную зиму.

Группа выживших, среди которых Нобелевский лауреат и создатель это самой бомбы доктор Ларсен, прячется в подземельях Исторического музея. Каждый из героев проводит время по-своему. Кто-то пишет роман, кто-то готовит послание потомкам, сам Ларсен пишет письма своему скорее всего погибшему другу Эрику, в которых исповедуется и пытается оправдать человечество.

Со временем группа решает переехать в более надежное укрытие — в центральный бункер, возможно навсегда, но мест на всех там не хватает и доктор Ларсен решает остаться вместе с больными детьми из приюта. В итоге сам Ларсен умирает, а дети уходят в беспросветную темноту ядерной ночи.

Дикая охота короля Стаха

В 1979 году режиссер Валерий Рубинчик снял по одноименной повести белорусского писателя Владимира Короткевича, опубликованной в 1964 году. Сюжет фильма отличается от первоисточника, в киноверсии был убран политический контекст о независимости белорусского народа, заложенный в повести Короткевича.

«Дикую охоту короля Стаха» можно назвать готическим триллером.

По сюжету, молодой фольклорист Андрей Белорецкий приезжает в белорусское Полесье, чтобы собрать народные предания и селится в поместье, хозяйка которого, Надежда Яновская, рассказывает этнографу страшную легенду окороле Стахе, устраивающем время от времени охоту на старинный род, последней представительницей которого она является. Белорецкий решает помочь Яновской.

Фильм сегодняшнему зрителю, испорченному клиповым восприятием, может показать затянутым и даже скучным, но именно эта напряженная неторопливость, депрессивный саундтрек, гипертрофированная замедленность движений и вызывают эффект, который может оказать только качественный готический триллер.

Жажда страсти

Анастасия Вертинская, которая прославилась ещё в 15 лет ролями в фильмах «Алые паруса» и «Человек амфибия» в 1991 году снялась в мистическом триллере «Жажда страсти».

Основой для сценария послужили рассказы Валерия Брюсова, поэтому не удивительно, что фильм получился с налетом декаденства, но от этого он только выигрывает, учитывая общую атмосферу крайне необязательного кинематографа переходной эпохи.

Вертинская играет женщину, обвиненную в убийстве мужа, а её душой завладели темные силы, которые её разрушают.

Хорошо сыграл роль инспектора, расследующего убийство, Игорь Косталевский. В общем и целом, фильм можно назвать авторским, но посмотреть его стоит, он действительно страшный. После просмотра возможны «побочные эффекты» в форме страха перед зеркалами.

Пьющие кровь

Вампирская тема, поддерживаемая в русской культуре сегодня только периодическими инъекциями романов Виктора Пелевина, всегда занимала важное место как в нашем фольклоре, так и в литературе. Одним из признанных мастеров мистических рассказов был Алексей Толстой.Именно по его повести «Упырь», изданной ещё в 1841 году, на закате Советского Союза, в 1991 году режиссер Евгений Татарский снял фильм с жутким названием «Пьющие кровь». Несмотря на кровожадное название, в фильме нет обычных для картин о вампирах кровавых сцен, но кино от этого не становится менее жутким.Сюжет его практически полностью повторяет сюжет повести. Князь Руневский в исполнении молодого Андрея Соколова оказывается на балу, где узнает, что среди танцующих много упырей, возглавляет которых генеральша Сугробина, бабушка Даши, возлюбленной Руневского. Упыри приглашают князя погостить у них в доме… Роль генеральши исполнила Марина Влади, которая согласилась сниматься в этом фильме бесплатно, ещё в одной роли снляся Донатас Банионис. В целом фильм удался. Атмосферу жути и напряжения помогает передать великолепный саундтрек авторства Сергея Курехина.

Источник: https://kino.rambler.ru/movies/40380204-7-samyh-strashnye-filmov-sssr/

Дикий Восток: Как в Советском Союзе снимали ковбойское кино

«Борщ-вестерны», «истерны», «красные вестерны» — разбираемся с тем, как в Советском Союзе интерпретировали ковбойское кино.

Вчера вышел в прокат приключенческий боевик «Беглецы» с Петром Федоровым и Елизаветой Боярской в главных ролях. Тайга, конные погони, перестрелки — фильм явно наследует богатую советскую традицию истернов, переосмыслявших ковбойское кино в реалиях коммунистического общества.

Истерн, он же остерн (нем. Ost — Восток), он же борщ-вестерн, — советский субжанр приключенческих боевиков, как правило, повествующий о событиях гражданской войны и снятый в декорациях тайги или азиатской пустыни.

Начало гражданской войны в России принято отсчитывать с февраля 1917 года. Но интересующий нас этап начался с весны 1920-го: адмирал Колчак уже казнён, Деникин на дредноуте «Мальборо» отбыл в Англию, туда же через Эстонию бежал Юденич, а барон Врангель осел в Константинополе.

Разбив белое движение и заключив мир с Польшей, большевики вступили в затяжное противостояние с повстанцами на границах бывшей империи.

Самое организованное и серьёзное по масштабам сопротивление советская власть встретила на юге, где местные общественные организации под шумок решили создать Туркестанскую автономию на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

Читайте также:  Советские игровые автоматы

Противостоявших большевикам пантюркистов прозвали «басмачами», а среднеазиатские пустоши в народном сознании стали последним, не считая внутреннего, фронтом борьбы с контрреволюционерами. Представители важнейшего из искусств, в свою очередь, обрели почти неиссякаемую тему для фильмов и благодатную фактуру, вполне сопоставимую с Диким Западом.

Первым знаковым истерном принято считать «Красных дьяволят» Ивана Перестиани, что, впрочем, не совсем верно. Немая экранизация повести Бляхина рассказывает о молодых романтиках из украинского посёлка, которые решаются дать отпор банде Махно.

В данном случае ни о какой вторичности фильма по отношению к американским вестернам речи не идёт, просто в основу литературного первоисточника легли приключенческие романы Фенимора Купера и Майн Рида.

В любом случае фильм стал настоящим экшен-хитом, по легенде даже Владимир Маяковский лично высказал Перестиани свое восхищение, и режиссёр снял ещё четыре продолжающих франшизу «Дьяволят» истории в течение одного 1926 года.

Намного больше соответствовал канонам жанра снятый в 1928-м «Потомок Чингисхана», хотя стороны конфликта в нём были не совсем традиционные — честные монгольские охотники против английских колонизаторов.

После него истернам пришлось взять длительную передышку — в 1929-м с подачи статьи литературного критика Рыкачёва в журнале «Молодая гвардия» в СССР началась травля всего, что связано с приключенческим жанром. «Лихая индивидуальная предприимчивость» и «вульгарная романтика игры со смертью» были объявлены глубоко вредными для воспитания советского человека вещами, и на место приключенческому кино пришло «антиприключенческое кино».

Туркестанская автономия

непризнанное государство, просуществовавшеес 27 ноября 1917 года по 22 февраля 1918-го

на территории современных Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана.

«Красные дьяволята»

Если верить журналисту Федору Раззакову, ренессанс истерна санкционировал сам Иосиф Сталин. Наслаждаясь американскими вестернами 1930-х в компании членов политбюро, вождь изрек: «У нас много своей пустыни.

Разве у нас некому снимать такие приключенческие картины?» Слова Сталина было принято воспринимать как руководство к действию, и вскоре высшие чины советского кино принялись активно стимулировать съёмки отечественных аналогов.

В 1936-м на экраны вышел «Джульбарс» Владимира Шнейдерова — уже вполне каноническая история про борьбу пограничников с бандой басмачей.

За ним последовал «Тринадцать» Михаила Ромма, ставший культовым не только в Советском Союзе — в 1944-м американский ремейк «Сахара» с Хамфри Богартом в главной роли получил три «Оскара». Кстати, в 1995 году вышел ещё один ремейк — на этот раз с Джеймсом Белуши.

После Второй мировой войны в СССР попали тысячи трофейных фильмов, в основном американского производства. Иосиф Виссарионович вновь стал пропадать в своем «домашнем» кинотеатре и, посмотрев «Дилижанс» Джона Форда, практически повторил свой вопрос руководителю кинокомитета.

Вскоре советские зрители увидели первый истерн, действие которого происходило уже не в годы гражданской, а во времена Великой Отечественной войны, — «Смелые люди». По сюжету работники коневодческого завода под Кисловодском совершают дерзкие набеги на коммуникации фашистских захватчиков. Сталину понравилось.

Впрочем, следующая волна популярности истернов нахлынула уже после его смерти.

Ещё одним социалистическим субжанром вестерна стали красные вестерны, действие которых разворачивалось на американском Диком Западе, но по понятным идеологическим причинам герои менялись местами с антигероями: зрителю предлагалось поболеть за индейцев и мексиканцев, противостоящих гнету ковбоев-империалистов. Локомотивом красных вестернов стала восточногерманская студия DEFA, а главным супергероем-индейцем — югослав Гойко Митич.

В 1960 Джон Стёрджес, вдохновившись «Семью самураями» Акиры Куросавы, снял свою «Великолепную семёрку», а через пару лет фильм взорвал советский прокат. Оглушительный успех у зрителей уравновешивался гулом критики в газетах: эксперты-коммунисты увидели за эффектными сценами идеологическую пропаганду американской агрессии.

Критиков поддержал Никита Хрущёв, и «Совтелеэкспорт» отказался от дальнейшей закупки вестернов. Зато внутренние производители начали активно заменять продукт — в 1960-е вышло несколько, пожалуй, самых известных истернов в истории жанра. Это, конечно, «Неуловимые мстители» (1966) и «Белое солнце пустыни» (1969).

Непризнанной жемчужиной истернов того периода остаётся «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичюса. Мрачная лента о литовских «лесных братьях» под жанровой оболочкой несла в себе слишком очевидный и пропитанный европейско-католическим духом заряд рефлексии, так что народным хитом фильму стать было не суждено.

Кстати, именно режиссёру Жалакявичюсу было предложено возглавить проект «Пустыня», но он, как и Андрей Тарковский, отказался. В итоге за фильм взялся «неблагонадёжный» Владимир Мотыль, а название заменили на «Белое солнце пустыни».

Картину очень прохладно встретили критики, считается, что она вообще попала в прокат только благодаря тому, что понравилась ещё одному властному любителю боевиков — Леониду Брежневу. Сейчас в это даже трудно поверить — «Белое солнце пустыни» входит в коллекцию легенд советского кино, а реплики героев разошлись на цитаты.

Фильм Мотыля серьёзно поднял планку для советских истернов, размыв совсем смешные уже по меркам 1960-х идеологические пунктиры героев.

Протагонист из светлоликого ангела коммунизма превратился в простого смертного с его негеройскими противоречиями, а злодей приобрёл немного голливудской харизмы. Следующей вехой стал дебют Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).

В нём по-своему привлекательных антигероев уже несколько, а жанровая упаковка становится ещё более условной.

В поздние 1970-е и 1980-е кинопроизводство в СССР достигло пика продуктивности, наступила эпоха так называемого серого кино, и истерны выходили пачками, но уже не могли претендовать на такое внимание аудитории, как раньше. Географически же локации приключенческого кино основательно сместились в тайгу и степь.

Не будет преувеличением сказать, что истерны умерли вместе с советской империей. Когда стенки относительно герметичной массовой культуры прорвала гласность и туда хлынули городские боевики и фильмы про боевые искусства, истерн с его устаревшими мифами окончательно потерял актуальность.

Афганистан и Чечня отодвинули на задворки народного сознания память о войнах начала века. Закрыл тему постмодернистский пастиш Рашида Нугманова «Дикий Восток» (1993).

Антиутопия, инспирированная франшизой про «Безумного Макса», полностью отказалась от советских мифов и выстроила своё пространство скорее по мотивам реальности 1990-х: байкеры-бандиты, дети в огромных тренчах, немецкая порнография и деньги в качестве основной мотивации как плохих, так и хороших героев.

Говорят, главная роль предназначалась погибшему Виктору Цою, а на одну из второстепенных хотели позвать Дольфа Лундгрена, но и без них «Дикий Восток» генерирует достаточный градус безумия.

Лучшей ленты на роль последнего истерна и придумать сложно: холодная война закончилась, гражданскую забыли, а область Дикого Востока в то время внезапно покрыла всю территорию развалившейся страны. Среднеазиатская пустыня с городком в скалах, логовом байкеров и старым кабриолетом «Чайка» на этом фоне смотрится не столько последним фронтиром, сколько эскапистским оазисом.

В поздние 1970-е и 1980-е кинопроизводство в СССР достигло пика продуктивности, наступила эпоха так называемого серого кино, и истерны выходили пачками.

Источник: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/176543-dikiy-vostok-kak-v-sovetskom-soyuze-snimali-kovboyskoe-kino

7 ВЕЛИКИХ ФИЛЬМОВ, СНЯТЫХ В СССР

12 октября 1957 года состоялась премьера фильма «Летят журавли». Эта картина является единственным русским фильмом-лауреатом Каннского кинофестиваля, хотя советский кинематограф не скупился на шедевры. Вспомним 7 великих фильмов, снятых в СССР.

ЛУЧШАЯ ДРАМА. «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». МИХАИЛ КАЛАТОЗОВ

Это единственный советский и российский фильм, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в 1958 году. Эта трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война.

На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш, который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля. Фильм не понравился тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы «шлюхой».

О триумфе картины на её Родине вышла всего одна заметка в «Известиях» без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-РАЗМЫШЛЕНИЕ. «ЗЕРКАЛО». АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ.

„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно.

И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“». «Зеркало» — фильм исповедальный и глубокий.

Должное ощущение от просмотра – катарсис. Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе «отвечает» за русское кино. И это не может не радовать.

ФИЛЬМ, ОКАЗАВШИЙ САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ КИНО. «ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ». ДЗИГА ВЕРТОВ

Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм «Человек с киноаппаратом» — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства.

Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским «Улиссом». В «Человеке с киноаппаратом» Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными.

Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт «чистое» кино.

ЛУЧШАЯ МЕЛОДРАМА. «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять «русскую душу». Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки, как в случае с фильмом.

«Москва слезам не верит», как известно, выиграл «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский.

В Советском Союзе же фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно бешеные сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер. Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.

ЛУЧШИЙ БОЕВИК. «ПИРАТЫ XX ВЕКА».

Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм.

Секрет успеха «Пиратов» не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств. Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом.

Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.

ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ. «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА».

«Бриллиантовая рука», экцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов, конечно, не случайно. Фирменный гайдаевский юмор не смогла «убить» советская цензура. Режиссёр очень ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод «розового слона».

В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва в море, и заявил, что сможет «уступить» только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали. «Бриллиантовая рука» стала «звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова, в фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика «идущего по воде», а жена — экскурсовода.

В «Бриллиантовой руке» есть отсылки к фильмам о Джеймсе Бонде Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною сцену из фильма «Живёшь только дважды». Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда.

Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ. «ВИЙ»

Фильм «Вий» стал в нашем рейтинге лучшим фильмом ужасов не потому, что выбирать не из чего, хотя, стоит заметить, жанр хоррора в СССР развития не получил. Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова.

Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно. Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью «спортсменки- комсомолки-красавицы» в «Кавказской пленнице» и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.

Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случалась «мистика». Это не удивительно.

Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя, самого «мистического» русского писателя.
источник

Источник: http://magspace.ru/blog/Moy_adres-Sovetskiy_Soyuz/246334.html

Ссылка на основную публикацию