Газ 16: летающий автомобиль

ГАЗ-16 — летающая «Волга»

Машина времени

Как в СССР пытались построить автомобиль для любых дорог, и что из этого вышло?

Идея создания автомобиля, способного летать, или хотя бы ненадолго отрываться от земли, приходила в голову любому, кто хоть раз стоял в пробке, или был вынужден двигаться по бездорожью. И, надо сказать, летающие автомобили уже существуют, хоть и не столь распространены.

Зато различные компании ведут активную работу, чтобы сделать такую технику массовой. Например, компания Lilium Aviation планирует уже в этом году показать полноразмерный прототип такого транспортного средства.

А словацкая компания AeroMobil идет еще и дальше и вообще хочет начать продажи подобного автолёта.

Правда, если немного изучить вопрос, выяснится, что попытки создать летающий автомобиль предпринимались еще полвека назад. Хотя начинались они совсем с другого – с создания автомобилей на воздушной подушке. Более того, в Советском Союзе были реализованы работающие прототипы такого транспортного средства.

Догоним и перегоним

Надо сказать, идеи сделать летающий, или точнее «воздушный» автомобиль предпринимались не только в СССР. Например, в 1959 году компании Curtiss-Wright, Studebaker и Daimler-Benz представили транспортное средство на воздушной подушке собственной разработки.

Вот как писали об этом автомобиле журналисты тех времен: «Об устройстве и принципах действия этого автомобиля известно, что в нём нет колёс, осей, тормозов, сцепления, коробки передач и рессор.

Привод осуществляется от обычного поршневого двигателя внутреннего сгорания, имеющего воздуходувку для создания, как сказано в проспекте фирмы «Кэртис-Райт», «воздушного потока низкой скорости и низкого давления». Управление силой и направлением этого потока осуществляется внутри машины.

Воздушный поток служит, с одной стороны, для производства воздушной подушки под автомобилем (который благодаря этому приподнимается на 15 – 30 см над землей), а с другой – для того, чтобы обеспечить движение автомобиля в горизонтальном направлении – вперед, назад и в стороны… Хотя сам принцип, положенный в основу автомобиля и не нов, некоторые технические решения весьма оригинальны. Неоспоримы также и возможные конструктивные преимущества новой машины», — отмечал печатный орган страны советов, добавляя, что автомобиль американо-немецкой разработки мог передвигаться как по неровным дорогам, так и по воде. Конечно, попытки создать транспортное средство на воздушной подушке были и раньше. Но на этот раз речь шла именно об автомобиле.

В общем, неизвестно, впечатлили ли советских инженеров зарубежные разработки, но факт остается фактом. Буквально через год после демонстрации в США необычного транспортного средства на Горьковском автозаводе начинается разработка своего летающего автомобиля.

По воде аки посуху

За работу принялась группа специалистов под руководством ведущего конструктора ГАЗа А. Смолина. Также к проекту привлекли группы сотрудников из НАМИ и авиационного завода имени Орджоникидзе. Такой выбор специалистов не был случайным.

В конечном счете, перед ними ставилась задача – создать гибрид обычного автомобиля и судна на воздушной подушке. Этакий советский «воздушный автомобиль», который смог бы двигаться по шоссе, а при необходимости – преодолевать непролазные дебри.

Также к работе подключились и специалисты «Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского». И дело пошло.

До постройки первых ездовых прототипов были проведены испытания на специальных моделях в масштабе 1:10. Первые же эксперименты подтвердили возможность образования воздушной подушки под днищем автомобиля, в результате чего было принято решение о создании полноценных образцов, которые были построены уже в 1962 году.

Проект получил название ГАЗ-16, а в кулуарах его даже окрестили «летающей «Волгой». Почему? А почему бы и нет, ведь конструкторы хотели создать машину для повседневного использования.

Хотя, если взглянуть на футуристичный внешний вид прототипа, напоминающего не то летающую тарелку, не то – фантастическое судно, в это слабо веришь.

Размеры ГАЗ-16 были немаленькими: 7,5 х 3,6 х 1,7 метра. Масса – 2125 кг. Автомобиль был построен на заднеприводном шасси, а в движение его приводил 5,5-литровый мотор V8 мощностью 195 л.с., позаимствованный у «Чайки» ГАЗ-13. Любопытно, что при этом агрегат отвечал как за привод задних колёс, так и за создание воздушной подушки. Кстати, о движении.

В стандартном режиме ГАЗ-16 ехал точно так же, как и обычный автомобиль своего времени, разумеется, с поправкой на необычную форму кузова. А в случае, если нужно было преодолеть бездорожье, колёсное шасси по задумке разработчиков убиралось специальным гидравлическим приводом.

Читайте также:  90 лет назад вышел первый номер газеты «пионерская правда»

Тогда в дело вступали два осевых вентилятора, которые нагнетали воздух в ресивер, образованный обшивкой корпуса и днищем машины. В отличие от современных транспортных средств на воздушной подушке, у ГАЗ-16 не было специальных гибких юбок, все достигалось за счет формы кузова. А воздух в нижней части выходил из специальных щелей, расположенных под углом 45 градусов.

Эти же потоки воздуха, направляемые специальными жалюзи, управляемыми из кабины водителя, двигали автомобиль вперед, в случае активации воздушной подушки.

Поначалу такая схема казалась конструкторам перспективной. Но первые же испытания показали низкую эффективность такого решения. Автомобиль сильно проседал, при перераспределении воздуха.

Поэтому советскими специалистами был построен усовершенствованный вариант автомобиля – ГАЗ-16А, у которого в задней части появились два вращающихся навстречу друг другу трёхлопастных винта. За их работу отвечали вспомогательные маршевые двигатели мотоциклетного типа.

А впоследствии появился еще один прототип – ГАЗ-16Б, у которого уже применялась комбинированная схема. Во время работы воздушной подушки этот автомобиль двигали как нагнетающие вентиляторы, так и маршевые винты, работающие от 350-сильного газотурбинного двигателя ГТД-350 от вертолета Ми-2.

Советский летающий автомобиль выглядел как настоящий прорыв, диковинный аппарат вызывал настоящий ажиотаж, когда двигался по улицам Горького. Казалось, вот он – транспорт будущего, но жизнь внесла свои коррективы.

Когда гибрид – это не комплимент

Развитие ГАЗ-16 «убила» вовсе не бесперспективность теории о летающем или «полулетающем» автомобиле, а самая, что ни на есть практика. А точнее – результаты испытаний. Да, все прототипы ГАЗ-16 очень необычно выглядели и имели перспективную конструкцию.

Но что с того? В режиме полёта ГАЗ-16 разгонялся до 40 км/ч, но при этом автомобиль крайне плохо управлялся. Например, во время тестов машина не смогла два раза пролететь 170 метров по прямой, не сбив при этом флажки.

Не говоря уже про выполнение «змейки»! А при произвольных аэродромных полётах автомобиль и вовсе начинало нести боком, хотя современным «дрифтерам» такое явление, скорее всего, понравилось бы.

Да и к исполнению главной задачи ГАЗ-16 – езде по пересеченной местности – по итогам испытаний, прошедших в 1962-1963 годах, возникли вопросы. Например, автомобиль действительно мог преодолевать траншеи, и перемещаться с суши на воду.

Но уже над водной гладью воздушная подушка автомобиля поднимала в воздух сотни брызг, которые существенно ограничивали видимость. При движении над песком такой проблемы не было. Зато песчинки очень здорово забивали детали механизмов автомобиля. Наконец, все испытания ГАЗ-16 проводились на ровных поверхностях.

А вот двигаться над канавами, косогорами и различными подъемами автомобиль просто не мог.

К тому же, были и другие проблемы. Например, «летающая Волга» имела невысокую грузоподъемность и при этом обладала повышенным расходом топлива. Кроме того автомобиль оказался довольно громоздким и сложным с конструктивной точки зрения.

Но самое главное – за всё время разработок ГАЗ-16 никто так не представил внятного объяснения, для каких конкретных целей можно было бы использовать подобное транспортное средство.

Поэтому если поначалу представители ГАЗа еще собирались доработать конструкцию «летающего автомобиля», улучшив управляемость и маневренность, то в дальнейшем от этой идеи полностью отказались.

А дальнейшая судьба построенных прототипов и вовсе сложилась непонятным образом. Сейчас единственное, что от них осталось – это часть кузова, который выставлен в музее Горьковского автозавода.

И все же, подводя итог, хочется отметить, что ГАЗ-16 не стал полностью провальным проектом, как может показаться сейчас.

Это была попытка нащупать новые контуры и перспективные направления в автомобилестроении того периода, которую делали не только в Советском Союзе.

И пусть в силу ряда причин она оказалась бесперспективной и безрезультатной. Только за то, что ее предприняли, стоит сказать отдельное «спасибо».

Тимофей Исаев

Источник: https://autorambler.ru/mashinavremeni/gaz-16-ili-letayuschaya-volga.htm

Летающий Автомобиль ГАЗ 16 — Самые лучшие видео

6 лет назад

Оказывается, что летающие тарелки вполне реальны. Их делали еще немцы во Вторую войну, а потом, конечно, американы. Эти диски летали и сейчас летают. Кто же до конца правду откроет — секретно же все.

Читайте также:  «отец» советского червонца

Фильм про то и рассказывает — зачем и как дошли до идеи летающих тарелок, и как эту идею превращали в железо без крыльев, но с моторами. Кроме того, еще объясняют, какие самолеты можно принять за НЛО и показывают как это получается.

В улучшенной версии вырезан бред и добавлены поясняющие комментарии

6 лет назад

Подпишитесь на канал Россия24: https://www.youtube.com/c/russia24tv?sub_confirmation=1 Владимир Путин и Ангела Меркель открыли Ганноверскую выставку. Это самая крупная ярмарка в мире промышленности. Каждое государство демонстрирует здесь свои главные достижения в области индустрии, ищет инвесторов. Россию представляют 160 компаний, в этом году она — страна-партнер выставки.

Экономика здесь тесно переплетена с политикой. Будьте в курсе самых актуальных новостей! Подписка на офиц. канал Россия24: http://bit.ly/subscribeRussia24TV Вести в 11:00 — https://bit.ly/Vesti11-00-2015 Вести. Дежурная часть — https://bit.ly/DezhChast2015 Большие вести в 20:00 — https://bit.ly/DezhChast2015 Вести в 23:00 — https://bit.ly/Vesti23-00-2015 Вести-Москва с М.

Зеленским — https://bit.ly/VestiMoskva2015 Вести в субботу с С.Брилёвым — http://bit.ly/VestiSubbota2015 Вести недели с Д.Киселёвым — http://bit.ly/VestiNedeli2015 Специальный корреспондент — http://bit.ly/SpecKor Воскресный вечер с В.Соловьёвым: http://bit.ly/VoskresnyVecher Интервью — http://bit.ly/InterviewPL Реплика — http://bit.ly/Replika2015 Агитпроп: https://bit.

ly/AgitProp Авторские передачи Н.Михалкова — http://bit.ly/Besogon Россия и мир в цифрах — http://bit.ly/Grafiki Hi-Tech — http://bit.ly/Hi-TecH АвтоВести — http://bit.ly/AvtoVesti Вести.net — http://bit.ly/Vesti-net Наука — http://bit.ly/NaukaNovosti Документальные фильмы — http://bit.ly/DocumentalFilms Познавательные фильмы — http://bit.

ly/EducationalFilm Летающая русская машина поразила немцев https://www.youtube.com/watch?v=ZNhEp-74TzA

5 лет назад

Смотрите новый выпуск Рыбакин Рулит «Vokswagen Scirocco» http://carambatv.ru/auto/drive/vokswagen-scirocco/

4 месяцев назад

Самые дурацкие изобретения и техника. Невероятные изобретения которые никогда вам не пригодятся. Изобретения на которые смешно смотреть. О чем думают люди, когда изобретают такое? Плавающий велосипед. Лодка с мотоциклом в место мотора. Трактор лимузин и прочая глупая техника. Не забудьте нажать «

Источник: https://1-tube.ru/watch/O0rEDRzXdj0

«ГАЗ-16» — первый летающий советский автомобиль! | Интересные новости

Это кажется невероятным, но «ГАЗ-16» был создан советскими инженерами еще в 1960-х годах и, кроме футуристического внешнего вида, отличался тем, что мог… летать.

Скрестить автомобиль с самолетом

60-е годы ХХ века можно смело назвать временем технического прогресса.

Многие мировые открытия и события тех лет порой даже нам кажутся перекочевавшими в реальную жизнь со страниц научно-фантастических романов.

Это и первый космический полет Юрия Гагарина, и создание Теодором Майманом первого лазера, и выпуск в Германии первых плавающих автомобилей, и появление первых высокоскоростных поездов в Японии.

Поэтому неудивительно, что именно в начале 1960-х советские ученые приступили к необычной разработке — созданию летающей машины. А произошло это на знаменитом Горьковском автозаводе (ГАЗ). Руководство проектом поручили инженеру Смолину. Такой выбор был неслучаен.

И дело не только в том, что Смолин являлся ведущим конструктором ГАЗ, а в том, что раньше он трудился на Казанском авиационном заводе. Поэтому кому как не ему можно было доверить создание автомобиля, летающего по воздуху, а точнее передвигающегося на воздушной подушке.

В проекте приняли участие и специалисты секретного предприятия — так называемого почтового ящика 200, и ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института.

Первый летающий ГАЗ

Сначала испытания провели на моделях будущих автомобилей, которые были в 10 раз меньше настоящих. Из шланга, присоединенного к образцу, нагнетался воздух, и машинка зависала над поверхностью воды или суши.

В самом начале 1960-х годов первый автомобиль «ГАЗ-16» в натуральную величину был готов. Кузов машины имел обтекаемую форму, а кабина напоминала своеобразный прозрачный колпак. Длина аппарата составляла 7,5 метра, ширина – 3,6 метра, а вес — 2 тонны 125 килограммов.

Автомобиль, как и любой самолет, был снабжен шасси. Впереди и сзади располагались мощные вентиляторы, посредством которых и образовывалась воздушная подушка. А с помощью закрепленных вертикально винтов осуществлялось управление машиной.

Максимальная скорость полета равнялась 40 км/ч.

Слишком много недостатков

Однако нельзя сказать, что первые испытания прошли удачно. При прохождении прямого коридора шириной в 12 метров, ограниченного флажками, «ГАЗ-16» сходил с курса. Понятно, что с траекторией в виде змейки машина справилась еще хуже.

Читайте также:  7 великолепных фильмов, снятых в годы ссср

Воздушная подушка «ГАЗ-16» отличалась совсем небольшой высотой — всего 150 мм. Поэтому автомобиль мог передвигаться преимущественно над ровной поверхностью. При полетах над водой вокруг корпуса образовывались сильнее брызги, что затрудняло водителю обзор и управление.

Надо, правда, отдать должное советским конструкторам: долгое время они продолжали работу, все более совершенствуя свой автомобиль. Однако вскоре проект закрыли, посчитав, что летающий «ГАЗ» вылетает государству в копеечку.

Да и подобного рода машины с их низкой скоростью и маневренностью тогда еще не могли конкурировать с обыкновенными авто на колесах.

 

Источник: http://maxpark.com/community/5652/content/6456119

Газ — 16 летающая «волга»

Оказывается, идея летающей «Волги» появилась задолго до фильма «Чёрная молния». Речь о ГАЗ-16 – одной из самых фантастичных разработок советских инженеров

Разработка очередного экспериментального автомобиля повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой началась в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе под руководством ведущего конструктора А.

А. Смолина. К проекту были привлечены и группы сотрудников из НАМИ и авиационного завода имени Орджоникидзе. Новый автомобиль должен был сочетать положительные качества автомобиля и судна на воздушной подушке. То есть, быть экономичным и проходимым.

Для движения по асфальтированной дороге в ГАЗ-16 использовалось обычное шасси с независимой передней подвеской, аналогичное тому, что применялось на ГАЗ-21. Под капотом был установлен восьмицилиндровый V-образный двигатель от ГАЗ-13 «Чайка» объёмом 5,5 литра и мощностью 195 лошадиных сил.

На ровной дороге автомобиль развивал скорость до 170 километров в час. На бездорожье шасси убиралось гидравлическим приводом, и автомобиль приводился в движение воздушной подушкой с двумя нагнетателями, паря на высоте около пятнадцати сантиметров над землёй.

С помощью подушки ГАЗ-16 мог преодолевать даже водные преграды, хотя и создавал при этом плотную завесу из водяного тумана.

Первый вариант автомобиля был построен без использования воздушных винтов. Водитель управлял потоками воздуха из основных вентиляторов с помощью специальных жалюзи.

Однако, тесты показали несостоятельность такого решения: при отводе воздуха от нагнетающих вентиляторов автомобиль заметно «проседал», а максимальная скорость едва превышала 40 километров в час.

Вторая и более известная модификация летающей «Волги» — ГАЗ-16А была существенно модифицирована по сравнению с предшественником. Автомобиль получил два вспомогательных маршевых двигателя мотоциклетного типа мощностью 28 лошадиных сил каждый.

С помощью карданной передачи они вращали два трёхлопастных винта, которые были вынесены в хвостовую часть. Такая конструкция предполагала возможность движения задним ходом а воздушные рули на кожухах вентиляторов обеспечивали отличную управляемость автомобиля.

Позднее ГАЗ-16 получил новые апгрейды, так в конструкторских цехах родился ГАЗ-16Б. Главным его отличием от предыдущей модели было использование газотурбинного двигателя ГТД-350 для привода нагнетающих вентиляторов и маршевых винтов. Мощность этого силового агрегата достигала 394 лошадиных сил.

В то время ГТД-350 был самым малогабаритным и лёгким двигателем такого типа (его сухой вес составлял 130,5 килограмма) и вместе с этим был в состоянии обеспечить все энергетические потребности летающей «Волги»; поэтому технико-экономические показатели ГАЗ-16Б были заметно выше, чем у предшественников.

Несмотря на то, что разработку можно было считать успешно-состоявшейся, своего места в реальной жизни ГАЗ-16 так и не нашёл, и со временем работа над проектом была остановлена.

Было озвучено немало причин, почему у ГАЗ-16 нет будущего: машина была сложна по конструкции, громоздка, неэкономична, имела невысокую грузоподъёмность и очень ограниченную область применения.

Основной недостаток, с технической точки зрения, состоял в нерациональном использовании мощности двигателя для создания воздушной подушки под днищем аппарата – именно поэтому впоследствии на машинах с воздушными подушками стали применяться гибкие ограждения по периметру  всего судна. Так, проект летающей «Волги» ушёл в историю, и до наших дней, к сожалению, не уцелело ни одного экземпляра. Но фрагмент одного из прототипов ГАЗ-16 и по сей день хранится в музее ГАЗ.

Короче, мне как жителю этой страны, жившему и в СССР и в России, ясно одно — мы готовы построить даже летающий автомобиль, лишь бы не строить ДОРОГИ!!! (шутка)

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://car-day.ru/blog/43742722223

Ссылка на основную публикацию