Не гневи прапорщика

Узник юаровской тюрьмы

30.11.2001

По старой армейской привычке прапорщик запаса Николай Пестрецов просыпается рано. Хозяйство на хуторе у него большое: коровы, утки, барашки, куры, другой живности полный двор. Но каждое утро для Николая начинается с просмотра теленовостей. А там — война в Афганистане, бои в Чечне, конфликт в Абхазии. И постоянно — пленение людей, захват заложников, гибель мирных жителей.

— Смотрю все это, и щемит сердце, — Николай Федорович сломанными пальцами нервно мнет сигарету. — И хочешь не хочешь, память непроизвольно уносит к событиям двадцатилетней давности.

ПЛЕН

…По шуму двигателя он понял, что находится в вертолете. Шевельнулся, и все тело пронзила дикая боль. Пальцы перебиты, ребра сломаны, лицо — сплошное месиво. Кололо в ноге, в горячке боя он не заметил, что осколок гранаты пробил высокий ботинок и угодил под косточку, в мякоть. Сознание то уходило, то возвращалось.

Прапорщик Николай Пестрецов смутно вспоминал, что с ним произошло. Ангольская бригада (ее, правда, бригадой можно было назвать с натяжкой — так себе, полк) стояла близ местечка Анжива недалеко от границы с Намибией. Невдалеке советские специалисты возводили трехкилометровый мост через реку Кунене, который должен был связать две ангольские территории.

В бригаде в числе 12 советских военных советников находился и прапорщик Пестрецов. Обстановка в Анголе была сложной. Здесь не было границ. И не было власти. Кто кого косил из автоматов и пулеметов или сжигал залпами НУРСов, разобраться было сложно. Войска ФАПЛА бились с батальонами Савимби, провозгласившего «Африка — для черных» и пускавшего цепи своих бойцов впереди..

. белых юаровских наемников. До обороняемых кубинскими бригадами Квито-Кванавале и Лубанго совершали челночные рейсы юаровские «Миражи», сметая пушечными очередями все, что двигалось по дороге. Но Пестрецов особо над этим не задумывался. Раз его сюда страна послала, значит так надо. Значит надо выполнять все порученное на совесть.

Да и работы хватало — среди трофеев было много техники различных стран. Надо было ее всю доводить до ума.

27 августа 1981 г. на ангольскую бригаду обрушился шквал огня. Хорошо зная, видимо из разведданных, расположение бригады, юаровская артиллерия била прямой наводкой по позициям, с неба пикировали самолеты и вертолеты. Зажатая в кольцо бригада медленно умирала. В горячке боя Пестрецов видел, как пуля сразила жену подполковника Киреева Лиду.

Евгений Киреев подполз к ней, приподнял и тут же получил пулю в спину… Когда огонь стих, Николай ужаснулся от обилия трупов вокруг. Невдалеке лежали Киреевы, чуть дальше майор, советский советник замполита ангольской бригады и, что самое страшное, жена Николая — Ядвига. Он подполз к жене и тут же получил удар по голове.

Падая, прапорщик нажал на спусковой крючок АКМ.

— Вместе с ранеными юаровцами, — рассказывает Николай Пестрецов, — меня доставили в госпиталь на территории Намибии. Я сначала думал, что попал к кубинцам. Но когда доктор начал у меня что-то спрашивать, в его говоре было очень много глухих «х» — африканс. Ну и послал я его тоже на наше русское «х».

Через два часа к прапорщику в палату пришла женщина-переводчик. И тогда юаровцы узнали, что Николай — советский специалист, работник ГАЗ (такая у него была легенда).

А четыре трупа белых людей, обнаруженные на поле боя, где его взяли в плен, не португальцы, а русские Так прапорщик Советской армии оказался сначала в тюрьме, где африканцы держали своих дезертиров, а затем в одиночке в Кейптауне.

ТЮРЬМА

Камера — полтора на три метра. Теснота, духота. До окна, почти сплошь закрытого металлическими пластинами, не достать. И постоянные допросы, постоянный вопрос: «Почему ты не сдался в плен, а стрелял в солдат армии ЮАР?»

И каждый раз прапорщик объяснял, что любой советский мужчина, отслуживший в армии, умеет обращаться с оружием, что Южно-Африканская Республика не объявляла официально войну Анголе. И поэтому он, как иностранный специалист, не смог за 24 часа покинуть страну. А как сдаваться в плен, если вы, сволочи, жену и друзей моих погубили…

Как только Пестрецов заводился, начинал нести «в душу — мать» или отказывался отвечать, ему тут же на допросе надевали японские наручники — легкие, из нержавейки. При резком движении человека складывает пополам, туловище к ногам притягивает.

Не раз в первые недели он получал и нунчаками по голени. Причем били умеючи, чтобы не раздробить кость. Тут же прижигали йодом.

Один «мордоворот» для развлечения втыкал советскому прапорщику нож в икры, выворачивал руки, ломал в суставах пальцы, или просто катал строптивого «русского коммуниста» по полу тяжелыми ботинками.

Но не столько от физических мук, сколько от неизвестности страдал Николай. В одиночке всякие мысли лезли в голову. Неужели его забыла Родина? Да в принципе кто он для нее? Обыкновенный человек. Родился в 1944 г. в поселке Каспан в Казахстане.

Кроме него, было у отца с матерью еще пять ртов. Там же закончил СПТУ, работал. С 1964 г. служил водителем срочную в Германии, затем остался на сверхсрочную техником автороты. В 1968 г. входил вместе со своим полком в Чехословакию.

В Союз заменился в 1975-м, был командиром ремвзвода в Московско-Минской Пролетарской дивизии, в декабре 1979 г. ему предложили поехать в Анголу. Воспитанный в советском духе, он свято верил, что Родина никогда не оставляет своих сыновей в беде, что его ищут.

Еще болела у Николая душа за мать: как восьмидесятилетняя старуха перенесет его исчезновение?

— Меня методически пытались сломать, — вспоминает Николай Федорович, — пугали, убивали страхом душу. Я сидел в одиночке, а напротив моей камеры были помещения, где находились чернокожие пленники. По средам их куда-то уводили, а на следующий день эти камеры заполняли новые люди. Оказывается, в Претории казнили именно по средам. Сам процесс мне показал охранник…

Он вывел прапорщика в крытую решетками галерею и кивнул головой, указывая вниз: смотри. Там стояла автоцистерна с крупной надписью на борту «АСIDO» (кислота), из которой по гибкому шлангу куда-то вниз сливали едкую жидкость.

Потом машина уехала. По дорожке к глухой стене шел, озираясь, человек. Раздавался хлопок выстрела, и он падал. Металлические створки дорожки разъезжались, и человек летел в кислоту. Через пять минут к стене шел следующий бедолага.

Иногда Пестрецова приглашали к тюремному начальству, и начинался «разговор за жизнь». Дескать, ждет тебя, русский специалист, за убийство солдат армии ЮАР 100 лет каторги. Но, учитывая то, что ты потерял тут близкого человека, скостят тебе срок до 50 лет.

Или проси политического убежища. Тогда мы посылаем тебя на курсы английского, а дальше предоставляем работу. Какую — Николай догадывался. На его глазах сломались два пленных кубинца, которых после специальной подготовки направили воевать против тех же ангольцев..

.

Дни в заточении тянулись медленно. Разнообразия в будни узника вносили лишь переезды из тюрьмы в тюрьму. Но пропавшего советского прапорщика уже вовсю искали. В южноафриканской прессе проскочила заметка о советском пленном, и представители Красного Креста объезжали места содержания узников.

— На ежедневную прогулку меня постоянно выводили два охранника, — Николай Федорович от волнения потирает пальцы рук, вижу, как трудно даются ему воспоминания. — Однажды меня по фамилии окликнул незнакомый человек. Я поднял руку. И уже через два часа в кабинете начальника тюрьмы беседовал с представителем Красного Креста господином Муравьевым.

Муравьев говорил по-русски с сильным акцентом. Он предложил Николаю написать письмо матери. Ответ пришел буквально через несколько дней. Было это в декабре 1981 г.

Его перестали бить, стали кормить той же пищей, которую давали охране. Красный Крест настоял на том, чтобы Николая содержали в одной тюрьме и не перевозили с места на место. В одиночке появились книги, бандероли, поздравления с церковными праздниками присылала Русская зарубежная православная церковь.

ДРУГ

Эти поздравления я видел в альбоме, который бережно хранит Николай Пестрецов. Альбом — подарок охранника американца Дени. С этим парнем, своим одногодком, Николай подружился. У них нашлось много общего. Дени принес русско-английский словарь, и общались сразу на нескольких языках.

Одно слово из словаря, другое на португальском (за два года в Анголе Николай его сносно выучил). Дени постоянно носил на шее в качестве амулета спаянные вместе три пули от АКМ. Эти сплющенные кусочки свинца вытащили хирурги из тела американца. Воевал Дени во Вьетнаме, Родезии.

Николай выполнял интернациональный долг в Чехословакии. Общих тем для общения много.

Дни дежурства Дени были для прапорщика единственной отдушиной в однообразной тюремной жизни. Американец никогда не закрывал камеру, делился постоянно сигаретами, изредка по ночам приносил бутылку виски.

Однажды американец даже предложил Николаю план побега: 600 долларов надо было заплатить за аренду небольшого вертолета и еще 400 за топливо, чтобы этот самый вертолет доставил узника в расположение кубинцев.

Но у Николая таких денег не было.

Время шло, а освобождение все оттягивалось и оттягивалось.

На седьмой месяц плена прапорщик Пестрецов объявил голодовку. Восемнадцать дней он ничего не ел, пил только воду. Стал похож на высохший скелет, от его восьмидесяти килограмм осталось 48. О голодовке узнал представитель Красного Креста, наорал на Николая: сам мешаешь своему освобождению.

И опять одиночка, опять тюремные будни. Хуже всего было по ночам, когда штатных охранников меняли солдаты-срочники. Они набрасывали спящему на лицо тряпку с хлороформом и кололи прапорщику наркоту.

А потом наблюдали за его поведением. Такое вот развлечение для юаровцев.

Пожаловался было Николай на своих мучителей представителям Красного Креста, но в ответ услышал: в тюрьме свои законы, никак не можем вмешиваться.

— Многое сыграло то, что я белый, рассказывает Николай Федорович. — Чернокожих там вообще за людей не считают, бьют чем попало, куда попало. Особенно зверствовали потомки выходцев из фашистской Германии…

В октябре 1982 г. вновь Николая вызвали к тюремному начальству. Неизвестный ему военный в табачной форме предложил Пестрецову дать письменное согласие на захоронение жены и трех его соотечественников.

— Где они? — пересохшим от волнения голосом переспросил прапорщик.

Оказывается, тела павших в том давнем бою были забальзамированы и лежали в городском морге до выяснения всех обстоятельств с Николаем.

— Я не уполномочен подписывать такие бумаги, — заявил Пестрецов. — Тела улетят вместе со мной.

Но освобождение вновь было отложено. Причины не назывались. Прошли ноябрьские праздники, а там скорбное известие из Москвы — умер генсек. Опять не до Пестрецова. Наконец наступило 20 ноября 1982 г.

СВОБОДА

В этот день в аэропорту Лусаки, столицы Замбии, одновременно приземлились два самолета. Николая Пестрецова, четыре гроба его боевых товарищей, кубинца Франсиско меняли на двух пленных американских летчиков и четыре тела погибших юаровцев. Представитель Красного Креста провел Николая к самолету. Все, плен для него закончился.

Уже в Союзе поручили ему выполнять и скорбную миссию доставки тел родственникам, и их похороны. Затем опять была служба в той же должности командира ремонтного взвода в Московско-Минской Пролетарской дивизии.

Год службы и плена ему посчитали за три, наградить ничем не наградили. Прапорщик рвался мстить. Кому и за что, он и сам не знал. Написал рапорт с просьбой направить его в Афганистан. Ему, разумеется, дали от ворот поворот.

И тут на свое счастье встретил Николай женщину, детишки пошли. Отслужив 27 календарных лет, уволился прапорщик в запас, обосновался на хуторе. Хозяйство завел: детей поднимать на ноги надо. А семья у узника юаровской тюрьмы солидная: сын Виктор женился, стал Николай дедом.

Второй сын Валерий в университете учится, Алексей в армию собирается. Близняшки Наташа и Надя школу заканчивают в следующем году.

Несколько лет назад Николай Федорович получил наконец-то причитающуюся ему плату за пятнадцатимесячный плен в 1972 г. — 61 рэнд от Южной Африки. Родное государство за его пребывание в плену не заплатило ни копейки.

Когда прапорщик запаса получал в посольстве причитающийся ему «денежный кредит Южной Африки на имя Н.Ф. Пестрецова», дипломат южноафриканского государства пригласил бывшего узника в гости. Николай Федорович вежливо отказался.

Источник: http://nvo.ng.ru/notes/2001-11-30/8_uar.html

Жирков Леонид Сергеевич — 1855-16-08

В ночи раздавались звуки шагов, позвякивание инструментов и тяжелое дыхание уставших людей. После перехода, все рассчитывали на отдых, но вместо ночи в палатках на бивуаке, роту погнали на тяжелую ночную работу.

Стрелки тринадцатой роты, которые должны были занять окопы, придут под утро, на готовенькое.

Несмотря на объяснение, что тем придется сидеть в окопах безвылазно весь следующий день, саперы, привыкшие только руководить 'крупой' были недовольны.

Ломая спички от волнения, прапорщик изучал в укромном месте план работ. Подозвав взводных унтер-офицеров, выслушав их, он отдал приказ и людей, наскоро разметив позиции, развели на работу.

* * *

— Черт бы взял эту землю, после травы сплошная глина. Как камень.

— Бога не гневи! Вон во втором взводе, под глиной самый настоящий камень и есть.

— Не дай Бог, все руки собьем…

— Никита Федорыч, расскажи про войну …

Буквально вгрызаясь в землю лопатами и кирками, саперы вели свои солдатские разговоры. Со стороны третьего взвода послышался смех. Там ефрейтор Куприянов, передав лом другому саперу, рассказывал как полковник Ларионов, влупил их ротному.

Читайте также:  Советские китобои

— А ты почем знашь? Нешто под столом там подслухивал?

— То-то и знаю, 'солдатский телеграф' донес, деревня!

— Не из деревни, из села мы. А ты, городской штоль?

— То-то, и городской.

— Прекратить разговоры! Я тебя Куприянов под винтовку, на редут под обстрел поставлю, ежели еще языком своим балаболить будешь!

— Молчу Аким Иваныч! Молчу!

— Кончай разговоры! Работайте! К утру готово должно быть!

— Аким Иваныч! Покурить бы! Смерть охота!

— Прапорщик не дозволяет.

— Так он у люнета счас! Мы по быстрому…

— Ладно, только шинелью накройтесь. Не дай Бог увидит!

* * *

На редутах и люнете, севастопольские солдаты и матросы, тоже занимались земляными работами. С наступлением темноты, вынесли раненых. Обратной дорогой притащили орудийные станки взамен разбитых. Сейчас с хрипом поднимали на них орудийные стволы. Работами руководили начальники укреплений.

Примерно через три часа, после начала работ саперами, на люнете появились полковник Ларионов, капитан Коростылев и провожавший их лейтенант 4-го флотского экипажа Брылкин.

Бросившийся к начальству с докладом Иволгин, зацепился за камни, упал больно ушиб локоть.

— Экий Вы неловкий, прапорщик.- Сказал ему ротный командир: — осторожнее в темноте надо. Ну что у Вас?

— Господин капитан, грунт тяжелый, в наставлении …

— Я знаю, что написано в наставлении. Господин полковник, позвольте все самому осмотреть?

— Да, конечно, Аркадий Олегович, мы пока с Дмитрием Николаевичем пойдем к редутам, потом вернемся.

— Господин полковник, Вы по балке осторожнее, там неудобно все …

— Спасибо прапорщик. Идемте Дмитрий Николаевич.

Брылкин, как знающий местность, шел, впереди предупреждая Ларионова о препятствиях.

Через пятнадцать минут фельдфебель саперной роты уже докладывал Ларионову о ходе работ.

— Ваше Высокоблагородие! Так, что на аршин уже заглубились, но тяжело очень, а люди и так уставшие. Да там вот, изволите видеть, не земля, сплошной камень. Ломами и кирками бьем по очереди, а все равно все руки отмотали. Помощь бы нам …

— Нет, фельдфебель, сегодня не ждите. Передайте людям, завтра сутки отдыха. Никуда и не на что людей привлекать не будем. Отоспятся и отдохнут. Но сегодня, кровь из носу, чтобы окопы были готовы.

Фельдфебель, судя по его расхристанному виду, сам только что долбил камень ломом, обреченно вздохнул.

— Дайте людям возможность перекурить и передохнуть четверть часа, и за работу.

— Слушаюсь, Ваше Высокоблагородие!

— Пойдемте к редутам, Дмитрий Николаевич, показывайте дорогу, а то тут в темноте черт ногу сломит.

— Пожалуйте за мной, Андрей Васильевич.
— Предупредительно сказал лейтенант, которому Ларионов после представления сразу сказал: 'Без чинов'. По дороге лейтенант продолжил рассказ о Нахимове:

— По званию он хозяин Севастополя, постоянно бывает на укреплениях, вникая во все подробности, если кто из генералов ссорится, достаточно одного его слова для прекращения этого. Но вот с воровством, ничего сделать не может-с. Ведь как мы мерзли зимой, а полушубков нам не привезли. Говорят, украли.

Ларионов знал эту историю. Давным-давно, еще в прошлой жизни ему довелось познакомиться с одним письмом. Письмо, кстати не подписанное, видимо принадлежало перу знающего и болевшего за дело человека. 'Деньги, выделенные на постройку зимних вещей разворовали, но часть полушубков все, же сшили.

Но когда встал вопрос об их отправке в Севастополь, оказалось, что деньги на перевозку разворованы. Доставили полушубки только в июле, но они были такого скверного качества, что сваленные в одном из сараев Симферополя, начали разлагаться и издавать страшное зловоние.

В то же время, подрядчики неслыханно обогатились …'.

— Дмитрий Николаевич, а сейчас привезли полушубки?

— Нет, Андрей Васильевич. Не слышал об этом.

'Вот чем надо бы заняться капитану Степанову. А не вопросами разведки и контрразведки. Впрочем, он и железной дорогой заняться сможет, там ведь тоже подрядчики, и народовольцами надо заняться.

Видимо будет очень востребованный человек. Прямо хоть в министры внутренних дел его надо ставить'.

Вспомнив малоподвижное лицо бывшего ротмистра, Ларионов усмехнулся, представив как Леонид Михайлович, начинает допрашивать какого-нибудь ворюгу.

Источник: https://fanread.ru/book/12834726/?page=29

Гневаясь, не согрешайте — Христианская церковь Новое Поколение

У китайцев есть пословица: «Чтоб ты жил в эпоху перемен». Это проклятие такое. Даже если бы хотел проповедовать на другую тему, не получится. Нужно проповедовать на то, что актуально, что ставит нам вызовы. Я говорил относительно роли церкви в обществе и что должно делать.

Не наши лозунги, трактовки и идеи, что делать, будут правильны в этой ситуации, а именно Слово Божье. Не будем предполагать, как бы Иисус делал, не будем на свои трактовке опираться. Доверили Христу, идя по этой жизни, нужно согласиться на волю Бога.

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27 и не давайте места диаволу. 28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. 30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

(Еф.4:26-32)

Хочу проповедовать, на тему: «Гневаясь, не согрешайте». И о том, что доброго мы можем сделать. Что Библия говорит по поводу нашего гражданства? Мы странники на этой земле. Наше гражданство на Небесах, откуда ожидаем пришествия Господа Иисуса. Во всей пестрой политической раскраске мы должны оставаться на позиции Слова Бога. Ситуация разрешится. Рано или поздно.

Плохо или нет. С кровью или нет. Ярость и гнев — гораздо больший огонь, чем зависть. А она дает гниль. Ярость – человек перестает себя контролировать. Даже в юриспруденции есть такой термин, когда человек в состоянии аффекта. Бог дал нам духа не страха. Но любви, мудрости, полноты, самообладания. Не важно, как много доброго положить в человека.

Если нет стен, то дьявол все это сожжет.

Страшно некоторых читать в интернете: «На гилляку их!» Чем же мы тогда отличаемся? Дьявол – человекоубийца от начала.

Библия говорит, кто сказал на брата своего «рака», сумасшедший, тот подлежит гиене огненной. Это слова Иисуса Христа в нагорной проповеди. Они не нуждаются в трактовке. Они говорят то, для чего сказаны.

Гнев человека правды Божьей не творит. Ситуация разрешится так быстро, как Господь разрешит.

Я часто хожу на Майдан. Не призываю вас ходить. Я не бросаю коктейли Молотова, не кидаю шины. Для чего я там? Я молюсь все это время. Я человек духовный и понимаю, какие силы стоят за этим. Сражаются Бог и человек.

Есть базовые понятия добро и зло. Ложь и правда. При чем тут политическая партия вообще. Я понимаю, что сейчас идет духовное сражение.

Кто понимает, что Советский Союз не есть империя добра? Хрущёв говорил, что покажет последнего верующего по телевизору, Библию в музей сдадут. Над каждой территорией есть определенный дух. Сейчас в поднебесье происходит духовная брань.

Для дьявола главное — побольше ненависти и убийств. Для того, чтобы побольше людей затащить в преисподнюю.

Я не про власть. Мы граждане царства Божьего. Блаженны миротворцы — они будут наречены сынами Царства Божьего. Сейчас идет сражение. Находясь там, вижу много неправильных вещей и вижу много хороших.

Как священник, что-то для себя отмечаю. Там же не бандформирование. Что такое камни, против пуль? Что коктейли Молотова против гранат? Там еще БТР стоят.

Люди, которые стоят, понимают, что такое упование на политиков и кто первый на самолете улетит в случае чего.

Я не раз был свидетелем, как люди на Майдане поют на коленях, чтобы Бог дал мир и разрешил эту ситуацию. Очень часто большую часть ночью занимают священники. Люди многие расходятся, а священники остаются. И каждый час там молитва, проповедь. Много адекватных слов на основании Библии. Если бы людям не напоминали о насилии, разве раньше бы не начались радикальные действия? Церковь сдерживает.

Каждый из нас имеет свое мнение. Кто-то Януковича гадом называет, кто-то говорит, какой он молодец. Но все это закончится. И дальше — небеса. Давайте помнить о Слове Бога и точке невозврата, которую нельзя перейти. Гнев делает вас слабее. В этот момент вы можете легче согрешить, чем обычно.

Выпившему человеку мысли о разврате, о блуде приходят легче. Гнев ослабляет наш дух, нашу связь с Богом. Тогда мы можем согрешить. Когда чувствуете, что подступает гнев, включите двойной контроль. Гнев открывает доступ к нашей душе дьяволу. В конечном итоге все силы тьмы мы называем одним именем.

Как и всех ангелов мы называем силами Божьими.

Что такое гнилое слово? Сказанное из осуждения, из зависти. Так люди говорят, когда не могут уже ничего руками сделать, так хотят хоть словами зацепить. Но слова имеют значение. Когда говорим слова, нужно отдавать отчет, чью волю освобождаем. Наши слова должны быть добрыми, чтобы доставляли благодать слушающим.

Вы не можете произвести благодать. Бог — даятель. Наши слова должны направлять людей к Богу. Люди начинают от Бога принимать благодать, по нашим словам. Если вы решили, что от ваших огненных проповедей наркоманы могут бросить, блудники перестать блудить, то расслабитесь. Вы не можете сделать этого.

Вы можете только приготовить путь.

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

(Еф.4:31,32)

Иногда слышу от людей: давайте принесем Богу жертву, чтобы Он перестал проклинать нас. Вы что, язычники? Т.е. не успел принести жертву и живешь под проклятием? Мы должны ориентироваться на Иисуса. Наше спасение не от дел, чтобы никто не хвалился. Иисус заплатил за все.

Или, может не за все? Есть большая ценность? Т.е. за что-то нужно кровь Иисуса и еще 100 долларов? Давайте думать о себе и о своих жертвах скромнее. Христос отдал нас не для того, чтобы судить мир, но, чтобы мир спасен был. Главное – вера. Будьте добры друг ко другу.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

(Иак.3:7,8)

Причем не важно, кого вы ругаете, а яд на языке.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. 10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? 12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду. 13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. 15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, 16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. 18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

(Иак.3:9-18)

Если мы хотим плодов добра, то эти плоды сеются у тех, которые хранят мир. Мы в Божьей руке. Трон у Бога не сломался. Он не забыл нас, не стал к нам безразличным. Он наблюдает всю землю, чтобы поддерживать всех, кто вполне предан Ему.

Когда Давид встретился в пещере с Саулом. Когда Саул так сосредоточился на своем отдыхе, что забыл о своей одежде, Давид отрезал ему край одежды. После этого Саул собрался уехать, Давид вышел и говорит: «Саул, твоя душа, твоя жизнь была в моих руках. Я мог снести тебе голову, ты бы даже не понял. Но я не поднял своей руки».

Это происходило, когда Бог отошел от Саула, и Саул начал преследовать Давида, который был помазан. Началась бы братоубийственная война во имя утверждения престола. Поэтому нужно молиться за таких лидеров. Давид был смелым военачальником, враги которого боялись. Было известно, что Бог отошел от Саула. Люди говорили об этом.

23 Когда Авигея увидела Давида, то поспешила сойти с осла и пала пред Давидом на лице свое и поклонилась до земли; 24 и пала к ногам его и сказала: на мне грех, господин мой; позволь рабе твоей говорить в уши твои и послушай слов рабы твоей.

25 Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним. А я, раба твоя, не видела слуг господина моего, которых ты присылал.

Читайте также:  Русские солдаты глазами немецкого генерала

26 И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения, и ныне да будут, как Навал, враги твои и злоумышляющие против господина моего. 27 Вот эти дары, которые принесла раба твоя господину моему, чтобы дать их отрокам, служащим господину моему.

28 Прости вину рабы твоей; Господь непременно устроит господину моему дом твердый, ибо войны Господа ведет господин мой, и зло не найдется в тебе во всю жизнь твою.

29 Если восстанет человек преследовать тебя и искать души твоей, то душа господина моего будет завязана в узле жизни у Господа Бога твоего, а душу врагов твоих бросит Он как бы пращею.

30 И когда сделает Господь господину моему все, что говорил о тебе доброго, и поставит тебя вождем над Израилем, 31 то не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою.

32 И сказал Давид Авигее: благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, 33 и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя.

34 Но, — жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе, — если бы ты не поспешила и не пришла навстречу мне, то до рассвета утреннего я не оставил бы Навалу мочащегося к стене. 35 И принял Давид из рук ее то, что она принесла ему, и сказал ей: иди с миром в дом твой; вот, я послушался голоса твоего и почтил лице твое. 36 И пришла Авигея к Навалу, и вот, у него пир в доме его, как пир царский, и сердце Навала было весело; он же был очень пьян; и не сказала ему ни слова, ни большого, ни малого, до утра. 37 Утром же, когда Навал отрезвился, жена его рассказала ему об этом, и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень. 38 Дней через десять поразил Господь Навала, и он умер.

(1Цар.25:23-38)

Есть два противоборствующих лагеря. Приходят священники, молятся. И на протяжении нескольких дней перемирие происходит именно так. Где должна быть церковь? Мы должны стать миротворцами между двумя воюющими лагерями.

Для чего мы призваны в этом мире? Мы призваны защищать волю Бога и быть миротворцами. Приносите жертвы правды и уповайте на Господа. Кто покажет нам благо? Спокойно ложусь я и сплю.

Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Кто-то НАТО призывает, кто-то русские войска. Но чье воинство нам нужно призывать? Не руку Путина, не Меркель,  не Барака Обамы. Но воинство Божье. Церковь должна быть миротворцем.

Что должна церковь делать в это время. Мы должны хранить нейтралитет и молиться за всю Украину. Мы должны просить мудрости для начальства (в любом случае мудрости не было), и чтобы она приземлилась прямо в их разум, чтобы совесть начала орать, хоть раньше молчала.

Чтобы сон потеряли, раз замышляют кровопролитие. Мы должны хранить себя не оскверненными, как церковь. Пусть победителем будет страна, народ, правосудие, свобода человеческого выбора. Чтобы Бог дал нам хранить свои уста. Я некоторые свои комментарии удаляю, потому что стыдно становится.

Вчера с сарказмом высмеял одного человека, потом просил прощения.

Когда Захария, отец Иоанна Крестителя на слова Ангела что-то хотел не то сказать, ему кляп поставили на полгода.

Мы должны творить дела милосердия. Какая разница, кто был прав, и кто его побил. Нам нужно служить милосердием, добром. В чем должно выражаться?

Пятое. Мы должны сеять в людях веру. Мы верим, что Бог может все сделать. Ни в какой ситуации нельзя падать в отчаяние.

Хорошо, произошла смена власти. Он тоже человек, и не лишен искушения обогащаться? Плоть – жиденькое упование.

И шестое, что должна делать церковь – быть миротворцами. Могла жена подумать, что сейчас отомстит Навалу за все годы. Она поняла, что на крови царства не построить.

Авторитет политических одиозных лидеров рушится, а авторитет церкви поднимается. Это уже радует.

Украинский межцерковный совет имеет решение во всех церквях не оставлять молитвы за то, что происходит в стране. За совершенную волю Бога для нашей нации.

Источник: http://newgeneration.kiev.ua/sermons/gnevayas-ne-sogreshajte/

Гневаясь не согрешайте

Не умея сдерживать себя, мы не сможем исполнить наш долг перед Богом и утешить печаль Его сердца.

Поскольку судьба небес и земли связана с Божьим провидением, если мы останемся с Богом и сможем разделить с Ним горечь, негодование и печаль, мир сатаны предстанет перед судом.

Именно поэтому Небеса учат нас смирять свой гнев, быть кроткими и сдержанными, а также стойкими и упорными в нашей жизни веры. (Преп. Мун Сон Мён)

В википедии гнев определяется как «отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить ее». Обычно гнев воспринимается как проявление эмоций, однако в гневе задействованы не только эмоции, но и тело, и интеллект, и воля. Если человек гневается, все аспекты его духовного и физического «я» приходят в движение.

Гнев возникает всегда в результате какого-либо события. Мы не можем сказать: «Хочу испытать гнев через минуту». Гнев – это реакция на событие, которое нам кажется несправедливым и вызывает раздражение, отчаяние и боль.

Когда происходит неприятное событие, мы не просто испытываем неприятные эмоции: разочарование, боль, отверженность, замешательство. Также мы сразу начинаем обдумывать ситуацию и «накручивать себя».

Муж возвращается домой поздно, жена может начать рассуждать примерно так: «Он мог позвонить и предупредить, что задерживается. Он знает, что я жду его к ужину. Он совсем обо мне не думает. Его интересует только работа. Совершенно ясно, что он равнодушен ко мне. Зачем я только вышла замуж за такого эгоиста?». При помощи своего интеллекта мы можем сделать из гневной мухи гневного слона.

Наше тело также не остается в стороне когда мы гневаемся, наши надпочечники начинают выделять адреналин. Начинается ускоренное сердцебиение, повышается артериальное давление, активизируется пищеварительная система и функция лёгких — всё это в итоге приводит к общему состоянию возбуждения, которое полностью захватывает человека. И только потом гнев начинает сказываться на нашем поведении.

Если понять, откуда берется гнев, то тогда возможно понять и как с ним справиться. Все люди без исключения, во всех культурах, во все времена, время от времени испытывали и испытывают гнев. Так откуда же он берётся?

Бог — это Отец и Мать всех эмоций: радости, гнева, печали и удовольствия. (Преп. Мун Сон Мён)

Источник человеческой способности гневаться заложен в природе Бога. Конечно, гнев не относиться к преобладающим атрибутам Божьей природы. Бог абсолютен, неизменен, уникален и вечен, а также Бог является любящим Родителем и безгрешным Существом.

Именно из безгрешности Бога и Его желания восстановить людей при помощи абсолютной истинной любви и произрастает Его гнев. Мы говорим: «Бог есть любовь» и никогда не говорим: «Бог есть гнев».

Гнев являться побочным продуктом желания безгрешного и святого Бога восстановить людей при помощи истинной любви.

Бог полон решимости восстановить этот мир, следовательно, каждый раз, когда люди не справляются со своей ответственностью, Бог испытывает возмущение. Сталкиваясь с грехом и предательством, Бог испытывает боль и гнев.

Бог хочет, чтобы человек творил добро и радовался последствиям своей благочестивой жизни. Зная о разрушительных последствиях человеческого греха, Бог начинает испытывать гнев, когда видит несправедливость и беззаконие. Божий гнев возникает по причине Его неуклонного стремления к справедливости и праведности, которые проистекают из Его непогрешимости и истинной любви.

Люди, созданные по образу и подобию Бога, также как и Бог желают справедливости и праведности и стремятся к ним. А значит, когда человек видит несправедливость или неправедность, то естественным образом начинает испытывать возмущение. Конечно, после грехопадения Божий образ в нас изменился, но он не исчез совсем.

Единственная разница в гневе падшего и совершенного человека в том, что падший человек гневается, когда несправедливо поступают по отношению к нему лично и используют для этого свое собственное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

А совершенный человек испытывает гнев, когда видит, что Божья воля не осуществляется, и основывает свой гнев на истине, на ясном определении добра и зла.

Каждый человек желает праведности. И в нашем мире постоянно слышны возмущенные возгласы: «Как он мог так поступить! Это неправильно! Он ведет себя нехорошо! Так нечестно! Жизнь несправедлива!», и т.д. Все люди с самого детства могут безошибочно определить, когда по отношению к ним поступают несправедливо и в результате кто громче, кто тише, заявляют свой протест.

Почему жена негодует на мужа? Потому что в ее понимании он унизил ее, поверг в смятение или оттолкнул. Словом, «он ведет себя неправильно», не так, как следует вести себя по отношению к жене.

Почему подростки возмущаются отношением к ним родителей? Потому что они считают, что родители к ним несправедливы, не любят их, недостаточно к ним добры, то есть поступают не так, как следует поступать.

Почему водители постоянно сигналят на светофорах и в пробках? Потому что считают, что надо ехать уже на желтый свет и не дожидаться зеленого, думают, что кто-то несправедливо вырулил прямо перед ними или слишком замешкался, когда все уже поехали вперед. Короче, другой водитель поступил неправильно, и поэтому ему сигналят.

Гнев сам по себе не является грехом и проявлением падшей природы. Наоборот, гнев доказывает, что, несмотря на свое падшее состояние, в нас еще живо чувство справедливости и праведности и стремление достичь их. Гнев отражает наше стремление к праведности, честности и справедливости и является свидетельством нашего благородства, а не порочности.

Нам следует благодарить Бога за способность испытывать гнев.

Когда люди перестают негодовать и возмущаться, они либо живут в совершенном мире, либо полностью потеряли чувство моральной сопричастности к происходящему вокруг.

Таким людям попросту стало всё равно, что дальше будет с миром и с людьми вокруг. Если люди становятся равнодушными и не чувствительными к чужой боли, тогда мир может стать действительно ужасным местом.

Кто обладает высочайшей и величайшей совестью во Вселенной? Бог. Если совестливый человек увидит несправедливость, разве он может остаться в стороне? Нет, он разразится праведным негодованием! Может ли Божья совесть быть слабее?  (Преп. Мун Сон Мён)

Если гнев это часть нашей Божественной природы, тогда зачем он вообще нужен? Ответ тут вполне очевиден: гнев дан человеку Богом для того, чтобы побудить нас к активным и конструктивным действиям перед лицом всего, что несправедливо и неправильно.

Мы должны исполниться праведного гнева из-за того, что сатана уничтожил так много хороших людей с помощью пороков, оставив в истории горький след падшей любви. Мы должны кипеть от негодования, поскольку сатана вынудил Небеса пойти на бесчисленные жертвы. (Преп. Мун Сон Мён)

К сожалению, падший человек не всегда адекватно воспринимает, что справедливо, а что несправедливо.

В виду того, что наша падшая природа эгоцентрична (в центре Вселенной находимся мы сами), а не теоцентрична (когда в центре всего находится Бог), мы склонны испытывать возмущение всякий раз, когда что-то происходит не так, как хочется нам.

В более изначальном своем состоянии каждый раз, видя несправедливость, мы бы испытывали гнев, который подталкивал бы нас к позитивным действиям, основанным на любви.

Почему гневается Бог?

На протяжении всей истории Божий гнев, как реакция на греховность людей, побуждал Бога действовать, посылать пророков и основателей религий ради того, чтобы они призывали народы к покаянию. Если люди каялись, тогда Божий гнев остывал, если нет, тогда Богу приходилось предпринимать какие-либо еще меры.

Бог настолько сильно любит каждого из нас, что ни за что на свете не позволит нам пребывать в грехе и пороке. Бог увещевает нас при помощи Своего Слова, Бог предупреждает нас через мелкие неприятности, Бог наставляет нас при помощи серьезных проблем, Бог исправляет нас даже при помощи огромных потрясений.

Но никогда не при каких обстоятельствах, видя страдания человечества, Бог не останется просто сторонним наблюдателем.

Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать. Признай только вину твою… Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами. (Иер. 3:12-14)

В силу Своей любви к людям Бог не может терпеть, чтобы несправедливость продолжала существовать в мире. В итоге, каждый человек пожинает плоды того, что сеет.

Бог если и использует какие-либо суровые и дисциплинарные меры воздействия на нас, то всегда только из любви по отношению к нам.

Поэтому образ сурового Бога, требующего справедливости и творящего суд над людьми не соответствует действительности. Абсолютность и непогрешимость Бога не позволяют Ему оставаться равнодушным, когда Он видит, как люди творят зло.

Читайте также:  История советской колбасы

И негодование по этому поводу заставляет Бога сражаться до полной победы добра в жизни каждого из нас.

Почему гневается Мессия?

Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал… дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Иоан. 2:13-16)

В действиях Иисуса Христа повторяются те же мотивы, что и в действиях Бога. Движимый любовью и позитивными целями, Иисус выступал против зла, которое пробуждало в нем гнев.

Ученики Иисуса видели, что он впал в негодование и объяснили это его праведностью и глубокой озабоченностью тем, что происходит в Храме Божьем.

Мессия в своем гневе всегда руководствуется любовью, стремясь прекратить зло и привести грешников к покаянию.

Когда я видел, как люди предавали меня и отворачивались от меня, моя душа взрывалась таким гневом и возмущением, что у меня перехватывало дыхание и хотелось крикнуть: «Разрази тебя гром, паршивец! Будь у меня японский меч, я бы тебе глотку перерезал!» Но, помня о Сердце Бога, Который желает возвращения этих людей, я не мог так поступить. Я жил, полный решимости поддерживать несчастного Бога и прощать людей. Каждый раз, когда я сталкивался с подобными ситуациями, возникал один узелок. У Церкви Объединения, словно у бамбука, вырастало новое колено. Так я и шел, завязывая узелки на уровне семьи, рода и народа. (Преп. Мун Сон Мён)

Итак, когда мы сталкиваемся с тем, что нам кажется несправедливым, неправильным или нечистым – мы испытываем гнев. Бог подарил нам способность гневаться, чтобы мы могли мобилизовать себя на позитивные действия по исправлению всего злого и греховного в себе и в мире.

Гнев не должен толкать нас на разрушительные поступки, направленные против людей. Гнев не дает нам право говорить или делать что-либо во вред окружающим. Гнев лишь подталкивает нас к позитивным действиям, направленным на исправление неправильного положения вещей в мире.

Сам по себе гнев – вещь полезная, он подобен «красному огоньку» на приборной панели автомобиля и сигнализирует о том, что что-то не так. Гнев заставляет нас обратить свое внимание на сложившуюся ситуацию, и после этого становится очень важно, что мы сделаем дальше.

Сложно не отреагировать вообще.

Поэтому мы можем либо использовать свой гнев как мощный позитивный стимул, побуждающий нас к действиям, основанным на любви, либо перестать контролировать свой гнев, и тогда он превратиться в неистовую и неконтролируемую силу, способную разрушить и нас и всё, что вокруг нас.

Как использовать свой гнев во благо

Признайтесь самому себе, что вы разгневаны. Поскольку гнев может вспыхнуть мгновенно, часто мы реагируем немедленно – либо словом, либо действием, даже не успевая осознать, что же происходит у нас внутри.

Если признаться себе, что сердишься, реакция может быть более позитивной. Произнесите вслух: «Я невероятно разозлился! И что мне теперь делать?». Тогда вы увидите разницу между вашим гневом и теми действиями, которые собираетесь предпринять.

В такой ситуации вам будет легче взять свои эмоции под контроль.

Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26)

Не реагируйте сгоряча. Если мы рассержены и поддадимся своему первому порыву, то скорее всего отреагируем самым негативным и деструктивным способом.

По большей части мы просто повторяем модель поведения, к которой привыкли с детства и которую наблюдали у своих родителей или взрослых.

Обычно существуют две крайности: человек либо замыкается в себе и замолкает, лелея собственные обиды, либо действует агрессивно – словесно или физически.

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. (Пр. 29:11)

Не реагировать сгоряча не означает подавить свой гнев. Просто иногда, нужно сосчитать до 10 или до 100, прежде чем как-то реагировать на то, что нас раздражает. Сколько раз мы говорили необдуманные слова, за которые потом приходилось сожалеть, но поправить что-либо было уже невозможно.

Слово не воробей вылетит, не поймаешь.

Если мы считаем вслух или просто где-то прогуливаемся, то вполне можем ощутить душевное облегчение и сказать себе: «Я невероятно рассердился! Что мне теперь делать?». Когда вы чувствуете раздражение, начните молиться и вместе с Богом вы скорее найдете выход из сложившейся ситуации.

Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам. (Пр. 19:11)

Также в тот момент, когда вы чувствуете сильное негодование, особенно в отношениях с супругом возьмите тайм-аут. Успокойтесь и подойдите конструктивно к решению конфликта. Конечно, тайм-аут не может длиться 3 месяца, и конфликт нельзя просто замолчать, но и отреагировать сразу было бы неправильно.

Выявите причину гнева. Почему я рассердился? Что является причиной моего негодования — его слова или действия? Или может выражение его глаз? Может быть это событие напоминает вам какие-то неприятные события из вашего прошлого?

Главное, при выявлении причины гнева – понять, в чём, собственно говоря, этот человек согрешил. Возможно, что гнев просто не обоснован и заключается в разнице характеров, разном воспитании и разном понимании одних и тех же вещей.

Если же гнев обоснован, тогда надо решить, насколько сильно обидел вас человек. Можно использовать шкалу от 1 до 10, чтобы оценить степень ущерба. Это нужно для того, чтобы не накручивать лишний раз свою обиду и не приписывать другому человеку не совершенных преступлений, а оставаться объективными.

Наша реакция на разбитую чашку и измену может и должна быть совершенно разной.

Проанализируйте варианты своей реакции.

Спросите себя: какие позитивные действия, основанные на любви, я должен совершить? Отругать человека? Вспомнить все его прошлые прегрешения и ошибки? Использовать оскорбительные слова, чтобы показать ему степень своего возмущения? Дать обидчику пощечину? Схватить его за шиворот и хорошенько встряхнуть? Швырнуть в него попавшимся под руку предметом?

На самом деле приемлемых вариантов всего два. Первый вариант: оставить всё как есть и предать всю ситуацию и человека, на которого вы разозлились, в руки Божьи. В таком случае, вопрос о справедливости мы доверяем Богу, и пусть Он сделает в сложившихся обстоятельствах то, что считает нужным. Если мы не можем напрямую повлиять на ситуацию, тогда лучше всего довериться Богу.

Я терпел и думал, что справедливости не достичь кулаками — только терпением. Порой я испытывал такое негодование, что у меня сводило челюсти. Но я терпел, считал себя недостойным сыном и думал так: Богу пришлось сдерживать Свой гнев гораздо дольше, чем мне. (Преп. Мун Сон Мён)

Второй вариант: с любовью противостоять обидчику и найти решение возникшего конфликта.

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф. 18:15-17)

А как нужно относиться к язычнику? Молиться за его спасение и за восстановление отношений с ним. Если вы откровенно и с любовью говорите с человеком и он признаёт свою вину, тогда простите его и не вспоминайте его прошлых прегрешений, но если человек никак не признаёт свою вину несмотря на все ваши позитивные попытки, остается лишь молиться за него.

Предпримите конструктивные шаги. Если вы решите оставить всё как есть, сообщите о своем решении Богу. Добровольно отдайте в Божьи руки и виновника ваших злоключений и свой гнев.

Если вы решились на доброжелательное выяснения отношений, прежде всего внимательно выслушайте другого человека и попытайтесь понять его. В любом случае многое прояснится: либо человек признает свою вину, либо вы сами поймете, что неверно восприняли его мотивы. Доброжелательная беседа многое проясняет.

Расскажите человеку о своей сердечной боли и о степени своей обиды, а потом вместе ищите позитивный выход из сложившейся ситуации.

Когда вы действуете с доброжелательностью и смирением, сатанинский мир естественным образом подчиняется вам. (Преп. Мун Сон Мён)

Пастор Олег, 21 апреля 2013 года, г. Москва

Источник: http://www.mirboga.ru/articles/gnevayas-ne-sogreshayte

Возвращение прапорщика

В российскую армию вернут 55 тысяч прапорщиков и мичманов.

Член комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев так комментирует эту новость: «Школы прапорщиков давали армии категорию специалистов — как специалистов тыла, так и специалистов, которые могли работать на высокосложном оборудовании. Таких специалистов сейчас катастрофически не хватает».

Сокращая прапорщиков, в министерстве рассчитывали на рост призывников с высшим образованием. Таких призывников сейчас около 20%, но из них мало кто остается служить по контракту.

Звания прапорщиков и мичманов упразднили в 2009 году в ходе военной реформы Анатолия Сердюкова, занимавшего пост главы Минобороны. Тогда сократили, уволили в запас или перевели на другие должности более 140 тысяч прапорщиков и мичманов.Информационный аналитик ВОЕНТЕРНЕТа Олег Павлов узнал о звании прапорщика всё.

Посмотрите его справку

Чин прапорщика в русской армии

Чин прапорщика в русской армии был введен в 1630 году как первичное обер-офицерское звание для полков иноземного строя, и затем закреплено в Уставе 1647 года. Статус прапорщика был выше капрала и ниже поручика.

С 1680 года Указом Фёдора Алексеевича звание было распространено на все полки, включая стрелецкие (где до того равного ему чина не существовало), по статусу звание стало выше подпрапорщика и ниже поручика.

В 1722 году при введении Табели о рангах Пётр I попытался заменить звание прапорщика званием фендрика, но оно не прижилось, звание прапорщика исчезло только в артиллерии и пионерных войсках, где было введено звание штык-юнкера, числившееся на класс выше.

Прапорщики всех остальных родов войск относились к XIV классу Табели, прапорщики гвардии – к XII классу, титуловались «ваше благородие». До 1845 года звание прапорщика давало потомственное дворянство, затем до 1856 года – только личное, далее только потомственное почетное гражданство.

Знаком различия прапорщика с 1 января 1827 года служила одна звезда на обер-офицерском эполете, а с 28 апреля 1854 года появился прапорщицкий погон — с одним просветом и одной звездой на нем.

Прапорщик военного времени, первая мировая война

После реформы 1884 года звание прапорщика становится факультативным чином военного времени для армии и гвардии.С 1886 года все прапорщики по окончании боевых действий должны были либо производиться в подпоручики (мичманы на флоте), либо увольняться в запас.

Массовое производство в прапорщики имело место с началом Первой мировой войны для покрытия убыли кадрового обер-офицерского состава во фронтовых частях, причем их как готовили в специальных школах (школах прапорщиков), так и производили ускоренным порядком из вольноопределяющихся и унтер-офицеров, последним для производства было достаточно иметь две боевые награды (медали или креста) и образование не ниже четырех классов.С 1907 года, а связи с введением чина зауряд-прапорщика, по статусу прапорщики становятся выше зауряд-прапорщиков и ниже подпоручиков.Обычно прапорщики назначались командирами взводов и на равные им должности. Прапорщик, награждённый за боевое отличие орденом или наградным оружием, подлежал производству в подпоручики (прапорщик по Адмиралтейству корабельного состава – в мичманы), но в ходе Первой мировой войны это правило иногда нарушалось, как правило – в отношении прапорщиков, выслужившихся из унтер-офицеров и не имевших вообще никакого образования.

Гражданская война

Младший лейтенант РККА по своему рангу соответствовал дореволюционному прапорщику.В белых армиях с 1919 года звание было отменено.

Прапорщики подлежали переаттестации в корнеты и подпоручики, но вновь принимаемые в армию добровольцы-прапорщики некоторое время оставались в этом звании.

В Красной Армии чину прапорщика соответствовало звание младшего лейтенанта, введённое в 1937 году 5 августа 1937 года дополнением к постановлению ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 года о введении воинских званий.

Звание прапорщика в советской и российской армиях

В 1917—1972 годах в Красной, затем Советской Армии до 1972 года звания, называвшегося прапорщик, не существовало. Оно было введено с 1 января 1972 года. Тогда же к нему было приравнено звание мичман, которое до этого соответствовало сухопутному старшине и имело соответствующий погон. Прежний же мичман стал называться главный корабельный старшина. По своему служебному положению, обязанностям и правам прапорщики занимали место, близкое к младшим офицерам, являясь их ближайшими помощниками и начальниками для солдат (матросов) и сержантов (старшин) одной с ними части. По статусу прапорщик был в этот период выше старшины и ниже младшего лейтенанта. С 1981 года было введено вышестоящее звание старший прапорщик, соответствовавшее дореволюционному зауряд-прапорщику. Воинское звание прапорщика присваивалось, как правило, по окончании прапорщицких школ. С начала 2009 года началась ликвидация штатной категории прапорщиков и мичманов в вооружённых силах Российской Федерации. Предполагалось, что прапорщиков и мичманов заменят профессиональные сержанты-контрактники. На тот момент в армии и на флоте проходили службу 140 тысяч прапорщиков и мичманов. К концу 2009 года все они были переведены на другие должности, сокращены или уволены в запас.

Источник: https://voenternet.livejournal.com/52015.html

Ссылка на основную публикацию